Школа «Заботливых родителей» как форма воспитания социально-нравственных ценностей

  пт., 24.02.2012

Конкурсанты:

Кривоногова  Марина Викторовна,

воспитатель, высшая квалификационная категория,

Канская Елена Николаевна,

воспитатель, первая квалификационная категория,

Грубцова Любовь Валерьевна

воспитатель, вторая квалификационная категория,

МАДОУ детский сад № 59 города Тюмени

 «От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский

Окружая ребенка любовью и заботой, родители очень часто забывают о его развитии и воспитании нравственности, эффективность которых зависит от их активного участия в этих процессах. Но как показывает практика, нередко им не хватает специальных педагогических знаний и умений в данной области. Каждая семья нуждается в квалифицированной психолого-педагогической помощи специалистов. Совместными усилиями родители, педагоги, способны обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, создать условия для развития его способностей, сохранения здоровья и благополучной социализации в будущем.

Так, средством повышения компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания и развития детей в нашем  детском саду стала организация развивающего центра для комплексного сопровождения и  поддержки семьи.  

Остановимся более подробно на организации школы «Заботливых родителей». И здесь важен принцип сотрудничества, а не параллельности, воспитатель - ребенок - родитель.

Целью взаимодействия детского сада и семьи является: 

       Формирование социально-нравственных ценностей, нравственной воспитанности личности, выраженной   в сопереживании, доброте, отзывчивости и миролюбии, толерантности.

Задачи:

1. Создание комплексных условий, направленных на социальную адаптацию дошкольников;

2. Осмыслить основные нравственные ценности; расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам патриотического воспитания дошкольников.

         На протяжении двух лет в ДОУ функционирует школа «Заботливых родителей», которая представлена как структурно-функциональная модель взаимодействия детского сада и семьи. Она представляет собой совокупность нескольких вариантов, любой вариант зависит от темы, поставленных задач. В любом варианте встреча проходит интересно и на положительных эмоциях.

         Опыт показывает, что такая форма взаимодействия способствует эмоциональному сближению воспитателей, детей и родителей, обеспечивает большую открытость в общении, помогает вести диалог и закладывает основу для формирования толерантного отношения к другим людям.

  1. 1.   Вариант:  «Детско-родительские проекты»

 

Детско-родительский образовательный проект

 «Чудеса Тюменского края»

 

«В этом синем краю моем

Каждый день вырастает дом.

Здесь земля в нефтяном соку,

И завидует ей Баку.

Ты не знаешь, что за край Тюмень?

Это просто завтрашний день!»

 

 

         Метод проекта наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо-информационный открытый,  межгрупповой, исследовательский. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Образовательная область: «социализация», «познание».

Актуальность темы: Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство родного края. Поэтому педагоги и  родители поставили перед собой не легкую задачу: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, городу, родному краю; развитие интереса и чувства уважения к многонациональным традициям и промыслам родного края; формирование толерантности. Для решения данных задач решили применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий, и мы взрослые решили дарить детям радость открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которое будет способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Цель проекта:

  • Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.

Задачи:

  • формирование  у детей 5-6 лет элементарных представлений о родном городе, области;
  • пополнить знания педагогов, родителей о родном городе, области;
  • пробудить в детях чувство любви к родному краю, уважение к его традициям и обычаям;
  • воспитывать уважение к культуре других народов;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Предполагаемый результат:

  • дети должны получить первичные представления о родном городе, области;
  • различать понятия  «микрорайон», «город», «край», «область»;
  • иметь представления о мероприятиях, направленных на сохранение культуры и истории родного города.

Участники проекта:

  • воспитатели;
  • дети;
  • родители;
  • узкие специалисты.

Сроки реализации:

  • 1 сентября 2011 года по 31августа 2012 года.

План действий:

1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе, области? Что хотим узнать?

2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.

5. Обсуждение результатов.

6. Определение перспектив проектирования.

