Экологический проект «Мы – жители Земли»

  пн., 27.02.2012

Конкурсанты:

Раздобыдина Елена Николаевна -

воспитатель,

Султанова Мадина Далгатовна -

воспитатель

АУ ДОУ ДСКВ "Черепашка" № 9

г. Радужный

Актуальность и значимость.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы экологического воспитания. Данная тематика обусловлена тем, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.          И одно из важнейших мест в этом процессе занимает изобразительное искусство.

Искусство является мощным фактором гармонизации личности как для взрослого так и для ребёнка. Именно искусство готово послужить мостиком, объединяющим детей, родителей, педагогов. Здесь все участники творческого процесса, зрителей здесь нет.

Клубок серьёзных социальных конфликтов современной жизни требует от педагогов поиска новых, эффективных методов и подходов в работе с семьями. Родители нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Атмосфера игры и фантазии позволят сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и  фауны.

Основное направление творческого проекта – помочь выстроить позитивные отношения между детьми и родителями прямо во время работы над панно.

Задачи  проекта:

Включить  детей и родителей в творческий процесс. Занимаясь искусством рядом с близким человеком, члены семьи вступают в настоящее творческое соревнование, которое позволит им лучше понять друг друга, узнать много нового друг о друге, стать ближе друг к другу. 

 Сформировать у детей и родителей позитивные, бережные взаимоотношения. В  дальнейшем это поможет им найти пути к взаимной поддержке в семье.

Объединить людей разного возраста, разной национальной принадлежности и материального достатка. Участвуя в проекте, дети и родители, дети и педагоги, педагоги и родители смогут установить дружеские отношения, отношения сотрудничества и поддержки.

Идея и творческое задание.

         Работая по проекту, дети и родители общими усилиями создадут большое декоративное панно, на котором будет изображена поляна в лесу.

         Результат коллективной работы – монтаж из отдельных фрагментов, созданных детьми и взрослыми.

         Каждый участник проекта представляет себе основную идею занятий и знает, что его работа станет неотъемлемой частицей большого панно.

Тип проекта:

а) по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);

б) по целевой установке – практико-ориентированный, творческий;

в) по срокам реализации – краткосрочный (2 недели).

Этапы работы над проектом

Запуск проекта   

s        Беседа (экология)

s        Прогулка по экологической тропе.

Планирование проекта

1.Создать клуб любителей природы, в состав которого включить родителей, педагогов и детей старшего дошкольного возраста.

2. Составить:

s        Конспект беседы «Лес – наше богатство» (приложение 1).

s        Конспект занятия по аппликации «Деревья нашего края» (приложение 2).

s        Конспект занятия по рисованию «Чудесное превращение мыльных пузырей» (приложение 3).

s        Конспект  экологического развлечения «В гостях у Лешего» (приложение 4).

s        Прогулка в лес по экологической тропе.

s        Фото (приложение 5).

Осуществление проекта

Работа клуба любителей природы:

s        Прогулка в лес по экологической тропе.

s        Рассматривание иллюстраций «Цветы»

s        Беседа о бережном отношении к природе.

s        Разгадывание загадок.

s        Заучивание стихотворений.

s        Инструктаж по технике безопасности «Правила поведения в лесу».

s        Проведение экологического развлечения «В гостях у Лешего».

s        Практическая деятельность: рисование мыльными пузырями; создание деревьев разными аппликативными способами; оформление панно «на лесной поляне».

Подведение итогов.

Анализ деятельности.

Импровизированное обсуждение всеми участниками проекта о дальнейшем применении созданного панно «На лесной поляне».

Создание фото - коллажа совместно с родителями.

Приложение 1.

Беседа     

Тема: «Лес – наше богатство».

Программное содержание: Расширить знания детей о значении деревьев в жизни человека. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, аккуратность, любовь к Югорским лесам.

Весной веселит,

Голосами птиц говорит.

Летом холодит, комарами звенит.

Осенью дарами одаривает,

Грибами и ягодами угощает.

