Проект: «Нам традиции семейные важны»

  вс., 26.02.2012

Конкурсанты:

Аллевтина Сергеевна Салимова,

Заведующая МКДОУ ,

Абрарова Ольга Михайловна,

Заместитель заведующей

МКДОУ  Детский сад №13 «Теремок»

п.г.т.Талинка, Октябрьский район

Паспорт проекта

Тема проекта: “Нам семейные традиции важны”.

Руководитель проекта: Заместитель заведующей детским садом «Теремок» Абрарова О.М.

Участники проекта: Дети, педагоги, родители воспитанников.

Направление проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма дошкольников посредством приобщения к народным традициям.

Возраст детей, участников проекта: Дети от 4 до 7 лет.

Предмет проекта: Традиции: детского сада, семейные, народные.

Тип проекта:  поисково-творческий;

Цель проекта:

Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

Задачи проекта:

 - Дать детям представление о том, что такое “традиции”.

 - Знакомить с традициями детского сада, семейными традициями, традициями разных народов;

 - Развивать интерес к истории, традициям в жизни людей;

 - Развивать поисковую деятельность, творческую активность,  коммуникативные навыки;

 - воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Обеспечение проекта

 Материально-техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

 Библиотека для детей и родителей.

Народные музыкальные и шумовые инструменты, детские народные музыкальные инструменты.

Пояснительная записка к проекту

Россия крупнейшее в мире многонациональное государство, сформировавшееся на протяжении многих столетий, которое органично вобрало в себя многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное. Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим.

Одним из направлений работы педагогического коллектива МКДОУ ДС №13 “Теремок”  является “Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры».  Поселок  Талинка  многонационален, и воспитание интернациональных чувств у дошкольников имеет актуальное значение. Для того чтобы уважать традиции своего народа и других народов их нужно знать.

Наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, украинцы, татары, башкиры, армяне, удмурты, таджики, белорусы, лезгины, кумыки. Педагоги нашего детского сада знают о культурах детей, посещающих дошкольное учреждение, и организуют в различных формах приобщение детей к традициям разных народов. При этом акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни.

             Педагогический проект “ Нам семейные традиции важны ” представляет собой разработку педагогов детского сада “Теремок” п.г.т. Талинка  Октябрьского района  для детей с 4 до 7 лет.  Целью использования проекта является желание педагогов погрузить дошкольников в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций: детского сада, семей, народов разных национальностей, представителями которых являются семьи воспитанников.

            Идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, познакомить с которыми мы можем на примере семей воспитанников разных национальностей.

Проблема: детям не понятно значение слова «традиция».

Задача детей: узнать традиции семей, исследовать - какие дела, мероприятия, проводимые в детском саду можно назвать традицией.

Задача педагогов, с непосредственным участием родителей: познакомить детей с народными традициями, активизировать творческое развитие дошкольников.

Этапы работы над проектом

Этапы

Название

Мероприятия

1

Вводный

1.Формирование проблемы: наш домовенок Кузя не знает, что такое традиции. Откуда берутся традиции, как и из чего складываются.

2. Узнать у родителей семейные традиции.

2

Подготовительный  

1. Совместное планирование деятельности.

2. Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.            Распределение ролей и обязанностей.

3. Сбор информации.

Вопрос: “У разных народов разные традиции?”

 

3

Принятие решения

1. Практическая помощь в систематизации полученных сведений.

2. Составление календаря традиций детского сада.

4

Выполнение

Внедрение в практику работы с детьми серии занятий «О тебе и твоем народе»

Подготовка к фестивалю «Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья» участников проекта.

5

Оценка результатов

1. Подготовка к презентации проекта. Презентация.

6

Завершающий

 Фестиваль «Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья».  Рефлексия деятельности участников проекта.

 

Формы и методы работы:

Развитие речи, знакомство с художественной литературой

Изучение стихов о детском саде, семье, Родине. Знакомство с поэзией разных народов.

Чтение сказок разных народов.

Выпуск газеты детского сада “Разноцветная страна”.

Собрать книгу сказок “Играем в сказку».

