Дискуссия с родителями: «Волшебный мир книги». |
вс., 26.02.2012 |
Конкурсант:
Якупова Эльвера Равильевна,
воспитатель 1 категории
НРМ ДОБУ "Центр развития ребенка -
детский сад "Теремок"
пгтПойковский, Нефтеюганскийр-н
Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития.
Задачи: расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге.
Участники: воспитатели, родители, дети, библиотекарь, музыкальный руководитель.
Ход мероприятия:
1. Подготовительный этап
Изучение читательских интересов семей и выяснение отношения к чтению книг дома.
Подготовка выставки разно-жанровой детской литературы, аудиокассет и дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении. Подготовка фотовыставки «Мы-читающая семья».
Подбор советов и рекомендаций для родителей на тему: «Как организовать семейное чтение».
Оформление папки «Читайте детям книги»
Подготовка призов для награждения в номинации «Самая читающая семья».
2.Организационный этап
На центральной стене-развернутая книга, на страницах которой написана тема родительского собрания; размещены информационные листы с пословицами и высказываниями великих людей об искусстве чтения; оформлена выставка детских книг и журналов.
3.Вступительная часть.
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
Мы читаем книги вместе
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы ни одной.
У меня слоны, жирафы-
Звери все до одного.
И бизоны, и удавы,
А у папы-никого!
У меня в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет?
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый -его защитить!Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь узнают, Окружающий мир познают. А. Лесных Наше время - время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества.
«Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно, как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир»(М Горький). Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их «почему». «Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги, и чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают... Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги.
Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят» (Ж Я. Зеленцова).
Воспитатель. Тема нашей встречи- «Волшебный мир книги».Сегоднянам предстоит ответить на главный вопрос: какое место в семейном воспитании 4-5-летнего ребенка принадлежит книге?
4.. Обозначение проблемы. Упражнение «Выбери дистанцию»
Воспитатель. Сегодня символ обсуждаемой темы -детская книга (кладет ее на кубе центре комнаты). Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.
Родители выполняют здание.Воспитатель. Чтобы нам сегодня было легче общаться друг с другом и решать поставленные задачи, давайте проведем небольшую разминку. - Расскажите пролог поэмы А.С. Пушкина«Руслан и Людмила» «Улукоморья дуб зеленый..».
Каждый родитель по очереди говорит по две строки, кто забыл следующую строку -
передает эстафету следующему.
5. Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании»
Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас принять участие в дискуссии на тему: «Роль книги в семейном воспитании». Существуют два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга - средство развлечения и забава; другие - что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребенка.'
- Обоснуйте свою точку зрения: какова роль книги в семейном воспитании. (Мнения родителей.)
- Всегда ли стремление взрослых купить ребенку как можно больше книг приводит к положительным воспитательным результатам? Так ли безопасен культ книги? (Мнения родителей.)
6.Анализ результатов микроисследования.Воспитатель. Давайте проанализируем результаты бесед с родителями и детьми и
выясним, каковы же ваши семейные читательские запросы и предпочтения.
7.. Выступление библиотекаря
Воспитатель. Ау нас сегодня в гостях библиотекарь городской детской библиотеки...
(Ф.И.О.).
Рекомендации по комплектованию детской библиотечки Библиотекарь обращает внимание родителей на содержание подготовленной к встрече книжной выставки (научно-популярные книги для детей, классическая литература, книги о природе, людях труда, сборники сказок, загадок, былины и др.). Обращается внимание на то, что детей необходимо знакомить с произведениями детской литературы разных жанров (стихотворения, сказки, рассказы, малые фольклорные формы).
В содержании произведений должны раскрываться все сферы окружающего ребенка мира: «Я сам»-о детях, их эмоциях, чувствах;«Нерукотворный мир»-о природе; «Рукотворный мир- о предметах, созданных руками человека;«Мир людей и человеческих отношений»
Рекомендации по обучению детей.
