Практикум для родителей и детей «Люби и знай родной наш край»

  сб., 25.02.2012

Конкурсанты:
Попирайко Л.А.,
педагог дополнительного образования
по изобразительной деятельности,
высшая квалификационная категория,
Мучипова А.Г.
педагог дополнительного образования
по изобразительной деятельности,  
первая  квалификационная категория,
Брызгалова Л.Т.
педагог дополнительного образования
по ручному труду,  
высшая квалификационная категория

МБДОУ центр развития ребенка –

детский сад №81 «Мальвина»
г. Сургут

Форма проведения: практикум

Возраст: Старший дошкольный возраст

Продолжительность: 1 час

Цель: Обогащение и расширение представлений о родном  крае.

Задачи:

  • Ознакомление детей с историей и культурой родного края.
  • Дать представление о растительном и животном мире Югры.
  • Развивать эстетический вкус, творческую активность.
  • Воспитание любви к малой родине, интереса к родному краю и искусству
     народов Севера.

План проведения мероприятия для родителей с детьми

Пояснение:

Практикум проводится на базе детского сада. Участники: родители с детьми старшего дошкольного возраста. Мероприятие проходит в двух кабинетах (изостудия и кабинет ручного труда). Вначале проводится викторина, в которой участвуют все приглашенные  дети  и родители. Затем проводятся практикумы. По окончании оформляется выставка творческих работ.

Предварительная работа:

-  Анкетирование (приложение 1)

- Подборка и разработка консультации для родителей (приложение 2)

-Викторина (приложение 3)

Ход проведения:

-Добрый вечер уважаемые родители и ребята. Мы рады нашей встрече. И хотим поделиться с вами интересными идеями, предоставить возможность окунуться в мир традиций коренных жителей нашего края-ханты и манси.  Изготовить сувениры своими руками. А сейчас мы с вами немного поиграем, разгадаем викторину (приложение 3)

 – Молодцы! Мы очень рады, что вы знаете много о нашем крае, и ребята не отстают от своих родителей.

Ну а теперь мы предлагаем вам посетить наши мастерские по изготовлению сувениров.

Практикум 1

«Узоры Севера»

Цель: Знакомство родителей и детей с творчеством народа Ханты.

Программное содержание:
Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле. Обогащать словарь детей по теме (берестяная посуда, чум).
Развивать навыки составления некоторых видов орнамента, которыми аборигены Севера украшали свою одежду, обувь, предметы быта.

Воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов Сибири.

Дать возможность почувствовать детям радость от результата обшей работы с родителями.

Материалы к практикуму:

Образцы хантыйских узоров;

Деревянные, берестяные изделия;

Гуашь, акрил, кисти, вода, салфетки.

Узоры жителям Ханты подсказывает сама природа. Разгадывая викторину, вы видели,  как украшают мастерицы одежду и посуду. Эти загадки помогут вам разгадать название узора.

 1.«Когда  на лыжах я в тайгу иду под снегопадом,
Четыре лапы на снегу со мною мчаться рядом,

Когда врага почует вдруг, рычит и огрызается,

А если к ней подходит друг, глазами улыбается,

Другу верному верна, угадайте, кто она?»     (собака)

Узор называется «Собачий след». Вот такой узор увидели ханты на снегу и перенесли его на посуду, на одежду. (Показ  образца)

2. Вот самый простой  на первый взгляд узор. Об этой рыбе говорят так:
«Опасней всех в реке она, хитра, прожорлива, сильна.
Притом такая злюка! Конечно это…. (щука)
Узор называется «Щучьи зубы». Он очень похож на зубы щуки, треугольные и острые.  (Показ  образца)

3. «Чьи ушки на белом снегу заметны?» (заячьи). Очень простой узор. «Заячьи ушки».

Есть «Уши молодо зайца» и «Уши старого зайца». Чем они отличаются?

(Показ с объяснением: рисуем галочку, ведя кисть плашмя – «уши молодого зайца» и на каждой стороне нарисованной галочки примакнуть  кисть- «уши старого зайца»).

4. «На земле он всех сильней,
Потому что всех умней». (человек). 
А узор ханты назвали «Головы». Как будто силуэт головы в капюшоне.

Как видите, все хантыйские узоры строятся  на полосе.
Выберите себе любое изделие и украсьте хантыйскими узорами. (Мамы и папы могут выбрать изделие большего размера, а дети – маленькое, но можно и вместе что-то одно украшать). Элементы узоров размещены на доске. Приступаем к работе  (вовремя работы педагог помогает, подсказывает детям и родителям)

По окончании практической части все работы размещаются на выставке. Детям и родителям  предлагается вспомнить названия узоров.