Перспективный план работы по проекту  «Чудеса Тюменского края»

Совместная образовательная деятельность

Сотрудничество с родителями

Сотрудничество с узкими специалистами

1.Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу. Изготовление схем:

- «Купола Тюмени»;

                 (октябрь 2011 год)
- «Прогулки по Тюмени»;

                 (январь 2012 год)

- «Тюменцы – фронту»;

        (май 2011-12 год)

- «Животные нашего края».

           (июль  2012 год)

2. Целевые прогулки в микрорайоне:

- К поликлинике № 13.

                 (ноябрь 2011 год)
- К школе № 67.

    (сентябрь, декабрь, май)
- По близлежащим улицам.

                 (1 раз в квартал)
- В парк «Ермака».

                 (1 раз в квартал)
- На стройку дома по ул. Казачьи Луга, Вересковая.

        (1 раз в квартал)

3. Совместная образовательная область «Социализация», «Познание», «Художественное творчество»

по темам:

«Город, в котором мы живем»;

«Памятники нашего города»;

«Подземный переход»;

«Жители крайнего севера».

4. Создание презентаций «Воспитываем маленького гражданина»;

«Если ты увидишь Север - не забудешь никогда!»

1.Поисково-собирательная работа: Знакомство с историей города на основе материалов (музея краеведенья, сбор фотографий, книг, открыток, экспонатов для музея).

 (в течение 2012 года)

 

2. Создание музея в ДОУ «Тюменский край».

 (март-апрель 2012 года)

«Русская горница».

(декабрь 2011 год)

3. Встречи с интересными людьми микрорайона:

- Встреча с тренерами спортивного общества «Тура».

  (октябрь 2011 год)


- Встреча с молодыми художниками микрорайона (школы «Этюд»)

          (апрель 2012 год)

4. Коллекция минералов Тюменского края.

          (август 2012 год)

1.Интеллектуальная игра «Умники и умницы»:

-  «Люби и знай родной свой край».

                  (апрель 2012 год)

 

2. Праздник

 «Тюмень моя родная цвети на радость людям!».

                 (ноябрь 2011 год)


3. Праздник «Нам весело живется» (День города)

                   (август 2012год)

 

2. Спектакль «Большая дружная семья»  о многонациональной культуре Тюменского края.

               (февраль 2012 год)

 

3. Оформление выставки картин, композиций на тему:

«Мой любимый город Тюмень!».

     (март-апрель 2012год)

 

4. Изготовление альбома «Природа Тюменского края».

            (в течение года)

 

5. Оформление альбома со стихами о Тюмени и Тюменском крае.

 

            (в течение года)

 

         Результаты оформляются всеми участниками проекта, дети вырезают картинки для альбомов, клеят фотографии в фотоальмонахах, в мультимедийных  презентациях родители и педагоги рассказывают о проделанной работе, планах на будущее. Дети рассказывают о том, где они были и что видели, делятся своими планами, впечатлениями,  многие рассказывают о своих переживаниях и наблюдениях.  В группах, рекреациях ДОУ оформляются  выставки рисунков, поделок, где дети отражают свое мироощущение и виденье по данному проекту.

         Это один из вариантов нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников в области нравственного – патриотического воспитания дошкольников.

Приложение:

                            

  1. 2.   Вариант:  «Совместное театральное творчество»

 

          Основная идея заключается в том, что важнейшим в деятельности театрального творчества является процесс репетиций – творческое переживание  и воплощение, сближение родителей с детьми, а не конечный результат, родители активные участники спектаклей, праздников; они участвуют в создании сценариев, в подготовке атрибутов и костюмов. Сами проявляют огромное желание быть актерами, режиссерами любого мероприятия. Поскольку  именно в ходе работы над образом  развиваются символическое мышление, двигательный и эмоциональный контроль, личность ребенка, усваиваются социальные нормы поведения, формируются высшие произвольные психические функции (сочувствие, переживание, прокладывается маленький мостик взаимопонимания родителей и детей).