Библиотекарь рассказывает о том, что собой представляет -книга, формулирует основные требования - как с ней необходимо обращаться детям и как этому нужно учить.
Открытие Книги рекордов группы (самый активный слушатель книг). Проходит награждение самых читающих семей.
8. Продолжение дискуссии
Воспитатель обращается к родителям, просит желающих рассказать, как они поступают, если ребенок отказывается слушать. Родители высказываются, делятся опытом. Далее родители выступают по следующим вопросам:
- Книга в нашей семье.
- Традиции нашей семьи.
- Отношение детей к книге.
9.Из опыта семейного воспитания
Работа с родителями по подготовке выступлений проводится заранее, за несколько дней до собрания. Родителям предлагается памятка с советами«Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?»
- Пробуждайте интерес ребенка к картинкам. Большинство книг для маленьких содержат много иллюстраций, и если ребенок ими заинтересуется, он, естественно, начнет и слушать. Найдите такие, которые нравятся ребёнку больше других, и побеседуйте о них.
- Искушайте ребенка чтением. Выберите книгу, которая, по вашему мнению, его заинтересует, сядьте в сторонке и громко читайте себе. Только сесть надо в таком месте,
чтобы ребенок мог легко к вам присоединиться.
3.Купите книгу, к тексту которой существует магнитофонная кассета с записью, и
покажите ребенку, как включать магнитофон. Если ребенку это понравится, вы
сможете записать
на магнитофон и другие тексты. В заключение дискуссии следует сделать вывод о важности интереса ребенка к детской книге, приобщения его к миру литературы, зарождения привычки самостоятельно общаться с книгой.
10.Музыкально-театрализованное представление «Сказки дядюшки Корнея».
В зал входят дети. Кот (из-за декорации). Мурр-мяу! (Появляясь.) Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам, да не один. Со мной герои ваших любимых сказок. Я не ошибся? Ведь вы любите читать и слушать сказки? (Ответ.) Сейчас проверю. (Звучит музыка.) Мурр-мяу! Сказка, начинайся! Первый гость, появляйся!
Один за другим появляются литературные герои произведений К.И. Чуковского. Каждый из них коротко рассказывает интересный случай из своей жизни и просит детей узнать, кто он. Воспитанники группы показывают небольшие сценки. В сценарий могут быть включены музыкальные номера и игры.
11. Заключительная часть.
Родителям предлагаются памятки: «Как обращается с книгой Ваш ребенок?»,«Если Вы решили купить ребенку новую книгу».
Приложения.
Памятка для родителей
1.«Как обращается с книгой Ваш ребенок?»
По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, Вы можете судить о том, достаточное ли внимание Вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой.
Обратите внимание, придерживается ли Ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:
- Прежде чем взять книгу, нужно проверить, чистые ли у вас руки.
- Читать и рассматривать книгу можно только за столом.
- Книгу нужно беречь: не пачкать ее, не заминать страницы, правильно их перелистывать, не смачивать палец слюной; не играть с книгой: она от этого портится.
- После того, как посмотрели и прочитали книгу, надо поло жить ее на место.
- Хранить книгу необходимо в специально отведенном для нее месте-* книжном шкафу или на полке, а не среди игр.
- Если заметили, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), ее нужно починить.
Если трудно сделать это самим, обратиться за помощью к взрослым.
- Если Вы решили купить своему ребенку новую книгу. При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества.
- Как книга иллюстрирована? Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать; они ценят красоту, юмор, фантазию; избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.
- Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя? Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но при том достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий.
- Понравится ли книга именно Вашему ребенку? Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность: любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной.
- Обладает ли книга силой эмоционального воздействия?
Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, недолгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально.
- Хорошо ли книга написана? Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению.
- Нравится ли книга Вам? Если Вы читаете то, что больше нравится Вам самим, есть больше оснований ожидать, что это понравится ребенку.