Деловая игра с родителями и с детьми « Не надо тем кичиться, что мудр отец, пускай отец гордиться, что сын мудрец» (родительское собрание) |
вс., 26.02.2012 |
Конкурсант:
Исхакова Эльза Назиховна,
воспитатель,
МБДУ Центр развития ребенка-
детский сад №81 «Мальвина»
Г.Сургут
Цель: Повысить посещаемость родительского собраний папами и их заинтересованность в воспитании собственных детей.
Задачи: Объединить усилия воспитателей в работе по повышению статуса отца в семье. Повысить интерес к проведению деловой игры.
Форма проведения: детско-родительская гостиная.
План проведения:
1. Вступительное слово.
2. Результаты анкетирования.
3. Слаид-шоу семейных фотографии
4. Проведение конкурсов.
5. Интервью пап.
3. Заключительный этап.
Продолжительность игры: 1 час
Подготовительный этап
1. Анкетирование отцов (или дедушки, если у ребенка нет отца, а дедушка принимает активное участие в воспитании ребенка) (приложение 1).
2. Интервью с папами.
3. Разучивание с детьми стихотворений, песен, пословиц, поговорок о папе (отце).
Оформление фотовыставки на тему «Я и мой папа»; подготовка индивидуальных приглашений на собрание (каждого папу необходимо
пригласить лично).
Участники рассаживаются за круглым столом.
Вступительное слово предоставляется ребенку группы и читает стихотворение поэта
В. Иванова «Почему?»
Сын пришел к отцу с вопросом
-Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне просом
Называется пшено?
Почему сосед-новатор?
Что такое эскадрон?
Что такое экскаватор?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
-Да отстань же ты,
Отстань же
С почемуконьем своим!
-Папа!- сын вернулся вскоре.
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в Донском море
Могут, думаешь, киты?
Почему с усами жито?
Папа, что такое «грань»?
Поглядел отец сердито:
-После! Некогда! Отстань!
Снова сын пришел к папаше:
-Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
ВЕДУЩАЯ: «Одни отцы значит больше, чем сто учителей»- гласит пословица. Учитывая огромную роль отцов в воспитании детей, мы решили провести собрание, на которое вынесли вечные вопросы отцов и детей.
Звучит песня «Улыбка». Наша дискуссия невозможна без знакомства. Пожалуйста, сожмите руки в дружеском рукопожатии, познакомьтесь.
В семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленность, настойчивости, смелости- это забота отца. Мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни сформируется у мальчика именно отец своим примером, поступком. Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой- все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.
Зачитываются ответы анкетирования, обсуждаются проблемные вопросы.
Проходит обмен воспитания семьи Морозовых и Нелюбина ( подготовлен слаид-шоу семейных фотографий).
ВЕДУЩАЯ: Для того чтобы воспитывать умных и сообразительных детей, нужно многое знать и уметь. Нужно для этого разделиться на две команды. А теперь посмотрим, что знают и умеют наши уважаемые папы.
ПРОВОДЯТСЯ КОНКУРСЫ.
I. «ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ».
Вопросы первой команде:
- Емкость для приготовления супа. (КАСТРЮЛЯ)
- Струнный русский народный инструмент (БАЛАЛАЙКА)
- Часть суток между днем и ночью. (ВЕЧЕР)
- Небольшое животное зеленого цвета, которое живет около воды. (ЛЯГУШКА)
- Огородное растение оранжевого цвета. (МОРКОВЬ)
- Часть суши, со всех сторон окруженная водой. (ОСТРОВ)
- Отец отца или матери по отношению к их детям. (ДЕДУШКА)
Вопросы второй команде:
- Сосуд с ручкой, в котором обычно носят воду. (ВЕДРО)
- Музыкальный инструмент с шестью или семью струнами. (ГИТАРА)
- Время года, которое наступает после весны. (ЛЕТО)
- Животное с длинной шеей. (ЖИРАФ)
- Врач, который лечит детей. (ПЕДИАТР)
- Верхняя часть дерева. (КРОНА)
- Мать отца или матери по отношению к их детям. (БАБУШКА)
- Птица, приносящая ребенка в дом. (АИСТ)
СПОРТИВНЫЙ КОНКУРС
«С МЯЧОМ».
У каждого члена команды по одному мячу. Первым бежит ребенок. Обегает вокруг банкетки, возвращается и отдает свой мяч папе. Бежит папа с двумя мячами. Обегает вокруг банкетки, возвращается и отдает их папе. Обегает вокруг банкетки и возвращается. Чья команда выполнит это задание первой, та и победила.
«С ОБРУЧЕМ».
У папы и ребенка в руках обручи. Первым бежит папа. Обегает вокруг банкетки, возвращается. Возвращаются, берет ребенка с обручем и бегут вдоем. Обегают вокруг банкетки, возвращаются на свое место. Чья команда прибежит первой, та и победила.
3. «ЛИТЕРАТУРНЫЙ». (Чередовать вопросы для команд.)
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старуха пряла свою пряжу.
Старик ловил неводом рыбу.
(А.С. ПУШКИН. СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ.)
2. В доме восемь дробь один
У Заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча.
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
(С.МИХАЛКОВ. ДЯДЯ СТЕПА.)
3. Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(А.С.ПУШКИН. СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ.)
4. О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными?
(К.И.ЧУКОВСКИЙ. ДОКТОР АЙБОЛИТ.)
- Как зовут мальчика, которому нужно было из льдинок сложить слово «вечность»? (КАЙ)
- Как зовут девочку, которая попросила Льюиса Кэрролла написать сказку, где было бы «побольше глупостей»? (АЛИСА)
- Как звали волшебника, который носил с собой два зонтика: один пестрый и нарядный, а второй – обычный, черный? (ОЛЕ-ЛУККОЙЕ)
- Назовите имена двух неугомонных братьев из рассказа А.Гайдара. (ЧУК И ГЕК)
- Как зовут поэта в сказке А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»? (ПЬЕРО)
- Как звали друга папы Карло, принесшего ему полено, из которого тот вырезал Буратино? (ДЖУЗЕППЕ)
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «Папы могут всё». ПОСЛЕ ПЕСНИ ДЕВОЧЕК и МАЛЬЧИКОВ БЕРУТ МИКРОФОНЫ В РУКИ И ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ «РОДИТЕЛЯМ».
- Вы были послушным ребенком?
- Вас часто наказывали в детстве? За что?
- Вы посещали детский сад? Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?
- Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?
- Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве? Чем она вам запомнилась?
- Всегда ли родители покупали вам то, что очень хотелось?
- Как ласково вас называли родители, когда вы были ребенком?
- Нравилось ли вам убирать свои игрушки?
- Что из детства вам запомнилось больше всего?
- Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?
Ведущая: Слушают ли вас дети? Какими средствами вы добиваетесь этого? Считаете ли вы, что единство требований с женой успех в послушании? Как по- вашему, есть ли у вас авторитет? Доброта или строгость ваши помощники в воспитании?
А.С Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение –вот, что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины.
В семье подчас следят за каждым шагом ребенка, отец не дает ни в чем спуску ему: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснительного соблюдения режима дня. Что будет, если мальчик устроит беспорядок в игрушках или на столе для занятий! Другое в детском саду, в школе. Здесь свобода по сравнению с домашней дисциплиной. Можно от души порезвиться, побегать там, где нет взора взрослого. И потом какая неожиданность: сын безобразничает. Это случай, когда отцу не надо гордиться достигнутой дисциплиной.
В воспитании нужна мера. Для того, чтобы ребенок был спокойнее в школе, надо дать ребенку разрядку энергии дома.
Отец должен наказать за непослушание- иначе в ребенке родится безответственность. Но наказание без раскаяния – не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить- наказание ничему не научит, но может озлобить. «Почему бывает, что мы утрачиваем свой авторитет? Можно ли его вернуть? А ответ таков: Иногда отцы жалуются на своих детей. Им с ними неинтересно, никогда ничего не расскажут. Но сначала надо вспомнить: когда впервые отмахнулись от вопроса ребенка, грубо оборвали его восторженную речь, прервали какое- то очень важное для него занятие. Если дети вам не верят, если сын грубит матери, если ваше слово отталкивает как горох- никакой педагогический фокус не поможет. Это говорит о плохом семейном воспитании. Всю воспитательную работу надо начать сначала: много пересмотреть, о многом подумать и, прежде всего, самого себя положить под микроскопом.
Вспомните, какие пословицы и поговорки вы знаете о отце, о папе? (Ответы пап). Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их. «Вся семья вместе и душа на месте»; «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»; «Русский человек без родни не живет»; «На что клад, коли в семье лад»; «Один отец значит больше, чем сто учителей»; «Отцовским умом жить деткам, а не отцовскими деньгами»; «У доброго батьки добры и дитятки»; «Умный сын отцу замена, глупый- не помощь», «На свете все найдешь, кроме отца и матери», «Отец про плоды, а мать про расходы». «Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и сын», «Отец наказывает, отец и хвалит», «Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил», «Коков корень, таков и семя».
ПОДВОДЯТСЯ ИТОГИ КОНКУРСОВ. ВЕДУЩАЯ ВРУЧАЕТ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ МЕДАЛИ. ПАПЫ ПРОХОДЯТ НА СВОИ МЕСТА.
А сейчас слово нашим детям.
ДЕТИ (вместе): Уважаемые родители!
Вам желаем, чтобы мы
Вас не огорчали,
Чтобы майки и трусы
Сами мы стирали.
Чтоб не ныли, не дрались,
Вам мы не грубили.
Только надо, чтобы вы
Нам примером были.
ВЕДУЩАЯ: Вот и подошло к завершению наше собрание. Я от всей души желаю вам и вашим семьям здоровья, счастья, любви, взаимопонимания, взаимоуважения. Будьте терпимее друг к другу!
Приложение №1
1. В чем, по- вашему, заключается функции отца в семье?
2. Сколько времени вы проведете со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?
3. Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем- либо? Как поступаете, когда не можете выполнить просьбу?
4. Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?
5. Курите ли Вы в комнате, где находиться Ваш ребенок?
6. В чем испытываете трудности в общении с детьми, их воспитании?
7.Доброта или строгость Ваши помощники в воспитании?
8. Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?
9. Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в садик?
10. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?