Семинар-практикум «Формирование основных компетенций будущего первоклассника в совместном взаимодействии детского сада и семьи» |
пн., 27.02.2012 |
Конкурсант:
Грачева Наталья Николаевна,
Воспитатель,
первая квалификационная категория
АУДО МО Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребёнка –
Детский сад «Берёзка»
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
- Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.
- Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
- Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.
- Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе.
Предварительная работа:
- Анкетирование родителей «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (автор А. Колеченко).
- Запись видеорепортажа (интервью с детьми).
- Проведение теста «Лесенка» на определение самооценки ребёнка.
Ход семинара-практикума
“Если Вселенная действительно беспредельна,
А природа не имеет исчисление в своем творчестве,
То единственная модель этой беспредельности и этих богатств есть Ребенок”.
Ш.А. Амонашвили
Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно... И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения.
Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Что такое компетенции будущего первоклассника?
Эти вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные компоненты (показатели) готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.
Тест «Пирамида».
Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек
Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.
Должна получиться вот такая пирамида:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:
- Развитие тонкой моторики рук
- Умение считать, писать печатные буквы
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками
- Самостоятельность
- Саморегуляция
- Состояние здоровья
- Мотивация
- Умение организовать рабочее место
- Развитие речи, памяти, внимания, мышления
Подводится итог теста - каждая группа родителей представляет свой вариант распределения показателей готовности (что родители ставят на первое, второе и т. д. место).
Далее показатели выставляются на магнитную доску, и идёт их совместное обсуждение.
Успешный школьник – здоровый школьник
На самом деле, поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен больше времени проводить на воздухе, много двигаться, по возможности, заниматься спортом.
Если у ребенка ослабленное здоровье, нежелательно, чтобы он учился в школе с усиленной программой, можно выбрать для него так называемую «школу здоровья», где наряду с общеобразовательными задачами решаются и проблемы оздоровления детей.
Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?
Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.
Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.
Видеорепортаж (интервью с детьми)
Вопросы:
- Хочешь ли ты пойти в школу или остаться в детском саду?
- Зачем ребята ходят в школу?
- Если тебе предложили поиграть в школу, какую роль ты бы взял на себя – ученика или учителя?
- Ты знаешь, что такое перемена?
- Как ты думаешь, хорошая ли школа где только одни перемены, а уроков не бывает?
Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует иметь в виду и потребность в достижении успехов, самооценку и уровень притязаний. По мере развития дети учатся понимать себя, свое Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я называется самооценкой. Самооценка может быть завышенной и заниженной.
Разумеется, оптимальный вариант – адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше человек себя чувствует.
Самооценка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведение в целом.
Предложить родителям ознакомиться с проведенным с детьми тестом «Лесенка». Вручение памяток «Что важно знать, чтобы сформировать в ребёнке адекватную самооценку». Приложение 2
Саморегуляция – основа готовности к школе
Примерно к семи годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. Попробуйте поиграть с трехлетним ребенком в известную детскую игру «Да и нет не говорить, черное и белое не носить». Вы заметите, что, скорее всего, ребенок не справится с заданием, у него постоянно будут вылетать «не те» слова. А вы пробовали заставить ребенка посидеть спокойно, когда вы разговариваете с кем-то из взрослых, а ему хочется с вами поиграть? А может трехлетний малыш сдержать радость или слезы? Конечно, нет и он не виноват. Просто в дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой и легко запомнить стихотворение, но только если его эмоционально «зацепило» занятие, то есть делает он это непроизвольно.
Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще нужно просидеть целых 30 минут на уроке!
Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.
Анализируя эти предпосылки, ученые выделили следующие параметры:
- умение детей сознательно подчинить свои действия правилу;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Это фактически параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение первого года в школе.
Умение общаться со сверстниками и взрослыми
Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам.
Самостоятельность
Очень важно чтобы ребёнок умел сам себя обслуживать: одеваться, раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать свои вещи; следить за порядком в игровом и книжном уголке; убирать игрушки после игры на место; убирать посуду после еды и т.д. Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
Предложить родителям поделиться опытом развития самостоятельности их ребёнка.
Интеллектуальная готовность к школе
Для того чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – речи, памяти, внимания, мышления, воображения. На занятиях в детском саду обычно много внимания уделяется развитию именно этих характеристик. Развивать познавательные функции при подготовке к школе нужно через интересную для ребенка игровую деятельность.
