« От Весны до Осени» Знакомство с календарными праздниками. |
вс., 26.02.2012 |
Ястребова Наталья Николаевна,
Воспитатель,
Первая квалификационная категория
МКДОУ «Детский сад № 13 « Теремок»
Октябрьский район, п.Талинка
Исполнители проекта:
- дети старшей группы «Сказка»;
- родители
Вид проекта: творческий.
Срок реализации проекта: сентябрь- май (долгосрочный)
Постановка проблемы:Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток заметила как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.
Цель проекта
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи проекта:
{ познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха»;
{ вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки
и др.);
{ развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
{ Активизировать родителей на участие в совместных играх и праздниках.
{ воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Объект исследования:
русские народные календарные праздники
Ожидаемые результаты:
{ Устойчивый интерес к культуре русского народа.
{ Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.
{ Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Оценка результатов проекта
В ходе реализации совместного проекта «От весны до осени» достигнуты определённые результаты:
{ создана предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Уголка русской старины»,в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;
{ сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;
{ создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;
{ установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.
Схема осуществления проекта по основным видам деятельности:
Центр познавательного развития:
{ Занятия:
1. «В гостях у хозяйки»2. «Как на Руси весну встречали»
3. «Как на святки в вечерок девицы гадали»
4. «Собран с поля урожай…»
5. «Традиции и обряды русского народа»
{ Совместная деятельность:
1. наблюдения за изменениями в природе2. создание уголка «Русская старина»
{ Беседы:
1. « Что нам осень принесла»2. « Рождественские святки»
3. «Праздник масленицы»
4. «Пасхальные атрибуты»
Центр игровой деятельности
{ Подвижные народные игры « Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»
{ Дидактические игры «Найди праздничный пирог», « Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
{ Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»
Центр художественной деятельности
{ Рисование
@ « Осенняя березка»
@ «Праздник у зверят, рождество в лесу»
@ «Солнышко – колоколнышко»
@ «Масленица – барыня!»
@ «Пасхальное яйцо»
@ « Во поле береза стояла»
{ Аппликация:
" «Осенний ковер»
" «Игрушки для зверят на рождество»
" «Барышня на масленице»
{ Лепка:
I «Пасхальный кулич»
I «Дымковский козлик на ярмарке»
I «Овощи с грядки»
I «Блинчики для зайчат»
☼ Ручной труд:
- «Кукла из соломы»
- «Рождественские подарки»
☼ Выставки совместного творчества детей и родителей:
- «Барышня Осень»
- «Пасхальные куличи и яйца»
- «Масленица-кривошейка»
- «Зимняя фантазия»
{ Развлечения совместно с родителями:
% «Осенины»
% «Рождественские колядки»(фото4)
% «Масленица»(фото1)
% «Вот и лето к нам пришло!»
% « Семья- очаг души» (фото 2)
{ Театральные представления:
% «Золотое яичко»
% «Яблонька»
% «На Кузьму и Демьяна»(фото 3)
Презентация проекта «От весны до осени»
Наглядные пособия:
на центральной стене размещен рисунок «На рушнике каравай хлеба»,
Ход:
Дети в русских костюмах под русскую народную мелодию с наигрышами жалейки свободно входят в зал, рассаживаются.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! /гостям/
Разудалые молодцы русские! /мальчикам/
Здравствуйте, красны девицы! /девочкам/
Сегодня мы постараемся вспомнить про русские народные обычаи и традиции.
Соизвольте выслушать, люди добрые, слово вестное.
Как в старые годы прежние, жили люди.
Живали-то не по нашему, а по своему православному.
Вставали рано-ранехонько, с утренней зарей,
Умывались ключевой водой, со белой росой.
Молились всем святым и угодникам.
Песня
Хозяйка: Грядет ильинская неделя, сенокосная пора. Дети первые помощники в поле ворошат и сгребают сено. В огороде созревшие овощи собирают. Поворотило лето на осень, пора ее встречать. Давайте споем закличку.
