Организация проектной деятельности в семье с целью формирования личностной готовности к школе ребёнка с опережающим познавательным развитием |
пн., 27.02.2012 |
Конкурсант: Филатова Татьяна Станиславовна, педагог - психолог, вторая квалификационная категория МДОУ детский сад «Мишутка» , Сургутский район, гп.Фёдоровский |
Обоснование необходимости создания детско-родительского проекта:
Основной формой работы педагогов детского сада с родителями в ходе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе являются родительские собрания. Они проводятся с обязательными монологамиприглашённых учителей и педагогов ДОУ, включающих в себя, как правило, разрозненную оценку интеллектуальных и личностных возможностей детей, даются общие рекомендации по подготовке детей к школе.При этом, не смотря на то, что родители довольно часто обращаются за индивидуальными рекомендациями, семейный опыт в процессе подготовки детей к школе педагогами детского сада чаще всего или полностью игнорируется.
Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка, в скором времени поступающего в школу. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ведущих, ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов, консультантов, организаторов мероприятия в группе и др.
От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни ребёнка, тем самым лучше понимая и налаживая с ним взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Как известно, одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Именно поэтому в начале учебного года были проведенымероприятияпо разработке проекта с семьёй воспитанника с опережающим познавательным развитием. Родителям было предложено организовать детско-родительский проект, направленный на подготовку к школе их ребёнка. Работа над проектом предполагает постоянное взаимодействие с ребёнком, педагогами, в режиме беседы, диалога. Помимо этого данный проект имеет выход из семьи в группу: результаты познания данного вопроса ребёнок привносит в группу сверстников.
Работа с проектом позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, проектный метод поставил родителей в активную позицию.
Применение метода проектированияпозволило значительно углубить воздействие в триаде «родитель – ребёнок – педагог». Каждый получил опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.
Проект позволил сломать некоторые традиционные стереотипы общения в группе сверстников:группа детского сада стала особым пространством, в котором транслятором знания выступает не только взрослый, но и сверстник. Это вызвало активность части детей группы и их родителей: повысилась готовность к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами с целью создания творческих, познавательных проектов в семьях других воспитанников.
Тип проекта: познавательный
Продолжительность: 1 год
Цель: формирование готовности к школе ребёнка с опережающим познавательным развитием.
Задачи:
1. Содействовать удовлетворению познавательной потребности ребёнка в семье и в детском саду, посредством расширения и конкретизацииестественно-научных представлений о Солнечной системе, истории освоения космоса.
2. Способствовать формированию речевой активности, адекватной самооценки.
3. Совершенствоватьвнеситуативные формы общениясо взрослыми и сверстниками.
4. Развивать динамический компонент познавательной активности, способствовать развитию речи, как средства общения.
Участники проекта:
Родители, ребёнок – организаторы
Основные мероприятия проводятся родителями с ребёнком в домашних условиях:
ü посещение библиотеки гп.Фёдоровский, изучение литературы из составленного перечня, в том числе и электронные варианты книг;
ü проводится опытническо-экспериментальная деятельность;
ü планомерные наблюдения с занесением результатов в карты наблюдений;
ü работа с информационными ресурсами – изучение материалов астрономических сайтов;
ü просмотр совместного проекта ВГТРК «Россия24» и Роскосмос (Новости Космонавтики);
ü продуктивные виды деятельности: оформление панно, схем созвездий, создание макетов
ü проведение части мероприятий в совместной деятельности группы родителями совместно с ребёнком (чтение, просмотр мультфильмов, моделирование).
Педагог-психолог – координатор
Работа с родителями и частично с ребёнком в ходе всего проекта осуществляется в консультативном режиме. Выбор методов, средств, уровня сложности предлагаемого материала должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, группы. Анализ эффективности источников информатизации, проводимых дома и в группе мероприятий, оценка уровня активности ребёнка и родителей. Организация части мероприятий в сенсорной комнате ДОУ
Воспитатели группы – сопровождающие
Работа с родителями и ребёнком в консультативном режиме. Включение в календарное планирование в блок совместной деятельности запланированных мероприятий, с указанием интеграции образовательных областей («Познание», «Коммуникация», «Социализация» и др.) Подготовка предметно-развивающей среды группы для проведения мероприятия, его резюмирование Поощрение обсуждений мероприятий проекта в кругу сверстников.
