Профилактический курс занятий по оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

  чт., 23.02.2012

Конкурсант:

Суханова Ольга Владимировна,

педагог-психолог

2 квалификационной категории

МАДОУ детский сад

комбинированного вида «Сказка»

ЯНАО, г. Лабытнанги,

Пояснительная записка.

Социализация маленького ребенка начинается с семьи. Следующим этапом его становления является детский сад. Именно там он учится общаться с незнакомыми людьми – взрослыми  и детьми, усваивает нормы и правила поведения, учиться жить в обществе. От того, как пройдет привыкание дошкольника к новым условиям, зависит его психическое и физическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. У каждого ребенка процесс привыкания к новым условиям индивидуален, и во многом эмоциональная реакция родителей определяет дальнейшую ситуацию развития их ребенка.

Поэтому, чтобы адаптация прошла безболезненно и для ребенка, и для самих родителей, на базе нашего детского сада функционирует адаптационная группа кратковременного пребывания для детей в возрасте от 1 года до 3 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

Главной целью создания группы является обеспечение ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в дошкольные образовательные учреждения; психофизическое, личностное и интеллектуальное развитие ребенка через объединение усилий семьи и детского сада.

Педагог-психолог, как непосредственный участник учебно-воспитательного процесса, разрабатывает свой план профилактической работы с детьми, учитывая особенности их психофизического развития, интеллектуальные возможности и состояние здоровья.

Целью профилактического курса является: оказание посильной помощи родителям в воспитании ребенка, повышение их педагогической компетентности, оптимизация процесса адаптации ребенка к ДОУ.

Основными задачами являются:

  • обеспечить эмоционально-комфортное состояние детям и родителям;
  • развить у детей психологическую автономность и самостоятельность;
  • сформировать доверительные отношения ребенка с взрослыми.

     Работа осуществляется по нескольким направлениям.

Блок I. Работа с родителями.

Основной задачей является: обеспечить психолого-педагогическую поддержку родителям в период адаптации их ребенка к ДОУ.

Формы работы:

- анкетирование (Приложение 1);

- практические занятия;

- индивидуальные и групповые консультации;

- семинары;

- тренинги;

- стендовая информация, памятки.

Данные формы работы с родителями способствуют предоставлению информации о возрастных особенностях детей, эффективных приемах поддержки ребенка в адаптационный период, а также приемам урегулирования своего эмоционального состояния. Практическими упражнениями родители имеют возможность снять эмоциональное напряжение, поразмышлять над проблемами и радостями, связанными с воспитанием ребенка раннего возраста. Работа осуществляется согласно тематическому плану.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Задачи

Содержание

Количество

часов

1.

-познакомиться, создать доброжелательную атмосферу;

-развивать умение вслушиваться в свои чувства и освобождаться от различных механизмов психологической защиты;

-расширить возможности понимания поведенческих особенностей ребенка в период адаптации;

-ознакомить с основными характеристиками адаптации.

1. упражнение «Давайте познакомимся»;

2. рассказ  о поведенческих особенностях собственного ребенка в период адаптации;

3. игра «Звездный дождь»;

4. информационная справка «Все начинается с раннего возраста»;

5. игра «Мои ощущения»;

6. памятка «Основные характеристики адаптации детей раннего возраста»;

7. рисование на тему «Мой ребенок, когда он впервые пришел в детский сад»;

8.психологическая зарядка.

1

2.

-продолжать знакомить родителей друг с другом;

-научить анализировать детское восприятие;

-познакомить с возрастными характеристиками детей;

-развивать внимание в слуховой модальности, отрабатывать умение быстро принимать решение в нестандартной ситуации.

1. упражнение «Снежный ком»;

2. игра «Менялки»;

3. игра «Кто я?»;

4. игра «Уронили Мишку на пол»;

5. упражнение «Передай другому»;

6. упражнение «Возвращение в детство»;

7. памятка «Возрастные особенности детей раннего возраста»;

8. зарядка позитивного мышления «Именно сегодня».

1

3.

-научить снимать напряжение, мобилизовать внимание;

-расширить представление об особенностях проявления темперамента в раннем возрасте;

-развивать умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.

