Брейн - ринг «Азбука вежливости» |
чт., 23.02.2012 |
Конкурсант:
Рогожникова Людмила Геннадьевна
Заместитель заведующей
по воспитательно – методической работе;
Высшая категория
МАОУ ДО детей детский сад «Искорка»;
Омутинский район
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи.
Задачи:
- Актуализировать понятие «вежливость».
- Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.
- Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.
Форма проведения: игра «Брейн – ринг»
Участники: родители старшей группы
План проведения:
- I. Подготовительный этап
1.1. Проведение микроисследований
- Анкетирование родителей (приложение 1)
- Опрос детей (приложение 2)
1.2. Педагогический всеобуч «Уроки вежливости и красоты»
1.3. Подбор цитат
- «Умение вести себя украшает и ничего не стоит» (пословица)
- «Родители для ребенка – камертон: как они позвучат, так он и откликнется»
- «Хороший пример – наилучшая проповедь» (А.Чехов)
- «Воспитатель сам должен быть воспитан» (к,Маркс)
- «Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях» (Ж.Руссо)
- II. Основной этап: игра Брейн - ринг
Ход мероприятия
- 1. Разминка.
Добрый вечер, уважаемые родители! Нам приятно отметить, что вы откликнулись на нашу просьбу и пришли на нашу встречу. Мы рады вас видеть!
Сейчас мы посетим с вами сказочный город. Жители этого сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, здороваются друг с другом разными частями тела. Давайте и мы с вами попробуем быть жителями этого города. Звучит музыка, а мы с вами свободно гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы должны поздороваться друг с другом согласно произнесенному слову.
Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка», родители свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они здороваются:
- глазами
- носами
- плечами
- лбами
- попами
- спинками
- коленками
Вот вы и поздоровались друг с другом, и от этого у всех поднялось настроение, стало радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.
Но прежде чем начать нашу встречу давайте определимся с темой. Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциация»
- Игра «Ассоциация»
Правила игры: «Передавая мяч по кругу, вы должны назвать слова , которые у вас ассоциируются со словом «вежливость»
Ассоциации – сострадание, правда, красота, порядочность, такт, доброжелательность, спасибо, здравствуйте, уступчивость , радость, доброта…… . Вежливость – это проявление уважения, готовность вовремя оказать услугу, деликатность , такт, своевременное и уместное речевое проявление. Вежливость – это искусство вести себя в обществе.(по мере называния, открываются лепестки ромашки)
В: Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость». Так Петр Первый в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать».
Много лет люди создавали правила этикета, цель которых была привитие нравственных качеств доброты, чуткости, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей – словом во всем, с чем человек входит в общество. И так, я думаю, что вы уже догадались, что разговор пойдет о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаем им должного значения, о вежливости. И я вам предлагаю поиграть в игру брейн – ринг «Азбука вежливости», в ходе которой мы определимся с понятиями «хорошие манеры», «культура поведения», «вежливость».
- 2. Основная часть: Игра Брейн – ринг « Азбука вежливости»
Правила игры:
В игре участвует 2 команды. Отвечает та команда, которая первой подняла руку. При наличии правильного ответа выбирает тему. Вопросы разделены по темам. Каждый вопрос оценен определенным количеством баллов.
В ходе игры присутствует сектор:
«Кот в мешке» - команда имеет право передать вопрос другой команде
«Вопрос – аукцион» - команда назначает цену, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющийся на счету команды.
« Своя игра» - команда имеет право уменьшить или увеличить цену вопроса по своему усмотрению.
- И так, начинаем: Вам предлагаются шесть тем на выбор: «Азбука вежливости», «Воспитание вежливости», «Пословицы и поговорки о вежливости», «Ребенок – взрослый», «Хорошие манеры», «Детский телефон доверия» (команды по очереди выбирают тему и количество баллов, оценивающий вопрос)
I.Азбука вежливости.
* 10 – «Л» - локти при еде убирай со стола
* 20 – «З» - здоровайся при встрече; зевая, прикрывай рот рукой
* 30 - «И» - идя в гости , предупреди; при знакомстве называй сначала свое имя, затем фамилию
* 40 – «В» - вздыхать и закатывать к небу глаза при разговоре некрасиво; волосы должны быть причесаны
* 50 – «Т» - «ты» - говорят друзьям
II. Воспитание вежливости
* 10 - Что такое вежливость?
- это проявление уважения
- готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается
- искусство вести себя в обществе.
* 20 - Кто или что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер?
Родители. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки и слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.