Осень, осень, в гости просим.
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.
/во время пения входит “Осень” (взрослый) /
Хозяйка: Здравствуй, Осеница-царица, по злату мастерица. С чем пришла, что принесла?
Осень: Пришла я, с пряльцем, с донцем, с гребнем, веретенцем,
С высоким колосочком, с широким снопочком.
Журавли-то за моря! Осеница – на поля!
“Танец с колосками”
Хозяйка: Посидите , гости , побеседуйте.а я вам загадку загадаю!
Белое покрывало всю землю накрыло (зима)
Хозяйка : Метелица, метелица
Снег по полю стелется!
Зимней порой празднуется один из великих праздников – Рождество Христово. Дни от Рождества до Крещения в народе называют Святыми или Святками. Давайте и мы с вами будем петь да плясать Христа рожденье прославлять.
Дети встают друг за другом, впереди идет мальчик со звездой.
Колядки
Дети подходят к макету домика, из которого выходит ребенок – хозяин домика.
Ребенок: Вот вам, дорогие гости, пряники да леденцы
Да тепленький пирог, да маслице, творог!
Дети: У хозяина в дому чтоб водились ребятки, утятки, поросятки!
Счастье да любовь, да совет на долгий век.
Дети: Спасибо этому дому, пойдем к другому!
Дети идут ко второму домику, исполняя колядку:
2 ребенок: (отвечает из домика)
Уходите ничего я вам не дам!
Дети: Овсень, коляда, суконная борода! Кто не даст ножку – расколю окошко
Кто не даст хлеба – уведу деда!
Кто не даст ветчины – расколю чугуны!
Ребенок из домика:
Хватит просить, ничего не дам!
Хозяйка: какой жадный хозяин, как старушка – завидушка!
Проводится игра : дети перебрасывают воздушный шарик над головами из рук в руки, затем хозяйка незаметно прокалывает его.
Хозяйка:
Вот что с жадными бывает!
Дети идут дальше под колядку:
Коляда, коляда,
Подай пирога!
Не подашь пирога, то корову за рога!
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!
Вот вам угощенье: сыр да печенье, пряники, конфетки! (угощает детей конфетами)
Игра
Хозяйка: Долго длится зимняя пора на Руси, уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Со светлой надеждой ожидали прихода Весны, а чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд-закликание птиц и Весны.
Выходите, красны девицы и добры молодцы, закликать птиц!
/Дети с птицами в руках, ходят по кругу, поют закличку. “Прилети к нам куличок”
Жучик-крючик паучок, прилети к нам куличок.
Виту, виту, витулай, принеси весну в наш край.
1-й ребенок: Ой, кулики-жаворонушки
Прилетите, весну-красну принесите.
2-й ребенок: Принесите весну, на своем хвосту.
3-й ребенок: На сохе, бороне, на овсяном снопе.
4-й ребенок: С пряльцем и донцем, с новым веретенцем.
5-й ребенок: Весна приди! Три угодья принеси!
6-й ребенок: Первое угодье – в лугах половодье!
7-й ребенок: Второе угодье – солнце на подворье!
8-й ребенок: Третье угодье – зеленое раздолье! /рассаживают птиц/
Под пение в зал входит “Весна” /ребенок/
: Здравствуй, Весна-красна, ты, на чем пришла?
Весна: Я приехала на возочке, приплыла на челночке.
Хозяйка: Весна-красна, чем ты нас дарить будешь?
Весна: Дарить буду ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.
Время скотинку на травку кормиться выгонять, поля пахать, да сеять.
Хозяйка: Заводите хоровод. « Земелюшка-чернозем»
Хозяйка: В дни “пролетья”, когда Весна с Летом встречаются, на нивах начинают колоситься хлеба, натсупает христианский праздник – день Святой Троицы. В Троицин день девушки украшали березку лентами, цветами, плели венки, водили хороводы, кумились.
