Конспект тематического тренинга с родителями «Наказывая, подумай зачем».

  ср., 29.02.2012

Конкурсант:

Гашимова Урайнат Нурмагомедовна

воспитатель

1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад «Лесная сказка»

г. Нягань. п. Талинка

Цель. Познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: мольберт, карандаши, ватман, магнитофон, аудиозапись, анкеты, буклеты.

Ход тренинга.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг.

 Тема нашего тренинга «Наказывая, подумай зачем». Просим  вас анонимно ответить на следующие вопросы анкеты для родителей «Нужно ли наказывать или поощрять ребенка?». (Приложение 1.)

   Л.Н.Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать есть желание мести».

Нужны ли запреты? Чем опасна вседозволенность? Каким должно быть наказание за проступок? Что можно ребенку, а что нет? Всегда ли наказание соответствует проступку ребенка?

        Известно, что готовых рецептов нет. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему.

   Упражнение «Размышляй-ка».

3-4 родителям предлагаются тексты некоторых  ситуаций. Внимательно прочтите, попробуйте  прокомментировать возможные варианты решений. Совместно с педагогом и с присутствующими обсуждается предложенное решение.

Ситуации1.  Мать в очередной раз ругает ребенка за то, что тот роняет игрушки с полок и не убирает их на место.                                                                                                    Мать. Ты опять устроил погром в комнате, ну что за неряха!                                                                                                                      Сын. Они сами упали, я искал солдатиков, не мог до­стать... И пусть лежат так...                                                                                                                                                       Мать. Что значит пусть? Ты что, делаешь мне назло? Раз­брасываешь игрушки - не подходи больше к ним!

Ситуация 2. Вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили. Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т.д.  Малышу это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее, проще говоря, не слушается. Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 3.  Во время обеда ребенок возит по столу  чашку, полную сока. Взрослый делает ему замечание: "Осторожно! Разольешь!" Ребенок делает вид, что не заметил этих слов.   Взрослый  повторно делает замечание: "Не балуйся! Пей сок!" Ребенок молча продолжает свои действия, И длится это до тех пор, пока он  наконец не обольет себя липким соком.   Как в данном случае поступить взрослому?                                                              

               Давайте попробуем проанализировать некоторые  негативные формы воздействия на детей.

            Недопустимы физические наказания. Прибегая к физи­ческой силе, родители лишь доказывают полную неспособ­ность и неумение найти разумный способ воздействия на ре­бенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические нака­зания унижают личность ребенка, убеждают его в собствен­ном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Физические наказания учат детей непра­вильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздума­ется, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают гру­быми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной систе­мой — боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и дру­гих вследствие физических наказаний возникает отчужден­ность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.

        Крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций  на детей, педагогическая беспомощность ("я не могу общаться с ребенком"). Любой крик — это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых.                                                                                                                      В состоянии стресса ребенок не слы­шит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмо­цию. У ребенка чаще всего ответная реакция — страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может.            А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою оче­редь, рождает у него манеру разговари­вать так же, просто потому, что он к ней привык, ибо приводит к неврозу.                                                                                                               Когда можно кричать? Когда ребе­нок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.                                                                     Другое дело — запреты. Они очень важны для формирования у детей соци­альных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом.                          Изоляция - часто применяемый способ, когда ребенок выводиться в специальное место «виноватый» стульчик, находящийся в поле зрения взрослого. Время, которое проводит ребенок, наблюдая за движением стрелки часов или пересыпание  песка, становиться для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает  в способ справиться со своими эмоциями.

   Лишение приятного - наиболее применяемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше,  лишая  его хорошего, чем делая ему плохое.

     К педагогически  оправданным наказаниям относятся:

              -замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

             -выговор- серьезно  и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

  - лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых  телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Упражнение в виде мозгового штурма «Что у вас в семье можно ребенку, а что нельзя?». Ответы записываются на доске. Полученные варианты анализируются. 

Выделим то, что всегда нужно помнить взрослому, которому хочется наказать ребенка:

-общайтесь с ребенком «глаза в глаза», на уровне роста ребенка, уверенным голосом;

-всегда соблюдайте четкую позицию: «Я взрослый»;

-учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию;

-в особых ситуациях необходимо брать ребенка за руку, останавливая его действия.

И наше заключительное упражнение «Наши любимые дети».Родителям предлагается нарисовать портреты своих детей на общем большом листе. Упражнение проводится под музыку.

По окончании родителям раздаются буклеты «Правила поведения взрослого при воспитании детей». ( Приложение 2.)

Приложение 1.

Анкета для родителей

"Нужно ли наказывать и поощрять ребенка?"

                                                        Уважаемые родители!

           Просим вас анонимно ответить на следующие вопросы анкеты. Время заполнения — 5 мин.

1.Наказываете ли вы своего ребенка?

                 да;

               нет;

             иногда.                                                                    

 2. Наказания происходят потому, что _

3.Мне приходится наказывать ребенка, когда он_________________________  

4.Какие наказания применяли родители по отношению к вам в детстве? Они могли:

дать пощечину;

высечь ремнем;

шлепнуть по попе;

ущипнуть;

поцарапать;

ударить кулаком;

посадить в темное место;

поставить в угол; поставить на колени на крупу;

не разговаривать;

лишить еды;

лишить удовольствий;

          (другой вариант)__________________________________________________         

5.Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребенку?_________          

6.Кто, с вашей точки зрения, наиболее агрессивен:

в семье ваших           родителей______________________________________________________   

          вашей семье_____________________________________________________ 

7.Что раздражает вас:

           в вашем ребенке     ___________________________________________

            жене (муже)__________________________________________________     

            родителях     __________________________________________________

             в себе самом___________________________________________________

Приложение 2.

Правила поведения взрослого при воспитании детей.

Нельзя унижать ребенка

Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете.

В результате может вырасти глубоко несчастный человек.

Никогда не нужно угрожать

Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого.

От угроз ребенок не перестанет вести себя кое-как, а если и перестанет, то только в присутствии взрослого, но потом обязательно "отыграется".

Не следует вымогать обещания

Обещание, как и угроза, относятся к будущему - когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний разовьет в нем либо чувство вины, либо циничность в словах и делах.

Неразумно требовать немедленного повиновения

Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Предупреждайте его, что время игры скоро закончится, Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности.

Не нужно допекать, опекая

Иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам. А это снижает самооценку

и приводит к комплексам, Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться -

и так все для тебя сделают.

Нельзя слепо потакать ребенку

Чем более конкретны "да" и "нет", тем проще ребенку понять, что взрослый от него хочет. Некоторые правила, ребенок будет усваивать быстро, другие же потребуют большего времени и терпения.                                                             

Нужно быть последовательным, чтобы достичь понимания.

 

Используемая  литература:

Абашева Э.Р. Организация профилактической работы с семьями группы риска. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №6, 2010.

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. Издательский дом «Карапуз» 2002.

Зверева О.Л., Кротова Т.В.Методическое пособие. Родительские собрания в ДОУ. Айрис пресс. Москва, 2007.

Зедгенидзе В.Я. Тренинг как способ активного социального обучения родителей. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №9, 2008.

Каралашвили Е.А. Наказывая, подумай зачем.  Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №1, 2007.

 

Поделиться
Просмотров: 6195
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.