МАДОУ Детский сад № 52 г. Тобольска. Матушина Я.А. |
чт., 28.11.2013 |
Конкурсант: Матушина Яна Александровна |
Все взросление детей, их превращение из малышей в думающих и отвечающих за свои поступки разумных человечков происходит в детском саду. Из дня в день, из месяца в месяц, и из года в год рядом с растущими и требующими все больше внимания и любви детьми находится воспитатель. Так каким же должен быть настоящий, мудрый воспитатель.
Где та грань, по которой должен идти со своими воспитанниками этот наставник- воспитатель?
Вот привели малышей в первый год, маленьких, неразумных, без навыков, плачущих по любому поводу и безумно скучающих по маме. Какую любовь они должны получить, какое внимание и помощь абсолютно во всем! И все это от одного человека. Один воспитатель, одна голова и всего две руки. А детей! Много! И все требуют, требуют и требуют. Одеть, накормить, научить простейшим навыкам, играть, гулять… Да еще и любовь свою дарить всем, ведь без родителей ой как грустно. И прижаться не к кому, и пожаловаться на соседа по кроватке не получается. И просто похныкать, когда спать охота, или ложка не держится в непослушной ручке. Все обязан уметь, понимать и чувствовать настоящий воспитатель.
Растут дети, растут требования их к воспитателю и воспитателя к ним. Учить самостоятельности, развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы с книгами, правильно держать карандаш и ножницы в руках. Сколько важного должен успеть дать наставник своим маленьким подопечным за годы совместной жизни в детском саду.
Как найти правильную линию в обучении детей, чтобы они поняли и запомнили все, что им дает воспитатель. Слишком упрощенно преподнести знания – скучно. Примитив не привлекателен ни для взрослых, ни для детей. Дашь сложней, чем они могут воспринять и опять занятия пройдут впустую – не понятно, сложно. Опять ребенку неинтересно, опять скучно, но уже из-за того, что ничего не понятно.
Как важно почувствовать воспитателю своих детей, разобраться в их желании воспринимать обучение, в их достаточном уровне для восприятия сложных вещей. Каким должен быть психологом педагог, чтобы дети поняли, заинтересовались, чтобы развивались, а не деградировали.
Слишком много требуется от настоящего воспитателя: огромная любовь к детям, разумная забота, неиссякаемое желание расти снова и снова вместе с приходящими каждые несколько лет новыми детьми, глубокое знание детской психологии, артистизм и, естественно, оптимизм.
Общеизвестно такое необходимое качество воспитателей, как терпение. Воспитателю сплошь и рядом приходится многократно повторять одни и те же действия или слова, сдерживать раздражение, а то и гнев, и даже бороться со скукой. Он должен быть достаточно терпелив, чтобы не рассчитывать на немедленный эффект своих педагогических приёмов, а быть готовым применять их снова, при необходимости модифицируя или усложняя.
Важное качество для воспитателя — наблюдательность. Наблюдательный человек способен быстро подмечать изменения в поведении ребёнка и вовремя корректировать свои действия по отношению к нему.
Нельзя не упомянуть и такое весьма желательное для воспитателя качество, как чувство юмора, которое обычно сопряжено с достаточно гибким умом, позволяющим посмотреть на событие или явление с разных сторон. Если при уходе за маленькими детьми чувство юмора не так уж обязательно, то подростки прекрасно ощущают его отсутствие у воспитателя, и такой человек много теряет в их глазах. Хорошим родителям их дети чаще всего готовы простить отсутствие чувства юмора, но учитель с тяжеловесным умом, не воспринимающий смешного, почти всегда обречён на неудачу.
Единственное, что необходимо воспитателю помнить всегда – не следует сводить всё общение с ребёнком только к сухому процессу передачи знаний. Главная задача воспитателя - помочь ребёнку стать личностью.
Каждый воспитатель должен стремиться развить в ребёнке ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих, научить ребёнка быть воспитанным, ответственным, уметь считаться с другими, иметь человеческое достоинство, уважать самого себя, быть ответственным.
Обладая всеми этими качествами, воспитатель сумеет стать авторитетом для малышей, - не ругать, не пугать, не наказывать ежечасно, а одним твердым словом и безграничной любовью отвернуть ребенка от желания постоянно проказничать. А если ребенок слишком энергичен и подвижен, тут уж без крепкой физической подготовки не прожить. Бегать наравне с малышами, прыгать дальше их, придумывать всякие развеселые, шустрые игры воспитатель просто обязан. Иначе разбегутся дети, опять пойдут проказы и капризы.
Много ли таких воспитателей? Каждый сам ответит на этот вопрос, но каждому педагогу надо понимать, что на своем поприще всегда есть куда развиваться. Поле деятельности настоящего мудрого воспитателя безгранично и развитие его бесконечно. До конца с детьми, каждый день борьба с ленью, с нежеланием порой идти на работу и дарить всего себя детям. Каждый день борьба с самим собой без всяких поблажек. Тогда дети оценят, тогда работа станет приносить великое удовольствие, и настроение будет хорошее. А когда педагог весел, добр и энергичен, дети чувствуют и тянутся к такому человеку. Не бояться, любить и развиваться. Всегда. Без права на остановку и поблажки к самому себе. Вот такой настоящий педагог и воспитатель.
Приложение: Работы детей, какими они представляют современного воспитателя.
Приглашаем педагогов дошкольных образовательных учреждений Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югра принять участие в виртуальной методической выставке «Современная образовательная среда в ДОУ». Организаторы: Издательство «ДРОФА», интернет-издание "Детские сады Тюменской области" Сроки проведения: с 1.11. 2013г. по 14.04.2014 г. Подробно >>> Скачать: положение о выставке |