Девочки танцевальным шагом подходят к березке, украшают березку лентами, все проходят на места, остаются двое, одевают веночки/
1-я девочка: А мой венок-то лучше твоего!
2-я девочка: А чем это он лучше?
1-я девочка: На нем цветочков больше и я в нем краше тебя.
2-я девочка: А вот и нет – и ростом ты мала, и собой невидная.
Ведущая: Стойте, что это – ссора? В девичий праздник ссориться нельзя, а ну, помиритесь.
Девочки: А как?
Хозяйка: в стародавней Руси встречали год не зимой, а летом.
Звучит русская народная мелодия. Выходит “Берёзка” (взрослый), затем появляется “Семья”: мать, отец и несколько детей в русских костюмах (можно с отдельными элементами). У матери в руках корзиночка с атрибутами. Идут к берёзке, начинают диалог.
Мать: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда взошла, когда выросла?
Отец: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда цвела, когда вызрела?
Берёзка:
Я весной взошла, летом выросла, я весной цвела, летом вызрела.
Вы ко мне пришли - лето проводить, Новый год встречать, новолетие.
Отец: Украсим нашу берёзку, попросим её, чтоб год был лучше прежнего
.Мать: (доставая из корзинки соответствующий атрибут)Повешу на берёзку колоски - чтобы в Новом году с хлебом мы были, морковь да репку - чтобы овощи в огороде удались. А ты что попросишь?
Отец: Я повешу на берёзку подкову - чтобы в Новом году нам с лошадкой быть. (Вешает на “берёзку” подкову)
Мать: Детушки наши тоже попросят, пусть их желания исполнятся. 1-й реб: Я хочу быть здоровым и сильным, потому повешу яблочко. 2-й реб: Я повешу ленточку, будет мне новый наряд. Буду с подружками хороводы водить.3-й реб: А я колокольчик звонкий на берёзку повешу, чтобы Новый год без печали был, радость в дом принёс! (Все отходят назад, любуются “берёзкой”)
Мать: Нарядная стала наша берёзонька. Пора веселье начинать, народ скликать, хороводы водить.
Отец: Пусть поют гусли звончатые, свирели да жалейки, звучат гармоники смоленские да ложки деревенские!
Дети: Добры молодцы, красны девицы, на поляну выходите, свою удаль покажите!
Звучит русская народная мелодия, родители подыгрывают на ложках, трещотках и других шумовых инструментах. Дети исполняют “РУССКУЮ ПЛЯСКУ”. (Р.н.п. “На горе-то калина” в исполнении оркестра русских народных инструментов)
Хозяйка: вот и встретили мы с вами Лето красное, Весну – красну, Осень урожайную, Зиму снежную. Каждая по своему хороша, каждая дарит людям свои подарки. Зима – снег, Лето- солнце, Весна- зелень, Осень – плоды.Ведущая: Вот и послушали вы, люди добрые, как живали в старину. Благодарствуем за приход и гляденье. /
Сценарий развлечения «Эх, да Масленица!»