Конспект совместного творчества по сказке «Морозко»

Задачи:

  • Формирование ценностей содружества детей, родителей и педагогов;
  • Воспитание у родителей потребности и желания творить вместе с ребенком;
  • Развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, улучшение самочувствия и настроения;
  • Воспитание нравственных чувств: доброты, сочувствия, желания оказать помощь.

Звучит  русская народная песня «Морозко» 

- Сказка, сказка, прибаутка!

Рассказать  её  не шутка.

Что бы сказка от начала,

Словно реченька журчала,

Чтоб в середке весь народ

От неё разинул рот,

Чтоб никто—ни стар, ни мал—

Под неё не задремал. 

-  Попасть в сказку можно, но надо сказать волшебные слова.  Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три!  Двери в сказку отвори.

Звучит песня  «Волшебная страна»

                                                                                                                  Муз. Юдахиной

                                                                                                                      Слова Летневой  

Ведущая 1  

В одном селе старик и баба жили

          И дочерей двоих они растили.

        Одна—дочь старика была родная,

       Для бабки же родной была вторая.

         Красива, скромна старика была дочь,

 И всем и всегда торопилась помочь.

С утра и до вечера все поспевала:

Стирала и гладила, дом  прибирала.

Еще вязать умела, штопать, шить,        

Обед варить, к обеду стол накрыть.

О  трудолюбии  ее  в деревне знали

И даже рукодельницей прозвали.

Выходят   Рукодельница, собака, кошка.

Ведущая 2

И бабкина дочь была тоже красива,

Но так уж сложилось—уж очень ленива.

Она никому помогать не хотела,

С утра и до ночи без дела сидела:

Глазела в окно, постоянно зевала,

К сестрице своей только зависть питала.

И нет тут совсем никакого секрета—

Ленивицей, люди прозвали за это.

Выходит Ленивица,  потягивается, зевает. 

Ленивица

На тебя весь день смотрела,

Как мне это надоело!

У тебя все без труда

Получается всегда!

Хвалят все, твердят: «Как дивно!»

Даже слушать мне противно! 

Ленивица садится, отворачивается.  Выходит бабка. 

Бабка

Не плачь, моя красавица!

Не плачь, моя душенька!

Я  кое-что придумала,

Иди ко мне послушай-ка!» 

(Шепчутся)

 Ведущий 1

Так сильно падчерицу бабка не любила,

Что без конечно придиралась и пилила.

И решила она с доченькой-бездельницей

Все ж избавится от бедной  рукодельницы. 

Бабка

За дровами в лес бы ты сходила,

Да потом бы печку растопила. 

Рукодельница

Да что вы, маменька, ведь дров полным-полно,

Мы заготовили их с батюшкой давно. 

Бабка

А чем растопить-то?

Ведь хвороста нету!

Прожить нам без печки

прикажешь  до лета!? 

Ленивица

Иди же, иди! По быстрей собирайся!

Но только без хвороста не возвращайся.

 Рукодельница набрасывает платок и  уходит в лес. Бабка уходит за ней.  Ленивица пьёт чай (остается). 

Ведущая 2

Уж так они ругались и кричали,

Да все на рукодельницу ворчали,

Выталкивали девочку за дверь,

Чтоб встретился в лесу ей дикий зверь.

Бедняжка не могла сопротивляться…

Пришлось ей в путь-дорожку собираться. 

Звучит  «Шторм» Вивальди.

Снежинки импровизируют. 

И в лес дремучий Рукодельница вошла.

                                                               Ведущая 1

Бродить устала, к старой елке подошла.

Присела на пенек, вздохнула тяжко,

Поежилась от холода, бедняжка!

И замерзать совсем уж стала…

Да песню вдруг  внезапно услыхала. 

  Выходят Месяц и Звезды. 

Месяц

Вышел месяц молодой,

Зажег звезды чередой.

