Интерактивная форма работы в родителями: проект «Мама-первое слово»

  ср., 29.02.2012

Конкурсанты:

Перова Марина Анатольевна,

педагог дополнительного образования

Ситько Татьяна Борисовна,

музыкальный руководитель; 

Солойденко Олеся Анатольевна,

учитель – логопед

НРМ ДОБУ «Детский сад «Солнышко»

Нефтеюганский район, пгт. Пойковский

Актуальность. Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьей декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом или методическом документе. Это объясняется социально-экономическими изменениями в нашей стране, ростом научного психолого-педагогического знания, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения.

Актуальны проблемы взаимодействия с семьей еще и потому, что в современном обществе наблюдается кризис семьи: не ценится само понятие «семья», все чаще употребляется понятие «гражданские брак»,  в большинстве семей воспитывается один ребенок. Гораздо престижнее стало сделать успешную карьеру, чем родить и вырастить детей.

Часто можно наблюдать следующую ситуацию: малышу нанимают няню, а мама быстрее выходит на работу зарабатывать деньги. И если в период обучения в школе родители хоть как-то пытаются понять проблемы ребенка, посещают собрания и вникают в суть происходящих ситуаций, то в детском саду, как уверены родители, проблем у ребенка быть не может. Там воспитатели – «вторые мамы», они и приласкают, и утешат, и книжку прочитают, и песенку споют, и всему научат.

Однако и в Конвенции о правах ребенка, и в конституции Российской Федерации, и в Законе об образовании, и в Семейном кодексе отчетливо обозначена приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка. Великий педагог В.А. Сухомлинский справедливо отмечал «Семья – та первичная среда, где человек учится творить добро»

Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно  мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.

И, не случайно, среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «День матери» занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. Основанный Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и бескорыстной жертве матерей ради блага своих детей. 27 ноября 2011 г. Россия будет отмечать «День матери».

Праздник «День матери» служит напоминаем необходимости уважительного отношения к труду матери в семье и обществе. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.  От матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца – мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Исходя из основных Федеральных требований к структуре основной образовательной программы,  задачи содержания дошкольного образования должны решаться в ходе реализации других областей программы. Именно поэтому, проект «Мама – первое слово» предусматривает взаимосвязь и взаимодействие таких областей образовательной программы, как «Чтение художественной литературы»,  «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», "Социализация",  "Коммуникация", которые вызваны наличием специфических задач, содержания и форм и методов дошкольного образования.

Данный проект направлен на развитие положительного отношения ребенка к окружающему миру, приобщению детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.

На наш взгляд, эффективность такого взаимодействия позволяет обеспечить осуществление образовательного процесса в  совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей  и взаимодействие с родителями.

 

Цель: обобщить социальный опыт ребенка через его творческую активность, положительное отношение к своей маме.

Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:

  • Углубить знания детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе
  • Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.
  • Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и в музыкальной  деятельности
  • создание условий для социально-нравственного развития детей в процессе воспитания любви и взаимопонимания с  самым близким человеком – мамой.

Механизмы реализации проекта

  • Работа по формированию нравственного чувства  и  взаимо- пониманию детско-родительских отношений, должна проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей с социумом.
  • Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.
  • Обеспечение эмоционально-психологического комфорта взаимоотношений ребенка и родителя

Основные направления в работе по реализации проекта

  • Социальное развитие характеризуется общением ребенка с взрослыми и внешним социумом. Общение и разнообразные виды деятельности – главные условия усвоения детьми нравственных общечеловеческих ценностей,  гражданственности, любви к своей семье - основе формирования нравственного сознания;
  •  Познавательное развитие  формирует интерес детей  к познанию жизни своих родителей, их профессиям;
  • Художественно - эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития детей средствами синтеза искусств (музыки, живописи и поэзии). Дети знакомятся с классическими музыкальными произведениями о маме, произведениями художников портретистов, разучивают пословицы и поговорки о маме; разучивают песни, танцы, сценки, играют в сюжетно-ролевые игры, рисуют портреты мам. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей детей и взрослых их творчество.

Характерные особенности проекта:

  • Вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети);
  • Нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых.
  • Полнота и разнообразие видов направленной деятельности.
  • Количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня.

Проект предусматривает тесное взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда (руководителя кружка «Сказкоград»), педагога дополнительного образования, воспитателе и родителей.

