«Нам не страшен серый волк…» Консультация -практикум для родителей

  пн., 27.02.2012

Конкурсант:

Зябко Инга Александровна,

Педагог-психолог

I квалификационной категории

МБДОУ Детский сад  №39 "Белоснежка"

город Сургут

Цель: просвещение родительского сообщества о психологических проблемах детей дошкольного возраста.

Задачи: познакомить родителей с теоретическими аспектами проблемы детских страхов;

научить практическим и игровым упражнениям, которые помогут преодолеть страхи, присущие в дошкольном возрасте.

Оборудование: Трон и несколько атрибутов для образа Кощея, лекала масок, краски, кисти.

Предварительная работа: анкетирование родителей; диагностика детей средних и старших групп по методике А.И.Захарова «Страхи в домиках».

  1. Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы очень рады, что вы нашли время в своём занятом графике, чтобы посетить наше практическое занятие. Тема, обсуждаемая нами сегодня очень актуальна. Мы будем говорить о детских страхах. А для начала хочется озвучить итоги анкетирования, в котором вы приняли участие, накануне. Итак, нами опрошено 87 родителей средних и старших групп.

100% наших респондентов считают, что у их детей есть те или иные страхи.

76% родителей признались, что используют в своей практике методы запугивания.

64% опрошенных пап и мам отмечают, что их дети нуждаются в помощи взрослых в борьбе со своими страхами.

И только 12%  родителей знают, какими практическими, действенными способами можно помочь своим деткам в преодолении проблем страхов.

(вопросы анкеты см. в презентации Приложении 1)

Мы надеемся, что по окончании сегодняшнего занятия, вы приобретете знания и умения в свою педагогическую копилку и через предложенные игровые упражнения поможете своим детям преодолеть некоторые страхи.

Детские страхи – это нормальное психологическое явление. Каждый ребенок сталкивается с ним еще в самом маленьком возрасте. Маленькие детки, которые еще не умеют говорить, пугаются, когда обнаруживают отсутствие мамы рядом, и протестуют громким плачем.

В более сознательном возрасте, когда малыш уже говорит, идентифицирует себя, разделяет окружающих его людей на своих и чужих, копилка детских страхов пополняется с фантастической быстротой. Страхи здесь можно условно разделить на две большие группы: те, которые возникли в результате личного опыта ребенка, и те, которые подсказала ему его развивающаяся фантазия.

Например, если однажды ребенка напугала агрессивная собака, он инстинктивно начнет бояться всех псов. Любая мама часто болеющего малыша подтвердит, что ее ребенок боится людей в белых халатах, которые лезут к нему с неприятными болезненными манипуляциями и ставят уколы.

А наши традиционные русские сказки! Сколько там всякой нечисти и прочей жути. Прибавьте сюда еще изобилие мультиков, хороших и разных, и компьютерных игр, к которым есть доступ у сегодняшних детей. Вот вам и боязнь всяких вымышленных персонажей!

Детские страхи бывают разными по своей природе: бывают страхи охранительные, (защитные), нормативные (возрастные), невротические и патологические. Что это такое - детские страхи? Сначала мы рассмотрим страхи, которые называются охранительные или защитные, с помощью которых мы осознаем опасности и избегаем угрозы нашей жизни. Даже у новорожденных присутствует инстинкт самосохранения, например, при приближении большого предмета младенец откидывает голову, поднимает руки. Если же ребенок совсем ничего не боится, это тоже серьезный повод для беспокойства.

Детские страхи, которые называются нормативными или возрастными, испытывают практически все дети в определенном возрасте, и это нормально, и даже необходимо для общего развития ребенка, потому что преодолевая их, ребенок становится сильнее, более зрелым эмоционально и личностно. Главное, что нужно знать, что у детей страхи сопровождают определенный возрастной период. Так до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связаны с отсутствием матери или ее настроением.

          В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно темноты. В 3-4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш может сам придумать какое-то чудовище и потом долго его бояться. У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику.