Как хорошо, когда нас ждут,

Как  вместе быть приятно.

Я, с веселым—пошучу,

С грустным, сяду—помолчу.

Всем доброй ночи я шепчу,

 Своим фонариком свечу. 

Песня   «Месяца»

«Танец звездочек» 

Месяц

Вот и ночка настает.

Кто-то, кажется, идет. (месяц уходит) 

  Морозко   обегает елки.

Ну, здравствуй, красна-девица! 

Рукодельница

Здоров будь ты, Морозушко! 

  Морозко обегает ещё раз елку.

Не мерзнешь ли ты, девица? 

Рукодельница

Да нет, тепло, Морозушко! 

Морозко

А что же ты в лесу зимой искала? 

Рукодельница

Да мачеха за хворостом послала.

Морозко

Одну? В дремучий лес? В такой мороз?

Что это—шутка?! Или ты всерьез?

Тебе без помощи моей не обойтись!

Немного для меня лишь потрудись! 

Рукодельница

Готова просьбу твою с радостью услышать!

Что надо сделать? 

Морозко

Да платочек вышить!

Снегурочке—красавице моей.

Ты выбери платок покрасивей.

Рукодельница

Платочек вышью дивной красоты!

Уверена, доволен, будешь ты!

Морозко

Снежинки на подмогу выходите,

Красивых белый ниток принесите. 

Танец снежинок

( Морозко сидит на пеньке) 

Рукодельница

Морозко, вот платочек для Снегурочки.

Морозко

Спасибо, Рукодельница-красавица. 

Платочек просто чудо! Как мне нравится.

Спасибо! Удружила! Подарок ты, конечно, заслужила!

 

 Отдает ларец и Рукодельница уходит за кулисы.

 Выходят бабка, кошка, собака (у печки). Бабка и Ленивица садятся пьют чай.

Кошка

Старикова дочка дорогие подарки везет.

Собака

А старухину дочку никто замуж не берет. 

Бабка

Кыш!!! Ишь, что придумали!

Бабка прогоняет кошку и собаку.

Выходит Рукодельница.

Бабка

В нарядах вся! Я прям умру от злости,

Как будто бы не в лес ушла, а в гости!

Ленивица

Ой, маменька! ну как же! Это что же!

Таких подарков хочется мне тоже!

Меня бы в лес ты проводила поскорее,

Наряды получу уж я покрасивее.

 

Бабка надевает платок, шубку на Ленивицу и отправляет в лес.

Ленивица

Вот холодина! Вся окоченела!

Коль не подарки—дома бы сидела!!! 

Появляется Морозко.

Здравствуй, здравствуй, девица!

Здравствуй, раскрасавица! 

Ленивица

Прав, Мороз, красива я

Всем могу понравиться.

Морозко

А хорошо ль в лесу зимой?

Ленивица

Мне не терпится домой!

Ты мне дай подарков тоже,

Да по краше, по дороже.

Морозко

Что же хочется  тебе?

Ленивица

Бус, колечек в серебре,

Платьев, шубку, рукавицы,

Да, побольше, чем сестрице. 

Морозко

Ты подарки заслужи,

Снегурке шарф скорей свяжи.

А что б было побыстрей

Дам в подмогу птиц, зверей. 

Ленивица

Да в своем ли ты уме?

Я вязать- то не умею!

Сам свяжи коли охота,

Не моя это забота! 

Морозко

С рукодельем ты не дружишь.

Может, вот как мне послужишь:

Ты меня развесели, потанцуй и попляши.

Ленивица

Ну и задал ты задачу—

Я от скуки чуть не плачу,

Все гадаю, чем заняться!

Лучше  здесь  уж посижу

На веселье погляжу.

Морозко

Хочу тебе загадку загадать,

А ты вот постарайся отгадать.

Косолапые ноги,  зиму спит в берлоге..? 

Ленивица

Это ведь медведь,

Я так и знала!

