Семейный клуб как эффективная форма сотрудничества МБДОУ с родителями.

  вт., 28.02.2012

Конкурсант:

Сидоренко Елена Викторовна,

заместитель заведующего по ВМР, первая категория

МБДОУ «Детский сад №22 «Синяя птица»

ЯНАО г. Салехард

        

 

Анализ отечественных педагогических исследований по проблемам взаимодействия общественного и семейного воспитания показывает, что это взаимодействие в течение ряда десятилетий развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных форм пропаганды педагогических знаний.

Одной из главных функций такого сотрудничества ДОУ и семьи является  приобщение родителей к нормативным компонентам содержания дошкольного образования, информирование родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей в детском саду и семье (Л. А. Арутюнова, Л. Н. Башлакова, Т. А. Березина и др.). Совместными усилиями науки и практики в течение двух последних десятилетий были разработаны достаточно эффективные формы пропаганды педагогических знаний среди родителей дошкольников, осуществляемой ДОУ.

 Наиболее эффективной формой сотрудничества специалистов и воспитателей  МБДОУ № 22 «Синяя птица» с родителями  детей групп компенсирующей направленности с ТНР и ЗПР стал семейный клуб «В кругу друзей».

            Согласно положению о Клубе (приложение 1), его целью является установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста  групп компенсирующей направленности с ТНР и ЗПР.

Задачи Клуба:

  • Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей старшего возраста.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творче­ских способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с планом работы, который составляется на один учебный год (приложение 2) и может корректироваться в соответствии с запросом родителей. В плане отражается тематика заседаний, консультаций; форма организации, сроки, ответственные.

Организации встреч с родителями предшествует подготовительная работа, которая состоит из нескольких этапов:

1. С помощью анкетирования и опроса родителей руководитель Клуба выявляет волнующие родителей проблемы, наиболее востребованные темы для обсуждения.

2. Тема встречи оглашается заранее. На информационных стендах для родителей в приемных вывешивается приглашение на встречу, а также каждому родителю выдается приглашение.

Заседания клуба проходят в нетрадиционных формах – «Тематический вечер» (приложение 3), «Круглый стол», «Семинар – практикум» и др. Все встречи с родителями  состоят из нескольких этапов (приложение 4):

1 . Приветствие.

Все участники заседания сидят по кругу, каждый  встает и произносит фразу, посвященную всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем…», «Приятно с Вами общаться» и т. п. Вместо фраз участники могут использовать жесты.

2.Основная часть.

Обсуждение темы заседания обычно проходит в виде дискуссии. Педагог – психолог (социальный педагог, учитель – логопед) обсуждает с родителями вопросы,  вызывающие наибольшие затруднения, заставляя тем самым родителей посмотреть на многие ситуации глазами ребенка, чтобы лучше понять и принять своих детей, правильно направить. Темы обсуждения могут варьироваться в зависимости от запросов родителей: «О поощрениях и наказаниях», «Во что играют Ваши дети?» и др.

3.Эмоциональная регуляция.

На этом этапе применяется техника релаксации, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии  покоя, снятию в них локального напряжения, к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.

4. Подведение итогов

Во время проведения процедуры обратной связи в конце заседания используются следующие методы:

1. Письменная форма (каждый участник отвечает на вопросы письменно): чем полезна именно для вас данная встреча? Ваши пожелания на следующее занятие и др.
2.  Устная форма (продолжи фразу: «Работая с группой я понял, что.....»).

3. В конце встречи участники получают домашнее задание: поучаствовать в различных конкурсах и мероприятиях, например, сделать развивающую игру к конкурсу «Чудо игрушка», создать «Самодельную книгу», приготовить сладкое блюдо для чаепития и многое другое. В конце заседаний всем семьям вручаются грамоты или поощрительные призы.

            Для воспитателей и специалистов, участвующих в работе Клуба, очень важна оценка их деятельности. Для этого в конце учебного года мы проводит анкетирование «Ваше мнение, родители» (приложение 5). Данное анкетирование позволяет специалистам планировать дальнейшую работу с учетом пожеланий родителей.

            Из всего вышесказанного следует вывод, что только объединение усилий данных социальных институтов (родителей и ДОУ) помогает достичь успеха в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

 Приложение 1

 

Положение о семейном клубе «В кругу друзей»

1. Общие положения

1.1 Семейный клуб «В кругу друзей» (далее Клуб) создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста  групп компенсирующей направленности с ТНР и ЗПР.

1.2  Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующего законодательства РФ в области образования, Законом об образовании, Уставом ДОУ, настоящим положением.

