Семейный клуб «Азбука вежливости» (старший дошкольный возраст) Тема Путешествие в город Доброты и Вежливости |
чт., 23.02.2012 |
Конкурсанты:
Шаламова Татьяна Евгеньевна
Воспитатель,
2 квалификационная категория
Долгушина Ольга Алексеевна
Воспитатель,
2 квалификационная категория
МАДОУ центр развития ребенка
детский сад №158 города Тюмени
Цель: Формировать гармоничные детско-взрослые отношения в процессе общения и совместной деятельности:
Задачи:
1) Привлечь родителей к активному участию в развитии и воспитании детей
2) Закреплять знания детей о правилах культурного поведения и хороших манер.
3) Объединить детей и взрослых в совместном общении и деятельности
Индивидуальная работа с детьми
Чтение стихов: А. Барто «Вовка – добрая душа» и т.п.,
рассказов: В.Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», «Сыновья»
сказок: С.Маршак «12 месяцев», р.н. сказка «Ховрошечка»
Слушание и пение песен.
Инсценирование сказок, стихотворений
Игры (дидактические, словесные и игры малой подвижности, пальчиковые игры)
Обсуждение игровых ситуаций: «Ты пришёл утром в д/с», «Тебе поручили узнать о музыкальном занятии», «Разные формы приветствия и прощания»
Беседы: «Правила вежливого общения», «Ласковое слово и кошке приятно», «Что такое доброта», «Что значит быть отзывчивым», «Как относиться к просьбам незнакомых людей», «Как и за что мы благодарим окружающих»
Интервью на тему: «Секрет волшебных слов»
Заучивание стихов наизусть о вежливости и доброте.
Индивидуальная работа с родителями
1) Оформить альбом «Учите с детьми стихи о вежливости»
2) Подготовка родителя к чтению стихотворения З.Бядули «Невежливая вежливость»
3) Оформить «плавающую» информацию на тему «Секреты любви и взаимопонимания» (Приложение №1)
4) Подготовить памятки для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка (Приложение №2)
5) Оформить папки-передвижки с информацией на темы «Вечер в семье», «Как надо любить ребенка», «Упражнения на релаксацию»
Наглядная информация к собранию
- Оформить группу в стиле «Сказочный город»
- Сшить костюм Феи, приобрести волшебную палочку
- Изготовить красочный конверт со звуковым письмом от Феи
- Оформить приглашения на родительское собрание в форме сердец (Приложение №3).
- Фонограммы песен «Доброта» И. Лученок, «Добрая сказка», «Если добрый ты…»; фоновая музыка; танец «Если нравится».
- Изготовить маску лошади.
- Красочно оформить веера, на каждом из которых написать вежливые слова (Приложение №4)
- Оформить плакаты в родительский уголок:
«Будьте добры» и «Будьте любезны»
Эти слова в разговоре полезны,
С ними легко на прогулке и дома
Будет приятно их слышать любому».
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).
Библиографический список
1. Метенова Н.М. «Уроки вежливости»
2. Метенова Н.М. «Взрослым о детях»
3. Епифанова О.В. «Развитие речи. Окружающий мир (дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками)
4. Матвеичева Л.А. «Игры, праздники, развивающие занятия в д/с» сотрудничество детей и родителей
5. Конспекты занятий из Интернета
Ход собрания
(звучит музыка песни «Доброта» И.Лученка.
Взрослые и дети проходят в зал и садятся на места. Ведущая приветствует собравшихся в семейном клубе)
Ведущая: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Н. Красильников
Я желаю, чтобы сегодняшний вечер прошёл в теплой и дружеской атмосфере. А сейчас предлагаю Вам отправиться в путешествие по городу Доброты и Вежливости (стук в дверь – приносят письмо).
Ведущая: Хотите узнать, от кого оно и что в нем написано?
Сейчас открою конверт…
Что-то не открывается. Наверно, это необычное, а волшебное письмо, и конверт откроется, если мы назовём волшебные слова (Дети называют.)
Ведущая: Дорогие ребята и уважаемые родители! Письмо не только «волшебное», а еще и звуковое (включается запись).
«Дорогие дети и уважаемые взрослые. Я приглашаю вас в путешествие в город Доброты и Вежливости. В этом городе вы научитесь совершать добрые поступки и сможете стать настоящими волшебниками. В этом городе вас ждут чудеса и много интересного. Желаю вам счастливого пути, веселого путешествия. До встречи.
Фея Здрасьте».
Ведущая: Вы согласны отправиться в путь? На чем поедем? Хорошо, на автобусе!
Звучит фоновая музыка.
Ведущая: Мы подъезжаем к первой остановке. Я вижу её название – «Вежливая»
И вы возьмете свои бинокли, в них вы сможете увидеть всё, что есть в этом сказочном городе. Все ведут себя вежливо: собаки при встрече раскланиваются друг перед другом, даже маленькие воробьишки приветливо здороваются с тётями воробьихами. Здесь никто не забывает говорить «до свидания». Просто замечательный город! Давайте сделаем здесь остановку.
Входит Фея.
