Программа консультативного пункта «Ранняя диагностика и профилактика возникновения речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

  вс., 26.02.2012

                                                                  Конкурсант:

                                                                  Нуриева А.Р.

                                                                       учитель-логопед

                                                                                               I квалификационной   категории

МБДОУ   «Детский сад «Росинка»
г.Надыма

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                              

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!

                                                                                                                                            К. Д. Ушинский.

В целях реализации закона РФ «Об образовании», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», на основании Постановления Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.09.2006г. №553 п.3, приказа департамента образования ЯНАО от 13.11.2006г. №376 о повышении доступности дошкольного образования в автономном округе, районной целевой программы «Комплексные меры по улучшению демографии на территории муниципального образования Надымский район на 2008-2010 годы» в МБДОУ комбинированного вида «Детский сад «Росинка» с 2007 года реализуются альтернативные формы оказания бесплатных услуг семьям неорганизованных детей. Одной из форм является консультативный пункт «Неваляшка» (далее КП), цель которого оказание консультативной помощи семьям неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста в вопросах воспитания, развития и обучения детей в семье и МБДОУ.

Раннее предупреждение, диагностика, и коррекция психических и речевых нарушений является на сегодняшний день одной из актуальных проблем педагогики. Ранний возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

По данным Института коррекционной педагогики РАО, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5 – 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют патологию периода беременности и родов. В этих случаях, в первую очередь, страдает нервная система ребенка,  и в частности - речь.

Анализ медицинских карт детей раннего возраста поступающих в МБДОУ «Детский сад «Росинка» выявил следующие тенденции: в 2008-2009 учебном году из 45 детей раннего возраста,  поступивших в ДОУ, с задержкой речевого развития выявлено 13%  детей, в 2009-2010году из 43 поступивших детей – 18%, а в 2010-2011 году из 54 детей  – 23%.

Таким образом, можно констатировать факт неуклонного роста количества детей раннего возраста, имеющих те или иные отклонения в сфере речевого здоровья, осложняющие процесс их социализации.

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 4,5 – 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: слабого здоровья, дефицита общения с взрослыми, нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой недостатки речевого развития не исправляются. Но при раннем выявлении и своевременной помощи, недостатки речевого развития корректируются.

К счастью, при грамотном подходе со стороны родителей и врачей, основные проблемы компенсируются в возрасте до одного года. Нормальное развитие отмечается у 15 – 20% детей. Но длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 3 – 5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства – 50, 5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией. Специалисты утверждают: только ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяет скомпенсировать уже имеющиеся отклонения в развитии и предупредить появление дальнейших «вторичных» проблем.

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребенка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга маленького ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

Для обеспечения благоприятной среды адаптации детей в ДОУ создана система традиционных и нетрадиционных стратегий взаимодействия всех участников процесса: учителя-логопеда, педагога-психолога, родителей. Особое место в этой системе занимает работа по включению семьи в процесс сопровождения речевого развития детей. Эта работа приносит более эффективный результат в развитии, так как родители имеют возможность ежедневно закреплять знания и умения своего малыша, а специалист грамотно и последовательно руководит процессом передачи этих знаний и умений.

С учетом вышесказанного и  анализируя методическое обеспечение и существующий опыт работ консультативных пунктов в системе дошкольного образования, можно сделать вывод об отсутствии системного подхода к ранней диагностике речевых нарушений у детей раннего возраста.

Вариантом решения обозначенных проблем является разработка и внедрение программы «Ранняя диагностика и профилактика возникновения речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях работы КП», которая обеспечит:

  • Систематизацию методик, направленных на раннее выявление речевых нарушений, в том числе методик, которые могут быть использованы родителями в условиях семьи.
  • Использование нетрадиционных  форм работы с семьей в рамках КП (организация групповых встреч родителей с социальными партнерами, каковыми являются: филиал детской поликлиники МУЗ ЦРБ, центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг», Центр здоровья Надымского района; обучающие практикумы; постоянно действующая мини-библиотека «Книжки-малышки»; авторские информационные буклеты).

Реализация программы повысит эффективность профилактической работы, направленной на успешную социализацию ребенка раннего возраста, значительно повысит психолого-педагогическую грамотность родителей в вопросах речевого развития.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

            Цель: систематизация мероприятий, обеспечивающих своевременное выявление и профилактику возникновения речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в рамках работы КП ДОУ и для использования родителями в условиях семьи

            Задачи:

- систематизировать мероприятия, направленные на раннее выявление и профилактику речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста, с выпуском практического пособия и методических рекомендаций для родителей неорганизованных детей;

- внедрить новые эффективные формы работы с родителями неорганизованных детей с использованием нетрадиционных методов;

- выработать у родителей практические умения, необходимые для развития у детей общеречевых навыков.