Зимой согревает,

От вьюги снега защищает.

                                                    (Лес)

 

- Богат наш Югорский край лесами. Много деревьев растет в них. Но больше всего хвойных. Хвойные леса в нашем крае разные. В одних лесах растут ели и пихты. У этих деревьев густая крона, которая плохо пропускает солнечные лучи. Поэтому в таких лесах темно и сыро. А леса, в которых растут сосны и лиственницы, светлые, сухие, потому что через кроны этих деревьев солнечные лучи проходят свободно. От того, какое дерево преобладает, лес так и называется. Например, если главное дерево ель, то такой лес называется ельник; а если сосна обыкновенная – бор; если дикий густой хвойный лес – тайга. Лес, в котором растут пихты – пихтач; место, где добывают кедровые орехи – кедрач; березовый лес – березняк. Лес на возвышенном месте – урман. Как видите лес приносит человеку большую пользу, поэтому у нас в стране и в нашем крае все леса охраняют.

Охота на животных разрешается в определенные сроки. Такие птицы, как краснозобая казарка, гусь – пискулька, сокол – сапсан, стерх, и другие находятся на грани вымирания, поэтому они занесены в Красную книгу, а охота на них запрещена.

На вырубленных участках сажают новые деревья. Создают леса – заповедники, где нельзя рубить деревья.

Заповедными местами в нашем округе являются «Малая Сосьва», «Юганский», памятник природы «Кедровая роща» и др.

- Сейчас я вам загадаю лесные загадки, а вы разгадаете их, проявив смекалку.

  • Зимой и летом одним цветом (ель, сосна).
  • Этой бабке сто лет, горба у нее нет, высоко торчит, далеко глядит, придет                                                      

         смерть станет бабка избушкой  (сосна).

  • Зелена, а не лук, белена, а не снег, кудрява, а не человек (береза).
  • Никто не пугает, а вся дрожит (осина).
  • Зимой веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает (лес).

- Верно, ребята, это лес. Что же дает лес человеку?

- А хотелось бы вам знать, как живут в лесу деревья? Тогда слушайте удивительную поэтическую повесть. Как вы уже поняли, речь в ней пойдет о лесе. Что же такого необычного могло случиться?

- Давайте послушаем, о чем же нам поведает «Лесная сказка».

Лесная сказка

    У реки, в дремучем лесу, в один прекрасный зимний день остановилась толпа мужиков, приехавших на санях. Один из них обошел весь участок и сказал:

    -Вот здесь рубите, братцы. Ельник отличный. Лет по сто каждому дереву будет... Он взял топор и постучал обухом по стволу ближайшей ели. Великолепное дерево точно застонало, а с мохнатых ветвей покатились комья пушистого снега. Где-то на вершине мелькнула белка, с любопытством глядевшая на необыкновенных гостей.

   - А вот эта старушка никуда не годится,  - прибавил мужик, постукивая обухом стоящую ель с громадным дуплом. – Она наполовину гнилая.

. – Как ты смеешь стучать в мой дом? Ты приехал только сейчас, а я прожила в дупле этой самой ели целых пять лет. Она щелкнула зубами, распушила хвост и так зашипела, что даже самой стало страшно. А невежда – мужик не обратил на нее никакого внимания и продолжал  указывать, где следовало начать порубку, куда складывать дрова и хворост. Что было потом, трудно даже рассказать. Сто лет рос этот дремучий ельник, и его не стало в несколько дней. Люди рубили громадные деревья и не замечали обыкновенную смолу. Нет, деревья плакали безмолвными слезами, как люди, когда у них большое горе. А с каким стоном падали подрубленные деревья, как жалобно они трещали!...

Некоторые даже сопротивлялись, не желая поддаваться человеку: они хватались ветками за соседние деревья во время своего падения. Но все было напрасно! Тысячи деревьев лежали, а топор все продолжал свое дело: очищали деревья от хвои, затем разрубали на равные части.