Внешние партнеры по проекту:

  • Центр  социальной помощи «Забота»,
  • Библиотека «Радость»
  • Центральная районная больница, Почтовое отделение (гп Пойковкий)
  • Магазин «Снежинка»

Ожидаемые результаты

ü                 Пробуждение интереса к профессиям мам;

ü                 Милосердие и забота о людях пожилого возраста;       

ü                 Развитие познавательной активности,  любознательности;

ü                 Оказание помощи родителям в творческом развитии лучших традиций семейного  опыта воспитания детей;

ü                 Привлечение  к  сотрудничеству родителей по созданию в детском саду  предметно – развивающей среды;

     Раскрыть образ матери в поэзии, в живописи.

ü                 Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов.

ü                 Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Содержание проекта

Вид деятельности

1 этап – подготовительный:

  • Организация творческой группы, определение графика работы, степени вовлеченности в проект; обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  •  Подбор литературы, дидактических пособий, музыкально-дидактических игр и атрибутов
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией        проекта;
  • Составление тематического планирования мероприятий;
  • Организация аналитической группы из трех человек для проведения мероприятий по оценке качества реализации проекта
  • анкетирование родителей по вопросам взаимопонимания в семье взрослых и детей в рамках реализации проекта.
  • Проведение рисуночного теста «Моя семья»

      2 этап – основной:

         Проведение:

  • Открытых тематических и интегрированных занятий для родителей
  • Тематическое занятие «Моя любимая мама» (ст гр)
  • Тематическое занятие «Мамы разные нужны, по профессии важны »» (подг.гр)
  • Интегрированное занятие «При солнышке тепло, при матери добро», (Подг)
  • Интегрированное занятие «Музыка для мамы» (ст. гр)
  • Занятие по изо деятельности «Портрет моей мамы»
  •  экскурсия в библиотеку «Радость» гп Пойковский

Вечер  стихов «Я маму свою люблю», знакомство с художественными произведениями о маме.

  • Выставка поделок, сделанными мамами «Мамиными руками»(подг. гр)
  • Фотовыставка «Я и моя мама» (ст гр)
  • Подготовка сценки «Как звери маму потеряли» (Подг)
  • Разучивание песен «Песня мамонтенка» муз. Шаинского, «Мама - главное слово», «Мама»  муз. К. Костина «Нас качая в колыбели» муз. Давыдовой, «Наши мамы» муз ,Чичкова, (ст., подг. гр)
  • Разучивание Вальса с мамами муз. Чичикова (ст.гр. подг. гр)
  • Консультация для родителей «Колыбельная песня в жизни ребенка» (ст. гр, подг. гр)
  • Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

                 Варианты игры:

  • «Мама и дети»
  • «Встреча гостей»
  • «Мамин День рождения»
  • Словесные игры:
    • «Как зовут твою маму»
    • .«Назови ласково»
    •  «Профессия мамы»
    • Экскурсия «Здесь работает моя мама»
    • Психологическая акция «Открытое письмо маме»
    • Поздравление-концерт «Тепло сердец наших» в  Центре социальной помощи «Забота», вручение подарков пожилым матерям

3 этап – заключительный:

  • обобщение опыта;
  • оформление отчетной документации;
  • анализ деятельности ДОУ по вопросам                                 

реализации проекта

  • оформление выставки «Наши мамы самые красивые»
    • Праздник для мам «От всей души» с презентацией «Наши мамы самые счастливые
    • Выставка портретов мам «Наши мамы самые красивые»

План работы по проекту «Мама-первое слово»

Дата проведения

Форма проведения

Ответственные

18.11

1.Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Цель: Игра учит взаимоотношению в семье.

Варианты игры:

  • «Мама и дети»
  • «Встреча гостей»
  • «Мамин День рождения»

 2.Словесные игры:

  • «Как зовут твою маму»

Цель: Закреплять знания детей Ф,И,О, своей мамы.

  • .«Назови ласково»

Цель: Учить ласково обращаться к своей маме.

  • «Профессия мамы»

Цель: Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий.

3. Занятие по изо деятельности «Портрет моей мамы»

 

4. Консультация для родителей «Колыбельная песня в жизни ребенка»

Воспитатели ст.гр.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед воспитатели подг.гр.

 

 

 

Педагог доп образования

 

Муз. руководитель

21.11

1. Фотовыставка «Я и моя мама»

 

2. Выставка поделок, сделанными мамами «Мамиными руками»

 

3.Экскурсия «Здесь работает моя мама»

Педагог доп. образования

Педагог доп. образования

 

Родители

22.11

1. Тематическое занятие «Моя любимая мама»

 

2.Тематическое занятие «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»»

воспитатели ст.гр.