Зал украшен яркими цветами и воздушными шарами. У центральной стены стоит чучело Масленицы, ранее стоявшее всю неделю в групповой комнате. 1-йскоморох. Под мелодию русской народной песни "Как на тоненький ледок" дети по показу взрослого выполняют простейшие танцевальные движения по тексту песни.. Выпал беленький снежок, 1-йскоморох ( подходя к Масленице). Дети под музыку изображают езду на лошадках. 3-йскоморох. С детьми проводится игра "Молчанка". Как только скоморох произносит последнее слово, дети замолкают, надув щеки.. Скоморохи стараются рассмешить детей — движениями, смешными гримасами, веселыми приговорками. Дети и скоморохи (обращаются кодному из скоморохов, на котором надета шапочка козлика). Проводится игра "Ловишка". После слов,обращенных к "козлику", дети разбегаются, а козлик старается их забодать. 1-йскоморох. С детьми проводится игра "Карусели". К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит взрослый. "Кататься" на карусели можно под традиционный текст: Проводится игра "Жмурки. 1-йскоморох. Проводится игра "Бой петухов". Играют и дети, и взрослые. Масленица собирает всех в общий круг. Масленица. Под музыку входит Весна,здоровается. Дети и взрослые. Исполняется хороводная игра под звучание русско йнародной мелодии "Пройди в воротца". Ход игры. Весна водит всех взрослых и детей "восьмеркой" за собой (движение "ниточка с иголочкой"). С окончанием музыки Весна указывает рукой на какую-либо пару детей или взрослых. Они поворачиваются лицом друг к другу и берутся за руки, образуя "воротца".Остальные дети проходят, ведомые Весной, в эти воротца. С окончанием музыки воротца захлопываются. Внутри "воротцев" остается ребенок. Игра продолжается, пока не окажутся пойманными 4—5 детей. Под плясовую мелодию они танцуют, а другие дети весело хлопают в ладошки. Весна. На разносе детям выносятся блины и криманки с медом, вареньем. Дети и взрослые. Скоморохи.
|
Яблонька
(Кукольный спектакль)
Ведущий. Таня яблоньку сажала
И водичкой поливала.
Таня поливает яблоньку.
Таня. Вот и осень наступила,
Яблочки позолотила.
Буду яблочки срывать,
Чтобы деток угощать.
Таня (обращается к детям). Ребятки, я
пойду за корзиночкой, а вас прошу при-
смотреть за яблонькой, чтобы яблоньку не
обижали, чтобы яблочки не рвали.
Таня уходит, появляется Медведь.
Медведь. Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Мишеньке понравится.
Ведущий (обращается к детям).
Ребята, давайте прогоним Мишку, будем
лаять, как собачки. Он испугается и убежит.
Дети лают.
Медведь. Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.
Медведь убегает, появляется Лиса.
Лиса. Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Лисоньке понравится.
Ведущий (обращается к детям).
Давайте, ребята, Лисичку пугать. Будем в
ладошки громко хлопать, она и убежит.
Дети хлопают в ладоши.
Лиса. Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь .
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.
Лиса убегает, появляется Петушок.
Петушок. Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Петушку понравится.
Ведущий (обращается к детям).
Давайте, ребята, ножками потопаем. Пету-
шок испугается и убежит. (Дети топают.)
Петушок.
Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.
Петушок убегает, появляется Зайка.
Заяц. Я - серый зайчишка,
Ужасный трусишка.
Быстро по лесу скакал,
От лисицы убегал!
Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Заиньке понравится.
Ведущий (обращается к детям).
Детки, давайте будем, как волчата выть:
"У-у-у!". Зайка испугается и убежит.
Заяц. Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.
Зайка убегает, появляется Таня.
Таня останавливает Зайчика.
Таня. Стой-ка, Заинька-дружок,
Приходи-ка на лужок.
Таня. Всех зверюшек приглашаю,
Но прежде, чем вас угощать,
Прошу всех дружно поплясать.
Детки, хлопайте в ладоши,
Нынче день такой хороший!
Праздник весёлый сегодня у нас,
Все зверята попляшут сейчас!
Дети хлопают, звери танцуют.
Таня (обращается к зверятам).
А теперь дружно яблочки снимайте
И корзинки наполняйте!
Звери. Будем яблочки снимать
И ребяток угощать!
Ведущий берёт корзинки с яблоками и переда-
ёт их воспитателям, а те угощают детей.
Вариант окончания сценки,
если сценка разыгрывается детьми:
Таня. И зверят, и ребят
Приглашаю веселиться,
Вокруг яблоньки пойдём,
Хоровод водить начнём,
Песню яблоньке споём.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД "ЯБЛОНЬКА"
В конце хоровода со словами: "Яблочки румяные
ниже опусти" дети подходят к яблоне.