1.3 Участниками Клуба являются родители детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности для детей с ТНР и ЗПР, педагоги, педагог-психолог, социальный педагог, учитель – дефектолог, учитель – логопед.

1.4 Основными принципами работы Клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

2. Задачи Клуба

2.1 Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР и ЗПР старшего дошкольного возраста.

2.2 Активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

2.3  Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

2.4  Создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творче­ских способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

3.   Права и обязанности участников Клуба

3.1 Родители (законные представители) имеют право:

  • На получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам воспитания ребенка;
  • На получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
  • На высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей.

3.2 ДОУ имеет право:

  • На изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  • На внесении корректировки в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.

3.3 ДОУ обязано:

  • Организовать работу Клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующим ДОУ и учетом интересов, запросов родителей;
  • Предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.

4. Организация работы Клуба

4.1   Работа клуба осуществляет на базе МБДОУ.

4.2   Руководит работой Клуба педагог – психолог МБДОУ, курирует клуб – заместитель заведующего по ВМР.

4.3 Работа Клуба основана на сотрудничестве родителей, педагога – психолога, воспитателей, социального педагога, учителя – логопеда, учителя – дефектолога.

4.4 Планирование работы Клуба идет по результатам опроса родителей (законных представителей).

4.5 Формы организации работы Клуба: круглый стол, тематические вечера, психологические тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение семейного воспитания.

4.6    Заседания Клуба проводятся 3 раза в год и по мере необходимости.

4.7    Продолжительность заседаний 1 – 2 часа.

4.8    На итоговом заседании Клуба обсуждаются результаты и ее эффективность.

4.9  После заседания Клуба оформляется протокол работы, в конце учебного года предоставляется информация о работе клуба заместителю заведующего по ВМР.

4.10  Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

 Приложение 2

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ № 22

«Синяя птица»

                      _________  Ф. И. О.      

«____»_________  20____ г.

 

План работы семейного клуба «В кругу друзей» на 20___ - 20___ учебный год

 

п/п

Наименование мероприятий

Форма организации

Сроки

Ответственные

1.

«Ваше мнение, родители»

Анкетирование

октябрь

Педагог-психолог

Социальный педагог

2.

«Что надо знать о леворукости ребенка»

Консультация

октябрь

Педагог-психолог

3.

а) Исследование межличностных отношений ребенка с родителями -  «Рисунок семьи»

б) Анкета ребенка

Проективный тест

ноябрь

Педагог-психолог

 

4.

«Эмоциональный мир ребенка»

 

Тематический вечер

ноябрь

Зам. зав. по ВМР

Педагог-психолог

Социальный педагог

5.

Подготовка информационного стенда

«В кругу друзей» (фото 1)

ноябрь

Воспитатели

Педагог-психолог

6.

«Почему у детей возникает агрессия и как помочь ребенку справиться с ней?»

Консультация

январь

Педагог-психолог

 

7.

«Поощрение и наказание детей в семье»

 

Анкетирование

январь

Педагог – психолог

8.

«Поощрение и наказание детей в семье»

 

Круглый стол

февраль

Зам. зав. по ВМР

Педагог-психолог

Социальный педагог

9.

«Чудеса своими руками»

Конкурс поделок

март

Воспитатели

Педагог – психолог

10.

Выявление запроса родителей и получение дополнительной информации о семье.

 

Анкетирование

март

Педагог – психолог

11.

«Игры, в которые играют взрослые и дети» (фото 2)

Семинар-практикум

март

Воспитатели

Педагог-психолог

Социальный педагог

12.

 «ЗОЖ в вашей семье»

Анкетирование

апрель

Педагог – психолог

13.

«Организация здорового образа жизни ребенка» (фото 3)

Круглый стол

апрель

Воспитатели

Педагог-психолог

Социальный педагог

14.

«Ваше мнение, родители» по итогам работы клуба

Анкетирование

май

Педагог-психолог

 
 

Приложение 3

 

Тематический вечер

«Эмоциональный мир ребенка дошкольного возраста»

 

Цель: установить доверительные отношения  с родителями. Активизировать воспитательные умения родителей.

План мероприятия:

1. Игра «Давайте поздороваемся». 

2. Знакомство родителей с результатами проективного теста «Рисунок семьи» (результаты теста прилагаются).

3. Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?».

4. Обсуждение темы «Эмоциональный мир ребенка» (педагог – психолог).

5. Упражнения на снятие психомышечного напряжения у детей.

6. Домашнее задание «Чудеса своими руками».

Ход мероприятия:

(Вечер проходит в музыкальном зале. Центральная стена оформлена детскими рисунками)

Ведущий. Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Мы очень рады встрече с Вами!