* 30 - С чего следует начинать воспитание культуры поведения? «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать с создания духа игры, с приветливо – живой сказки. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей. Пусть иногда в комнате появится фея Здрасте, в волшебном фартуке которой – секрет. В следующий раз ребенок увидит зонт, оставленный феей, а к нему прикреплена записка с шуточными замечаниями, указанием на правила, в которых он допустил оплошность. Можно ежедневно вывешивать маску – оценку: если малыш вел себя прекрасно, появится улыбающаяся маска феи, если ведет плохо – маска дракона», - такой совет дала автор книги «Азбука вежливости» Смирнова – Гангнус
* 40 - Назовите эффективные методы воспитания культуры поведения? Наше поведение, поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед; в первую очередь – пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.
* 50 – Вспомните и назовите художественные произведения с ярким примером хороших манер?
(В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», В.Осеева «Труд согревает», В.Осеева «Волшебное слово», В.Осеева «Просто старушка», Л.Толстой «Прыжок»)
III. Пословицы и поговорки о вежливости ( закончи)
* 10 - вежливости открываются ….(все двери)
* 20 - ласковое слово и ….(кошке приятно)
* 30 - доброе слово лечит, а ….(злое калечит)
* 40 - плохое слово, что ….(грязная вода)
* 50 - ласковым словом и …..(мед растопишь)
IV. Ребенок - взрослый (решение педагогических ситуаций)
* 10 - Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком, доставят большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой. – Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость, и нужно ли это ему? (Отец)
Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или книгу, сыграть в любимую игру, угостить мороженым или яблоком.
* 20 - Утром пятилетняя Иришка собирается в детский сад. Бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.
- Красиво? Мне идет? – спрашивает девочка.
- Нет, не красиво. Такие шляпы носят только взрослые, - говорит бабушка.
- Нет красиво! Мне нравится! Я в ней пойду. , - твердит девочка.
Тогда бабушка подает ей мамины туфли и серьезным тоном говорит
- К этой шляпе и туфли нужны соответствующие. Примерь и будет красиво!
Иришка смотри вопросительно, серьезность бабушкиного тона приводят девочку в недоумение. А затем она говорит:
- Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли!
Обе смеются. Назревающий конфликт рассеян.
- Что помогло разрешению данной конфликтной ситуации.
Юмор.
- Присутствует ли юмор в ваших отношениях? Приведите примеры.
* 30 - Вечером детей забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась», «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», - нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут рассказать о семьях. Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?
* 40 - Две бабушки, гуляющие с внуками на улице. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая : живет по принципу «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие от общения с внуком. Как вы думаете, что возьмет для себя из этого общения тот и другой малыш?
Привьется малышу жизнерадостное восприятие жизни.
Действительно, тот, кто в детстве получил заряд бодрости, радости и энергии, справится с любыми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.
* 50 - Шестилетний Виталик, увидев вечером в раздевальной комнате детского сада маму, не забывает у нее спросить:
- ну как, сегодня нога не болит? Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток
- помогу нести, а то тебе тяжело.
Мать одобряет его.
- Ты внимательный, заботливый сын. Я горжусь тобой.
Какие нравственные качества проявились в детском поступке? Права ли мать поощряя его за поступок? Что она этим достигнет? Как в аналогичных случаях поступает ваш ребенок?
Чуткость.
После вопроса о похвале.
Известная детская поэтесса в одном из своих стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала» Можно ли согласиться с тем, что надо хвалить ребенка авансом, когда не все получается или же следует хвалить только за результат? Как часто вы хвалите своего ребенка и за что? (самостоятельность, проявление внимания, вежливость)
Игра «Похвали ребенка» (передавая по кругу игрушку – куклу, сказать слова, выражающую похвалу)
В: Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Таков должен быть ваш девиз. Не жалейте слов похвалы для своего ребенка . и вы увидите, как он быстро будет усваивать нормы и правила поведения
V. Хорошие манеры.
* 10 – Что такое чуткость?
Забота о людях, умение прийти на помощь, умение сочувствовать.
- Как данное качество вы воспитываете в своих детях?
Воспитание в детях данного качества помогут такие приемы: «Помоги бабушке», «Поделись с братом», «Мама устала, не шуми, играй тихо»
* 20 – Что такое скромность?
Умение трезво оценить себя, никогда не пытаться, во что бы то ни стало привлечь к себе внимания, высокая требовательность к самому себе.
Воспитывая детей, формируйте у них умение считаться с мнением большинства, поступать хорошо не ради похвалы, не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой.
* 30 – Какая черта хорошего тона отсутствует у ребенка?
- Он с нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых, вслух высказывает мнение о присутствующем, показывает пальцем на прохожего.
- Кто бы ни пришел в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что ему принесли, тянет гостя в комнату, старается всецело завладеть его вниманием.
Деликатность.
