Проект: «Нам традиции семейные важны» |
вс., 26.02.2012 |
Конкурсанты:
Аллевтина Сергеевна Салимова,
Заведующая МКДОУ ,
Абрарова Ольга Михайловна,
Заместитель заведующей
МКДОУ Детский сад №13 «Теремок»
п.г.т.Талинка, Октябрьский район
Паспорт проекта
Тема проекта: “Нам семейные традиции важны”.
Руководитель проекта: Заместитель заведующей детским садом «Теремок» Абрарова О.М.
Участники проекта: Дети, педагоги, родители воспитанников.
Направление проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма дошкольников посредством приобщения к народным традициям.
Возраст детей, участников проекта: Дети от 4 до 7 лет.
Предмет проекта: Традиции: детского сада, семейные, народные.
Тип проекта: поисково-творческий;
Цель проекта:
Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
Задачи проекта:
- Дать детям представление о том, что такое “традиции”.
- Знакомить с традициями детского сада, семейными традициями, традициями разных народов;
- Развивать интерес к истории, традициям в жизни людей;
- Развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки;
- воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
Библиотека для детей и родителей.
Народные музыкальные и шумовые инструменты, детские народные музыкальные инструменты.
Пояснительная записка к проекту
Россия крупнейшее в мире многонациональное государство, сформировавшееся на протяжении многих столетий, которое органично вобрало в себя многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное. Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим.
Одним из направлений работы педагогического коллектива МКДОУ ДС №13 “Теремок” является “Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры». Поселок Талинка многонационален, и воспитание интернациональных чувств у дошкольников имеет актуальное значение. Для того чтобы уважать традиции своего народа и других народов их нужно знать.
Наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, украинцы, татары, башкиры, армяне, удмурты, таджики, белорусы, лезгины, кумыки. Педагоги нашего детского сада знают о культурах детей, посещающих дошкольное учреждение, и организуют в различных формах приобщение детей к традициям разных народов. При этом акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни.
Педагогический проект “ Нам семейные традиции важны ” представляет собой разработку педагогов детского сада “Теремок” п.г.т. Талинка Октябрьского района для детей с 4 до 7 лет. Целью использования проекта является желание педагогов погрузить дошкольников в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций: детского сада, семей, народов разных национальностей, представителями которых являются семьи воспитанников.
Идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, познакомить с которыми мы можем на примере семей воспитанников разных национальностей.
Проблема: детям не понятно значение слова «традиция».
Задача детей: узнать традиции семей, исследовать - какие дела, мероприятия, проводимые в детском саду можно назвать традицией.
Задача педагогов, с непосредственным участием родителей: познакомить детей с народными традициями, активизировать творческое развитие дошкольников.
Этапы работы над проектом
Этапы |
Название |
Мероприятия |
1 |
Вводный |
1.Формирование проблемы: наш домовенок Кузя не знает, что такое традиции. Откуда берутся традиции, как и из чего складываются. 2. Узнать у родителей семейные традиции. |
2 |
Подготовительный |
1. Совместное планирование деятельности. 2. Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач. Распределение ролей и обязанностей. 3. Сбор информации. Вопрос: “У разных народов разные традиции?”
|
3 |
Принятие решения |
1. Практическая помощь в систематизации полученных сведений. 2. Составление календаря традиций детского сада. |
4 |
Выполнение |
Внедрение в практику работы с детьми серии занятий «О тебе и твоем народе» Подготовка к фестивалю «Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья» участников проекта. |
5 |
Оценка результатов |
1. Подготовка к презентации проекта. Презентация. |
6 |
Завершающий |
Фестиваль «Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья». Рефлексия деятельности участников проекта. |
Формы и методы работы:
Развитие речи, знакомство с художественной литературой
Изучение стихов о детском саде, семье, Родине. Знакомство с поэзией разных народов.
Чтение сказок разных народов.
Выпуск газеты детского сада “Разноцветная страна”.
Собрать книгу сказок “Играем в сказку».
Познавательное развитие
Знакомство с уже сложившимися традициями детского сада.
Знакомство с традициями в семьях воспитанников.
Изучение народного декоративно-прикладного искусства.
Изучение традиций народов севера.
Создание календаря традиций.
Оформление групповых альбомов семейных традиций “А у нас традиция такая”.
Выставка “Национальные куклы”.
Семейная фотовыставка “Люди разных народов”.
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра “В гостях у семьи”.
Театральная неделя “Играем в сказку”: драматизация народных сказок – совместное творчество воспитателей и родителей воспитанников. (Фото № 1)
Музыкальная деятельность
Народные праздники.
Разучивание народных песен, песен патриотического содержания.
Физическая культура
Изучение народных игр.
Неделя народной игры.
Продуктивная деятельность, рисование
Выставки детского творчества: “Народные куклы ”.
Работа творческих мастерских, оформление мини-музея «Моя маленькая родина - «Теремок»
Участие в оформлении групповых альбомов семейных традиций “А у нас традиция такая”.
Участие в выставках.
Участие в театральной неделе, изготовление декораций и костюмов к спектаклю.
Выпуск газеты детского сада “ Разноцветная страна”.
Ожидаемый результат:
Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной поселок, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и других как о личности.