Здравствуйте! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте! На первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нем все: и свет улыбки, и радость встречи, и тепло рукопожатия, и пожелание здоровья. Говоря «Здравствуйте!», мы желаем человеку быть здоровым, крепким, сильным. Так давайте поприветствуем друг друга.

Участники вечера образуют круг, поочередно произносят слова приветствия: «Добрый день», «Здравствуйте» и т.п. Вместо фразы можно использовать любой приветственный жест.

Ведущий. Всем спасибо! Теперь мы познакомим Вас с результатами проективного теста «Рисунок семьи» (результаты теста прилагаются).

Тема нашей встречи «Эмоциональный мир ребенка дошкольного возраста».  Как показывает практика, родители уделяют своим детям время для общения и выделяют пространство, но не знают и не понимают их. Детям необходимо время для эмоциональных контактов с родителями, а родителям нужно знать, как ответить детям таким образом, чтобы облегчит развитие отношений. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что не хотят тратить время на общение с ними. Мы предлагаем Вам анкету «Знаете ли вы своего ребенка?». После заполнения анкеты Вы сравните ответы своих детей и ваши.

Цель: самопроверка для родителей (с помощью сравнения своих ответов с ответами ребенка они определяют то, насколько хорошо они знают своего малыша).

Анкета для родителей «Знаете ли вы своего ребенка?»

Уважаемые родители! Откровенные ответы помогут Вам определить то, насколько хорошо Вы знаете своего ребенка

Ф.И.О.____________________________

1. Любимая книга __________________

2. Любимый цвет __________________

3. Любимый мультфильм ____________

4. Любимая игрушка ________________

5. Любимая  игра ___________________

6. Любимое занятие в детском саду____

Анкета  ребенка (воспитатель заполняет со слов ребенка заранее)

Ф.И.О.____________________________

1. Любимая книга __________________

2. Любимый цвет __________________

3. Любимый мультфильм ____________

4. Любимая игрушка ________________

5. Любимая  игра ___________________

6. Любимое занятие в детском саду____

Ведущий. Сейчас я расскажу Вам об эмоциях. Какие бывают эмоции, как понимать эмоциональное состояние свое и окружающих, как правильно давать самооценку. (Выступление педагога – психолога).

Ведущий. Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психомышечного напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые.

Цель: познакомить родителей с методами саморегуляции.

«Заряд бодрости» (для детей с 4 лет)

«Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» 10 раз в одну сторону и 10 – в другую. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» – помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!»

Предостережение: Взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек.

«Дыши и думай красиво» (для детей с 5 лет)

«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:

мысленно скажи: «Я – лев» – выдохни, вдохни;

скажи: «Я – птица» – выдохни, вдохни;

скажи: «Я – камень» – выдохни, вдохни;

скажи: «Я – цветок» – выдохни, вдохни;

скажи: «Я спокоен» – выдохни.

Ты действительно успокоишься».

«Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет)

«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

«Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».

Ведущий. И в конце нашей встречи мы предлагаем поучаствовать в конкурсе «Чудеса своими руками», сделать любую развивающую игру.

 

Мы благодарим Вас за участие в тематическом вечере. До свидания!

Приложение 4


Приложение 5

 

Анализ анкет родителей по итогам работы клуба за 20__ - 20__ учебный год

Дата проведения: 25 мая 20___ года

Цель анкетирования: выявление запроса родителей и получение информации об эффективности работы клуба

В анкетировании принимали участие 32 родителя воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с ТНР и ЗПР

Вопросы

Варианты ответов

Количество ответов

%

Используете ли Вы полученную информацию на заседаниях в воспитании своего ребенка?

Да

32

100

Нет

0

0

Какая форма заседаний Вам больше всего понравилась?

Тематический вечер

10

31

Круглый стол

10

31

Семинар - практикум

12

38

Какие из предложенных тем, Вы хотели бы обсудить на заседаниях клуба в 20__ - 20__ учебном году?

«Как можно подготовить ребенка к школе в домашних условиях?»

4

12

«Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольника»

9

28

«Воспитательные возможности театрализованной деятельности»

6

19

«Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии ребенка»

7

22

«Влияние музыки на психоэмоциональное развитие ребенка»

6

19

Как Вы оцениваете работу клуба в целом (нужное подчеркнуть)?

неудовлетворительно

0

0

удовлетворительно

5

16

хорошо

27

84

По результатам анкетирования сделаны следующие выводы:

  1. Родители используют информацию, полученную на заседаниях клуба, в воспитании детей.
  2. Родители стали более компетентны  в вопросах воспитании детей дошкольного возраста.
Поделиться
Просмотров: 15317
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.