Приобщение родителей к воспитанию познавательного интереса у детей через экспериментирование.

  пт., 24.02.2012

Конкурсант:

Тимошенко Наталья Валерьевна,

Воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ  центр развития ребенка -

детский сад №123   города Тюмени

Не торопись навязывать знания ребёнку.

 Пускай истинный мир, явления и предметы…

проходят перед ним в возможно большем

количестве, пускай они приходят и снова уходят, не навязываясь ему…

редко требуй от него суждений.

                                              И.Г. Песталоцци

        Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели.

Возникает проблема - и мы превращаемся в исследователей, а может даже и в волшебников, которые раскрывают тайны окружающего мира. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.

В своей работе я стараюсь занимать позицию старшего друга, помогаю в проведении опыта, даю совет или рекомендации, вместе с ребенком осуществляю экспериментальные действия, если это необходимо. При ознакомлении с новым материалом, стараюсь удивить, ведь это самое сильное и стойкое эмоциональное чувство. То, что удивило – то запомнилось. Удивление влечёт за собой стремление удивлять самому. А значит искать ответы на вопросы и пути совершенствования. Удивление - первоначальный источник познавательного процесса.

            В процессе работы с детьми, выявилась проблема: родители (большинство) не осознают важности совместного с детьми наблюдения за окружающим миром, изменениями происходящими в природе, животном мире.  Возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную работу.

Было проведено анкетирование. (Приложение 1.) Многие родители считают, что проще ответить на детский вопрос, или просто отмахнуться, нежели заниматься наблюдением или экспериментом. Необходимо было объяснить, что преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, наблюдения дети развивают волю, терпение, и способность отстаивать своё собственное мнение.

Основное требование в работе - это организация познавательной среды таким образом, чтобы инициатива исходила от самого ребенка, а взрослый закладывает его интерес в основу для дальнейшего познавательного процесса. Ребенок познаёт радость открытия нового, узнаёт необычные свойства привычных предметов, расширит свои представления о мире, поэтому необходимо чтобы воспитатель и родитель в любую минуту был готов к экспериментальной деятельности.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.   

Основное требование в работе- это организация познавательной среды таким образом, чтобы инициатива исходила от самого ребенка, а взрослый закладывает его интерес в основу для дальнейшего познавательного процесса. Ребенок познаёт радость открытия нового, узнаёт необычные свойства привычных предметов, расширит свои представления о мире, поэтому необходимо чтобы и воспитатель и родитель в любую минуту был готов к экспериментальной деятельности .

            В ходе работы постаралась   наладить тесный контакт с родителями.

Для заинтересованности родителей и вовлеченности их  в воспитательно-образовательный процесс использую различные методы:  большой популярностью пользуется так называемый раздаточный материал: памятки, брошюры. Это эффективный способ  донести информацию для родителей.  Перед родительскими собраниями  вместе с детьми готовим персональные приглашения, редко кто отказывается прийти получив его из рук своего ребенка.

Перед началом каждой новой темы родители помогают создать  соответствующую предметно – развивающую среду (собирание предметов для мини – музея, картинок для альбомов и папок, изготовление макетов).

Конспект     родительского    собрания     на     тему:

«Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Цель:

заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Задачи:

- ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего возраста;

- формировать умение общаться с детьми;

Подготовка:

- Написать каждому родителю приглашение выполненное детьми в виде аппликации;

- оформить с детьми на занятии памятки для родителей.

Звучит песня «То ли ещё будет…»

Ход собрания:

Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом.  Спасибо за то, что вы пришли на встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей.

Нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

В гармонии с природой и с собою,

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях,  берегите

Храните экологию души!

                                      Н.Луконин

Давайте сейчас вместе с вами окунемся в мир детства.                       

У вас на столах лежат карточки, на которых написаны какие- то необычные слова. Что бы они могли значить? Такие наименования дети дали предметам, проявив словотворчество. Сможете ли вы определить, какой - же предмет получил то или иное название.

«уронилась»                                   «собачата»

«люблюд»                                       «красавлюсь»

«сердитка»                                    «колоток»

«обутки»                                       «одетка»

«копатка»                                              «поцелул»

 «плювается»                                «спей»

«стуканчик»                                 «летолёт»

(Родители высказывают свои предположения, воспитатель комментирует ответ).

«уронилась»        - упала, «собачата»- щенки,«люблюд»- верблюд,                             «красавлюсь»- любуюсь,«сердитка»- морщинка,«колоток»- молоток, «обутки»- обувь, «одетка»- одежда, «копатка»- лопатка,«поцелул»- поцеловал, «плювается»- плюется, «спей»- спой, «стуканчик»- тушканчик, «летолёт»- вертолет.

Необходимо обязательно похвалить родителей за проявленную смекалку.