«Хантыйские узоры красивы и просты,
вглядись, дружок, и скоро поймешь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья похожи то на рыб,

То на рога оленьи,  то на речной изгиб».

- Мы с вами ненадолго окунулись в мир хантыйских узоров, попробовали себя в роли мастеров и изготовили замечательные сувениры.

Практикум 2

                                                        «Кулоны из бересты»

Цель: Знакомить детей и родителей с народными промыслами коренных жителей Севера.

Программное содержание:

 Познакомить с берестой – как одной из самых красивых поделочных материалов коренных жителей севера.

Формировать представления о возможностях этого материала.

 Познакомить детей и родителей с простыми  способами соединения и обработки бересты.

Дать возможность почувствовать детям радость от результата обшей работы с родителями.

Материал к практикуму: Изделия из бересты (туески, шкатулки, короба, украшения), береста, кусочки кожи, геометрические формы из картона, шаблоны узоров, тесьма, образцы кулонов.

Инструменты: ножницы, шило, клей ПВА, простые карандаши.

Обращение педагога к детям и родителям:

Мы уже с вами знаем, что поделки можно мастерить из любых материалов. Но в  природе есть уникальный материал, который позволяет создать разнообразные изделия, настоящие произведения искусства.

Как вы думаете, все эти представленные предметы из какого материала изготовлены?

(из бересты, верхнего слоя коры березы). Береза не только радует человека своей красотой, но дарит ему прекрасный поделочный материал – бересту.

Береста является ценным материалом для  местного населения Ханты и Манси. В основном вся посуда у них изготовлена из бересты: короба для рыбы, туески для ягод, грибов, шкатулки, украшения. Плели так же и обувь ( лапти).

- А сейчас поближе познакомимся с берестой. Обследуем ее руками.

Что можно сказать о бересте, какая она?

- Она легкая, пластичная, нежная, красивая. На первый взгляд береста кажется жесткой и твердой. Но ее можно разделить на слои, которые используют для поделок.

- Я предлагаю вам сегодня стать мастерами – умельцами и изготовить не сложные красивые украшения – кулоны.

 Педагог обращает внимание детей и родителей на  образцы кулонов, из бересты и кожи. Так, как береста легко режется, склеивается, сшивается, то такие кулоны смастерить не сложно. Все эти кулоны отличаются формой (круглая, овальная, форма ромба и квадрата);

- Подумайте, какое украшение вы будете мастерить, какой формы оно будет? Вам помогут в этом схемы - рисунки. Выбирайте любую схему. На столе лежат заготовки для основы кулона из картона. На основу кулона наклеивается фон – из кожи темных цветов (черный, синий, фиолетовый). На темном фоне узор из бересты будет выглядеть четко и красиво. Узор из бересты необходимо вырезать по шаблонам и наклеить на темный фон кулона. Кулон украшают висюльками из бересты. Их нужно нарезать, скрутить, склеить и закрепить с помощью тесьмы с обратной стороны кулона.

- Приступаем к работе: Мамы и папу вырезают из кожи фон и наклеивают на основу; дети с помощью шаблонов вырезают из бересты элементы узоров и наклеивают на фон.

Пока дети вырезают и наклеивают узор на кулон, родители делают «висюльки» к кулону. Бересту в форме треугольника сворачивают в рулончик, крепят на тесьму к кулону, к нижней части. Дети выбирают тесьму, за которую кулон будет надеваться на шею, закрепляют ее на обратной стороне кулона.

- Вот и готовы украшения – кулоны, сделанные вашими руками.

Возможности бересты, красивого поделочного материала, очень велики. Бересту можно не только склеивать, сшивать, плести – на ней можно рисовать, выжигать, украшать резьбой, создавать картины и панно, сочетая бересту с другими природными материалами.

 В память о нашей встрече мы хотим Вам подарить познавательные материалы о нашем родном крае. (Консультация «Коренные жители Западной Сибири» приложение 2).

Приложение:

Приложение 1 – Анкета для родителей "Знаете ли вы?"

приложение 1 анкета.doc (67.5 КБ)

Приложение 2 – Консультация для родителей   

Приложение 2 консультация Коренные жители Западной Сибири.doc (1010.5 КБ)

Приложение 3 - Викторина

Приложение 3 Викторина Люби и знай родной наш край.ppt (3.27 МБ)

Приложение 4 - Фотографии


        

Поделиться
Просмотров: 4874
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.