Уцелела одна старая ель с дуплом, в котором жила старая Белка со своей семьей. Под этой елью рабочие устроили себе балаган и спали в нем. Целые дни перед балаганом горел громадный костер, лизавший широким огненным языком нижние ветки развесистого дерева, зеленая хвоя делалась красной, тлела, а потом оставались одни обгоревшие сучья.

Старая Белка была возмущена до глубины души и громко говорила:

- Кому мешал красавец лес? Противные люди! Нарочно придумали железные топоры, чтобы рубить ими деревья. Не правда ли, старушка Ель?

- Я ничего не знаю и ничего не понимаю, - грустно ответила Ель, вздрагивая от ужаса. – Лучше бы погибнуть и мне вместе с другими, чтобы не видеть всего. Все эти срубленные деревья – мои дети. Я радовалась, когда они были молодыми деревцами, как они весело росли, крепли, поднимались к самому небу. Нет, - это ужасно.

   Закончив работать, люди в несколько дней сложили все дрова на машины и увезли, оставив одни пни и кучи зеленого хвороста. Вся земля была усыпана щепками. Трудно было зимнему ветру засыпать эту безобразную картину свежим, пушистым снегом.

   - Где же справедливость? – жаловалась Ветру старая Ель. – Что мы сделали этим злым людям с железными топорами?

   - Они совсем не злые, эти люди, - ответил Ветер. А просто ты многого не знаешь, что делается на свете. Древесина нужна людям! Она дает тепло, из нее строят дома, делают мебель, бумагу и спички.

   - Да я и не желаю всего этого знать!

   - Да и мне некогда с вами разговаривать, мне нужно уже сейчас позаботиться о возрождении леса! – ответил Ветер и улетел.

Беседа по прочитанному:

- Почему Ель назвала срубленные деревья своими детьми?

- Ваше отношение к людям, которые вырубили ельник?

- Что изменится через несколько лет на  месте вырубленного леса?

- Как может помочь Ветер возродить вырубленный лес?

- Нарисуйте дерево, которое вам нравится.

Приложение 2.

 Занятие по аппликации «Деревья нашего края».

Задачи: вызвать у детей интерес к изображению деревьев нашего края. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей кроны, ствола. Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета и композиции.

 

Предварительная работа: Рассматривание репродукций, художественных открыток с пейзажами. Беседа о деревьях нашего края (сосна, ель, кедр, рябина, осина, береза, верба). Экскурсия в парк, рассматривание деревьев. Составление описательных рассказов. 

 

Материал, оборудование: листы бумаги разного размера (3 ватмана, склеенных вместе в панно), цветная  бумага для изображения деревьев, ножницы, клей, кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. Вариативные образцы для показа детям способов оформления деревьев в разной технике аппликации ( цельный силуэт, из кусочков рваной бумаги разной величины, модульная аппликация из мелких кусочков бумаги, из рваных полосок и т.д.)

Ход занятия:

 

Воспитатель предлагает детям рассмотреть вариативные образцы деревьев и самостоятельно выбрать технику (или сочетать разные способы аппликации).

Вспоминаем, какие деревья видели в парке на экскурсии и каждый ребенок изображает то дерево, которое ему больше всего запомнилось, передавая его характерные особенности строения ствола, веток, кроны.

Вспоминаем правила работы с ножницами, клеем.

Самостоятельная работа детей.

Готовые деревья выкладываются на подготовленный ватман, обсуждаем с детьми какое дерево, где расположить, учитывая величину деревьев (композиция).

Создание панно «Лесная поляна»


 

Приложение 3.

Рисование

Тема: «Чудесное превращение мыльных пузырей»

Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (мыльными пузырями).
Задачи: развивать фантазию, творчество, самостоятельность; воспитывать интерес к предмету; продолжать формирование навыков организации рабочего места.
Оборудование: ½ альбомных листа, специальный мыльный раствор, акварельные краски, вода, трубочка для коктейля.
Предварительная работа: работа с нетрадиционными техниками рисования;  ознакомление с правилами работы на занятии рисовании.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я хочу предложить вам рисовать необычным способом.

