Брейн - ринг «Азбука вежливости»

  чт., 23.02.2012

Конкурсант:

Рогожникова Людмила Геннадьевна

Заместитель заведующей

по воспитательно – методической работе;

Высшая категория

МАОУ ДО детей детский сад «Искорка»;

Омутинский район
 

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи.

Задачи:

  • Актуализировать понятие «вежливость».
  • Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.
  • Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.

Форма проведения:  игра «Брейн – ринг»

Участники: родители старшей группы

План проведения:

  1. I.      Подготовительный этап

            1.1. Проведение микроисследований

  • Анкетирование родителей (приложение 1)
  • Опрос детей (приложение 2)

            1.2. Педагогический всеобуч «Уроки вежливости и красоты»

            1.3. Подбор цитат

  • «Умение вести себя украшает и ничего не стоит» (пословица)
  • «Родители для ребенка – камертон: как они позвучат, так он и откликнется»
  • «Хороший пример – наилучшая проповедь» (А.Чехов)
  • «Воспитатель сам должен быть воспитан» (к,Маркс)
  • «Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях» (Ж.Руссо)
  1. II.   Основной этап:  игра Брейн - ринг

Ход мероприятия

  1. 1.    Разминка.

Добрый вечер, уважаемые родители! Нам приятно отметить, что вы откликнулись на нашу просьбу и пришли на нашу встречу. Мы рады вас видеть!

Сейчас мы посетим с вами сказочный город. Жители этого сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, здороваются друг с другом разными частями тела. Давайте и мы с вами попробуем быть жителями этого города. Звучит музыка, а мы с вами свободно гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы должны поздороваться друг с другом согласно произнесенному слову.

Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка», родители свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они здороваются:

- глазами

- носами

- плечами

- лбами

- попами

- спинками

- коленками

Вот вы и поздоровались друг с другом, и от этого у всех поднялось настроение, стало радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.

Но прежде чем начать нашу встречу давайте определимся с темой. Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциация»

  1. Игра «Ассоциация»

Правила игры: «Передавая мяч по кругу,  вы должны назвать слова , которые у вас ассоциируются со словом «вежливость»

Ассоциации – сострадание, правда, красота, порядочность, такт, доброжелательность, спасибо, здравствуйте, уступчивость , радость, доброта…… . Вежливость – это проявление уважения, готовность вовремя оказать услугу, деликатность , такт, своевременное и уместное речевое проявление. Вежливость – это искусство вести себя в обществе.(по мере называния, открываются лепестки ромашки)

В: Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость». Так Петр Первый в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать».  

Много лет люди создавали правила этикета, цель которых была привитие нравственных качеств доброты, чуткости, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей – словом во всем, с чем человек входит в общество. И так, я думаю,  что вы уже догадались, что  разговор пойдет о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаем им должного значения, о вежливости.  И я вам предлагаю поиграть в игру  брейн – ринг «Азбука вежливости», в ходе которой мы определимся с понятиями «хорошие манеры», «культура поведения», «вежливость».

  1. 2.     Основная часть: Игра Брейн – ринг « Азбука вежливости»

Правила игры:

В игре участвует 2 команды. Отвечает та команда, которая первой подняла руку. При наличии правильного ответа выбирает тему. Вопросы разделены по темам. Каждый вопрос оценен определенным количеством баллов.

В ходе игры присутствует сектор:

«Кот в мешке» - команда имеет право передать вопрос другой команде

«Вопрос – аукцион» - команда назначает цену, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющийся на счету команды.

« Своя игра» - команда имеет право уменьшить или увеличить цену вопроса по своему усмотрению.

- И так, начинаем: Вам предлагаются шесть тем на выбор: «Азбука вежливости», «Воспитание вежливости», «Пословицы и поговорки о вежливости», «Ребенок – взрослый», «Хорошие манеры», «Детский телефон доверия» (команды по очереди выбирают тему и количество баллов, оценивающий вопрос)

I.Азбука вежливости.

* 10 – «Л» - локти при еде убирай со стола

* 20 – «З» - здоровайся при встрече; зевая, прикрывай рот рукой

* 30 - «И» - идя в гости , предупреди; при знакомстве называй сначала свое имя, затем фамилию

* 40 – «В» - вздыхать и закатывать к небу глаза при разговоре некрасиво; волосы должны быть причесаны

* 50 – «Т» - «ты» - говорят друзьям

II. Воспитание вежливости

* 10 - Что такое вежливость? 

  • это проявление уважения
  • готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается
  • искусство вести себя в обществе.

* 20 - Кто или что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер?