Тренинг (примеры игровых заданий и упражнений с родителями)
- «Четвертый лишний» (яблоко, груша, малина, персик; карандаш, тетрадь, ручка, машина);
- «Послушай, запомни и повтори»;
- «Назови одним словом»;
- «Раздели слова на слоги»;
- «Определи место звука в слове»;
- «Геометрия вокруг нас»;
- «Составь из палочек» (по образцу, свой узор, «Конструктор цифр»);
- «Счёт прямой и обратный»;
- «Найди соседей названного числа»;
- «Назови, что находится слева, справа, впереди, позади тебя» и т.д.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении.
Приложение 3 «Что должен знать ребенок к моменту поступления в школу»
Развитие мелкой моторики руки
Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.
При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?
Родители приводят свои примеры, обмениваются мнениями.
Существует много игр и упражнений по развитию моторики.
- Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
- Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
- Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
- Конструирование.
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
- Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
- Всасывание пипеткой воды.
- Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
- Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
- Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать
- “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
- Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
- Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Вручение памяток родителям по развитию мелкой моторики. Приложение 4
Умение считать и писать печатные буквы
- Ребенок должен уметь считать от 1 до 10 и обратно;
- Пересчитывать и отсчитывать в пределах 10;
- Знать количественный состав чисел из единиц и двух меньших;
- Решать простейшие задачи на увеличение и уменьшение;
- Знать графический образ цифры и уметь её писать;
- Должен дифференцировать понятия «звук», «буква»;
- должен уметь печатать (записывать графический образ буквы).
Умение организовывать рабочее место
Навыки учебной деятельности формируются задолго до школы. Ребенок, стоящий у порога школы, должен обладать элементами самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут его «помощниками» в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умении чередовать труд, учебу, игру, отдых. Еще в детском саду ребенок должен усвоить: любая деятельность требует определенной подготовки.
Приложение 5 Рекомендации для родителей по формированию детской самоорганизации.
Таким образом, в основе готовности к школьному обучению лежит и физическое, и психологическое развитие ребенка, без которых он не сможет успешно учиться в школе. Чтобы кризисный период не был столь болезненным для семейных отношений, необходимо заранее готовиться к предстоящим волнующим событиям. И не только готовить ребенка к школе, но и готовиться самим!
Вниманию родителей!
Рекомендуемая литература для обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах города:
- «Дошкольник на улице», Москва, 1994 г.
- «Кирюша и дружок», Ю.А.Черепанов, Москва, 2002 г.
- «Здравствуй светофор», Москва, 1998 г.
- Книжка – раскраска «Азбука маленького пешехода» (6-8 л), Москва, 1998 г.
- «Здравствуй друг – дорожный знак!» (6-8 лет), Москва, 1996 г.
- «правила дорожного движения» - основа.
- «Занимательная дорожная азбука» Р.П.Бабина.
Приложение 1
Анкета «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (автор А. Колеченко)
Родителям предлагается оценить правомерность следующих утверждений.
1.Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2.Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.
3.На мой взгляд, четыре урока — непосильная нагрузка для маленького ребенка.
4.Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5.Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6.Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать.
7.Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8.Боюсь даже думать о том, что мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9.Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10.Мой ребенок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью.
11.Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребенка.
12.Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13.Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14.Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15.Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»
Полученные результаты дадут возможность воспитателю помочь родителям учесть индивидуальные особенности ребенка при подготовке к школе, научиться предвидеть и избегать проблем школьной дезадаптации.
Приложение 2 «Что важно знать, чтобы сформировать в ребенке адекватную самооценку»
1. Любите ребенка
• Всегда нужно стараться относиться к ребенку с уважением и пониманием.
• Не следует жалеть времени на совместное времяпрепровождение: игры с ребенком, прогулки, занятия спортом, походы в театр, работа по дому и т.д.
• Любая совместная деятельность должна приносить радость вам и вашим детям.
• Только искреннее общение с ребенком даст ему возможность почувствовать, что вы видите в нем хорошего, интересного человека, с которым хочется подружиться.
• Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
2. Развивайте чувство компетентности у ребенка
• У вашего ребенка будет объективно высокая самооценка и уверенность в себе, если он будет успешным во многих сферах деятельности.
• Постоянно стремитесь к тому, чтобы ребенок многое умел делать собственными руками, решая задачи, опирался на собственные возможности и чтобы он мог гордиться собственными достижениями.
3. Больше поощряйте и меньше наказывайте
• Очень важно, чтобы родители хвалили ребенка, но не менее важно, чтобы его хвалили и посторонние люди. Поэтому родители должны создать такие условия, в которых ребенок мог бы проявить все свои способности и умения, чтобы заслужить одобрение окружающих.