Дети:
- Знают и называют домашний адрес; место работы родителей, понимают значимость их труда; испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожать своей семьей, домом; с удовольствием идут в детский сад, испытывают гордость и уважение к труду взрослых, имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
- Знают столицу своей Родины, ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов, знают флаг, герб, гимн России. Имеют представления о месте проживания: республика, город, поселок; предприятиях родного поселка и их значимости; достопримечательностях и климатических условиях родного края.
- Знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
- Называют представителей других национальностей, населяющих Родину, уважают их культуру и традиции.
- Знают национальные игры, с удовольствием в них играют.
Конспект совместного итогового мероприятия
«Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья»
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
Программное содержание:
Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности. Приобщать детей к культурному наследию нашего народа, воспитанию бережного отношения к культурным традициям и обычаям народов, живущих в России. Раскрыть такие качества как трудолюбие, оптимизм, потребность русского человека «строить жизнь по законам красоты».
Участники: Родители и дети.
1.Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проект, экран, презентация «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».
Музыкальное сопровождение: (приложение№1)
2.Оформление зала: плакаты с высказываниями о вежливости, терпении, дружбе:
а) «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный»
( Н. Добролюбов)
б) Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. ( Э.Берк.)
Национальные костюмы: русский, украинский, кавказский, башкирский, татарский.
Выставка национальных кукол.
Музыкальное оформление:
Песня «Я, ты, он, она…»
Гости: дети и родители.
Ход праздника:
Праздник начинается с чтения стихотворения Я. Акима
(входят под музыку девочка и мальчик)
1. Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
2. Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Вместе
Береги свою планету –
Ведь другой похожей нету!
Ведущий: А что это за планета, о которой говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится о нашей планете Земля.
Ведущий: Все ли люди, живущие на нашей планете одинаковы и похожи? Чем они отличаются?
Дети: Цветом кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции.
Ведущий: В России живут не только русские. Наша страна многонациональна: здесь живут и русские, и украинцы, и белорусы, и татары и много других народов.
Откуда начинается Россия? С Кавказа? С Башкирии? Или с Удмуртии?.
Ребенок:
Отсюда все дела ее большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
(Звучит звон колоколов, под русскую народную мелодию заходят дети в русских костюмах, в руках держат хлеб и соль).
1.Ребенок:
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
2..Ребенок:
Один – рыбак с рожденья, другой оленевод.
Один – кумыс готовит, другой готовит мед.
Одним – милее осень, другим – милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
Ведущий: А теперь встречаем наших гостей…
Презентация народов
1.Презентация татарского народа.
Где-то там, где живая вода,
Где-то там, где пасутся стада,
Где-то там, где клевер цветет,
Проживает татарский народ.
Где-то там, где прозрачная вода,
Где-то там, где природа цветет,
Процветает татарский народ.
2. Презентация народностей Кавказа. (Приложение №2)
На Кавказе любят музыку и пляски.
На конях джигиты скачут без опаски.
На Кавказе любят сладкий виноград.
Здесь хозяин гостью, каждому рад.
3. Презентация молдавского народа.(Приложение №3)
Мозаика природы и труда,
Молдова милая моя.
Застывших волн зелёные холмы
И хлебный запах стриженой копны,
Гроздь винограда, солнца жар,
Прохлада сада, абрикос пожар,
Искусственных озёр блестящих зеркала,
Бунт горных рек Днестра, Прута,
Молдова милая моя
4.Презентация армянского народа. (Приложение №4)
Мы армяне, и этим все сказано
Вера в жизнь нам дана от Творца
И судьба наша Богом указана
Древо Жизни беречь без конца
Мы из – Муша, Карина и Ванна…
Зов земли той народ наш вобрал
Наша память хранит неустанно
Что армянский народ испытал
Мы - повсюду, но жизнью доказано
Что душою народ неделим,
И мы в Истину верить обязаны,
Золотой Век вновь повторим!
5.Презентация украинского народа. (Приложение №5),
Ти край мій єдиний,
Моя Батьківщина,
Для мене одна ти, моя Україно.
Ти чорнеє море, ти неба блакить.
Ти сонце,що в небі
Для нас мерехтить.
Ти взимку-Карпати,
А влітку ти-Крим.
Єдина для мене,
Ти в серці моїм.
Ты край мой единый,
Моя родина,
Для меня одна ты, моя Украина.
Ты черное море, ты неба рассвет.
Ты солнце, что в небе
Для нас светит.
Ты в зиму – Карпаты,
А в лето ты - Крым.
Одна для меня
Ты в сердце моем.
6.Презентация русского народа. (приложение №6)
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
Ведущий: Дом крепок дружбой детей, в нем живущих. В нашем детском саду сейчас проживают дети разных национальностей – они хорошо дополняют друг друга.
Игра – «Если долго – долго – долго»..
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Ведущий: Каждый народ самобытен и уникален, каждая республика чем–нибудь славится.
(Художественные номера участников: танцы «Лезгинка», «Молдаванеска», «Гопак», «Барыня», песня «Ты ж меня обманула»)
Ведущий: Мы побывали в разных республиках, познакомились с разными обычаями, традициями, культурой, но везде светит одно солнце для всех людей одинаково, независимо от того, какой мы национальности. Всех объединяет любовь и гордость за свою Россию.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку друг.
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!
в заключении звучит песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна».
приложение: презентации 5 шт.