Конспект тематического тренинга с родителями «Наказывая, подумай зачем». |
ср., 29.02.2012 |
Конкурсант:
Гашимова Урайнат Нурмагомедовна
воспитатель
1 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад «Лесная сказка»
г. Нягань. п. Талинка
Цель. Познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: мольберт, карандаши, ватман, магнитофон, аудиозапись, анкеты, буклеты.
Ход тренинга.
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг.
Тема нашего тренинга «Наказывая, подумай зачем». Просим вас анонимно ответить на следующие вопросы анкеты для родителей «Нужно ли наказывать или поощрять ребенка?». (Приложение 1.)
Л.Н.Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать есть желание мести».
Нужны ли запреты? Чем опасна вседозволенность? Каким должно быть наказание за проступок? Что можно ребенку, а что нет? Всегда ли наказание соответствует проступку ребенка?
Известно, что готовых рецептов нет. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему.
Упражнение «Размышляй-ка».
3-4 родителям предлагаются тексты некоторых ситуаций. Внимательно прочтите, попробуйте прокомментировать возможные варианты решений. Совместно с педагогом и с присутствующими обсуждается предложенное решение.
Ситуации1. Мать в очередной раз ругает ребенка за то, что тот роняет игрушки с полок и не убирает их на место. Мать. Ты опять устроил погром в комнате, ну что за неряха! Сын. Они сами упали, я искал солдатиков, не мог достать... И пусть лежат так... Мать. Что значит пусть? Ты что, делаешь мне назло? Разбрасываешь игрушки - не подходи больше к ним!
Ситуация 2. Вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили. Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т.д. Малышу это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее, проще говоря, не слушается. Как вы поступите в такой ситуации?
Ситуация 3. Во время обеда ребенок возит по столу чашку, полную сока. Взрослый делает ему замечание: "Осторожно! Разольешь!" Ребенок делает вид, что не заметил этих слов. Взрослый повторно делает замечание: "Не балуйся! Пей сок!" Ребенок молча продолжает свои действия, И длится это до тех пор, пока он наконец не обольет себя липким соком. Как в данном случае поступить взрослому?
Давайте попробуем проанализировать некоторые негативные формы воздействия на детей.
Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой — боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.
Крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность ("я не могу общаться с ребенком"). Любой крик — это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых. В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмоцию. У ребенка чаще всего ответная реакция — страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может. А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, ибо приводит к неврозу. Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим. Другое дело — запреты. Они очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом. Изоляция - часто применяемый способ, когда ребенок выводиться в специальное место «виноватый» стульчик, находящийся в поле зрения взрослого. Время, которое проводит ребенок, наблюдая за движением стрелки часов или пересыпание песка, становиться для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ справиться со своими эмоциями.
Лишение приятного - наиболее применяемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
К педагогически оправданным наказаниям относятся:
-замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
-выговор- серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.
Упражнение в виде мозгового штурма «Что у вас в семье можно ребенку, а что нельзя?». Ответы записываются на доске. Полученные варианты анализируются.
Выделим то, что всегда нужно помнить взрослому, которому хочется наказать ребенка:
-общайтесь с ребенком «глаза в глаза», на уровне роста ребенка, уверенным голосом;
-всегда соблюдайте четкую позицию: «Я взрослый»;
-учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию;
-в особых ситуациях необходимо брать ребенка за руку, останавливая его действия.
И наше заключительное упражнение «Наши любимые дети».Родителям предлагается нарисовать портреты своих детей на общем большом листе. Упражнение проводится под музыку.
По окончании родителям раздаются буклеты «Правила поведения взрослого при воспитании детей». ( Приложение 2.)
Приложение 1.
Анкета для родителей
"Нужно ли наказывать и поощрять ребенка?"
Уважаемые родители!
Просим вас анонимно ответить на следующие вопросы анкеты. Время заполнения — 5 мин.
1.Наказываете ли вы своего ребенка?
да;
нет;
иногда.
2. Наказания происходят потому, что _
3.Мне приходится наказывать ребенка, когда он_________________________
4.Какие наказания применяли родители по отношению к вам в детстве? Они могли:
дать пощечину;
высечь ремнем;
шлепнуть по попе;
ущипнуть;
поцарапать;
ударить кулаком;
посадить в темное место;
поставить в угол; поставить на колени на крупу;
не разговаривать;
лишить еды;
лишить удовольствий;
(другой вариант)__________________________________________________
5.Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребенку?_________
6.Кто, с вашей точки зрения, наиболее агрессивен:
в семье ваших родителей______________________________________________________
вашей семье_____________________________________________________
7.Что раздражает вас:
в вашем ребенке ___________________________________________
жене (муже)__________________________________________________
родителях __________________________________________________
в себе самом___________________________________________________
Приложение 2.
Правила поведения взрослого при воспитании детей.
Нельзя унижать ребенка
Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете.
В результате может вырасти глубоко несчастный человек.
Никогда не нужно угрожать
Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого.
От угроз ребенок не перестанет вести себя кое-как, а если и перестанет, то только в присутствии взрослого, но потом обязательно "отыграется".
Не следует вымогать обещания
Обещание, как и угроза, относятся к будущему - когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний разовьет в нем либо чувство вины, либо циничность в словах и делах.
Неразумно требовать немедленного повиновения
Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Предупреждайте его, что время игры скоро закончится, Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности.
Не нужно допекать, опекая
Иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам. А это снижает самооценку
и приводит к комплексам, Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться -
и так все для тебя сделают.
Нельзя слепо потакать ребенку
Чем более конкретны "да" и "нет", тем проще ребенку понять, что взрослый от него хочет. Некоторые правила, ребенок будет усваивать быстро, другие же потребуют большего времени и терпения.
Нужно быть последовательным, чтобы достичь понимания.
Используемая литература:
Абашева Э.Р. Организация профилактической работы с семьями группы риска. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №6, 2010.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. Издательский дом «Карапуз» 2002.
Зверева О.Л., Кротова Т.В.Методическое пособие. Родительские собрания в ДОУ. Айрис пресс. Москва, 2007.
Зедгенидзе В.Я. Тренинг как способ активного социального обучения родителей. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №9, 2008.
Каралашвили Е.А. Наказывая, подумай зачем. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №1, 2007.