Родительское собрание в старшей группе «Нравственное воспитание детей через сказку»

  вт., 28.02.2012

Конкурсант:

Шамукова Гульнара Хучатулловна,

Старший воспитатель

НРМ ДОБУ «Детский сад «Морошка»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя и знакомя детей с живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Предварительная работа:

  • Разработка сценария.
  • Оформление групповой комнаты.
  • Подготовка памятки для родителей.
  • Оформление пригласительных билетов.
  • Подготовка слайдовой презентации «Наша сказочная жизнь в детском саду».
  • Подготовка инсценировки сказки «Два жадных медвежонка» с детьми.
  • Приготовление материалов и атрибутов для «Мастер – класса» (инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой» взрослыми).
  • Подготовка билетов с вопросами.
  • Подготовка плакатов с цитатами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» А. Н. Толстой; «... Русские песни, предания, пословицы, ... наконец русские сказки - без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они - хранилище русской народности» Н.А. Некрасов.

План проведения:

1.  Вход в групповую комнату по билетам.

2.  «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка» сообщение воспитателя.

3.  Инсценировка и обсуждение сказки детьми «Два жадных медвежонка».

4.  Мастер-класс: «Инсценировка и обсуждение сказки родителями «Лисичка со скалочкой».

5.  Просмотр слайдовой презентации «Наша жизнь в детском саду».

6.  Подведение итогов собрания.

Ход собрания

1.        Вступительное слово воспитателя:

Уважаемые, родители, так наше родительское собрание необычное, то и начать его мы предлагаем необычно. Вам необходимо приобрести билеты, приобрести их можно ответив на вопросы. (Приложение 1).

2.        Сообщение воспитателя «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка». (Приложение 2).

3.        Инсценировка сказки детьми «Два жадных медвежонка».

После просмотра сказки дети и родители принимают участие в обсуждении сказки по следующим вопросам:

  • Кто в этой сказке хороший герой?
  • Какая в этой сказке лиса?
  • Что помешало медвежатам наесться досыта?
  • Что мы можем посоветовать медвежатам?
  • Как бы вы поступили на месте медвежат?

4.        Мастер-класс: «Инсценировка родителями «Лисичка со скалочкой».

Родители с помощью воспитателя и детей переодеваются и инсценируют сказку «Лисичка со скалочкой».

После просмотра сказки дети и родители принимают участие в обсуждении сказки по следующим вопросам:

  • Чему учит нас эта сказка?
  • На кого хочется быть похожим в этой сказке и почему?
  • Кого можно пожалеть в сказке?
  • Кого нужно учить правильным поступкам?
  • Как наказано зло в сказке?

5.        Просмотр слайдовой презентации «Наша сказочная жизнь в детском саду» (Приложение 3).

6.        Подведение итогов собрания.

Вопросы для детей

  • Каким ты хочешь быть человеком?
  • Кем ты хочешь быть?
  • Что нужно, чтобы дома у вас было всем  хорошо?
  • Без чего нельзя прожить человеку?
  • Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал?
  • Если бы у тебя была волшебная палочка, то чтобы ты сделал?

Вопросы для взрослых

  • Качества необходимые вашему ребенку, как человеку…?
  • Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал…?
  • В хорошей семье всегда…?
  • Нельзя прожить без…?
  • Если бы я нашел клад, то…?
  • Если бы я все мог, то…?

Итак, что нужно знать об эмоциональном развитии шестилетнего ребенка?

В этом возрасте меняется поведение ребенка, уходит в непосредственность.

Он способен подчинять эмоции своим близким целям.

Может удерживать принятую на себя роль до окончания игры или до достижения поставленной цели.

Начинает осознавать свои переживания.

Начинает активно интересоваться отношением окружающих к себе, формировать собственную самооценку.

В этом возрасте ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Способность к сочувствию является одним их свойств человека. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.

7.  Памятка для родителей раздается для ознакомления с ней дома. (Приложение 4).

Приложение 1

Вопросы для входных билетов

  1. – Кто это говорит?

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью он ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит. (Кот ученый)

  1. Назвать русские народные сказки.
  2. Назовите старинные слова, встречающиеся в сказках
  • дивиться (удивляться)
  • баюкать (укладывать спать)
  • глаголить (говорить)
  • лик (лицо)
  • персты (пальцы)
  • старица (старушка)
  • девица (девушка)
  • кров (дом)
  • чело (лоб)
  • очи (глаза)
  • журить (ругать)
  1. Почему березка попала в русские народные сказки? (Около березки водили хороводы).
  2. Кто охраняет заставу от врагов? (Богатыри).
  3. Назовите самых знаменитых русских богатырей? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
  4. Назовите героев русских сказок. (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Хаврошечка, Емеля, Иван Царевич, Марья-искусница, Соловей-разбойник!).
  5. Назовите животных, птиц из русских сказок. (Кот, собака, лошадь, баран, свинья, козел, бык, медведь, волк, лиса, журавль, заяц, цапля, петух).
  6. Из каких сказок эти предметы:
  • Колобок (сказка «Колобок»)
  • Лук и стрелы (сказка «Иван Царевич»)
  • Рыбка (сказка «Лиса и волк»)
  • Яичко (сказка «Курочка Ряба»)
  • Коса (сказка «Лиса и заяц»)

Приложение 2

Сообщение воспитателя «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка»

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. «Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии... Часто в сказке старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?» для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он дает неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся... одной из особенностей целостной личности» (К.Г. Юнг).

Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»).

Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. «В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными-помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку» («Иван-царевич и серый волк»).

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.

В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

 Приложение 4

Памятка для родителей

  1. Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.
  2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
  3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
  4. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
  5. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
  6. До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
  7. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.
  8. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
  9. Какие слова или выражения запомнились ему?

10. Чему учит эта книга?

11. Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.

Приложение 5

Презентация "Детский сад "Морошка" 5,5 МБ

Поделиться
Просмотров: 21200
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.