Бывает так, что ребенок не может без проблем «перерасти» с возрастом свои детские страхи, в таких случаях ему нужна помощь взрослых и поддержка родителей и психолога.

Другие детские страхи, которые называются – невротические, появляются в результате:

  • недостаточной уверенности в себе, отсутствии адекватной самооценки и психологической защиты;
  • длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, как правило, на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Обычно, это такие страхи, как страх темноты, одиночества, животных и т.д.
  • переживания какого-то страшного события (психологи говорят в таком случае о травмирующем опыте). Это может быть страшная сцена, увиденная по телевизору, или например, кто-то или что-то очень напугало ребенка, также болезненный укол или операция, поражение в соревновании и т.д.

Наиболее же вредными для психологического состояния ребенка являются патологические страхи. Они приводят к таким неблагоприятным последствиям, как: невротические тики, навязчивые движения, нарушение сна, трудности в общении с другими людьми, агрессивность или, наоборот, тревожность, дефицит внимания и т.д. Страхи могут являться и симптомами серьезных психических заболеваний.

  1. Чего же боятся наши дети?

Мы провели диагностику по  авторской методике А.И. Захарова «Страхи в домиках»  и вот какая картина нам представляется. (описание методики см. в Приложении 2)

Результаты диагностики представлены в Презентации (см. Приложение 3)

Демонстрируем родителям Презентацию и комментируем результаты диагностики детей.


         3.   Узнав проблемы существующих страхов, как помочь ребенку перестать бояться?

 Вокруг для ребенка по-прежнему таятся неизвестности и опасности, оказывается, страх можно и нужно исследовать, с ним можно познакомиться и даже подружиться. Но как? Конечно, подойдя к вопросу с творческим настроем.

Психологи утверждают, что 90% всех страхов детей порождены семьей и более того ею же и поддерживаются, дети способны буквально считывать наши собственные страхи. Поэтому с ними и нужно работать. Отработанные в себе страхи, у детей отсеиваются автоматически.
          Как же перестать бояться? Для начала страх нужно «вывести на чистую воду». Когда он разобран на составляющие и обговорен в разговорах с родителями, друзьями, знакомыми, бояться уже собственно и нечего. Пусть ваш ребенок подробно расскажет от том, какого цвета его страх, какого размера, формы, чем он пахнет и как звучит, в каком месте тела он "засел" и как он там ощущается (жар, холод, дрожь). Можно попробовать его нарисовать или вылепить. Потом можно предложить ребенку самому стать страхом, говорить от его имени, спросить чего же он хочет.

Если ваш ребенок боится оставаться дома один, придумайте с ним историю: скажем, девочка Света и мальчик Костя один раз остались дома одни и очень боялись, что в шкафах прячутся чудовища. Но потом они устали бояться и решили превратиться – девочка в фею, а мальчик в рыцаря. Вооружились волшебной палочкой и мечом и пошли проверять каждый шкаф – спасать игрушки и превращать чудовища в нестрашные пуговицы и платочки. Фантазируйте, добавляйте и придумывайте свою историю на каждый страх!  

Отдельно скажем, что определенную осторожность обязательно нужно внушать ребенку, только надо делать это правильно. В наше время дети должны остерегаться чужих людей, оживленных дорог, должны опасаться потеряться в многолюдном месте.

Спокойно объясните малышу, в чем заключается опасность ситуации:

«Ты знаешь, есть такие очень нехорошие люди, которые крадут детей. Они хотят их увезти далеко от мамы и папы. И они умеют притворяться очень добрыми и хорошими, могут даже что-то подарить или угостить конфетой. Но ты же умный (-ая) мальчик (девочка), ты знаешь, что с незнакомыми взрослыми можно разговаривать, только если мама или папа рядом!»

Не помешает периодически возвращаться к этой теме, только без фанатизма, и закреплять эту информацию в голове у ребенка.

