Роль семьи в подготовке и участии в театрализованных представлениях по мотивам литературных произведений |
пт., 24.02.2012 |
Конкурсант:
Богунова Лилия Григорьевна
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ центр развития ребенка -
детский сад №123 города Тюмени
Каждый взрослый приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. Оттого, каким оно было- это начало всех начал, зависит наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то, что мы можем оставить в наследство нашим детям, как воспитаем их.
Каким он будет, ребенок, зависит от родителей: первые уроки доброты малыш получает в семье. Этому способствует совместное посещение театров. Учат их суждения и поступки, отношения с людьми дома, на работе, на улице. Слово, улыбка, взгляд, жест близкого человека, его отношение к другим людям – все это остро воспринимается и подхватывается детьми. Родительское поведение – самая решающая вещь.
Как правило ребёнок наследует черты характера и психику от своих родителей . Душа ребёнка подобна ’’чистому белому листу’’, и родители оставляют в этой душе глубокий след своего воспитания. Каждая семья выбирает свой стиль общения, поведения, поступков. И каким будет в будущем ребёнок ложится вся ответственность на родителей и педагогов. В том чтоб ребёнок стал полноценным человеком в будущем, нам помогает театрализованная деятельность.
В работе с родителями над созданием театрализованных представлений решаются следующие задачи:
1. Способствовать повышению педагогической культуры родителей.
2. Пополнение знаний по театрализованной деятельности ребёнка в семье и детском саду.
3. Содействовать сплочению родительского коллектива.
Поэтому при выборе детей на те или иные роли основное внимание уделяется не только способным детям (не испытывающим стеснения при демонстрации постановки, но и детям застенчивым , неконтактным и испытывающим проблемы в общении со сверстниками и взрослыми). Такой подход позволяет мягко воздействовать на ребёнка, с целью его раскрепощения и воспитания, средствами того или иного сказочного персонажа и соответствующей этому персонажу линии поведения. Если линия поведения сказочного персонажа обычно не свойственна ребёнку , то при общении со взрослым можно побудить ребёнка к самостоятельной переоценке собственного поведения.
Для вовлечения родителей в творческую атмосферу создания сказки, использую следующие направления работы:
* Беседа воспитателя с родителями о культуре и традиции эпохи постановочного материала
*Совместная подготовка докладов детей и родителей
* Экскурсии в театр на представление
* Экскурсии в театр за кулисы
* Развитие творческих способностей детей и родителей в совместных постановках пьес и сказок
* Изготовление костюмов и декораций
С помощью персонажей сказок, пьес родители и дети определяют характер персонажа и формируют своё отношение, анализируя просмотренное произведение.
При распределении ролей выбранной сказки, неуверенного, застенчивого ребёнка ставили в пару с уверенным, активным или подбирали такую роль, где он взаимодействует со своим родителем. Родители обычно берут на себя эпизодические роли, например: Мама Белка, Солнце и т.д.
В семье, дети совместно с родителями обсуждают, какие атрибуты и детали костюма необходимы ребенку или взрослому в соответствии с его ролью. Затем идет процесс создания эскиза костюма в виде рисунков или других видов творчества.
На общих детско родительских репетициях, которых бывает обычно 2,3 к каждому представлению, идет совместное обсуждение декораций и их изготовление.
Затем дети готовят пригласительные билеты для детей и родителей детского сада, а родители изготавливают афишу с указанием персонажей и исполнителей. Афиша располагается при входе в детский сад.
После показа сказки, дети и родители обмениваются своими впечатлениями и эмоциями.
Таким образом, родители, педагоги и дети вовлечены в единый процесс, который способствует дружественной атмосфере в детском коллективе, а также во взаимодействии ребенка с родителем.
В практике нашей группы подготовлены и показаны следующие спектакли:
«Аленький цветочек», «Спящая красавица», «По щучьему велению», «Золушка», «Теремок», «Репка», «Дюймовочка»
Человек за свою жизнь проходит через большое количество коллективов. Каждый из них оставляет след в душе, оказывает большее или меньшее влияние на личность. В одних коллективах человек находится продолжительное время, а значит и влияние при этом испытывает сильное. Влияние других непродолжительно и незначительно. И лишь один коллектив – семья – влияет на нас всю жизнь. Мы проходим в нем школу разных социальных ролей: от сына или дочери вырастаем до дедушки или бабушки, из воспитанников превращаемся в воспитателей. Воздействие в этом смысле родителей на детей – аксиома. Родители несут в свою семью мудрость общения, которая перешла к ним из их собственного детства. В своих действиях мы почти всегда воспроизводим педагогический опыт, который приобрели, невольно подражая своим отцам и матерям, своим бабушкам и дедушкам.
Педагогическая культура каждой семьи складывается из педагогических традиций народа, такая культура должна бережно копиться и передаваться из поколения в поколение.