Ведущий. Дружно яблоки снимайте
И корзинки наполняйте!
Ведущий угощает детей.
Конспект развлечения «Золотое яичко»
(с элементами кукольного театра)
Дети входят в зал под русскую народную песню, выстраивают хоровод. Ведущая в русском народном костюме встречает детей:
Ведущая: Здравствуйте, детушки-касатушки!
Проходите не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь!
Всем ли видно, всем ли слышно?
Пришли мы сегодня с вами встретить великую Пасху!
-Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Праздник Пасхи один из великих праздников, который идет к нам из древней Руси. В этот праздничный день хочу вам рассказать сказку, не простую,а пасхальную…
Дети садятся на лавочки.
Ведущая:
Жили-были дед да баба,
Была у них курочка-ряба.
Была курица такая затейница, любила песни петь и с детушками играть.
Игра «Курочка и цыплята»
Цыплята прячась за курицу подходят к ворону.
-курочка-рябушечка, куда пошла?
- на мельницу
- курочка-рябушечка, зачем пошла?
За водой
- курочка-рябушечка, кому вода?
-ребятишкам
- курочка-рябушечка, ребята чьи?
- мои ,они пить хотят, на всю улицу кричат!
Ворон старается то с одной стороны, то с другой ухватить цыпленка, а курица уворачивается от ворона.
Игра проводится до тех пор пока всех цыплят не перетаскает ворон.)
По окончании игры дети садятся на лавочки. Выставляется ширма для кукольного театра.
Ведущая
-Снесла курочка яичко,
Не простое ─ золотое.
Баба:
Эй, старик, проснись скорей!
Дед:
Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба:
Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед:
А тебе что за беда?
Ведь яйцо-то хоть куда!
Баба:
Да яйцо-то непростое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед:
Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба:
Ох, горит, слепит глаза!
Дед:
Чудеса!
Баба:
Чудеса!
Игра с яйцом «Передай яйцо»
Звучит фоновая р.н. музыка, дети хором, передавая яйцо по кругу произносят считалку:
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепила за периллу-
Прямо в речку угодила.
Кто не видит – это он
Выходи из круга вон!
У кого оказалось яйцо, пляшет в кругу под р.н. мелодию.
Дед:
Ты яйцо-то забери,
и в сундук его запри .
(слышен стук в дверь)
Баба:
Нету дома никого!
Дед:
Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба (возвратившись):
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед:
Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба:
Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
Дед:
Я хозяин или нет?!
(Яйцо падает и разбивается)
Баба (плача):
Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
Дед:
Успокойся, хватит, баба!
Нанесет яиц нам Ряба.
Мы раскрасим яйца эти
И вручим на Пасху детям.
Дед и баба под музыку выносят
лукошко с писанками и крашенками
и одаривают детей.
Далее ведущая предлагает поиграть с крашеными яйцами:
Игры с крашеными яйцами:
- У кого дальше прокатится?
- Чьё дольше вертится?
- Битва яйцами на победителя
Далее ведущая выносит пасхальный кулич.
Приглашает детей за стол пить чай с куличом.
Литература:Детство-Пресс. 1999. – 40 с. /Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Князевой О.Л., Маханёвой М.Д.,
Русская народная песня для детей. Составитель Е.И.Яковишина. СПб: Детство-Пресс. 1999.
Дошкольное воспитание №7-9, 2000г.
Сборник “Лейся песня”. Выпуск 8
Дошкольное воспитание №8, 1987г
Методические материалы к программе «Детство» г.Санкт-Петербург,
«Народное искусство в воспитании детей» ( под редакцией Комаровой Т.С.),
«Знакомство детей с русским народным творчеством» (авт.-сост. Куприна Л.С.,Бударина Т.А., и др.),
«Красна изба…» (Тихонова М.В., Смирнова Н.С.).