воспитатели подг.гр

23.11

1.Поздравление-концерт «Тепло сердец наших» в             Центре социальной помощи «Забота», вручение подарков пожилым матерям

2.Психологическая акция «Открытое письмо маме»

воспитатели ст.гр. и подг. гр

муз.рук-ль

педагог-психолог

24.11

1.Интегрированное занятие «Мама в доме, что солнышко на небе»

2. Интегрированное занятие «Мама   - солнышко мое»

 

воспитатели подг.гр

воспитатели ст.гр.

 

25.11

1.Разучивание «Вальс с мамами»

 

2.Подготовка  сценки «Как звери потеряли маму»

муз.рук-ль, родители,

учитель-логопед

28.11

Экскурсия в библиотеку «Радость» гп Пойковский

 

Вечер  стихов «Я маму свою люблю», знакомство с художественными произведениями о маме.

воспитатели ст.гр. и подг. гр

Учитель-логопед,

муз.руководитель

29.11

Праздник для мам «От всей души» с презентацией «Наши мамы самые счастливые (Приложение 1)

Выставка портретов мам «Наши мамы самые красивые»

воспитатели ст.гр. и подг. гр

Педагог допобразования, муз.рук-ль, родители

 Итоги реализации проекта

 В проекте приняли участие 75 воспитанников

  • Активными участниками  проекта стали  42 семьи
  • Широко использовались нетрадиционные формы работы с родителями (психологическая акция «Открытое письмо маме», творческая гостиная, презентация опыта семейного воспитания и др)
  • Социальный опыт детей был расширен на таких мероприятиях как экскурсиях в библиотеку «Радость», детскую поликлинику, на почту, где работают мамы воспитанников, в центр социальной помощи «Забота»
  • Результаты анкетирования  показали, что 90 % участников проекта дали положительную оценку совместной работе
  • Улучшились детско-родительские отношения
  • 86 % родителей отметили, что мероприятия такого рода положительно повлияли на  оценку работы ДОУ, где интегрированный подход в музыкальном воспитании (развитие музыкально-творческих способностей) является одним из ведущих направлений работы ДОУ
  • 90 % родителей подтвердили своё желание участвовать в проектной деятельности детского сада

Приложение 1

 

Праздник «От всей души»

Вед-я 1  Дорогие наши мамы! Сегодня мы приветствуем вас в нашем детском саду и хотим вам пожелать крепкого-крепкого здоровья, благополучия и счастья! И подарить вам нашу концертную программу «От всей души».

Вед-я 2   В 1997 году в российском календаре знаменательных дат появился социально-значимый праздник – День матери. Это особый праздник. Он дает возможность каждому человеку еще раз осознать свое отношение к матери, исправить, может быть, когда-то допущенные ошибки, что-то досказать, доделать, поблагодарить…

Вед-я 1 Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языках всех народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей.

(Выходят дети и читают стихи)

Ребенок 2

От чистого сердца

Простыми словами

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме.

Ребенок 3

Маму любят все на свете.

Мама – первый друг!

Любят мам не только дети,

Любят все вокруг!

Ребенок 4

Если что-нибудь случится,

Если вдруг – беда,

Мамочка придет на помощь,

Выручит всегда.

Ребенок 5

Спасибо, спасибо, мамы,

За то, что сегодня вы с нами.

К вам первое наше слово –

Все дети

Мамы! Будьте здоровы!

Ребенок 6

Пусть звенят повсюду песни

Про любимых наших мам.

Мы за все, за все, родные,

Говорим

Все дети

Спасибо вам!

Исполняется песня «Мама-первое слово»

 

Ребенок 7

Мамочка, родная, лучше тебя нет!

Осень золотая шлет тебе привет!

Не считай журавлей, что отстали от стаи

И устало так машут крылом,

Многоточьем в тумане расстаяв,

Наведут они грусть о былом.

 

Танец «Журавлиный клин»

 

Ребенок 8

Мама – лучший друг на свете

Для каждого ребенка,

Для слоненка и котенка,

И для мамонтенка.

Исполняется «Песенка мамонтенка» муз. В.Шаинского

 

Ребенок 9

Обойди весь мир вокруг,

Только знай заранее:

Не найдешь теплее рук

И нежнее маминых.

Ребенок 10

Не найдешь на свете глаз,

Ласковей и строже.

Мама каждому из нас

Всех людей дороже!

Ребенок 11

Сто путей, дорог вокруг

Обойди по свету…

Все дети

Мама – самый лучший друг!

Лучше мамы нету!

А вот о том как звери потеряли маму нам покажут сценку ребята из кружка «Сказкоград»

«Сценка как звери потеряли маму»

Вед-я Что может быть священнее имени матери? Хранительница семейного очага, работящая и верная жена, защитница детей… Жизнь каждой из вас состоит не только из радостей, солнечных праздников. В ней хватает и боли, и душевных мук, и страданий. Но никогда в этой быстротечной жизни вы не забываете о своих детях. И сегодня мне бы хотелось рассказать о каждой из вас, ведь ваша жизнь как книга, ее можно читать бесконечно, у каждой из вас интересная судьба.