Кисти нам не понадобятся.

Будем фантазерами и волшебниками рисовать мыльными цветными пузырями и трубочками для коктейля.

Ну что, готовы учиться новому способу рисования?

Для этого в растворы мыльной воды добавляются краски.

Затем в стакан опускается трубочка и надуваются мыльные шары.

Лист бумаги просто прикладывается к их поверхности. Поколдуйте, таким образом, над каждым стаканчиком и получите необыкновенно красивый, замысловатый узор.

А можно по-другому, взять трубочку для коктейля, обмакнуть в мыльную цветную воду, а затем выдуть мыльный пузырь на лист бумаги.

Таким образом, получаются разные красивые фигуры, предметы.

Экспериментируем с мыльными пузырями.

Самостоятельная работа детей. Дети видят в получившихся рисунках различные изображения, дорисовывают их.

В конце занятия дети рассматривают готовые работы и восхищаются разнообразием получившихся рисунков.

 

Приложение 4.

Экологическое развлечение

 «Загадки Лешего»

 Программное содержание:

- закрепить представления детей о многообразии живых   обитателей, населяющих нашу планету Земля;

- показать принадлежность человека к миру живого на планете;

- закреплять правила поведения в лесу;

- совершенствовать умение детей отгадывать загадки;

- воспитывать доброе отношение к животным, птицам,  насекомым;

- заинтересовать детей  не только сюжетом и необычными персонажами, но и помочь им осознать себя частицей целого мира.

Материалы: Панно «Лесная поляна» (заготовка), «мусор», изображение следов животных, иллюстрации к загадкам,

Ведущая:

 В некотором царстве, в известном государстве, а именно в том, где мы живём. Это, ребята не сказка, а присказка. А живёт каждый из вас в доме со стенами и крышей. Но когда – то очень давно только природа и была единственным домом человека.

          В природе живём не только мы, но и другие обитатели. Для зверя дом – это лес, поле, горы. Для рыб – моря, озёра, реки. Значит, у всего живого есть своё жилище, а общим домом  для всех является наша планета – Земля.

Ребёнок:   Природа – это дом, в котором мы живём.

                  И в нём шумят леса, текут и плещут реки.

                  Под сводом голубым, под солнцем золотым

                  Хотим мы в этом доме жить вовеки.

Ведущий: Однажды в лесу я совершенно случайно услышала разговор двух сказочных существ. Эта была удивительная беседа! Как я жалела, что кроме меня никто её не слышал! Думаю, что сегодня как раз настало время вам рассказать. Только нам надо попасть на полянку в лес.

Ребёнок:   Очень добрым, очень светлым золотистым ясным днём               

                  Мы приедем в гости к лесу, в гости к солнышку пойдём.

                  Рано утром яркий лучик зазвенит в густой траве,

                  Речка плавать нас научит, ветер – плавать по траве.

                  Земляничкой и цветами встретят нас и лес, и луг,

                  Наши песни вместе с нами будут птицы петь вокруг.

Сорока:  Ой, не могу! В лес они собрались! А кто вас туда пустит?!

Ведущий: А почему нас нельзя пускать в лес?

Сорока:  А потому, что у нас в лесу, в нашем доме, свои правила и свои порядки.

Ученик 3: Ребята, а давайте мы сороке расскажем как надо себя вести в лесу.

Правила поведения в лесу (презентация)

Сорока:  Я не только довольна вашими ответами, но и даже согласна показать дорогу. Все за мной!

«Дорогою добра»

Лес. Поют птицы. Появляется сердитый Леший на поляне, где разбросан мусор.

Ведущий: Ребята, что – то неладно в нашем лесу!

Леший: Ишь, чего понаделали! Безобразники. Я вам покажу! Навсегда в лес дорогу забудете!

Кикимора: Здравствуй, батюшка Леший! Чего же ты такой сердитый, али нынче не выспался?