• Некоторые дети совершенно не терпят, когда хвалят кого-то другого, а не их. Такие дети воспринимают похвалу только в свой адрес. Надо научить их замечать хорошее в других и не стесняться об этом говорить.
• Часто родители теряют терпение из-за непослушания и капризов детей, тогда они начинают применять суровые наказания, бросают упреки, открыто выражают недовольство и даже угрожают: «Мне не нужен такой сын», «Если ты еще раз так скажешь, я отрежу тебе язык», «Я отдам тебя в детский дом». Такой подход в воспитании имеет отрицательные последствия для детей. День за днем их любовь и привязанность по отношению к родителям будут уменьшаться. Они станут непослушными, злыми.
4. Предоставляйте ребенку самостоятельность
• Никогда не делайте за своего ребенка то, что он уже может сделать сам.
5. Не требуйте от ребенка невозможного
• Соблюдайте равновесие. С одной стороны, необходим опыт, умение делать что-то самостоятельно. С другой стороны, важно, чтобы перегрузка не привела к неудаче, чтобы ребенок не утратил веры в свои силы.
6. Воспитывайте в своем ребенке уверенность в том, что он хороший человек
• Научите своего ребенка совершать добрые дела, получая от этого удовольствие.
• Не старайтесь отгородить ребенка от семейных проблем. По мере сил он должен участвовать в оказании помощи другим людям: ходить за продуктами для больной одинокой соседки, сажать деревья около дома, навещать заболевшего товарища и т.п. В таких ситуациях дети смогут испытать радость и удовольствие от помощи людям, что поднимает их самоуважение.
7. Меньше критикуйте ребенка
• Из самых благих побуждений родители стараются подмечать все промахи и неудачи ребенка и, что особенно отрицательно сказывается на его самооценке, «навешивают ярлыки». Это постепенно убивает в ребенке самоуважение, снижает его самооценку, внушает ему, что он «неуклюжий», «копуша», «глупый» и т.д.
Приложение 3 «Что должен знать ребенок к моменту поступления в школу»
- Считать от 1 до 10 и обратно, различать цифры.
- Пересчитывать и отсчитывать в пределах 10.
- Количественный состав чисел из единиц и двух меньших.
- Отмеривать меркой заданное количество.
- Осуществлять сериацию по степени выраженности качества (поставить кукол по росту).
- Классифицировать по 1-2 признакам (раздели предметы по цвету, форме, размеру, качеству материала).
- Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, цилиндр.
- Определять пространственное расположение предметов относительно себя (что расположено впереди, сзади, справа, слева от тебя).
- Решение простейших задач на увеличение и уменьшение.
- Различать прошлое-настоящее-будущее.
- Знать времена года, части суток, свой возраст (использовать слова: сегодня, завтра, вчера, раньше, скоро…).
- Хорошо знать свой адрес, Ф.И.О. родителей, где они работают и понимать, что их дедушка – чей-то папа (отца или матери).
- Знать название города, где он проживает, название страны, столицы.
- Ориентироваться во времени.
- Уметь обобщать и делать выводы.
- Уметь сравнивать и анализировать.
Приложение 4 «Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки»
- Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
- Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
- Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
- Конструирование.
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
- Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
- Всасывание пипеткой воды.
- Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
- Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
- Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать.
- “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
- Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
- Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
Приложение 5 Рекомендации для родителей
1. Не начинайте заниматься с ребенком до тех пор, пока не убедитесь, что все необходимое (тетрадь, карандаши и др.) приготовлено.
Ребенку дошкольного возраста присущи конкретность, наглядность, образность, действенность мышления. Он более осмысленно воспринимает задачу, если конкретно представляет или видит то, о чем говорится в ней.
2. Начните занятие с игры или с рассматривания рисунка и беседы по нему.
3. Если у ребенка пропал интерес или он устал, лучше сделать перерыв, чтобы затем довести дело до завершения.
4. Играйте с детьми в игры, насыщенные логическим и математическим содержанием.
5. Используйте мелкие и наиболее любимые для ребенка игрушки для составления и решения математических задач.
6. Очень важно во время занятий использовать игрушки – заместители: круг – мяч, квадрат – дом, баночка – чашка, палочка – карандаш и т.д.
7. Наиболее плодотворной будет работа тогда, когда родители принимают непосредственное участие: я придумаю задачу, а ты ее реши, потом ты придумаешь для меня.
8. Нельзя заставлять ребенка делать то, чего он делать не хочет. Ребенка нужно заинтересовать. Только ваша любовь, ваш такт и терпение смогут победить детское упрямство и лень.
9. Только используя дидактические и развивающие игры, играя с ребенком, мы помогаем тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.