1. упражнение «Сосед справа, сосед слева»;

2. упражнение «Сигнал»;

3. информационная справка «Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста», «Игры для детей различных типов темперамента»;

4. игра «Установки»;

5. упражнение «Найди отличия»;

6. памятка «Родителям о темпераменте ребенка»;

7. зарядка позитивного мышления.

1

4.

-создать позитивное настроение;

-повысить работоспособность;

-расширить знания об играх, упражнениях и других видах взаимодействия с детьми;

-обучить приемам игрового взаимодействия.

1. игра «Клубок ниток»;

2. игра «Ковалек»;

3. памятка «Роль игры и игрушек в развитии ребенка раннего возраста»;

4. игровой массаж «Паучок»;

5. игра-сказка «Девочка и яблоко»;

6. упражнение «Магазин игрушек»;

7. релаксация «Подснежник».

1

5.

-научить снимать эмоциональное напряжение, активизировать внутригрупповое взаимодействие;

-обучить нетрадиционным техникам для развития эмоциональных отношений в системе «мать-ребенок».

1. упражнение «Имя-качество»;

2. упражнение «Погодный массаж»;

3. упражнение «Какой он, мой ребенок»;

4. релаксация «Свежий ветерок».

1

 

ВСЕГО

 

5

 

Блок II. Работа с детьми.

Цель данного вида работы: развитие эмоциональной сферы детей, формирование доверительных отношений между родителем и ребенком.

Задачи:

  • социальная активизация тактильной чувствительности;
  • социальное развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • социальная адаптация ребенка к ДОУ, снятие негативных эмоций и реакций.

Методы реализации:

  • физические игры и упражнения;
  • музыкальное сопровождение;
  • подвижная игра;
  • танцевальные упражнения;
  • релаксационные упражнения;
  • словесные игры;
  • сказкотерапия.

Условия проведения.

Занятия проводятся с участием родителей, согласно тематическому плану. Учитывая возрастные особенности развития детей раннего возраста, продолжительность занятий составляет 15-20 мин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название

Задачи

Содержание

Количество занятий

1.

«Давайте знакомиться!»

-познакомить детей друг с другом;

-создать эмоционально-комфортное состояние для каждого ребенка.

1. упражнение «Меня зовут…»;

2.пальчиковая гимнастика;

3. музыкальное упражнение «Вот так хорошо»;

4. игра «Погремушка, играй»;

5. релаксация «Солнечные зайчики».

1

2.

«Потешки»

-сблизить детей друг с другом.

1. упражнение «Имя-хлопок»;

2. упражнение «Солнышко и дождик»;

3. игра «Кот в гости к нам пришел»;

4. игра «Догони зайчика»;

5. релаксация «Кораблик».

1

3.

Тематическое занятие по сказке «Колобок»

-развивать эмоциональную сферу ребенка;

-активизировать внимание;

-преодолевать страхи.

1. упражнение «Как тебя зовут?»;

2. игра «Ладушки»;

3. игра «Догонялки»

4. игра «Зайка»;

5. игра «Мишка косолапый»;

6. релаксация «Дождик и солнышко».

7. прощание.

1

4-5.

«Веселые мячики»

-формировать доверительные отношения между детьми;

-создать у детей хорошее настроение;

-развивать познавательные процессы.

1. упражнение «Имя соседа»;

2. игра «Мячик»;

3. игра «Пляска с платочками»;

4. игра «»Мотыльки»;

5. релаксация «Солнечные зайчики».

2

6.

Тематическое занятие по сказке «Курочка Ряба»

-активизировать тактильную чувствительность.

1. упражнение «Звонкий мяч»;

2. игра «Птички»;

3. игра «Кошачья лапа»

4. релаксация «Летний день».

5. прощание

1

7-8.

«Забавляй-ка»

-формировать чувство доверия через организацию тактильного контакта;

-снизить чувство страха в общении с малознакомыми людьми.

1. упражнение «Клубок»;

2. игра «Веселый бубен»;

3. пальчиковая гимнастика «Твои пальчики»;

4. игра «Киски просыпаются»;

5. релаксация «Бабочки».