Итак, мы начинаем знакомиться с нашими замечательными гостями, нашими мамами.

Мне очень хочется пригласить на импровизированную сцену многодетных мам.

 (Выходят многодетные мамы. Ведущий их представляет. Каждая из них называет сколько детей имеет.

Ведущий задает вопросы:

Как вы все успеваете делать?

Не страшно ли иметь много детей?

А счастливы ли вы в своих детях?

Что бы вы пожелали молодым мамам?

Презентация многодетной семьи Колодий

Вед-я  Какие замечательные семьи есть в нашем детском саду. А меня есть предложение: давайте сейчас все вместе споем песни о маме.

(зрительный зал поет попурри песен о маме)

В этот вьюжный неласковый вечер,

Когда снежная мгла вдоль дорог,

Ты накинь, дорогая, на плечи

Оренбургский пуховый платок.

Я его вечерами вязала

Для тебя, моя добрая мать,

Я готова тебе, дорогая,

Не платок, даже сердце отдать.

               

Здравствуй, мама!

Опять мне снится песня твоя.

Здравствуй, мама!

Светла, как память, нежность твоя.

 

Этот мир не от солнца такой золотой,

Он наполнен твоей добротой.

 

На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало.

И все-таки лучше всех на земле – мама.

Моя мама. Здравствуй, мама!

 

Давно ли песни ты мне пела,

Над колыбелью наклонясь,

Но время птицей пролетело,

И в детство нить оборвалась.

 

Поговори со мною, мама,

О чем-нибудь поговори

До звездной полночи до самой.

Мне снова детство подари.

 

Как хорошо, что есть родимый дом,

Что в нем еще не прохудилась крыша,

Что разогревшись хлебом печка пышет,

И в доме пахнет свежим молоком.

 

Как хорошо, как хорошо под мамино крыло

Свернуть с дороги, дороги долгой, бесконечной.

Хоть на денек, хоть на денек стать девочкой беспечной

И ощутить родимое тепло.

 

Говорила, мама мне про любовь обманную,

Да напрасно тратила слова.

Затыкала уши я и ее не слушала,

Ах, мама, мама, как же ты была права.

 

Ах, мамочка, на саночках

Каталась я не с тем.

Ах, зачем я в полюшке

Повстречалась с Колюшкой

Ах, мамочка, зачем?

 

Вед-я   Браво! Всем исполнителям бурные аплодисменты.

Мы продолжаем нашу встречу  На нашу сцену мы вновь приглашаем мам. Мам особенных. Они уже вырастили своих детей, а сейчас помогают воспитывать внуков.

Выходят мамы-бабушки. Представляются.

 Ведущий задает им вопросы:

Кого воспитывать легче – детей или внуков

Чем похожи  ваши внуки на ваших детей

Любите ли вы своих детей и внуков        

Вед-я   А сейчас ваши дети вас приглашают на вальс.

 

Вальс мамами муз. Чичикова

Вед-я 2 А сейчас я хочу вас познакомить с мамами, которые по - особому считают дни и ночи. Каждый день заглядывают в почтовый ящик, с нетерпением ждут каждого телефонного звонка – а вдруг это он. Да, он, ее сын-солдат.

Презентация  с матерями военнослужащих

Выступление Солойденко О. А.

Вед-я 1 Наша встреча показала, что вы замечательные собеседники, очень благодарные гости, удивительные женщины, необыкновенные мамы. Мы сегодня  вам подарили замечательный праздник «От всей души».  Мы еще раз всех поздравляем с этим трогательным праздником - Днем матери.

И хотим подарить этот замечательный танец в исполнении наших детей и сотрудников «Дети солнца». Встречайте.

Танец в исполнении детей и сотрудников «Дети солнца»

Вед-я 2  Желаем вам семейного благополучия, здоровья, счастья вам и вашим семьям. С праздником вас, милые мамы!

 Приложение 2

Анкета для родителей

ü                 Как отразились занятия и беседы о маме, проводимые в детском саду, дома?

(в играх, в отношении к близким людям, в выполнении обязанностей по дому, в рассказах; пели ли дети песни, разученные в детском саду и др.)

ü                 Что, по вашему мнению, было самым нужным в проведенной работе?

ü                 Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?

Приложение:

Мама - первое слово.ppt (3.6 МБ)

Поделиться
Просмотров: 7394
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.