Родители. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки и слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

* 30 - С чего следует начинать воспитание культуры поведения? «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать с создания духа игры, с приветливо – живой сказки. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей. Пусть иногда в комнате появится фея Здрасте, в волшебном фартуке которой – секрет. В следующий раз ребенок увидит зонт, оставленный феей, а к нему прикреплена записка с шуточными замечаниями, указанием на правила, в которых он допустил оплошность. Можно ежедневно вывешивать маску – оценку: если малыш вел себя прекрасно, появится улыбающаяся маска феи, если ведет плохо – маска дракона»,  -  такой совет дала автор книги «Азбука вежливости» Смирнова – Гангнус

* 40 - Назовите эффективные методы воспитания культуры поведения?  Наше поведение, поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед; в первую очередь – пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.

    * 50 – Вспомните и назовите художественные произведения с ярким примером хороших манер?

(В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», В.Осеева «Труд согревает», В.Осеева «Волшебное слово», В.Осеева «Просто старушка», Л.Толстой «Прыжок»)

III. Пословицы и поговорки о вежливости ( закончи)

* 10 - вежливости открываются ….(все двери)

* 20 - ласковое слово и ….(кошке приятно)

* 30 - доброе слово лечит, а ….(злое калечит)

* 40 - плохое слово, что ….(грязная вода)

* 50 - ласковым словом и …..(мед растопишь)

IV. Ребенок - взрослый (решение педагогических ситуаций)

 

* 10 - Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком, доставят большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой. – Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость,  и нужно ли это ему?  (Отец)

Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или книгу, сыграть в любимую игру, угостить мороженым или яблоком.

* 20 -  Утром пятилетняя Иришка собирается в детский сад. Бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.

- Красиво? Мне идет? – спрашивает девочка.

- Нет, не красиво. Такие шляпы носят только взрослые, - говорит бабушка.

- Нет красиво! Мне нравится! Я в ней пойду. , - твердит девочка.

Тогда бабушка подает ей мамины туфли и серьезным тоном говорит

- К этой шляпе и туфли нужны соответствующие. Примерь и будет красиво!

Иришка смотри вопросительно, серьезность бабушкиного тона приводят девочку в недоумение. А затем она говорит:

- Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли!

Обе смеются. Назревающий конфликт рассеян.

- Что помогло разрешению данной конфликтной ситуации.

Юмор. 

- Присутствует ли юмор в ваших отношениях?  Приведите примеры.   

* 30 - Вечером детей забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась», «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», - нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут рассказать о семьях. Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?

* 40 - Две бабушки, гуляющие с внуками на улице. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая :  живет по принципу «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие от общения с внуком. Как вы думаете, что возьмет для себя из этого общения тот и другой малыш?

Привьется малышу жизнерадостное восприятие жизни.

Действительно, тот, кто в детстве получил заряд бодрости, радости и энергии, справится с любыми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.

* 50 - Шестилетний Виталик, увидев вечером в раздевальной комнате детского сада маму, не забывает у нее спросить:

- ну как, сегодня нога не болит? Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток

- помогу нести, а то тебе тяжело.

 Мать одобряет его.

- Ты внимательный, заботливый сын. Я горжусь тобой.

Какие нравственные качества проявились в детском поступке? Права ли мать поощряя его за поступок? Что она этим достигнет? Как в аналогичных случаях поступает ваш ребенок?

Чуткость.

После вопроса о похвале.

Известная детская поэтесса в одном из своих стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала» Можно ли согласиться с тем, что надо хвалить ребенка авансом, когда не все получается или же следует хвалить только за результат? Как часто вы хвалите своего ребенка и за что? (самостоятельность, проявление внимания, вежливость)

Игра «Похвали ребенка» (передавая по кругу игрушку – куклу, сказать слова, выражающую похвалу)

В: Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Таков должен быть ваш девиз. Не жалейте слов похвалы для своего ребенка . и вы увидите, как он быстро будет усваивать нормы и правила поведения

V. Хорошие манеры.

* 10 – Что такое чуткость?

Забота о людях, умение прийти на помощь, умение сочувствовать.

- Как данное качество вы воспитываете в своих детях?

Воспитание в детях данного качества помогут такие приемы: «Помоги бабушке», «Поделись с братом», «Мама устала, не шуми, играй тихо»

* 20 – Что такое скромность?

Умение трезво оценить себя, никогда не пытаться, во что бы то ни стало привлечь к себе внимания, высокая требовательность к самому себе.

Воспитывая детей, формируйте у них умение считаться с мнением большинства, поступать хорошо не ради похвалы, не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой.

* 30 – Какая черта хорошего тона отсутствует у ребенка? 

- Он  с нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых,  вслух высказывает мнение о присутствующем,  показывает пальцем на прохожего.

- Кто бы ни пришел в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что ему принесли,  тянет гостя в комнату, старается всецело завладеть его вниманием.

Деликатность.  

Деликатность – не проявлять слишком большого любопытства; не навязывать разговора, если человек к этому не расположен; не требовать к себе большого внимания.