2

9.

Тематическое занятие по сказке «Репка»

-активизировать внимание, преодолеть страхи.

1. мимическая гимнастика;

2. игра «Посадили репку»;

3. игра «Погремушки»;

4. релаксация «Котята».

5. прощание.

1

10-11.

«Мир вокруг нас»

-развивать у ребенка психологическую автономность и самостоятельность.

1. игра-приветствие;

2. игра «Непослушные котята»;

3. игра «Гуляка»;

4. пальчиковые игры;

5. релаксация «Облако».

2

12.

Тематическое занятие по сказке «Теремок»

-активизировать внимание, преодолеть страхи, негативизм

1. упражнение «Доброе утро»;

2. игра «Ладошки»;

3. игра «Лягушка»;

4.игра «Зайка».

5. прощание.

1

 

ВСЕГО

 

12

 

 

Ожидаемый результат.

Данный профилактический курс должен способствовать изменению отношений родителей с ребенком: формирование более доверительных отношений, спокойное прощание ребенка с родителями по утрам; легкая адаптация к дошкольному учреждению, оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Список литературы:

  1. Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ – М., 2011.
  2. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – Спб., 1999.
  3. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. М., 1991.
  4. Монина Г.Б., Лютова Е.К., Проблемы маленького ребенка. Спб., 2002.
  5. Морева Н. Тренинговые занятия в студенческой аудитории // Дошкольное воспитание. 2002. №10.
  6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации в ДОУ. – М.,2003
  7. Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. интегративные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ  и родителей.- Спб., 2011.
  8. Чуричков А.,Снегирев В. Копилка для тренера: Сб. разминок, необходимых в любом тренинге. Спб., 2007.
  9. Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры. Ростов н/Д., 2006.

 

КОНСПЕКТ

тематического занятия по сказке «Колобок».

Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов.

Структура занятия.

  1. I.       Вводная часть

ü     Игра-приветствие: «Как тебя зовут?»

ü     Игра «Ладушки»

  1. II.     Основная часть

ü     Игра «Догонялки»

ü     Игра «Зайка»

ü     Игра «Мишка косолапый»

  1. III.  Заключительная часть

ü     Релаксация «Дождик и солнышко»

Методические средства:

  • ·        сказкотерапия;
  • ·        паличиковая игра;
  • ·        подвижные игры;
  • ·        сюжетно-ролевые игры;
  • ·        релаксационное упражнение.

Материалы: пальчиковые куклы персонажей сказки, разноцветные мячи, корзина, музыкальный центр, набор дисков с музыкой.

Место проведения: музыкальный зал ДОУ.

Ход занятия.

  1. I.  Вводная часть.
  2. 1.      Игра-приветствие: «Как тебя зовут?».

Дети садятся перед родителями полукругом на ковер, педагог сидит лицом к детям и катит мяч от себя к ребенку с вопросом: «Как тебя зовут?». Ребенок называет свое имя и катит мяч обратно. При затруднении родители помогают. Таким же образом родители называют свои имена.

  1. 2.      Игра «Ладушки».

Родители берут  в свои руки ладошки ребенка, хлопают ими и приговаривают:

Ладушки, ладушки, испечем оладушки,

На окно поставим, остывать заставим,

А остынут – поедим и воробышкам дадим.

Клю –клю –клю, все съели, полетели, на головушку сели.

На последних словах взрослый поднимает руки вверх и опускают на голову.

  1. II.    Основная часть.

Педагог предлагает детям послушать сказку про Колобка.

Педагог: А сейчас я расскажу вам сказку.

Жили – были дед да баба. Говорит однажды дед старухе: «Испеки – ка ты, бабка колобка» А бабка отвечает: «Из чего же я тебе испеку колобка, муки – то нет!».

«А ты по сусекам поскреби, по амбару помети, глядишь, и будет у тебя мука».

Дети с родителями имитируют лепку колобка.

Педагог: Вышел колобок румян да пригож, на на солнышко похож. И оставила его бабка на окне остывать. Колобок не захотел лежать, спрыгнул с окна и покатился в лес.

Дети с родителями  встают.

  1. 1.      Игра «Догонялки».

Педагог: Сейчас наши девочки и мальчики попробуют догнать Колобка.

Педагог рассыпает мячи по полу, а дети с родителями собирают их и кладут в корзину. Педагог и родители обязательно хвалят детей.

Педагог: Не смогли мы догнать Колобка, и он покатился дальше. А навстречу ему заяц.

Педагог надевает на руку куклу – зайца.

 «Колобок, колобок, я тебя съем! А Колобок отвечает: «Не ешь меня, заяц, я с тобой поиграю».

  1. 2.      Игра «Зайка».

Ребенок становится спиной к взрослому, сгибает руки в локтях и совершает прыжки, а взрослый поддерживает ребенка.

Педагог: Поиграл Колобок с зайцем и покатился дальше. А навстречу ему волк – зубами щелк (педагог надевает на руку игрушку – волка). Испугался, Колобок волка решил от него убежать.

Родители берут ребенка за руку и бегут по залу, преодолевая различные препятствия на своем пути, возвращаются на свои места.

Педагог: Убежал Колобок от волка, а навстречу ему медведь.

Педагог (надевает на руку куклу – медведя). Медведь говорит Колобку: «Колобок, Колобок, я тебя съем!» А Колобок ему отвечает» «Не ешь меня, медведь, я с тобой поиграю!»

  1. 3.      Игра «Мишка косолапый».

Родители встают, ребенок встает на ноги взрослого спиной к нему. Вместе имитируют, как ходит медведь, затем возвращаются на свое место.

Педагог: Поиграл колобок с медведем и покатился дальше. Долго катился колобок по лесу, по полю, а навстречу ему лиса.

Педагог надевает на руку куклу – лису.

Педагог: Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Шутки не шути с лисой, а скорей беги домой!

Ребенок с родителем имитирует бег.

III. Заключительная часть.

Педагог: Пока Колобок бежал домой, начался дождь.

  1. 1.      Релаксация «Дождик и солнышко».

Дети лежат на ковре, родители гладят их, приговаривая:

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

Солнышко, нарядись!

Солнышко, покажись!

  1. 2.      Прощание.

Под музыку родители и дети прощаются со сказочными героями (колобок, заяц, лиса, медведь).

 Приложение 1

Анкета для родителей

«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

 

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты, которая поможет лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его адаптации к ДОУ.

 

Ф.И. ребенка ________________________________________________________________________

Ф.И.О. родителей:

отец_________________________________________________________________________________

 мать_________________________________________________________________________________

1. Какое настроение преобладает у ребенка?

            а) бодрое, уравновешенное

            б) раздражительное, неустойчивое

            в) подавленное

2. Как ребенок засыпает?

            а) быстро (до 10 мин.)

            б) медленно

            в) спокойно

            г) не спокойно

3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

            а) дополнительные воздействия _______________________________________________    (какие?)

            б) без дополнительных воздействий

4. Какова продолжительность сна ребенка днем?

            а) 2 часа

            б) менее часа

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

            а) хороший

            б) избирательный

            в) неустойчивый

            г) плохой

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

            а) положительно

            б) отрицательно

            в) не просится, но бывает сухой

            г) не просится и ходит мокрый

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие                                                                                                                                             

б)    нет отрицательных привычек

8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

            а) да

            б) нет

            в) иногда

9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

            а) да

            б) нет

            в) иногда

10. Как играет Ваш ребенок?

            а) умеет играть самостоятельно

            б) не всегда

            в) не играет сам

11. Взаимоотношения со взрослыми:

            а) легко идет на контакт

            б) избирательно

            в) трудно

12. Взаимоотношения с детьми:

            а) легко идет на контакт

            б) избирательно

            в) трудно

13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?

            а) да

            б) нет

            в) не всегда

14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

            а) да

            б) нет

            в) перенес разлуку легко

            г) тяжело

15. Есть ли привязанность к кому-либо из взрослых?

            а) да _____________________________________________________________________________________

                                                          (укажите к кому именно)

            б) нет    

16. На какие вопросы вы хотели бы получить ответ от педагога-психолога? (укажите)

СПАСИБО!

Поделиться
Просмотров: 7701
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.