Морозко

Ладно, хоть загадку отгадала.

Ленивица

Хватит! Я устала, так и знай!

Быстро мне подарки подавай!

Морозко

Раз ты о гостинцах  затужила,

Ты получишь все, что заслужила! 

Уходят,  Ленивица с сундуком.

Бабка

Дочки долго нету что-то,

Вот прибавилось заботы!

А может так подарков много,

Что нужна сейчас подмога. 

Кошка

Старикова дочка скоро замуж  пойдет.

Собака

А старухина дочка из леса не придет. 

Бабка

На мою клевещешь дочь!

Глупый пес, из дома прочь! 

Появляются  Ленивица и Морозко.

Ленивица

Уморилась! Прям аж жарко!

Принесла сундук подарков.

(открывает сундук)

ну, дела!

Да, что же это?

Ведь подарков вовсе нету!

Морозко

Нет подарков там богатых?

По работе и оплата!!! 

Бабка

Как сумел так поступить?!?

Морозко

Ну-ка, хватит голосить!

А не то не пощажу!

Заморожу! Застужу! 

Рукодельница

Морозко! Ты уж не сердись!

 И на них сейчас не злись.

Надо им исправиться,

Чтоб тебе понравиться. 

Ленивица

Бабка

Обещаем, лучше стать.

Шить, готовить, убирать!

Обещаем стать добрее,

Веселее и милее. 

Морозко

Так и быть, я вам поверю,

Через год приду, проверю.

Обманули—застужу!

Ни за что не пощажу.

 

Заключительная песня

Ведущая 1

– Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились? Что вам больше всего понравилось? Какие были трудности? Что бы вы хотели в этой сказке изменить? Какой вывод мы сделаем для себя?

Вывод:

         Совместное театральное творчество позволяет осуществлять процесс воспитания более целостно, т.е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, эстетического и умственного развития дошкольника.   Совместные социальные роли - любимая игровая деятельность дошкольников.  Играя роль, дети передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности:  голоса, пантомимики, мимики, жеста.  Дети любят самостоятельно распределять роли для себя и своих родителей, проигрывают их, облачая себя в соответствующие костюмы, используют нужные атрибуты, аксессуары и др. В театральных играх дети возлагают на себя разные социальные роли старших по возрасту, что способствует расширению рамок социального познания.  Педагогическое руководство игрой составляет опору для освоения детьми реальной социальной  роли.

Приложение:

                                        

    

  1. 3.    Вариант: «Тропинка успеха»

                                              индивидуальное сопровождение ребенка.

                                                                      «Каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый,

потому что «он знает» сердцем, душой»

Л.Н.Толстой

 

        В нашем ДОУ более четырехсот детей и все они разные, каждый ребенок развивается своим темпом и двигается своим индивидуальным путем. В каждой группе есть «популярные дети», у этих детей наблюдается высокая успешность в совместной образовательной области, трудовой  и игровой деятельности и т.д. Они активны и ориентированы на результат, но есть «невидимые дети», которые  имеют низкий уровень успешности, у них мало что получается и желание чему-либо научиться, отсутствует. Таких детей родители очень часто критикуют «посмотри, как у твоего друга Саши все вещи в шкафу аккуратно сложены». Такое отношение со стороны взрослых вызывает у ребенка отрицательные эмоции, отказ от «общения», игры и в дальнейшем замкнутость.  

       В школе «Заботливых родителей» был продуман новый вариант работы,  для таких детей мы решили создать «Тропинку успеха», что позволяет педагогу показать родителям то, что сегодня ребенок умеет делать только с помощью взрослого, завтра он научится делать самостоятельно. Воспитатели помогают родителям сравнивать умения ребенка сегодня с теми, которые были вчера, можно проследить динамику и порадоваться его успехам (рассмотрев дерево «Мои достижения»).  А самое главное педагоги  помогают учиться родителям, общаться с детьми (не поучать, а подбадривать «в следующий раз у тебя получится еще лучше»).  Развитие ребенка возможно только в процессе общения детей между собой и  взрослого с детьми, ведь ребенок развивается  только в ситуации сотрудничества. А сотрудничество предполагает диалог, начинается оно с умения взрослого грамотно построить «маленький мостик» для развития малыша. Тогда ребенок в процессе обучения сможет опираться на свой опыт и не сломается, не разуверится в своих силах.