Деликатность – не проявлять слишком большого любопытства; не навязывать разговора, если человек к этому не расположен; не требовать к себе большого внимания.
* 40 – Как одним словом оценивается поведение ребенка , если он: не настаивает на немедленном выполнении своего желания, умеет подождать, не перебивает разговор взрослы, вовремя придет на помощь….
Тактичность
* 50 – Проанализируй ситуацию. Какая черта сформирована, а какая отсутствует
Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее поднимается девочка.
- Садитесь, пожалуйста!
- Ну что ты…Спасибо…Не надо…
- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.
Оживление на лице женщины гаснет.
( Чуткость – да, тактичность – нет.)
VI. Детский телефон доверия
* 10 – « Ко мне на день рождение в субботу придут друзья. Подскажите какие игры можно провести, чтобы всем было интересно.» (родители предлагают варианты игр с детьми)
Игра «Жмурки»
* 20 – «Можно ли наклонять во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (делать это можно, но наклонять тарелку нужно от себя, чтобы не пролить еду на одежду)
* 30 – « Как нужно принимать подарки? (завернутый подарок развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок?)
* 40 – « Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья. Надо ли здороваться с ними. И как это сделать?(здороваться нужно, но не кричать через весь автобус)
* 50 – В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»
(если провинность незначительно, нужно говорить «извините», если же очень виноваты «простите»)
3. Заключительная часть. Рефлексия.
- Быстро летит время. Растут дети, и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. От каких ошибок вы бы их предостерегли? Какие бы советы дали?
Игра «Продолжи фразу»
- Передавая мяч по кругу, закончите фразу «Чтобы ребенок рос воспитанным, нужно…..
- В заключении нашей игры я вручаю Вам памятки: «Правила воспитания вежливого человека», «Правила общения в семье» (приложение 3)
В : Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность. «Нравственный человек, нравственный невежа, недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям» Воспитан ли мой ребенок? Присуще ли ему чуткость, внимательность, предупредительность. На эти вопросы у каждого из вас будет свой ответ завтра, спустя многие годы и будет он зависеть от вашего желания и умения. Так пусть же вам взрослым хватит сил , терпения и любви.
Литература:
- Насонкина С. Уроки этикета. – СПб.: Акцидент, 1998
- Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей». - М., ДОМ.XXIвек, 2006
- Островская Л. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника, - М., Просвещение, 1987
- Пушникова В. Этикет для маленьких, - Тюмень: Издательство Тюменского университет, 2000
- Энциклопедия «Хорошие манеры для самых маленьких», М., Белфаскс, 1997
Приложение 1
Анкета для родителей.
- Что такое вежливость, тактичность, чуткость, деликатность?
- Какие привычки культурного человека имеет ваш ребенок?
- Что и ли кто является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
- Назовите методы, которые вы используете для привития ребенку хороших манер ?
- Какие трудности испытываете в вопросе по привитию навыков культурного поведения?
Приложение 2
Опрос детей
- Какие вежливые слова ты знаешь?
- Кто такой вежливый человек?
- А ты вежливый?
- Вежливо ли обращаются с тобой взрослые?
- Почему вежливые слова называют вежливыми?
- О чем бы ты спросил маму или папу при воспитании хороших манер?
Приложение 3
Памятка 1
Правила
воспитания вежливого человека
- Не оскорбляйте человеческое достоинство сына или дочки. Никогда не кричите на него. Не говорите при нем, а тем более обращаясь к нему, грубых слов. Не применяйте физических способов наказания.
- Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам. Поощряйте детскую самостоятельность.
- Будьте единодушны и постоянны в своих требованиях. Несогласие высказывайте не при ребенке.
- Прежде чем предъявить требования к ребенку, предъявите их к себе.
- Проявляйте интерес к жизни и проблемам ребенка – подражая, он очень скоро вернет это Вам.
- Будьте искренними: ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком- он учится лжи и лицемерию.
- Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам: это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
- Не говорите о людях неуважительно, плохо: ребенок вырастет и станет отзываться о вас так же.
- Поведение – нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.
Памятка 2
Правила общения в семье.
- Начинайте утро с улыбки.
- Не думайте о ребенке с тревогой.
- Умейте читать ребенка.
- Не сравнивайте детей друг с другом.
- Хвалите часто и от души.
- Отделяйте поведение ребенка от его сущности.
- Испытывайте радость от совместной с ребенком деятельности.
- Дайте понять ребенку, что он самый любимый и желанный.
- Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей.
10. Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции, не подавайте дурной пример.
11. Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребенок может проявить свое негативное поведение.
12. Как можно больше хвалите ребенка даже за незначительные успехи.
- Если хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть.