Организация проектной деятельности в семье с целью формирования личностной готовности к школе ребёнка с опережающим познавательным развитием

  пн., 27.02.2012

Конкурсант:

Филатова Татьяна Станиславовна,

педагог - психолог,

вторая квалификационная категория

МДОУ детский сад «Мишутка» ,

Сургутский район, гп.Фёдоровский

Обоснование необходимости создания детско-родительского проекта:

Основной  формой   работы  педагогов детского сада с родителями в ходе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе являются родительские собрания. Они проводятся с обязательными монологамиприглашённых учителей и педагогов  ДОУ, включающих в себя, как правило, разрозненную оценку интеллектуальных и личностных возможностей детей, даются общие рекомендации по подготовке детей к школе.При этом, не смотря на то, что родители довольно часто обращаются за индивидуальными рекомендациями, семейный опыт в процессе подготовки детей к школе педагогами детского сада чаще всего или полностью игнорируется.

Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка, в скором времени поступающего в школу. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое  взаимодействие  педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ведущих, ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов, консультантов, организаторов мероприятия в группе и др.

От совместной  работы  родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни ребёнка, тем самым лучше понимая и налаживая с ним взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Как известно, одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Именно поэтому в начале учебного года были проведенымероприятияпо разработке проекта с семьёй воспитанника с опережающим познавательным развитием. Родителям было предложено организовать детско-родительский проект, направленный на подготовку к школе их ребёнка. Работа над проектом предполагает постоянное взаимодействие с ребёнком, педагогами, в режиме беседы, диалога. Помимо этого данный проект имеет выход из семьи в группу: результаты познания данного вопроса ребёнок привносит в группу сверстников.

Работа с проектом позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего,  проектный метод поставил родителей в активную позицию.

Применение  метода проектированияпозволило значительно углубить воздействие в триаде «родитель – ребёнок – педагог». Каждый получил опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

Проект позволил сломать некоторые традиционные стереотипы общения в группе сверстников:группа детского сада стала особым пространством, в котором транслятором знания выступает не только взрослый, но и сверстник. Это вызвало активность части детей группы и их родителей: повысилась готовность к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами с целью создания творческих, познавательных проектов в семьях других воспитанников.

Тип проекта: познавательный

Продолжительность: 1 год

Цель: формирование готовности к школе ребёнка с опережающим познавательным развитием.

Задачи:
1. Содействовать удовлетворению познавательной потребности ребёнка в семье и в детском саду, посредством расширения и конкретизацииестественно-научных представлений о Солнечной системе, истории освоения космоса.
2. Способствовать формированию речевой активности, адекватной самооценки.
3. Совершенствоватьвнеситуативные формы общениясо взрослыми и сверстниками.
4. Развивать динамический компонент познавательной активности, способствовать развитию речи, как средства общения.

Участники проекта:

Родители, ребёнок – организаторы

Основные мероприятия проводятся родителями с ребёнком в домашних условиях:

ü     посещение библиотеки гп.Фёдоровский, изучение литературы из составленного перечня, в том числе и электронные варианты книг;

ü     проводится опытническо-экспериментальная деятельность;

ü     планомерные наблюдения с занесением результатов в карты наблюдений;

ü     работа с информационными ресурсами – изучение материалов астрономических сайтов;

ü     просмотр совместного проекта ВГТРК «Россия24» и Роскосмос (Новости Космонавтики);

ü     продуктивные виды деятельности: оформление панно, схем созвездий, создание макетов


ü     проведение части мероприятий в совместной деятельности группы родителями совместно с ребёнком (чтение, просмотр мультфильмов, моделирование).

Педагог-психолог – координатор

Работа с родителями и частично с ребёнком в ходе всего проекта осуществляется в консультативном режиме. Выбор методов, средств, уровня сложности предлагаемого материала  должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, группы. Анализ эффективности источников информатизации, проводимых дома и в группе мероприятий, оценка уровня активности ребёнка и родителей. Организация части мероприятий в сенсорной комнате ДОУ

Воспитатели группы – сопровождающие

Работа с родителями и ребёнком в консультативном режиме. Включение в календарное планирование в блок совместной деятельности запланированных мероприятий, с указанием интеграции образовательных областей («Познание», «Коммуникация», «Социализация» и др.)  Подготовка предметно-развивающей среды группы для проведения мероприятия, его резюмирование Поощрение обсуждений мероприятий проекта в кругу сверстников.   