Познавательное развитие   

Знакомство с уже сложившимися традициями детского сада.

Знакомство с традициями в семьях воспитанников.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Изучение традиций народов севера.        

Создание календаря традиций.

Оформление групповых альбомов семейных традиций “А у нас традиция такая”.

Выставка “Национальные куклы”.

Семейная фотовыставка “Люди разных народов”.

Игровая деятельность         

Сюжетно-ролевая игра “В гостях у семьи”.         

Театральная неделя “Играем в сказку”: драматизация народных сказок – совместное творчество воспитателей и родителей воспитанников. (Фото № 1)

Музыкальная деятельность

Народные праздники.

Разучивание народных песен, песен патриотического содержания.

Физическая культура           

Изучение народных игр.

Неделя народной игры.

Продуктивная деятельность, рисование

Выставки детского творчества: “Народные куклы ”.

Работа творческих мастерских, оформление мини-музея «Моя маленькая родина -  «Теремок» 

Участие в оформлении групповых альбомов семейных традиций “А у нас традиция такая”.

Участие в  выставках.

Участие в театральной неделе, изготовление декораций и костюмов к спектаклю.

Выпуск газеты детского сада “ Разноцветная страна”.

Ожидаемый результат:

Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной поселок, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и других как о личности.

Дети:

  • Знают и называют домашний адрес; место работы родителей, понимают значимость их труда; испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожать своей семьей, домом; с удовольствием идут в детский сад, испытывают гордость и уважение к труду взрослых, имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
  • Знают столицу своей Родины, ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов, знают флаг, герб, гимн России. Имеют представления о месте проживания: республика, город, поселок; предприятиях родного поселка  и их значимости; достопримечательностях и климатических условиях родного края.
  • Знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
  • Называют представителей других национальностей, населяющих Родину, уважают их культуру и традиции.
  • Знают национальные игры, с удовольствием в них играют.

Конспект  совместного итогового мероприятия

«Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья»

 

Пусть соберется в один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом!

Программное содержание:

Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности. Приобщать детей к культурному наследию нашего народа, воспитанию бережного отношения к культурным традициям и обычаям народов, живущих в России. Раскрыть такие качества как трудолюбие, оптимизм, потребность русского человека «строить жизнь по законам красоты».

Участники: Родители и дети.

1.Оборудование:

 Компьютер, мультимедиа проект, экран, презентация «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».

Музыкальное сопровождение: (приложение№1)

 2.Оформление зала: плакаты с высказываниями о вежливости,  терпении, дружбе:

 а) «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный»

 ( Н. Добролюбов)

 б) Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. ( Э.Берк.)

Национальные костюмы: русский, украинский, кавказский, башкирский, татарский.

Выставка  национальных кукол.

Музыкальное оформление:

Песня «Я, ты, он, она…»

Гости: дети и родители.

Ход праздника:

 

Праздник начинается с чтения стихотворения Я. Акима

 (входят под музыку девочка и мальчик)

1. Есть одна планета – сад

    В этом космосе холодном.

    Только здесь леса шумят,

    Птиц скликая перелётных.

 

2. Лишь на ней одной цветут

    Ландыши в траве зелёной,

    И стрекозы только тут

    В речку смотрят удивлённо.

Вместе

    Береги свою планету –

    Ведь другой похожей нету!

 

Ведущий: А что это за планета, о которой говорится в стихотворении?

 

Дети: В стихотворении говорится о нашей планете Земля.

 

Ведущий: Все ли люди, живущие на нашей планете одинаковы и похожи? Чем они отличаются?

Дети: Цветом кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции.

Ведущий: В России живут не только русские. Наша страна многонациональна: здесь живут и русские, и украинцы, и белорусы, и татары и много других народов.

Откуда начинается Россия? С Кавказа? С Башкирии? Или с Удмуртии?.

Ребенок:

Отсюда все дела ее большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

(Звучит звон колоколов, под русскую народную мелодию заходят дети в русских костюмах, в руках держат хлеб и соль).

1.Ребенок:

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним  - тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

       2..Ребенок:

              Один – рыбак с рожденья, другой оленевод.