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

  • Увеличение процента охвата родителей неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста  консультативной помощью учителя-логопеда ДОУ.
  • Формирование информационной готовности родителей неорганизованных детей к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
  • Повышение качества и эффективности просвещения родителей по вопросам речевого развития детей раннего возраста.
  • Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Срок реализации программы май 2011г. – сентябрь 2012г.

Реализация программы предполагается в три этапа:

1 этап.  Вводный. 2011г. (май - август).

 - Изучение и подбор специальной литературы по проблеме раннего речевого развития детей.

 - Формирование пакета диагностических методик по выявлению у детей раннего возраста речевых нарушений, которые также могут быть использованы родителями в условиях семьи.

 -  Подбор и разработка критериев оценки результативности деятельности.

 -  Разработка программы.

2 этап. Практический. 2011-2012гг. (сентябрь - май). Разворачивание основных механизмов программы:

 - Апробация пакета диагностических методик в условиях работы КП для родителей неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста «Неваляшка».

 - Внедрение инновационных форм профилактической работы.

3 этап.  2012г. (май - сентябрь). Оценка результатов реализации  программы. Презентация практического пособия «Речевичок».

5. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

- Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Росинка».

- Родители неорганизованных детей.

- Дети от 1,5 до 3 лет, не посещающие ДОУ.

6. ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

-  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Росинка» (МБДОУ «Детский сад «Росинка»).

- Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Росинка».

-  Родители детей от 1,5 до 3 лет.

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ

Программа не предполагает дополнительного финансирования. Выпуск рекламной продукции осуществляется за счёт спонсорской помощи МБДОУ.

8. СОДЕРЖАНИЕ  И МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Основанием для разработки программы «Ранняя диагностика и профилактика возникновения речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях работы КП» послужили следующие факторы:

- Увеличение процента неорганизованных детей раннего возраста неохваченных ДОУ.

- Увеличение детей раннего возраста с речевыми нарушениями.

-  Подготовка ребенка к поступлению в ДОУ.

Большинство родителей убеждены в том, что все трудности и проблемы ребенка со временем сами собой разрешатся, что ребенок еще маленький и необходимости в занятиях нет. Именно поэтому логопеду необходимо донести до каждого из родителей понимание того, насколько важен этот особенный возраст, как многого можно достичь, начав заниматься с собственным ребенком уже сейчас, и каких трудностей в дальнейшем это поможет избежать. Поэтому очень важно именно на раннем этапе провести профилактическую работу по предупреждению нарушений речи у детей.

Важным средством профилактики нарушений речи служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр – драматизаций и развлечений.

Взаимодействие с семьей ребенка раннего возраста в КП опирается на принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители ищут поддержку и помощь специалиста, будут прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал будет видеть в родителях не объект своего воздействия, а равноправного партнера.

Таким образом, возникла необходимость создания  консультативного пункта «Неваляшка», который функционирует на базе кабинета педагога-психолога, где созданы условия, которые в полной мере удовлетворяют потребности в спонтанной деятельности и соответствуют возрастным возможностям и потребностям ребенка. Ежегодно в рамках КП МБДОУ разрабатывается план проведения тематических встреч с родителями неорганизованных детей раннего возраста. Ведется журнал обращений, где фиксируются вопросы родителей. Специалисты, в частности учитель-логопед беседует, отвечает на индивидуальные  вопросы, консультирует родителей по запросу и по телефону два раза в неделю с 18.00 до 19.00 часов.

Поскольку консультативный пункт работает по запросам родителей, подбор средств  для проведения основных мероприятий не определяется четкими границами проведения мероприятий и учитываются возможность их содействия со специалистами ДОУ.

                                                             План мероприятий

1-й этап

Название

Цель

Сроки

1

Изучение и подбор специальной литературы по проблеме раннего речевого развития детей.

 

Создание научно-методической базы дл разработки программы

Май- август 2011г

2

Формирование пакета диагностических методик.

Систематизация методик, направленные на выявление у детей раннего возраста речевых нарушений

Май- август 2011г

3

  Подбор критериев оценки результативности деятельности

Создание диагностического пакета

Сентябрь 2011г.