План реализации проекта:

I  этап – подготовительный (сентябрь)

  • Изучение научно-популярной, художественной литературы.
  • Подбор наглядно-демонстрационных материалов (карты, фотографии, схемы).
  • Поиск и ознакомление с информационными ресурсами (сайты планетариев, программы, обучающие диски, документальные фильмы).
  • Составление плана мероприятий для введения изученного материала в образовательную деятельность группы.

II  этап – практический(октябрь – апрель)

Перечень мероприятий для включения в блок совместной деятельности группы:

  • Презентация «Загадка Большой Медведицы»
  • Знакомство с телескопом, биноклем.
  • Чтение легенды о Большой Медведице.
  • Встречи в сенсорной комнате «Сказки звездной страны Зодиакалии» (организует педагог-психолог)
  • Работа с  панно «Звёздное небо»(фото 3)
  • Оформление дидактической игры «Созвездие, я тебя знаю»
  • Рассматривание искусственной модели Земли – глобуса.
  • Наблюдение на вечерней прогулке за звёздным небом.
  • Чтение художественной литературы: Н.Носов «Незнайка на Луне»
  • Просмотр мультфильмов: «Незнайка на Луне», «Умка»
  • Изготовление макета любой планеты для планетария МДОУ (знакомство с техникой папье-маше).
  • Наблюдение за фазами Луны (полнолуние, новолуние)
  • Игры со словами: луноход, лунатик, лунная дорожка, лунная ночь, лунный свет, улица Взлётная, посёлки Лунный и Звёздный и др.
  • Чтение сербской народной сказки «Отчего у месяца нет платья»
  • Выставка рисунков с последующим оформлением альбома «Жители других планет»
  • Презентация о полёте в космос Белки и Стрелки
  • Опытническо-экспериментальная деятельность «Влияние солнечных лучей на живую и неживую природу»
  • Конкурс рисунков «Созвездие, которое придумал я» (оформление альбома)
  • Моделирование на тему «Поверхность далёкой планеты»

III этап – заключительный (май)

  • Викторина «Школа маленьких Звездочётов»

Ожидаемые результаты относительно ребёнка, его семьи и группы сверстников:

  • Обогащение знаний детей старшего дошкольного возраста об окружающем (общая осведомлённость).
  • Наличие познавательных мотивов учения: «Хочу всё знать!»
  • Использование приёмов ориентировочно – познавательной деятельности: навыки работы с книгой, информационными ресурсами и др.
  • Использование  разнообразных речевых средств общения (умения задавать вопросы по теме, высказываться об услышанном, отвечать на вопросы, уточнять, дополнять, точно характеризовать объект, ситуацию, высказывать предположения и пр.)
  • Коммуникативные навыки: умения вести диалог и монолог.
  • Улучшение детско-родительских отношений.
  • Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста. 

Перспективы дальнейшего развития проекта:

  • В рамках школы из познавательного проект может перейти в исследовательский.
  • Продолжение работы над проектом в рамках районного конкурса исследовательских работ младших школьников «Юниор»
  • Участие в интернет-олимпиадах по астрономии.
  • Создание астрономического кружка на базе ДОУ, школы или учреждений дополнительного образования посёлка.

  ПРИЛОЖЕНИЕ: Детско-родительский проект.pptx (4.43 МБ)

Список рекомендуемой литературы для совместного чтения в домашних условиях

I.   Научно-художественные книги для детей младшего и среднего школьного возраста
«Звездные сказки». Моя первая книжка по астрономии. Художники А.Н. Савельев, М.В. Колденкова. М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1994, 33 с.
«Малышам о звездах и планетах». Книга для чтения и занятий родителей и воспитателей с дошкольниками и младшими школьниками. Художник С. Алимов. М.: Педагогика; Петрозаводск: Кругозор, 1995. 128 с.