- А сейчас я предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать с различными материалами.  У вас на столах находятся кусочки материи, крупы, нитки, цветная бумага, макароны, бусины,         природный материал,  с помощью которого вам нужно создать художественный образ (например, зимний день). 

         (Родители по подгруппам выполняют задание, в это время   звучит спокойная музыка   для создания эмоционального настроя).  

Попросить родителей придумать название шедевров, презентовать родителям другой подгруппы. Замечательные работы получились!

Обязательно похвалить родителей за активное участие.

- Мы немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу экспериментальной деятельности, ведь всё что мы сегодня делали - это эксперименты со словом, материалами окружающими нас.

А как вы думаете, есть ли у вас дома обычные вещи, с которыми можно экспериментировать?

Выслушать рассуждения родителей, похвалить их за смекалку и творчество. Предложить и свои примеры:

- панно из пуговиц, камешков, крупы и т. д.;

- поэкспериментировать с различными предметами : тонет – не тонет;

- послушать вместе и затем угадать, что как звучит;

- поиграть в сладкие, кислые, солёные слова;

- что будет если смешать соль, воду и муку (солёное тесто), полепить из  солёного теста;

- что будет если добавить в воду жидкое мыло, а потом взбить его

венчиком или подуть через трубочку  ( мыльная пена, пузыри).

Каждый день мы с детьми при помощи экспериментирования узнаём что-то новое о том или другом предмете, веществе.

Экспериментирование  имеет большое значение в умственном развитии ребёнка. Перед ним стоит определённая познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие, попробуйте дома поэкспериментировать вместе с ребёнком – сами убедитесь! В процессе проведения эксперимента дети высказывают предположение, используют разные способы проверки, делают выводы.

- Скажите, а вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов?

( ответы родителей)

         - Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу? Давайте  задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путём, и тогда ответ запомнился – бы лучше. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.

Мы с вами живём в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в окружающем мире, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающему миру, к природе.

-Что же такое любознательность?

Высказывания родителей.  

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка С. Ожегова и Н. Шведовой).

Любознательность – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Воспитание любознательности не требует каких – либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении.

Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах. 

«Всё вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, это даёт возможность ребёнку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации.

- А сейчас представим себе следующую ситуацию:

«Вечер. После  ужина вся семья собралась в комнате. Дочь  Яна  4 лет подходит к маме со словами: «Мама, а почему  на улице стало темно?»   Мама: «Потому что спать пора, ложись давай!» продолжая разговаривать по телефону. Девочка подходит к папе с тем же вопросом. Папа, сидя у телевизора, в ответ: « Тебе что мама сказала, иди спать, или  лучше книгу посмотри,  которую мы тебе вчера купили.»  Девочка грустная выходит из комнаты.»  Знакомая ситуация? Как  можно было поступить маме и папе?   ( Выслушиваются ответы родителей).

Вы совершенно правы, есть много средств развития любознательности у детей.

Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза, и мысленно попытаться ощутить:

* лёгкое дуновение ветерка;

* запах мандаринов и новогодней ёлки;

* ласковые лучи летнего солнца;

* вкус лимона;

* тёплый летний дождик;

* представьте, что вы погладили котёнка;

* как пахнет свежеиспеченный хлеб;

* представьте, что вы идёте босиком по травке…

Вам  всё это удалось представить,  потому что вы уже знакомы с этими ощущениями, у вас есть чувственный опыт. Наша с вами задача помочь детям накопить багаж ярких эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений об окружающем мире. Важно помочь ребёнку открыть для себя окружающий мир, ощутить себя, как  часть его.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью художественной литературы, загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно развивать мир. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает интерес к окружающему миру.

Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление  о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

А я предлагаю вам памятки по развитию любознательности у детей.

(Приложение 2.)

Приложение 1.

                                                 Анкета для родителей.


              Уважаемые родители! Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к   поисково-исследовательской активности детей.
1.Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?    Если   

    да, то в чём именно?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?(с

    водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом, природным материалом. и т.п. )
3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего  ребёнка?
4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?

    Почему?
5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию,  

    связанному с экспериментированием, наблюдением?        (очень эмоционально, когда

    как,  эмоции  ярко не выражены) Другое.
6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно?        
7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?  
8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой,

    возможно третий, относящийся к одной теме)

                                            Спасибо за сотрудничество!

                                                                                      Приложение 2.

        Памятка для родителей по развитию любознательности

  1. Внимательно относитесь к детским вопросам.
  2. Не раздражайтесь из – за них на ребёнка, не запрещайте их задавать.
  3. Всё время прививайте ребёнку познавательные интересы и мотивы.
  4. Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
  5. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоёму, в лес.
  6. Поощряйте экспериментирование детей.
  7. Мастерите с детьми поделки из природного, бросового, материала, бумаги, картона и т. д.
  8. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию.

 

Поделиться
Просмотров: 24456
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.