4

Разработка  программы

Внедрение программы

Май- август 2011г

 2 этап

Название

Цель

Сроки

1

 

 

  Первичное анкетирование родителей.

Анализ уровня компетентности родителей  в вопросах раннего выявления и профилактики возникновения речевых нарушений.

Сентябрь 2011г.

2

 

Организация встреч с социальными партнерами:

 - Филиал детской поликлиники МУЗ ЦРБ «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста»;

- Центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг» - «Что такое логопедический массаж и чем он полезен»;

- Центр здоровья Надымского района – «Поговорим о правильном питании»

Профилактика возникновения речевых осложнений в период раннего возраста.

 

 

 

 

 

Ноябрь 2011г.

 

 

Февраль 2012г.

 

 

Апрель2012г

3

Обучающие практикумы «Развиваем ребенка вместе» по темам: «На беседу к логопеду»,

 «Тра-ля-ля для язычка»,

«Развитие речевого дыхания малыша» «Развитие мелкой и общей моторики»

Обучение родителей основным практическим приемам по активизации речевого аппарата.

 

Ноябрь2011г

 

Январь 2012г.

Март 2012г.

4

Работа мини-библиотеки «Книжки-малышки»; выпуск авторских информационных буклетов по диагностике речи в условиях семьи «Особенности развития речи детей раннего возраста», «Возрастные показатели нервно-психического развития ребенка от  1 года до3 лет», «Как выбирать игрушки»

Помощь родителям в подборе детской литературы с  учетом их возраста.

В течение учебного года

по запросам родителей

 

 3 этап

Название

Цель

Сроки

1

 

Итоговое анкетирование родителей.

Выявление степени удовлетворенности деятельностью КП, выявление уровня компетентности в вопросах раннего выявления и профилактики возникновения речевых нарушений

Май 2012г

2

Выпуск практического пособия «Речевичок».

 

Презентация практического пособия «Речевичок» для дальнейшего самостоятельного использования его родителями в условиях семьи

Сентябрь 2012г.

 9.МЕХАНИЗМ САМООЦЕНКИ

Определение комплекса показателей,  отражающих качество работы:

  • Анализ анкетирования (первичного, итогового) родителей посещающих КП с целью выявления  степени удовлетворенности деятельностью КП, выявления уровня компетентности в вопросах раннего выявления и профилактики нарушений речевого развития;
  • Анализ посещаемости индивидуальных и групповых мероприятий в рамках работы КП;
  • Мониторинг наиболее часто задаваемых вопросов в ходе консультирования родителей.

10. ВЫВОДЫ

Раннее детство — исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе.

Использование комплексного подхода в работе по профилактике речевых нарушений с раннего возраста эффективно способствует:

  • повышению компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
  •  стимуляции речевого развития детей раннего возраста в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза,
  •  своевременному устранению возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей 1,5 - 3 лет.

Охват семей детей раннего и младшего дошкольного возраста, отзывы родителей позволяют сделать выводы об эффективной работе КП, о высоком уровне работы МБДОУ по оказанию альтернативных услуг населению микрорайона, города.

Таким образом, своевременно проводимая в ДОУ работа по диагностике и  профилактике речевых нарушений в рамках КП, начиная с раннего возраста, значительно сокращает и количество детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции.

11. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ

Внедрение программы в работу ДОУ города, района.

12.ЛИТЕРАТУРА

1. Тютрина Г.А. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста // логопед. 2008. № 2.

2. Кабаченко Е.И., Кабаченко Н.А. Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания // 2006. № 4.

3. Гревцева Е.В. Логопедический тренинг. СПб СпецЛит., 2002.

4. Рыбкина Л.В. О развитии навыков общения детей раннего возраста // Логопед в детском саду. 2006. № 2.

5  Громова О.Е. Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка раннего возраста? // логопед. 2007. № 4.

6.  Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: Познавательное развитие: Метод. пособие. М., 2002. (Программа «Истоки»).

7.  Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: Познавательное развитие: Метод. пособие. М., 2005. (Программа «Истоки»).

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Анкета приложение ¦2.doc (86 КБ) итоговое анкетирование приложение ¦4.doc (23 КБ) обучающий практикум приложение ¦5.doc (122 КБ) речевые карты приложение ¦1.doc (50.5 КБ) Скрининговая анкета приложение ¦3.doc (105 КБ)

Буклеты, памятки для родителей.

Поделиться
Просмотров: 10288
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.