Леший: А чего ж веселиться, чему радоваться?

Кикимора: Да ты погляди вокруг – красота, какая! Небо ясное, солнышко играет лучами. Чего тебе не так?

Леший: Да беда у меня! Много гостей ходит в лес.

Кикимора: Да разве это беда? Радоваться надо.                                                                 

Леший: Хорошим людям я всегда рад. Правильно говоришь.

Кикимора: Тогда ничего не понимаю, что случилось?

Леший: Не уследил я, кто побывал на моей любимой поляне, на самой опушке леса. Истоптали её, замусорили! Ветки поналомали, деревце срубили, костёр разложили да не затушили, чуть пожар не натворили! Уж, найду я этих безобразников, по лесу закружу, заблужу, в топь болотную загоню!

Кикимора: Правильно – ко мне в болото. Уж я их уму разуму научу!  Я с тобой!

 

Ведущий: Была полянка чистая, светлая, красивая. Любил Леший часто захаживать сюда, отдыхать. Но вот однажды пришёл он туда и увидел то, от чего душа его заныла, заплакала. Рассердился Леший, разгневался. Стал он думать – гадать, кто бы это мог натворить?  Но так и не догадался. Ой, смотрите!

Ёж пыхтит и морщится:

                                     Что я вам – уборщица?           

                                     Лес никак не подмету,

                                     Соблюдайте, ребята, чистоту!

Ведущий: Ну что, ребята будем делать?  Уж очень сильно рассердился Леший.

 

Задание 1.  Рассортировать мусор и очистить полянку (дерево, картон и бумажные пакеты разлагаются быстро; пищевые отходы даже полезны, т.к. ими питаются птицы и звери, они быстро разлагаются и отдают питательные вещества в почву; стекло, пластмасса и пластик, метал. и резиновые предметы, целлофановые пакеты – это надо уносить с собой и выбрасывать в городские мусорные баки)

Лес. Выходит Леший, деловито обходит всю поляну.

Леший: Так, все в порядке! Надо же! (видит ребят):

                                    Здравствуйте, мои друзья.

                                     Надеюсь, вы пришли не зря!

                                     Я – Леший, и лес –  мой дом,

                                     Чтобы сосны, липы, ели

                              Не болели, зеленели,

                              Чтобы новые леса

                              Поднимались в небеса,

                              Я живу в лесу богатом

                              Охраняю лес, ребята!

Леший: Ребята, случайно не видели, кто порядок на полянке навёл?  Спасибо. В таком случае, добро пожаловать в лес и разрешаю вам немного поиграть.

Игра «Шишки, жёлуди, орешки»

Леший: Коль по делу – говори, коль без дела – подожди.

Кикимора: Серьёзный ты, какой сегодня, Лешенька!                             

Леший: А как же, всё хозяйство проверяю. Всё ли на месте в целости и сохранности.

Кикимора: Молодец, Лешенька. У тебя как у хорошего хозяина всё в порядке, а самое интересное, что ты всё знаешь и обо всём помнишь.

Леший: А как же? Мне хорошая память положена. Ну, а если что и забуду, так лукошко подскажет.

Кикимора: Что за лукошко такое? Интересно как! Покажи.                                               

Леший: Снова ты не в свои дела лезешь. Уйди, Кикимора болотная, не ровен час, навредишь, и начнутся беспорядки в моём лесу. Помнишь, как давеча было?

Кикимора: Давеча, давеча, что давеча: я здесь совершенно не причём.

Ведущий: Старый Леший прожил в своём лесу много веков, весь лес он знает наперечет – кто и где живёт, что и где растёт. Да и как не знать ему все деревья в лицо, а все травинки по имени.

А знаете, ребята, что лежит у Лешего в лукошке? Догадайтесь:

                                      Весной веселит,         

                                      Голосами птиц говорит.

                                      Летом холодит, комарами звенит.                             

