«Организационные формы сотрудничества учителя-логопеда и родителей»

  сб., 25.02.2012

Конкурсант:

Рожкова Лариса Викторовна

Учитель-логопед МДОУ «Пингвин»,

II квалификационная категория

ЯНАО, г. Лабытнанги,

Цель: Оказание практической помощи родителям в  овладении  детьми правильной речью.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов даёт наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми. Однако очень часто можно констатировать  тот факт, что родители не уделяют   должного внимания работе с детьми по преодолению  какого-либо речевого дефекта у ребёнка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:

-родители не слышат недостатков речи своих детей;

-взрослые  не придают нарушениям речи серьёзного значения, полагая, что с возрастом всё пройдёт само.

Но  время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Ребёнок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Сверстники замечают  искажения звуков или неправильно  произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые  постоянно делают замечания. В тетрадях могут  появиться  «необычные»  ошибки. Ребёнок начинает стесняться общения  со  сверстниками и взрослыми, отказываться участвовать в праздниках, где надо читать стихи или что-то рассказывать, неуверенно чувствует себя, отвечая на занятиях и уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок  по русскому языку.

В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно, не дают нужного результата. Ребёнку необходимо умело и вовремя помочь. При этом  очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка  и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с малышом.

  Чтобы убедить родителей в необходимости активного  участия  в процессе преодоления недостатков речи их детей, я организую:

-выступления на родительских собраниях;

-индивидуальное консультирование  родителей;

-занятия-практикумы;

- круглые столы;

-совместное выполнение  взрослыми и детьми домашних логопедических занятий.

Основа взаимоотношений педагогов с родителями закладывается  в ходе знакомства  на первом организационном собрании. На этом собрании  я  определяю цели и задачи нашей совместной  работы, рассказываю о системе  логопедических занятий  с детьми, о возможности  личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие  их вопросы.  Демонстрирую  презентацию «Нормы развития речи. Почему ребёнок говорит плохо» (приложение№1), в которой  отражены нормы развития речи детей  для  каждой возрастной группы, причины нарушения речи, а также   советы логопеда. Акцентирую внимание  на  важности участия  семьи в логопедической работе и значимости  их помощи в этом деле. Довожу до сведения родителей  результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале года. Раздаю памятки родителям (приложение №2). Объясняю, что недостатки речи индивидуальны – кто картавит, кто шепелявит, кто просто заменяет «трудные» звуки  на  те,  которые уже научился выговаривать.  Часто это звучит забавно  и приводит в умиление родителей, бабушек и дедушек. Однако подобные дефекты не проходят сами собой, и ребёнку зачастую нужна помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи. Провожу  практикум по  ознакомлению с органами артикуляции. На нём родители  перед зеркалами пытаются выполнить несколько основных  упражнений для языка, убеждаясь, что это нелегко, тем более  для малыша. Поэтому  им (родителям) потребуется колоссальное  терпение  при  выполнении с ребёнком домашнего задания, а ему  - помощь и похвала за труд.

В  заключение первой встречи родители  заполняют небольшие анкеты, включающие вопросы речевой карты, которые  характеризуют  раннее психомоторное и речевое развитие их ребёнка. Перед собранием подбираю книги, изучение которых  могло бы помочь  родителям стать более информированными в данной проблеме. После завершения  собрания родителям  предоставляется возможность просмотреть эти книги.

В процессе работы  с родителями широко использую вспомогательные средства. Оформила информационный  стенд  «Логопед  родителям».

  В  холле перед входом  в группы я размещаю полезную информацию, которую пришедшие за малышами родители имеют возможность изучить, пока их дети одеваются.

В качестве информационного материала  размещаю  статьи специалистов, взятые  из разных журналов, книг и газет, конкретные советы по развитию  речи, актуальные для родителей,  и меняю материалы каждые две недели.

Для удобства родителей  один раз в неделю я работаю  в вечернее время. В этот  день приглашаю взрослых  на индивидуальные занятия с ребёнком, где они имеют  возможность  увидеть, чем и как мы занимаемся, что малышу  необходимо закрепить дома, над чем поработать.

В  начале учебного года в детском саду  проводится  «День открытых дверей»  для родителей. Они посещают все режимные моменты  и занятия, в том числе и логопедическое.

Очень активное участие принимаю в работе клуба «Заботливый родитель» (приложение №3). Одним из направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является социализация детей в современном обществе.

Педагоги МДОУ «Пингвин» осваивают и внедряют в практику наиболее эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи, направленные на решение этой задачи.

Первым шагом в организации взаимодействия родителей и педагогов стало установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности  интересов, объединение усилий для развития и воспитания детей.

Но как привлечь семьи к участию в жизни детского сада. Вопросов много,  ответ один - вместе переживать, вместе радоваться, вместе «болеть», т.е. вместе «проживать» то или иное событие. Так был создан клуб «Заботливый родитель». В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития и социализации ребенка» 

Основной целью  клуба  «Заботливый родитель» является:

    - Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание  атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и проникновения в проблемы друг друга.

Один раз в месяц мы  приглашаем родителей за круглый стол, где рассматриваем различные вопросы и ситуации. Эти встречи помогают наладить взаимодействие сотрудников дошкольного учреждения с родителями наших потенциальных воспитанников и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Нам удалось убедить родителей в том, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет педагог, а потому что это важно для развития собственного ребенка.  Совсем недавно я проводила круглый стол,  по теме «Ваш ребёнок идёт в школу!», где  представила презентацию (приложение№4). Совместно с психологом мы  взяли интервью у будущих первоклассников, попросили нарисовать их рисунки на тему  «Как я представляю себя в школе!» и продемонстрировали видеоролики их родителям. Затем вместе с родителями мы поиграли в игру на обогащение словаря (приложение№5),которую  я предложила родителям для занятий с детьми.

Созерцание результатов своего труда радует и детей, и, конечно родителей. Они начинают более активно интересоваться успехами своих ребят, контролируют и нацеливают их на красивую, правильную речь, помогают им, а родительский  авторитет  и совместная деятельность, как уже говорилось, безотказно действуют на ребятишек.

Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей  и детей  нам удаётся  добиться самого главного – хороших результатов в  развитии наших воспитанников.

Приложение

Презентация "Почему ребёнок плохо говорит?" Приложение ¦1.pptx (2.05 МБ)

Упражнения для развития связной речи Приложение №2.docx (19.34 КБ)

Приложение 3 "Современные проблемы семьи как института социализации ребенка"  презентация 14,16 МБ

Приложение5  Обогащаем словарный запас. Презентация.

Поделиться
Просмотров: 4020
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.