       В основе успешного развития ребенка – умелая организация взрослого и самоорганизация жизнедеятельности дошкольника.

       Родителям предлагаются памятки:

         Если ваш:

ребенок не умеет самостоятельно без помощи взрослого:

  • организовать игровую деятельность, разворачивать содержание игры;
  • быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, складывать вещи;
  •  соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду и т.д

Основные принципы поддержки:

  • признание за ребенком права не знать и допускать ошибку;
  • уважение мнения и позиции ребенка;
  • убеждение без порицания и жесткого принуждения;
  • эмоциональная поддержка и утверждение грядущего успеха ребенка;
  • демонстрация роста его успехов и личных достижений («Тропинка успеха» или «Семейный портфолио»).

 

         С учетом основных принципов поддержки для ребенка создается ситуация повышенного интереса к сотрудничеству в детском коллективе, это повышает у дошкольников внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности и повышает внутреннюю уверенность «я смогу».

 

       Некоторые рекомендации родителям, желающим помочь ребенку повысить уровень успешности:

  • даже в шутку не говорите пренебрежительно, неуважительно о  «временных» неудачах вашего малыша;
  • поддерживайте уверенность ребенка в перспективе успеха, как результат его усилий и настойчивости (что сегодня не получается у тебя сегодня, обязательно получится завтра, нужно только постараться);
  • подчеркните, как Вы гордитесь и радуетесь успехам ребенка.

Минута благодарности!

       Сегодня важно научить противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет воспитывайте в ребенке желание быть бодрым, оптимистичным, развивайте способность не бояться непосильной работы, учите общаться со сверстниками и взрослыми, стремиться быть конкурентоспособной личностью в условиях формирующегося общества, оставаясь при этом толерантным, гуманным.

      Детский сад – это целый мир! Годы, проведенные в саду дошкольником, должны остаться в памяти ребенка как время приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный  и гуманистический кругозор маленького человека – гражданина новой России.

     Благодарим Вас за активное участие в индивидуальном сопровождении ваших малышей!  

Приложение: 

Результативность:

        Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к актуальным проблемам, тем самым, способствуя повышению компетентности родителей в вопросах социально-нравственного воспитания.

        Эффективность работы мы оцениваем с помощью системы мониторинга:

  • Мониторинг социально-нравственной воспитанности дошкольников:

наблюдается положительная динамика (30%);

  • Мониторинг педагогической культуры и компетентности родителей и сотрудников детского сада  в области единства ценностных ориентиров по направлениям социально-нравственного воспитания дошкольников:

- наблюдается положительная динамика с (27% до 40%) количества родителей, вовлеченных в участие школы «Заботливых родителей»;

- положительная динамика с (15% до 50%) педагогов ДОУ  участвуют в проведении и организации школы «Заботливых родителей».

  • Анкетирование родителей на предмет удовлетворенности  результатами взаимодействия с ДОУ: планируется повышение до (80%) удовлетворенности родителей результатами взаимодействия с ДОУ по проблемам социально-нравственного и духовного воспитания дошкольников.

Список используемой литературы:


1. Додокина И.В., Евдокимова Е.С., Семейный театр в детском саду, совместная деятельность педагогов, родителей и детей.
2. Дружинин В.Н., Психология семьи.

3.Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. Содружество. Программа взаимодействия семьи и детского сада.
4. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет.
5. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. Азбука нравственного взросления.
6. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.

 

 

 

Поделиться
Просмотров: 5117
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.