Родительское собрание в старшей группе «Нравственное воспитание детей через сказку» |
вт., 28.02.2012 |
Конкурсант:
Шамукова Гульнара Хучатулловна,
Старший воспитатель
НРМ ДОБУ «Детский сад «Морошка»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя и знакомя детей с живописными произведениями на сказочные сюжеты.
Предварительная работа:
- Разработка сценария.
- Оформление групповой комнаты.
- Подготовка памятки для родителей.
- Оформление пригласительных билетов.
- Подготовка слайдовой презентации «Наша сказочная жизнь в детском саду».
- Подготовка инсценировки сказки «Два жадных медвежонка» с детьми.
- Приготовление материалов и атрибутов для «Мастер – класса» (инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой» взрослыми).
- Подготовка билетов с вопросами.
- Подготовка плакатов с цитатами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» А. Н. Толстой; «... Русские песни, предания, пословицы, ... наконец русские сказки - без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они - хранилище русской народности» Н.А. Некрасов.
План проведения:
1. Вход в групповую комнату по билетам.
2. «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка» сообщение воспитателя.
3. Инсценировка и обсуждение сказки детьми «Два жадных медвежонка».
4. Мастер-класс: «Инсценировка и обсуждение сказки родителями «Лисичка со скалочкой».
5. Просмотр слайдовой презентации «Наша жизнь в детском саду».
6. Подведение итогов собрания.
Ход собрания
1. Вступительное слово воспитателя:
Уважаемые, родители, так наше родительское собрание необычное, то и начать его мы предлагаем необычно. Вам необходимо приобрести билеты, приобрести их можно ответив на вопросы. (Приложение 1).
2. Сообщение воспитателя «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка». (Приложение 2).
3. Инсценировка сказки детьми «Два жадных медвежонка».
После просмотра сказки дети и родители принимают участие в обсуждении сказки по следующим вопросам:
- Кто в этой сказке хороший герой?
- Какая в этой сказке лиса?
- Что помешало медвежатам наесться досыта?
- Что мы можем посоветовать медвежатам?
- Как бы вы поступили на месте медвежат?
4. Мастер-класс: «Инсценировка родителями «Лисичка со скалочкой».
Родители с помощью воспитателя и детей переодеваются и инсценируют сказку «Лисичка со скалочкой».
После просмотра сказки дети и родители принимают участие в обсуждении сказки по следующим вопросам:
- Чему учит нас эта сказка?
- На кого хочется быть похожим в этой сказке и почему?
- Кого можно пожалеть в сказке?
- Кого нужно учить правильным поступкам?
- Как наказано зло в сказке?
5. Просмотр слайдовой презентации «Наша сказочная жизнь в детском саду» (Приложение 3).
6. Подведение итогов собрания.
Вопросы для детей
- Каким ты хочешь быть человеком?
- Кем ты хочешь быть?
- Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
- Без чего нельзя прожить человеку?
- Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал?
- Если бы у тебя была волшебная палочка, то чтобы ты сделал?
Вопросы для взрослых
- Качества необходимые вашему ребенку, как человеку…?
- Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал…?
- В хорошей семье всегда…?
- Нельзя прожить без…?
- Если бы я нашел клад, то…?
- Если бы я все мог, то…?
Итак, что нужно знать об эмоциональном развитии шестилетнего ребенка?
В этом возрасте меняется поведение ребенка, уходит в непосредственность.
Он способен подчинять эмоции своим близким целям.
Может удерживать принятую на себя роль до окончания игры или до достижения поставленной цели.
Начинает осознавать свои переживания.
Начинает активно интересоваться отношением окружающих к себе, формировать собственную самооценку.
В этом возрасте ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Способность к сочувствию является одним их свойств человека. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.
7. Памятка для родителей раздается для ознакомления с ней дома. (Приложение 4).
Приложение 1
Вопросы для входных билетов
- – Кто это говорит?
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью он ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит. (Кот ученый)
- Назвать русские народные сказки.
- Назовите старинные слова, встречающиеся в сказках
- дивиться (удивляться)
- баюкать (укладывать спать)
- глаголить (говорить)
- лик (лицо)
- персты (пальцы)
- старица (старушка)
- девица (девушка)
- кров (дом)
- чело (лоб)
- очи (глаза)
- журить (ругать)
- Почему березка попала в русские народные сказки? (Около березки водили хороводы).
- Кто охраняет заставу от врагов? (Богатыри).
- Назовите самых знаменитых русских богатырей? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
- Назовите героев русских сказок. (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Хаврошечка, Емеля, Иван Царевич, Марья-искусница, Соловей-разбойник!).
- Назовите животных, птиц из русских сказок. (Кот, собака, лошадь, баран, свинья, козел, бык, медведь, волк, лиса, журавль, заяц, цапля, петух).
- Из каких сказок эти предметы:
- Колобок (сказка «Колобок»)
- Лук и стрелы (сказка «Иван Царевич»)
- Рыбка (сказка «Лиса и волк»)
- Яичко (сказка «Курочка Ряба»)
- Коса (сказка «Лиса и заяц»)
Приложение 2
Сообщение воспитателя «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка»
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. «Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии... Часто в сказке старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?» для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он дает неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся... одной из особенностей целостной личности» (К.Г. Юнг).
Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»).
Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. «В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными-помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку» («Иван-царевич и серый волк»).
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.
В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Приложение 4
Памятка для родителей
- Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.
- Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
- Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
- При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
- Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
- До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
- Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.
- Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
- Какие слова или выражения запомнились ему?
10. Чему учит эта книга?
11. Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.
Приложение 5
Презентация "Детский сад "Морошка" 5,5 МБ