План реализации проекта:
I этап – подготовительный (сентябрь)
- Изучение научно-популярной, художественной литературы.
- Подбор наглядно-демонстрационных материалов (карты, фотографии, схемы).
- Поиск и ознакомление с информационными ресурсами (сайты планетариев, программы, обучающие диски, документальные фильмы).
- Составление плана мероприятий для введения изученного материала в образовательную деятельность группы.
II этап – практический(октябрь – апрель)
Перечень мероприятий для включения в блок совместной деятельности группы:
- Презентация «Загадка Большой Медведицы»
- Знакомство с телескопом, биноклем.
- Чтение легенды о Большой Медведице.
- Встречи в сенсорной комнате «Сказки звездной страны Зодиакалии» (организует педагог-психолог)
- Работа с панно «Звёздное небо»(фото 3)
- Оформление дидактической игры «Созвездие, я тебя знаю»
- Рассматривание искусственной модели Земли – глобуса.
- Наблюдение на вечерней прогулке за звёздным небом.
- Чтение художественной литературы: Н.Носов «Незнайка на Луне»
- Просмотр мультфильмов: «Незнайка на Луне», «Умка»
- Изготовление макета любой планеты для планетария МДОУ (знакомство с техникой папье-маше).
- Наблюдение за фазами Луны (полнолуние, новолуние)
- Игры со словами: луноход, лунатик, лунная дорожка, лунная ночь, лунный свет, улица Взлётная, посёлки Лунный и Звёздный и др.
- Чтение сербской народной сказки «Отчего у месяца нет платья»
- Выставка рисунков с последующим оформлением альбома «Жители других планет»
- Презентация о полёте в космос Белки и Стрелки
- Опытническо-экспериментальная деятельность «Влияние солнечных лучей на живую и неживую природу»
- Конкурс рисунков «Созвездие, которое придумал я» (оформление альбома)
- Моделирование на тему «Поверхность далёкой планеты»
III этап – заключительный (май)
- Викторина «Школа маленьких Звездочётов»
Ожидаемые результаты относительно ребёнка, его семьи и группы сверстников:
- Обогащение знаний детей старшего дошкольного возраста об окружающем (общая осведомлённость).
- Наличие познавательных мотивов учения: «Хочу всё знать!»
- Использование приёмов ориентировочно – познавательной деятельности: навыки работы с книгой, информационными ресурсами и др.
- Использование разнообразных речевых средств общения (умения задавать вопросы по теме, высказываться об услышанном, отвечать на вопросы, уточнять, дополнять, точно характеризовать объект, ситуацию, высказывать предположения и пр.)
- Коммуникативные навыки: умения вести диалог и монолог.
- Улучшение детско-родительских отношений.
- Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- В рамках школы из познавательного проект может перейти в исследовательский.
- Продолжение работы над проектом в рамках районного конкурса исследовательских работ младших школьников «Юниор»
- Участие в интернет-олимпиадах по астрономии.
- Создание астрономического кружка на базе ДОУ, школы или учреждений дополнительного образования посёлка.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Детско-родительский проект.pptx (4.43 МБ)
Список рекомендуемой литературы для совместного чтения в домашних условиях
I. Научно-художественные книги для детей младшего и среднего школьного возраста
«Звездные сказки». Моя первая книжка по астрономии. Художники А.Н. Савельев, М.В. Колденкова. М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1994, 33 с.
«Малышам о звездах и планетах». Книга для чтения и занятий родителей и воспитателей с дошкольниками и младшими школьниками. Художник С. Алимов. М.: Педагогика; Петрозаводск: Кругозор, 1995. 128 с.
“О чем рассказал телескоп” П. Клушанцева.
«Алька в Солнечном королевстве». Художник И. Новиков. М.:Дрофа, 1999. 144 с.
«Как Алька с друзьями планеты считал». Художник И.Новиков. М.:Дрофа, 1999. 144 с.
«Странствия Альки по Млечному Пути». Художник И.Новиков. М.:Дрофа, 1999. 168 с.
Серия из 10 книг «Астрономия для умненьких детей»:
«Твое Солнышко». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2005. 32 с.
«Луна – внучка Солнышка». Художник З. Н.Ярина. М.: Белый город, 2005. 32 с.
«Звезды – Солнышкины сестрички». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2005. 32 с.
«В семье Солнышка танцуют все». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2005. 32 с.
«Длинноволосые звезды». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 32 с.
«Маленькие планетки». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 32 с.
«Камни, которые упали с неба». Художник З.Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 32 с.
«Звездные картинки». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 32 с.
«Наш звездный город - Галактика». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 32 с.
«Ау, инопланетяне!». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 32 с.
«Твоя Вселенная». Книга для любителей необычных путешествий. Художники Е.А. Дюкова, В.В. Ефанов, Э.В. Ленчевская, О.В. Попович, В.А. Прокудин. М.: Просвещение, 2007. 160 с.
«Путешествия по Вселенной». Моя первая книга по астрономии и космонавтике. Книга для чтения. Художники Н.А. Шеварев, А.Б.Юдкин, Н.А. Дымова, Е.В. Семенов. М.: Просвещение, 2007. 144 с.
II. Маленькие энциклопедии для детей
«Астрономия от А до Я». Художники С. Волков и Г.Волкова. М.: Аргументы и факты, 1999. 81с.
«Занимательная физика» (в соавторстве с Т.А. Никифоровой). Художники С. Волков, Г. Волкова. М.: Аргументы и факты, 2004. 57 с.
«Космонавтика от А до Я». Художники С. Волков, Г. Волкова. М.: Аргументы и факты, 2000. 73 с.
«Как открыли Вселенную». Художники С. Волков, Г. Волкова, Ж. Зубцова. М.: Аргументы и факты, 2004. 65 с.
«России звездные сыны» (в соавторстве с С.А Герасютиным). Малая энциклопедия космонавтики. М.: Гелиос, 2007. 226 с.
III. Учебники
«Астрономия, 11». Художник С. Бессонов. 1-е изд. 1994. 1 830 000 экз., 209 с.
12-е издание, 2007. 224 с.
«Краткая астрономия». В помощь интересующимся наукой о Вселенной. М.: Классикс Стиль, 2003. 176 с.
IV. Научно-педагогические произведения
«Дидактика астрономии». М.: УРСС, 2004. 296 с.
«Книга для учителя». М.: Просвещение, 2005. 128 с.
«Вселенная школьника XXI века». М.: 5 за знания, 2007. 128 с.
V. Научно-популярные книги
«Природа солнечных пятен». Художник А.В. Смеляков. М.: Наука, 1964. 128 с.
«Астрофизика - школьникам». Художник Ю.В. Львов. М.: Просвещение, 1977. 112 с.
«Эволюционирующая Вселенная». Художник С.Ф. Лухин. М.: Просвещение, 1993. 159 с.
«Физика Вселенной». 1-е изд., 1976, Наука, 50 000 экз., 199 с.; 2-е изд., 2004, УРСС. 184 с.
Информационные ресурсы
Ссылки по астрономии
AstronomyKidS179
www.mirastronomii.ru
Солнечная система: http://systemplanet.narod.ru/
http://www.astronet.ru:8100/db/map/карта звездного неба для разных городов и в любое время
http://myastronomy.ru/
http://moscowaleks.narod.ru/
http://www.space.hobby.ru/ - история российской космонавтики
http://hea.iki.rssi.ru/~denis/astronomy.html -
http://www.astronet.ru:8100/db/constell.html - созвездия
http://www.enchantedlearning.com/subjects/astronomy/
http://www.enchantedlearning.com/subjec ... y/planets/ - планеты
http://edu.zelenogorsk.ru/astron/eng/gallery.htm картинки
http://space.rin.ru/http://www.enchantedlearning.com/crafts ... ystemmodel
Как сделать простой и наглядный макет Солнечной Системы
http://detjam.narod.ru/
Презентации по астрономии для детей в PowerPoint:
http://viki.rdf.ru/cat/astronomiya/ - презентации повышенной сложности
http://www.babyroom.narod.ru/astronom.html - практические заметки
http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=2751-презентации