                                      Осенью дарами одаряет,

                                     Грибами и ягодами угощает.

                                     Зимой согревает,

                                      От вьюги снега защищает.            (Лес)

 

Ведущий: Весь лес лежит у него в волшебном лукошке, заколдованный, зачарованный. А если спросите, как же так – целый лес у Лешего в лукошке очутился? Ответ простой: на каждое растение лежит у него загадка.

Задание 2.  «Расколдуйте» загадки и найдите необходимую картинку – отгадку.

Зимний лес. Много снега навалило. Леший расставляет следы.

Кикимора: Чем это ты тут занимаешься? Играть, что ли надумал?       

Леший: Какие игры, о чем ты говоришь. Я делом занят. Неужели не слыхала, что Баба  Яга захотела с нашим лесом сделать?

Кикимора: Баба Яга говоришь, с нашим лесом? Что?      

Леший: Вчерась прилетела, на весь лес кричала.

 «Буду я здесь, в лесу  хозяйкой.

 Наведу здесь свои порядки.

 Из леса всех зверей я выгоню,

 Всю траву, все деревья повыгнию.

 И никто помешать мне не сможет,

 А нечистая сила поможет» (фонограмма Бабы - Яги)

 Кикимора: Ишь ты, подишь ты, до сих пор слышно! Лешенька, родимый, беда – то какая. Пойдем ко мне в болото, будем там жить поживать и страху не знать.

 Леший: Вот и ты испугалась. Смотри, что я делаю. Я уже закончил. Пойдём дальше, по дороге я тебе всё объясню. Увидит, испугается…

Ведущий: Леший хотел запугать Бабу Ягу, напридумывал диковинных следов и расставил их на снежной полянке между настоящими следами.                                                                                        

Задание 3.  Определите, чьи следы на снегу. Определите, где следы придуманные.

Леший:    Ребята! В моём лесу много жителей и все мои друзья. А вы можете назвать их?  (Ответы детей) Чтобы быть здоровыми и крепкими наши лесные жители делают зарядку.  Ребята, а вы зарядку по утрам делаете?  

Ребёнок:                      Зарядка всем полезна,

                                      Зарядка всем нужна,

                                      От лени и болезней

                                      Спасает нас она

                                      Давайте вместе сделаем зарядку!

                                                    «Зверобика»

Конец зимы. Музыка, капель. На заснеженной полянке сидят Леший и Кикимора.

Леший: Ну, вот ещё одну зиму перезимовали, пережили, сколько бед от себя отвели. Весна наступила, и проснулся наш лес, запели птицы.

Кикимора: Ой, ребята! Я вам такие цветы покажу, какие вы никогда не видели. Они растут на  любимой полянке Лешего.

Полянка без цветов. Леший в шоке. Кикимора успокаивает Лешего и предлагает детям, а также их родителям украсить полянку необычными цветами.

Рисование мыльными пузырями.


Кикимора: Я знаю, вы умеете отлично рисовать

                    Свои таланты можете сейчас вы показать.

                    Но карандаш не справится с работою такой –                   

                    И пузыри цветные я принесла с собой!

 Педагог помогает каждому ребёнку получить положительный результат, стремясь сохранить  индивидуальность в каждой работе.

Создание коллажа на стенде под звуки леса.

Ведущий: Смотри, Леший, как преобразилась твоя полянка. Какие красивые цветы расцвели на ней! Ну, что, нравится тебе твоя полянка с необыкновенными цветами?

Леший: Очень! Спасибо! Вы настоящие друзья

Песня «Настоящий друг»

Ведущий: Мы с вами, ребята, знаем как много обитателей, живущих в одном большом  и дружном  «доме» - Земля!       

До свидания, старый лес,

 Полный сказочных чудес!

 По тропинкам мы гуляли,

                                                   На полянке поскакали.

  Подружились мы с тобой,

                                                    Нам теперь пора домой.

Приложение:  Ресурсы интернет: презентации , клипы.

Поделиться
Просмотров: 8495
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.