              Один – кумыс готовит, другой готовит мед.

              Одним – милее осень, другим – милей весна.

              А Родина Россия у нас у всех – одна.

Ведущий: А теперь встречаем наших гостей…

 

Презентация народов

1.Презентация татарского народа.

Где-то там, где живая вода,

Где-то там, где пасутся стада,

Где-то там, где клевер цветет,

Проживает татарский народ.

Где-то там, где прозрачная вода,

Где-то там, где природа цветет,

Процветает татарский народ.

 

2. Презентация  народностей Кавказа. (Приложение №2)

 

На Кавказе любят музыку и пляски.

На конях джигиты скачут без опаски.

На Кавказе любят сладкий виноград.

Здесь хозяин гостью, каждому рад.

 

3. Презентация  молдавского народа.(Приложение №3)

 

Мозаика природы и труда,

 Молдова милая моя.

 Застывших волн зелёные холмы

 И хлебный запах стриженой копны,

 Гроздь винограда, солнца жар,

 Прохлада сада, абрикос пожар,

 Искусственных озёр блестящих зеркала,

 Бунт горных рек Днестра, Прута,

 Молдова милая моя

 

4.Презентация  армянского  народа. (Приложение №4)

 

Мы армяне, и этим все сказано

Вера в жизнь нам дана от Творца

И судьба наша Богом указана

Древо Жизни беречь без конца

 

Мы из – Муша, Карина и Ванна…

Зов земли той народ наш вобрал

Наша память хранит неустанно

Что армянский народ испытал

Мы - повсюду, но жизнью  доказано

Что душою народ неделим,

И мы в Истину верить обязаны,

Золотой Век вновь повторим!

5.Презентация  украинского народа. (Приложение №5),

Ти край мій єдиний,

 Моя Батьківщина,

 Для мене одна ти, моя Україно.

 Ти чорнеє море, ти неба блакить.

 Ти сонце,що в небі

 Для нас мерехтить.

 Ти взимку-Карпати,

 А влітку ти-Крим.

 Єдина для мене,

 Ти в серці моїм.

 

Ты край мой единый,

Моя родина,

Для меня одна ты, моя Украина.

Ты черное море, ты неба рассвет.

Ты солнце, что в небе

Для нас светит.

Ты в зиму – Карпаты,

А в лето ты - Крым.

Одна для меня

Ты в сердце моем. 


6.Презентация  русского народа. (приложение №6)

 

Нет края на свете красивей,

 Нет Родины в мире светлей!

 Россия, Россия, Россия, –

 Что может быть сердцу милей?

И если бы нас вдруг спросили:

 "А чем дорога вам страна?"

 – Да тем, что для всех нас Россия,

 Как мама родная, – одна!

 

Ведущий: Дом крепок дружбой детей, в нем живущих. В нашем детском саду сейчас проживают дети разных национальностей – они хорошо дополняют друг друга.

Игра – «Если долго – долго – долго»..

Если долго-долго-долго

 В самолёте нам лететь,

 Если долго-долго-долго                                                                      

 На Россию нам смотреть,

 То увидим мы тогда

 И леса, и города,

 Океанские просторы,

 Ленты рек, озёра, горы…

 

 Мы увидим даль без края,

 Тундру, где звенит весна,

 И поймём тогда, какая,

 Наша Родина большая,

 Необъятная страна.

 

Ведущий: Каждый народ самобытен и уникален, каждая республика чем–нибудь славится.

(Художественные номера участников: танцы «Лезгинка», «Молдаванеска», «Гопак», «Барыня», песня «Ты ж меня обманула»)

Ведущий:  Мы побывали в разных республиках, познакомились с разными обычаями, традициями, культурой, но везде светит одно солнце для всех людей одинаково, независимо от того, какой мы национальности. Всех объединяет любовь и гордость за свою Россию.

За руки возьмемся, встанем в круг.

Каждый человек человеку друг.

За руки возьмемся, пусть пойдет

По земле огромный хоровод!


 в заключении звучит песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна».

приложение: презентации 5 шт.

Поделиться
Просмотров: 35349
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.