«Интегративные формы взаимодействия воспитателя с родителями в рамках организации в группе и в детском саду краеведческой работы с детьми, направленной на духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников»

  вс., 26.02.2012

Пигина Ирина Владимировна,

воспитатель

НРМ ДОБУ Детский сад

комбинированного вида «Солнышко»

Нефтеюганский район, пгт. Пойковский

 

Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

Цель работы с родителями: организация работы, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку.

Задачи:

v     Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит ХМАО-Югры

v     Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края

v     Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада

v     Способствовать раскрытию творческих способностей в семье

Из анкетирования родителями стало ясно, что привлечь их внимание к совместной деятельности по воспитанию патриотических чувств у наших дошкольников можно только через определенные формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: 73% родителей группы готовы участвовать в творческих конкурсах, проявляют активный интерес к участию в проектной деятельности, созданию совместных детско-родительских проектов, 41% - готовы к участию в фестивалях семейного творчества, 54% - проявляют интерес к спортивным соревнованиям «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья». 

Формы работы с родителями.

Так, нами были определены основные формы работы с родителями, способствующие их активному включению в педагогический процесс:  участие в акциях,  творческих конкурсах, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах. Составлен примерный план работы с родителями.

Примерный  план совместных мероприятий с родителями

Название мероприятия

Форма

Творческий продукт

Ответственный

Примечание

«Юный пойковчанин»

Фотоконкурс

Фотоальбом

Воспитатели группы

Приложение 1

 «Профессии наших родителей»

Фотоконкурс

Фотоальбом

Педагог доп.образования

Приложение 1

«Я рисую свою семью»

Конкурс детских рисунков

Выставка рисунков, карманные календарики

Педагог доп.образования

Приложение 2

«Югорка»

Ежемесячная газета для детей и родителей

Газета

Родители и дети

Приложение 3

«Югорские родники»

 

Конкурс чтецов поэтических произведений о родном крае

Поэтический вечер

Музыкальный работник

Приложение 4

 «Мой мир – моя семья»

Конкурс рисунков семейных эмблем

Выставка

Педагог доп.образования

Приложение 5

«Путешествие маленькой бусинки»

 

Вставка поделок семейного творчества

Пополнение музея новыми экспонатами

Педагог доп.образования

Приложение 6

«Семейное путешествие по Югре»

Конкурс рассказов о путешествиях по родному краю

Сборник рассказов (сказок), сочиненных родителями и детьми

 

Приложение 7

 «Красота родной природы»

Конкурс на лучший видеоролик

Видеофильмы для использования в образовательной деятельности

Воспитатели группы

Приложение 8

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе фотографий  «Юный пойковчанин»

(«Счастливое детство ЮГРЫ», «Моя семья в истории Югры»)

 

1.   Общие положения

1.Организаторы конкурса: ДОУ «Солнышко».

2.Сроки проведения:  апрель.

3. Участники конкурса: семьи воспитанников.

2.   Цель конкурса

Создание условий для развития творческих способностей и социальной активности детей и родителей, формирования нравственных и патриотических качеств у детей и родителей, других членов их семей посредством фотографического творчества.

3.  Задачи конкурса

- расширить способы взаимодействия семьи и ДОУ

- привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада, заинтересовать  их в краеведческой работе детского сада

- повысить роль фотографии в патриотическом воспитании детей, автономного округа, привитии любви и уважения к семье, малой родине,
Югорскому краю

4.   Условия участия.

4.1 На конкурс принимаются работы, полностью отражающие предложенную тему, по номинациям «Портрет», «Жанровая фотография», «Фоторепортаж».

4.2 Формат    предоставляемых    работ:       размеры    изображения   должны соответствовать одному из стандартных разрешений монитора (800х600рiх, 1024х768рiх).

4.3. Каждый автор может предоставить не более 3-х работ. Во избежание проблем с кодировкой в названии файла следует использовать латиницу.

4.4. К работе прилагается "Справка об авторе": ФИО конкурсанта, группа, название представленных работ.

5. Критерии оценки представленных работ.

  • Раскрытие темы конкурса
  • Техника и качество выполненных работ
  • Оригинальность идеи, нестандартность и содержательность выполнения работы
  • Художественный уровень работы

6. Жюри.

Жюри осуществляет экспертную оценку представленных на конкурс работ в соответствии с критериями оценки настоящего положения.

