МАДОУ «Детский сад № 9» г. Тобольска. Хабибулина Э.А.

  пт., 29.11.2013

Конкурсант:

Хабибулина Эльвира Анваровна

Воспитатель детского сада – это человек, которому родители доверяют самое ценное, что у них есть – своего ребенка. На него возлагается колоссальная ответственность, и вместе с тем, очень важная миссия: он ведет ребенка в большой мир, учит взаимодействовать с ним. В этом нежном возрасте закладываются основы мировоззрения, на которые он будет опираться всю свою дальнейшую жизнь.

Воспитатель – первый педагог в жизни ребенка. Он придает процессу воспитания,  как правило, стихийному в условиях семьи, целенаправленный характер. На какое-то время воспитатель становится для ребенка главным человеком после родителей. С него он берет пример, ему подражает, считает непререкаемым авторитетом.  Какими же качествами должен обладать  воспитатель детского сада, чтобы соответствовать требованиям современного мира?

 История существования детских садов насчитывает уже более 170 лет. Так,  первое образовательно-воспитательное учреждение для дошкольников открыл  немецкий педагог Фридрих Фёбель  еще в 1837 году. Он назвал его  «Kindergarten», что означает «детский сад». Название стало популярным, и сегодня во многих странах мира дошкольные учреждения называются детскими садами. Деятельность педагога в таком учреждении  Фридрих Фёбель сравнивал с ролью садовника: также как садовник,  он заботится о своих питомцах,  ухаживает за ними, защищает от всяческого пагубного влияния, помогает расти крепкими и здоровыми. Но чтобы увидеть результаты своего труда,  он должен  отдать много душевных и физических сил,  а главное, всю свою любовь, ведь как говорил великий педагог Г. Песталоцци, «если не любишь, то не имеешь права воспитывать». За эти 170 лет вряд ли изменились требования к главным личностным качествам, которыми должен обладать воспитатель – это любовь к детям, доброта, ответственность.   Но роль воспитателя сегодня не сводится лишь к тому, чтобы «ухаживать и присматривать», она гораздо шире и многограннее. 

Воспитатель - это профессиональный педагог, знающий  специфику дошкольного образования. Он обладает научно-методическими и психологическими знаниями, поэтому лучше, чем родители,  понимает возрастные и индивидуальные особенности детей и применяет адекватные им приемы воспитания. Он умеет организовывать деятельность дошкольников содержательно и разнообразно, старается раскрыть возможности ребенка, стремится к развитию  эмоциональной и познавательной сферы.    Но при всем этом, он не может  взвалить на себя всю ответственность,  его задача – помогать родителям в воспитании их детей. К сожалению, не всегда и не все родители это понимают.  Но мудрость педагога заключается еще и в том, чтобы наладить с ними благоприятное сотрудничество. Нередко  воспитатель превращается в «перевоспитателя», ведь не секрет, что  мы, родители, умудряемся привить  ребенку за его пока еще совсем коротенькую жизнь массу собственных дурных манер. А бороться с издержками домашнего воспитания приходится воспитателю, хотя известно, что переделывать еще сложнее, чем просто делать. 

Воспитатель – лучший друг для ребенка.  Ведь именно с ним дети делятся и радостью, и печалью, ему доверяют свои самые сокровенные тайны. Он может и утешить, и дать совет, и для каждого из почти тридцати ребятишек у него найдется свое особенное, волшебное слово.  А еще, он  четко знает ту грань, за которой доброта превращается в попустительство, а строгость – в чрезмерную жесткость. Профессия воспитателя необыкновенно творческая. Вот уж где действительно можно попробовать себя в совершенно разных ролях! Воспитатель может быть  одновременно и сценаристом, и режиссером, и актером. Он может сыграть и добрую фею, и страшного злодея. Он певец и танцор, поэт и сказочник, фокусник и юморист. При этом у него самая отзывчивая, самая благодарная аудитория: дети всегда восторженно воспринимают все, что делает их педагог.  А еще у воспитателя   «очумелые» ручки,  иначе как научить деток рисовать, лепить, мастерить, строить,  клеить …  Чтобы идти в ногу со временем, воспитатель постоянно повышает уровень образованности. Чтобы удовлетворить любознательность современного ребенка, нужно обладать  почти энциклопедическими знаниями. Ведь дети уверены, что их воспитатель знает ответ на любой вопрос, а разочаровывать их нельзя. Воспитатель осваивает инновационные, в том числе и компьютерные технологии и является уверенным пользователем. Это на сегодняшний день немаловажная часть его  профессионализма.  Воспитатель хорошо разбирается в тонкостях различных образовательных программ, несмотря на то, что сейчас их великое множество, и целенаправленно реализует конкретную образовательную программу. Но я думаю, опытный воспитатель способен разработать и свою собственную авторскую программу, которая была бы более эффективной для конкретного детского коллектива, чем те, которые навязываются сверху.

Наверное, может показаться, что я рисую образ какого-то мифического, несуществующего в реальной жизни воспитателя. Возможно, где-то я действительно утрирую и преувеличиваю. Но в основном, это совершенно реальный портрет. В нашей семье разница в возрасте между детьми 13 лет, но  у каждого из них был (и есть) в жизни воспитатель, которого можно считать олицетворением этой профессии. Возможно, нам просто повезло. Но я считаю, что это не случайность, а скорее закономерность. Случайные люди  не остаются в этой профессии надолго. А те, кто несмотря на все трудности и  смешную зарплату, все же не оставили любимую работу – педагоги  по призванию, настоящие энтузиасты. Жаль, что энтузиазм воспитателей часто разбивается о бюрократическую рутину.  В ворохе ненужного бумажного хлама, которым сейчас приходится заниматься каждому воспитателю, чтобы доказать, что он не зря ест свой хлеб, очень легко потерять самое главное - ребенка.

 


Голосование закончено 12 декабря 2013 года в 15:00. Спасибо всем за участие!

 

Приглашаем педагогов дошкольных образовательных учреждений Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югра принять участие в виртуальной методической  выставке «Современная образовательная среда в ДОУ».

Организаторы: Издательство «ДРОФА», интернет-издание "Детские сады Тюменской области"  Сроки проведения: с  1.11. 2013г. по 14.04.2014 г. Подробно >>>

Скачать: положение о выставке

Поделиться
Просмотров: 1159
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.