“О чем рассказал телескоп” П. Клушанцева.
 «Алька в Солнечном королевстве». Художник И. Новиков. М.:Дрофа, 1999. 144 с.
«Как Алька с друзьями планеты считал». Художник И.Новиков. М.:Дрофа, 1999. 144 с.
 «Странствия Альки по Млечному Пути». Художник И.Новиков. М.:Дрофа, 1999. 168 с.
Серия из 10 книг «Астрономия для умненьких детей»:
«Твое Солнышко». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2005. 32 с.
«Луна – внучка Солнышка». Художник З. Н.Ярина. М.: Белый город, 2005. 32 с.
«Звезды – Солнышкины сестрички». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2005. 32 с.
«В семье Солнышка танцуют все». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2005. 32 с.
«Длинноволосые звезды». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 32 с.
«Маленькие планетки». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 32 с.
«Камни, которые упали с неба». Художник З.Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 32 с.
«Звездные картинки». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 32 с.
«Наш звездный город - Галактика». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 32 с.
«Ау, инопланетяне!». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 32 с.
«Твоя Вселенная». Книга для любителей необычных путешествий. Художники Е.А. Дюкова, В.В. Ефанов, Э.В. Ленчевская, О.В. Попович, В.А. Прокудин. М.: Просвещение, 2007. 160 с.
«Путешествия по Вселенной». Моя первая книга по астрономии и космонавтике. Книга для чтения. Художники Н.А. Шеварев, А.Б.Юдкин, Н.А. Дымова, Е.В. Семенов. М.: Просвещение, 2007. 144 с.
II.   Маленькие энциклопедии для детей
«Астрономия от А до Я». Художники С. Волков и Г.Волкова. М.: Аргументы и факты, 1999. 81с.
 «Занимательная физика» (в соавторстве с Т.А. Никифоровой). Художники С. Волков, Г. Волкова. М.: Аргументы и факты, 2004. 57 с.
«Космонавтика от А до Я».  Художники С. Волков, Г. Волкова. М.: Аргументы и факты, 2000. 73 с.
«Как открыли Вселенную».  Художники С. Волков, Г. Волкова, Ж. Зубцова. М.: Аргументы и факты, 2004. 65 с.
«России звездные сыны» (в соавторстве с С.А Герасютиным). Малая энциклопедия космонавтики. М.: Гелиос, 2007. 226 с.
III.   Учебники
«Астрономия, 11». Художник С. Бессонов. 1-е изд. 1994. 1 830 000 экз., 209 с.
 12-е издание, 2007. 224 с.
 «Краткая астрономия». В помощь интересующимся наукой о Вселенной. М.: Классикс Стиль, 2003. 176 с. 
IV.   Научно-педагогические произведения
«Дидактика астрономии». М.: УРСС, 2004. 296 с.
«Книга для учителя». М.: Просвещение, 2005. 128 с.
«Вселенная школьника XXI века». М.: 5 за знания, 2007. 128 с.
V.   Научно-популярные книги
«Природа солнечных пятен». Художник А.В. Смеляков. М.: Наука, 1964. 128 с.
«Астрофизика - школьникам». Художник Ю.В. Львов. М.: Просвещение, 1977. 112 с.
«Эволюционирующая Вселенная». Художник С.Ф. Лухин. М.: Просвещение, 1993. 159 с.
 «Физика Вселенной». 1-е изд., 1976, Наука, 50 000 экз., 199 с.; 2-е изд., 2004, УРСС. 184 с.

Информационные ресурсы

Ссылки по астрономии

AstronomyKidS179 
www.mirastronomii.ru

Солнечная система: http://systemplanet.narod.ru/
http://www.astronet.ru:8100/db/map/карта звездного неба для разных городов и в любое время
http://myastronomy.ru/
http://moscowaleks.narod.ru/
http://www.space.hobby.ru/ - история российской космонавтики
http://hea.iki.rssi.ru/~denis/astronomy.html -
http://www.astronet.ru:8100/db/constell.html - созвездия
http://www.enchantedlearning.com/subjects/astronomy/
http://www.enchantedlearning.com/subjec ... y/planets/ - планеты
http://edu.zelenogorsk.ru/astron/eng/gallery.htm  картинки
http://space.rin.ru/http://www.enchantedlearning.com/crafts ... ystemmodel


Как сделать простой и наглядный макет Солнечной Системы

http://detjam.narod.ru/
Презентации по астрономии для детей в PowerPoint:
http://viki.rdf.ru/cat/astronomiya/ - презентации повышенной сложности
http://www.babyroom.narod.ru/astronom.html - практические заметки
http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=2751-презентации

Поделиться
Просмотров: 3161
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.