* 40Как одним словом оценивается поведение ребенка , если он: не настаивает на немедленном выполнении своего желания, умеет подождать, не перебивает разговор взрослы, вовремя придет на помощь….

Тактичность

* 50 – Проанализируй ситуацию. Какая черта  сформирована, а какая отсутствует

Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее поднимается девочка.

- Садитесь, пожалуйста!

- Ну что ты…Спасибо…Не надо…

- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.

( Чуткость – да, тактичность – нет.)

VI. Детский телефон доверия

* 10 –  «  Ко мне на день рождение в субботу придут друзья. Подскажите какие игры можно провести, чтобы всем было интересно.»  (родители предлагают варианты игр с детьми)

Игра «Жмурки»

* 20 –   «Можно ли наклонять во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (делать это можно, но наклонять тарелку нужно от себя, чтобы не пролить еду на одежду)

* 30 –  «  Как нужно принимать подарки? (завернутый подарок развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок?)

* 40 –  « Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что  на задней площадке  стоят мои друзья. Надо ли здороваться с ними. И как это сделать?(здороваться нужно, но не кричать через весь автобус)

* 50 –  В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»

(если провинность незначительно, нужно говорить «извините», если же очень виноваты «простите»)

3. Заключительная часть. Рефлексия.

- Быстро летит время. Растут дети, и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. От каких ошибок вы бы их предостерегли? Какие бы советы дали?

Игра «Продолжи фразу»

- Передавая мяч по кругу, закончите фразу «Чтобы ребенок рос воспитанным, нужно…..

- В заключении нашей игры я вручаю Вам памятки: «Правила воспитания вежливого человека», «Правила общения в семье» (приложение 3)

В : Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность. «Нравственный человек, нравственный невежа, недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям» Воспитан ли мой ребенок? Присуще ли ему чуткость, внимательность, предупредительность. На эти вопросы у каждого из вас будет свой ответ завтра, спустя многие годы и будет он зависеть от вашего желания и умения. Так пусть же вам взрослым хватит сил , терпения и любви.

Литература:

  • Насонкина С. Уроки этикета. – СПб.: Акцидент, 1998
  • Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей». -  М., ДОМ.XXIвек, 2006
  • Островская Л. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника, -  М., Просвещение, 1987
  • Пушникова В. Этикет для маленьких, - Тюмень: Издательство Тюменского университет, 2000
  • Энциклопедия «Хорошие манеры для самых маленьких», М., Белфаскс, 1997

Приложение 1

Анкета для родителей.

  1. Что такое вежливость, тактичность, чуткость, деликатность?
  2. Какие привычки культурного человека имеет ваш ребенок?
  3. Что и ли кто является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
  4. Назовите методы, которые вы используете для привития ребенку хороших манер ?
  5. Какие трудности испытываете в вопросе по привитию навыков культурного поведения?

Приложение 2

Опрос детей

  1. Какие вежливые слова ты знаешь?
  2. Кто такой вежливый человек?
  3. А ты вежливый?
  4. Вежливо ли обращаются с тобой взрослые?
  5. Почему вежливые слова называют вежливыми?
  6. О чем бы ты спросил маму или папу при воспитании хороших манер?

Приложение 3

Памятка 1

Правила

воспитания вежливого человека

 

  1. Не оскорбляйте человеческое достоинство сына или дочки. Никогда не кричите на него. Не говорите при нем, а тем более обращаясь к нему, грубых слов. Не применяйте физических способов наказания.
  2. Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам. Поощряйте детскую самостоятельность.
  3. Будьте единодушны и постоянны в своих требованиях. Несогласие высказывайте не при ребенке.
  4. Прежде чем предъявить требования к ребенку, предъявите их к себе.
  5. Проявляйте интерес к жизни и проблемам ребенка – подражая, он очень скоро вернет это Вам.
  6. Будьте искренними: ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком- он учится лжи и лицемерию.
  7. Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам: это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
  8. Не говорите о   людях неуважительно, плохо: ребенок вырастет и станет отзываться о вас так же.
  9. Поведение – нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

Памятка 2

Правила общения в семье.

 

  1. Начинайте утро с улыбки.
  2. Не думайте о ребенке с тревогой.
  3. Умейте читать ребенка.
  4. Не сравнивайте детей друг с другом.
  5. Хвалите часто и от души.
  6. Отделяйте поведение ребенка от его сущности.
  7. Испытывайте радость от совместной с ребенком деятельности.
  8. Дайте понять ребенку, что он самый любимый и желанный.
  9. Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей.

10. Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции, не подавайте дурной пример.

11. Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребенок может проявить свое негативное поведение.

12. Как можно больше хвалите ребенка даже за незначительные успехи.

  1. Если хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть.
Поделиться
Просмотров: 26405
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.