Состав жюри формируется из  числа членов педагогического коллектива: педагога дополнительного образования, председателя профкома, двух воспитателей и представителя администрации ДОУ.

7. Подведение итогов

Жюри будут выбраны победители конкурса из числа лучших работ, которые получат грамоты, призы и подарки.

 

Приложение 2

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсах  детских   рисунков

«Я рисую свою семью», «Мой Пойковский»,

«Мой дом - Югра»

 

1.Организаторы конкурса: ДОУ «Солнышко».

2.Сроки проведения:  апрель.

3. Участники конкурса: семьи воспитанников.

 

2.        Цель и задача конкурса

1. Развитие творческих способностей детей.

2. Приобщение детей к художественному творчеству.

3. Воспитание любви к родному краю.

 

3.   Порядок и условия проведения выставки

1. Участниками выставки являются воспитанники детского сада

2. На выставку принимаются индивидуальные работы, выполненные на занятиях, самостоятельно дома. Помощь родителей допускается.

3.  Материалы и техника – любые.

4. Работы могут быть выполнены на плотной бумаге формата А 4, А 3;

5. На обороте каждой работы указывается фамилия, имя, возраст, группа.

6.  Работы должны быть без  рам. Рисунки не сгибать и не сворачивать. Работы  должны быть оригинальными, интересными по сюжету и аккуратными. Не принимаются работы, скопированные с открыток, репродукций картин.

4. Награждение.

 

По итогам конкурса победители награждаются дипломами 1-ой, 2-ой и 3-ей степени, памятными подарками и поощрительными призами и дипломами за участие по номинациям.

Приложение 3

 

Положение

о газете для родителей «Югорка»

I. Общие положения

1. Малотиражная газета «Югорка» входит в систему патриотического воспитания дошкольников, обеспечивая создание единого воспитательно-образовательного пространства семьи и детского сада.

2. Газета является органом педа­гогического просвещения и содей­ствует обмену опытом семейного воспитания.

3. Учредитель газеты — детско-родительский коллектив, участники проекта «Югорские россыпи».

П. Организационно-педагогические требования к газете

1. Газета выпускается 1 раз в месяц.

2. Каждый выпуск посвящен краеведческой теме и содержит ин­формацию о проводимых мероприятиях и акциях, текущие дела группы, проводимая краеведческая работа, результаты исследований родного края в центре экспериментирования.

3. Содержание номера готовится детьми и родителями.

4. Материал может располагается в соответствии с постоянными руб­риками.

5. Каждый выпуск

6. Авторами материалов могут выступать родители, работники ДОУ, воспитатели, педа­гоги дополнительного образова­ния.

7. В каждом номере присутствует «детский» материал (от­веты на вопросы анкеты, высказы­вания-суждения, продукция детско­го словесного или художественного  творчества).

8. Обязательно наличие фото­материалов либо рисунков.

III. Права и обязанности

1. Каждый сотрудник ДОУ и родители имеют право на публика­цию собственного материала и личное мнение о публикуемом.

2. Право на получение каждого выпуска газеты.

3. Автор материала обязан:

— предоставлять правдивую, досто­верную информацию;

— в спорных случаях обоснован­но выдвигать аргументы.

 

Приложение 4

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе поэзии «Югорские родники»

  1. 1.      Общие положения.

1.Конкурс поэзии проводится в рамках организации в детском саду краеведческой работы с детьми, направленной  на духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников»

2.Организаторы конкурса: ДОУ «Солнышко».

3.Сроки проведения:  апрель.

4. Участники конкурса: семьи воспитанников.

  1. 2.      Цели и задачи конкурса.

2.1. Цель: Создание условий для развития и самореализации одаренных детей, воспитанников детского сада.

2.2.  Задачи:

  • формирование и развитие творческих способностей у детей;
  • повышение исполнительского мастерства участников Конкурса; 
  • нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного   возраста
  • воспитание у дошкольников и родителей  интереса к местным поэтам и писателям

3. Порядок и условия проведения:

1. В конкурсе принимают участие  дети старшего дошкольного возраста, воспитанники детского сада. 

2. Конкурс проводится по следующим номинациям:

  • «Лучше нет родного края»
  • «Моя семья»

4. Критерии оценивания

  • соответствие репертуара возрасту исполнителя;
  • исполнительское мастерство участников, выразительность чтения;
  • артистизм и сценическая культура.

Каждый критерий оценивается по пятибалльной системе.

5. Подведение итогов

По итогам Конкурса определяются победители и призеры, которые награждаются дипломами:

  • Победители  Конкурса награждаются дипломом  «Лауреат»
  • Призеры награждаются дипломами I, II, III степени, дипломами   участников финала.

 

Приложение 5

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе рисунков семейных эмблем «Мой мир – моя семья»

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1. Конкурс рисунков семейных эмблем «Мой мир – моя семья» (далее – Конкурс) проводится в рамках организации в детском саду краеведческой работы с детьми, направленной  на духовно-нравственное и патриотическое воспитание», с целью пропаганды семейного воспитания детей, повышения престижа семьи.
  2. Организаторы конкурса: ДОУ «Солнышко».
  3. Сроки проведения:  апрель.
  4. Участники конкурса: семьи воспитанников.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

  1. Конкурс проводится в целях укрепления престижа семьи, приоритета семейного воспитания детей.
  2. Задачи конкурса:

- расширить способы взаимодействия семьи и ДОУ

- привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада, заинтересовать  их в краеведческой работе детского сада

- формирование в общественном сознании значимости сохранения семьи.

- поддержка совместного детско-родительского  семейного творчества

  1. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

5.2. Конкурсные работы должны быть предоставлены на бумаге формата А3, в правом нижнем углу вычерчивается рамка 3х10 см. для названия работы, фамилия участников, территории проживания. К работе прилагается электронный формат работы и фотография семьи – автора работы.

5.3. Заявка на участие в Конкурсе должна содержать:

  • название конкурсной работы;
  • полное имя участника;
  • возраст участника;
  • контактные телефоны

5.4. Конкурсные работы не возвращаются и не рецензируются.

4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

6.1. Конкурсные работы оцениваются по критериям:

- оригинальность идеи;

- ясность и полнота раскрытия идеи;

- уровень художественного мастерства.

5. НАГРАЖДЕНИЕ

7.2. Всем участника Конкурса будут вручены дипломы участников.

 

Приложение 6

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении фестиваля семейного творчества

«Путешествие маленькой бусинки»

 

1.Общие положения

Сроки проведения:

Место проведения: ДОУ «Солнышко»

 

2. Цели и задачи

- пропаганда семейных ценностей,  благоприятных условий воспитания детей

- воспитание интереса к культуре и искусству народов Севера

- активное привлечение родителей к участию в жизни детского сада

- создание единого воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ

- развитие творческих способностей детей, 

3. Участники

Участниками Фестиваля являются воспитанники детского сада «Солнышко» и члены их семей.

4. Условия участия.

4.1. Для участия в конкурсной программе семьям необходимо заранее приготовить следующие конкурсные задания:

-визитная карточка «Мы - семья самая, самая...» - слайдовая презентация семьи. Продолжительность выступления - не более 3 мин.

-«коронное семейное блюдо» - участники должны заранее приготовить любимое традиционное семейное блюдо и представить его конкурсной комиссии в день проведения Фестиваля;

4.2. Номинации конкурса:

Для участия в конкурсной программе семьям необходимо заранее приготовить следующие конкурсные задания по следующим номинациям:

- «Вокальное мастерство»

- «Хореографическое искусство»

- «Исполнение на музыкальных инструментах»

- «Актерское мастерство»

4.3. Продолжительность творческих выступлений участников в любом
     из представленных жанров допускаются до 5 мин.

4.4. Очередность выступления определяется жеребьевкой.

5. Критерии оценки выступлений

            Критериями оценки выступают следующие показатели:

- артистизм,  умение подать себя,  содержание и оригинальность выступлений и композиций, соответствие  музыкального  материала  возрасту  участников (ребенка), выразительность и  эмоциональность  исполнения  творческих номеров      

            К  общей  оценке  семьи  добавляется   организационный  балл,
учитывающий: качество и оригинальность выступлений, наличие группы
поддержки от семьи. Максимальный организационный балл равен 3.

6. Награждение

По итогам конкурса победители награждаются дипломами 1-ой, 2-ой и 3-ей степени, памятными подарками и поощрительными призами и дипломами за участие по номинациям.

Приложение 7

Положение

о конкурсе «Семейное путешествие по Югре»

1. Общие положения.

1.Организаторы конкурса: ДОУ «Солнышко».

2.Сроки проведения:  апрель.

3. Участники конкурса: семьи воспитанников.

4. Номинации конкурса: «рассказ о своем любимом крае» - рисунок и короткая заметка к нему, посвященные малой родине – интересные знаковые места и события (памятники, выставки, праздники)

 

2. Цели и задачи конкурса.

- укрепление единого воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада

- патриотическое воспитание дошкольников на краеведческом материале

- развитие детско-родительского сообщества,

- создание в детском саду благоприятной атмосферы для развития семейного творчества

 

3. Требования к работам

1. Оформление текста работы: вид и размер текста, цвет шрифта, межстрочный интервал - любой

2. Техника исполнения рисунков: любая

Бумага: плотный картон.

Размер рисунков: форматы А3, А4, А2

Заявка должна содержать информацию: фамилия участников

 

4. Критерии оценки представленных работ.

  • Раскрытие темы конкурса
  • Техника и качество выполненных работ
  • Оригинальность идеи, нестандартность и содержательность выполнения работы

 

6. Жюри.

Жюри осуществляет экспертную оценку представленных на конкурс работ в соответствии с критериями оценки настоящего положения.

Состав жюри формируется из  числа членов педагогического коллектива: педагога дополнительного образования, председателя профкома, двух воспитателей и представителя администрации ДОУ.

 

7. Подведение итогов

Жюри будут выбраны победители конкурса из числа лучших работ, которые получат грамоты, призы и подарки.

Приложение 8

Положение

о конкурсе видеороликов

«Красота родной природы»

 

1. Общие положения.

1.Организаторы конкурса: ДОУ «Солнышко».

2.Сроки проведения:  апрель.

3. Участники конкурса: семьи воспитанников.

2.   Цель  конкурса

1) Формирование у детей экологического сознания

2) Воспитание бережного отношения к родной природе

3) Привлечение внимание  детей и родительской общественности к экологическим проблемам человечества, в том числе экологии края

3.  Задачи конкурса

- расширить взаимодействие с родителями в решении задач экологического воспитания дошкольников

- привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада,

- актуализировать значение деятельности каждого человека в решении задач формирования экологического мировоззрения

4.   Требования к работе.

Творческие работы принимаются на CD (DVD) дисках в жестких коробочках. Обложка диска должна быть оформлена и содержать информацию об авторе и названии работы.

Длительность  видеоролика - не более 7 мин.

Объем - не более 50 МБ.

Формат файла AVI или WMV.

5. Критерии оценивания.

1) соответствие работы теме конкурса;

2) полнота раскрытия темы, содержательность, исследовательская направленность;

3) художественный вкус и выразительность;

4) техническая реализация: качество записи, представленных материалов;

5) содержательность работы: законченность сюжета, наличие титульного кадра для видеороликов;

6) практические предложения решения выбранной проблемы, представленные автором в работе.

6.Жюри конкурса.

В Жюри конкурса включены заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе, воспитатели, члены творческой группы «ЭкоОМОН», педагог дополнительного образования.

23. В каждой номинации конкурса присуждаются три призовых места. Участникам конкурса, занявшим призовые места, вручаются дипломы лауреатов конкурса.

7. Итоги конкурса.

По итогам конкурса присуждаются три призовых места. Участникам конкурса, занявшим призовые места, вручаются дипломы лауреатов конкурса.

Приложение 9

 

Диагностика результативности

применения интерактивных форм взаимодействия с семьей

Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к вос­питанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают ин­терес к ней.

Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудниче­стве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых роди­телям нужна помощь.

Анкетирование родителей

1.  Считаете ли вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2.  Как вы развиваете представления о своей стране, отношение к ней у своего ребенка?

3.  Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с историей России, символикой страны?

4.  Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к городу, стране?

5.  Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в городе?

6. Довольны ли вы знаниями ребенка о нашей стране, ее истории? Почему?

7.  Считаете ли вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

 8. Какие формы взаимодействия с педагогами по воспитанию со­циальной компетентности маленького гражданина были бы вам инте­ресны:

—  «круглые столы» со специалистами по данной теме;

—  совместные экскурсии, походы;

—  конкурсы по темам истории и современности России;

—  встречи для родителей по проблемам воспитания граждан­ских чувств у современных дошкольников;

—  домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуж­дение событий из истории страны;

—  другое_______________________________________________

 

 

Поделиться
Просмотров: 7101
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.