«Организационные формы сотрудничества учителя-логопеда и родителей» |
сб., 25.02.2012 |
Конкурсант: Рожкова Лариса Викторовна Учитель-логопед МДОУ «Пингвин», II квалификационная категория ЯНАО, г. Лабытнанги, |
Цель: Оказание практической помощи родителям в овладении детьми правильной речью.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов даёт наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми. Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребёнка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:
-родители не слышат недостатков речи своих детей;
-взрослые не придают нарушениям речи серьёзного значения, полагая, что с возрастом всё пройдёт само.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Ребёнок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Сверстники замечают искажения звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребёнок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, отказываться участвовать в праздниках, где надо читать стихи или что-то рассказывать, неуверенно чувствует себя, отвечая на занятиях и уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно, не дают нужного результата. Ребёнку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с малышом.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе преодоления недостатков речи их детей, я организую:
-выступления на родительских собраниях;
-индивидуальное консультирование родителей;
-занятия-практикумы;
- круглые столы;
-совместное выполнение взрослыми и детьми домашних логопедических занятий.
Основа взаимоотношений педагогов с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании. На этом собрании я определяю цели и задачи нашей совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий с детьми, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Демонстрирую презентацию «Нормы развития речи. Почему ребёнок говорит плохо» (приложение№1), в которой отражены нормы развития речи детей для каждой возрастной группы, причины нарушения речи, а также советы логопеда. Акцентирую внимание на важности участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Довожу до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале года. Раздаю памятки родителям (приложение №2). Объясняю, что недостатки речи индивидуальны – кто картавит, кто шепелявит, кто просто заменяет «трудные» звуки на те, которые уже научился выговаривать. Часто это звучит забавно и приводит в умиление родителей, бабушек и дедушек. Однако подобные дефекты не проходят сами собой, и ребёнку зачастую нужна помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи. Провожу практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нём родители перед зеркалами пытаются выполнить несколько основных упражнений для языка, убеждаясь, что это нелегко, тем более для малыша. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребёнком домашнего задания, а ему - помощь и похвала за труд.
В заключение первой встречи родители заполняют небольшие анкеты, включающие вопросы речевой карты, которые характеризуют раннее психомоторное и речевое развитие их ребёнка. Перед собранием подбираю книги, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме. После завершения собрания родителям предоставляется возможность просмотреть эти книги.
В процессе работы с родителями широко использую вспомогательные средства. Оформила информационный стенд «Логопед родителям».
В холле перед входом в группы я размещаю полезную информацию, которую пришедшие за малышами родители имеют возможность изучить, пока их дети одеваются.
В качестве информационного материала размещаю статьи специалистов, взятые из разных журналов, книг и газет, конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей, и меняю материалы каждые две недели.
Для удобства родителей один раз в неделю я работаю в вечернее время. В этот день приглашаю взрослых на индивидуальные занятия с ребёнком, где они имеют возможность увидеть, чем и как мы занимаемся, что малышу необходимо закрепить дома, над чем поработать.
В начале учебного года в детском саду проводится «День открытых дверей» для родителей. Они посещают все режимные моменты и занятия, в том числе и логопедическое.
Очень активное участие принимаю в работе клуба «Заботливый родитель» (приложение №3). Одним из направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является социализация детей в современном обществе.
Педагоги МДОУ «Пингвин» осваивают и внедряют в практику наиболее эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи, направленные на решение этой задачи.
Первым шагом в организации взаимодействия родителей и педагогов стало установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, объединение усилий для развития и воспитания детей.
Но как привлечь семьи к участию в жизни детского сада. Вопросов много, ответ один - вместе переживать, вместе радоваться, вместе «болеть», т.е. вместе «проживать» то или иное событие. Так был создан клуб «Заботливый родитель». В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития и социализации ребенка»
Основной целью клуба «Заботливый родитель» является:
- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и проникновения в проблемы друг друга.
Один раз в месяц мы приглашаем родителей за круглый стол, где рассматриваем различные вопросы и ситуации. Эти встречи помогают наладить взаимодействие сотрудников дошкольного учреждения с родителями наших потенциальных воспитанников и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Нам удалось убедить родителей в том, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет педагог, а потому что это важно для развития собственного ребенка. Совсем недавно я проводила круглый стол, по теме «Ваш ребёнок идёт в школу!», где представила презентацию (приложение№4). Совместно с психологом мы взяли интервью у будущих первоклассников, попросили нарисовать их рисунки на тему «Как я представляю себя в школе!» и продемонстрировали видеоролики их родителям. Затем вместе с родителями мы поиграли в игру на обогащение словаря (приложение№5),которую я предложила родителям для занятий с детьми.
Созерцание результатов своего труда радует и детей, и, конечно родителей. Они начинают более активно интересоваться успехами своих ребят, контролируют и нацеливают их на красивую, правильную речь, помогают им, а родительский авторитет и совместная деятельность, как уже говорилось, безотказно действуют на ребятишек.
Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей нам удаётся добиться самого главного – хороших результатов в развитии наших воспитанников.
Приложение
Презентация "Почему ребёнок плохо говорит?" Приложение ¦1.pptx (2.05 МБ)
Упражнения для развития связной речи Приложение №2.docx (19.34 КБ)
Приложение 3 "Современные проблемы семьи как института социализации ребенка" презентация 14,16 МБ
Приложение5 Обогащаем словарный запас. Презентация.