Для того чтобы избавить ребёнка от страхов, связанных с проблемами социальной адаптации, боязни родительского наказания, замкнутого пространства, психологи советуют использовать предметно – ролевые игры. Предлагаем вам выйти в зал и поиграть в некоторые полезные для вас и ваших детей игры.

  • «Пятнашки». Смысл игры заключается в следующем: вы должны обозначить игровую площадку, на которой находятся игроки. Ведущий должен догонять участников. Тот, кого догнали, становится ведущим. Атмосфера во время игры должны быть как можно более дружеской и весёлой. (Примечание: когда организуете её дома, обязательно сами принимайте участие в игре, периодически поддаваясь ребёнку). Эта игра помогает ребёнку избавиться от страха перед наказанием. Кроме того, она прекрасно помогает восстановлению утраченных доверительных отношений между родителями и детьми.
  • Проводим с родителями всем известную и с детства любимую игру «Прятки». Она является отличным средством для преодоления ребёнком страха темноты, замкнутого пространства и чувства одиночества. (Примечание: организуя игру дома, для достижения наилучшего результата, позвольте ребёнку быть ведущим. Заранее обговорите те места, где прятаться нельзя, после чего погасите верхний свет, оставив лишь ночник или работающий телевизор). Однако помните о том, что, если ребёнок проявляет признаки страха, или вообще отказывается от игры, ни в коем случае не принуждайте его, чтобы не усугубить проблему ещё больше.

В борьбе с одним из самых распространенных страхом сказочных персонажей, чудовищ, привидений мы предлагаем вам поиграть в игру «Путешествие к Бабе Яге».

Выбираются трое участников, одному из них отводится роль Бабы-яги или Кощея, второй берет на себя роль боящегося ребенка, а третий участник играет роль родителя, который поддерживает и подбадривает своего малыша.

Кощей восседает на сказочном троне в своем царстве, а малыш с мамой преодолевая разные препятствия, которые встречаются им на пути идут в его царствие. Взрослый должен непременно хвалить ребенка, подчеркивать его смелость. А когда ребенок приблизиться к трону, нужно приободрить его и научить, как можно словесно угрожать Кощею и даже нападать на него.

И последнее практическое упражнение для родителей  «Маска страха». Родителей приглашаем за столы, где подготовлены шаблоны масок, а они её только раскрашивают, да как можно страшнее. Затем по-очереди пугают друг друга. Эту игру желательно проводить на большом эмоциональном подъеме, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть людьми. (Примечание: проводя эту игру с детьми дома, взрослым пугать ребенка не стоит, лучше пригласить в гости одного-двух детей и тщательно дозировать игру. Не давать малышам перевозбуждаться, а то резкий выплеск страхов может привести к проявлениям агрессивности. Не настаивать, если ребенок будет отказываться играть роль боящегося и захочет только пугать (или наоборот).

Вот такими нехитрыми приемами можно в домашних условиях малышу преодолеть некоторые из страхов.

А в конце нашей встречи хочется вручить вам Памятки. (См. Приложение 4)

Не пугайте малыша,

От него уйдет душа,

Убежит в подземный сад,

Не найдет пути назад...

Станет взрослым и большим,

Будет сам себе чужим.

И от счастья убегать

И своих детей пугать.

Слышите?..  (В. Леви.)

Альтернативой страху выступает любовь. Это действительная божественная сила, дарующая нам счастье, радость и благополучие. Чтобы открывать в себе и своем ребенке это чудесное явление, важно проникнуться идеей, что «вы-мы» едины, что каждый достоин принятия, уважения и признания. И своей жизнью показывать, как свет и любовь позволяют делать жизнь счастливой и радостной.

Желаем вам терпения и мудрости, а вашему малышу – поскорее перерасти свои детские страхи!

Приложение:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.ppt (58 КБ) ПРИЛОЖЕНИЕ 2.doc (32 КБ) ПРИЛОЖЕНИЕ 3.ppt (122 КБ) ПРИЛОЖЕНИЕ 4.doc (30 КБ)


Поделиться
Просмотров: 2837
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.