Фея: Здравствуйте! Давайте знакомиться. Друзья, я Фея Здрасьте. А вот мои слова: «Спасибо», «Извините», «Пожалуйста», «Простите!», «Здоровья вам с утра!». В общении друг с другом слова нам всем нужны: «Простите, вам удобно?», «Ах, будьте так добры!». И в жизни очень важно их часто повторять, чтоб было так приятно их слышать, называть, а грубыми словами людей не обижать. Я рада приветствовать вас в своем волшебном городе. Вы уже смогли убедиться, что здесь
Воробьи не ссорятся
Галки не галдят
Кошки, улыбаясь
На собак глядят.
«Здравствуйте, спасибо» –
Слышно там и тут
Весело и дружно
Все у нас живут!
В. Столярова
Ведущая: Дети! В этом сказочном городе все жители любят слушать песни. Предлагаю спеть весёлую песню.
Дети поют знакомую песню, взрослые подпевают (включить фонограмму «Если добрый ты…»).
- А стихи вы знаете? (дети читают стихи)
Добрые слова не лень
Повторять мне целый день.
Только выйду за ворота –
Всем идущим на работу:
Кузнецу, ткачу, врачу –
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
- Здравствуйте, - ты скажешь человеку.
- Здравствуйте, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет
Доброе утро! Птицы запели,
Добрые люди вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам
Солнце взошло и идет по делам.
Доброй ночи! – молвит тишина
Каждому сейчас она слышна
Говорит бесшумными словами:
- Спите, я всю ночь останусь с вами.
За что мы говорим «Спасибо».
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Нам желают. – Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет конечно. Добрый путь
Тоже к доброму. Чему-нибудь.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Доброте все люди рады,
И взамен она не требует награды.
Ведущая: Доброта живет на свете
Только в добром сердце, дети.
Фея: Сейчас предлагаю игру на внимание: если я скажу волшебное слово «пожалуйста», выполняйте задание, не скажу – выполнять не надо.
Игра «Пожалуйста»
- Пожалуйста, встаньте
- Пожалуйста, сядьте.
- Снова встаньте.
- Пожалуйста, поднимите руку
- Попрыгайте… и т.д.
- Выйдите, пожалуйста, в круг и продолжим играть
Игра-разминка
«Потерялось словечко»
(на каждый ответ мяч передается из рук в руки).
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)
4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)
5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)
6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)
7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)
(Фея хвалит детей и предлагает всем вернуться на свои места).
Фея: Быть воспитанным человеком не так-то просто. Мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться вежливыми словами. Вот послушайте, как это было
Родитель читает стихотворение З.Бядули «Невежливая вежливость»
Родитель: Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость берусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке,
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок! –
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку…
- Как невежлива девчонка!
Нес вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
Фея: Как вы думаете, вежлив ли был Петрусь? А как бы вы поступили (суждения детей).
- А вот «Вежливая» лошадь поступила по другому
Инсценирование стихотворения «Вежливая лошадь»
(один ребенок читает, второй – инсценирует).
Очень вежливая лошадь
Шла, кивая головой,
Поздоровалась со всеми,
Поздоровалась со мной,
Угостил ее печеньем,
Постояли мы чуть-чуть,
И вздохнула грустно лошадь –
Мол, пора и дальше в путь.
На прощание кивнула –
И понятно все без слов.
Эта лошадь мне сказала:
«До свидания! Будь здоров!
Ведущая: Предлагаю отправиться в путешествие дальше. Следующая остановка «Добрая»
Вы умеете делать добрые поступки? (Ответы детей, взрослых)
Детям предлагаются ситуации:
- Как бы вы поступили, если увидели плачущего малыша, который потерял свою маму?
- Чтобы вы сделали, если увидели, что взрослый что-то уронил?
- Чтобы вы сделали, когда к вам в гости зашел взрослый человек (мамина знакомая, соседка)? (Ответы детей)
Ведущая: На земле добрых слов и людей не мало. Но есть также зло и обман. От нас зависит, какими нам быть и какой быть нашей жизни!
Старайся людям дать тепло
Участье и заботу
Ведь в жизни важно, ты какой
Совсем не важно кто ты.
«Делая доброе дело, не смущайся, что оно мало».
Предлагаю нам всем сделать небольшое, но нужное дело – повеселить друг друга, чтобы появилась улыбка на лице, а для этого – потанцуем!
Танец «Если нравится тебе» (Танцуют вместе с родителями)
Фея: Наша жизнь скучна без сказки
Долог день, как целый год.
Взгляд добрей и ярче краски
Если сказка к нам придет.
Звучит фрагмент песни «Добрая сказка»
Фея: Всем известно, что в сказках существует добро и зло. Давайте вспомним добрых и злых персонажей сказок. Даю вас задание, которое будете выполнять в паре: согните листок бумаги пополам. Дети будут диктовать, а родители записывать на одной стороне листа имена добрых персонажей, на другой – злодеев. А потом мы зачитаем, что у нас получилось.
(Звучит фоновая музыка. Дети и родители выполняют задание).
Фея: «Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день»
Значит, если мы хотим, чтобы добрые и вежливые слова надолго сохранились, мы должны их чаще произносить. Давайте их назовем. (Ответы детей и взрослых)
Слово – могучее оружие. Оно может и ранить и лечить. Давайте спросим у взрослых, что значит «лечить словом» (Высказывания родителей)
Добрый человек всегда придет на помощь, найдет слова ободрения, утешения в трудную минуту. Как это сделать, и что сказать?
Ведущая: Предлагаю вам поиграть в игру «Сердечные слова»
Дети по очереди вспоминают разные ситуации из жизни в группе и дома:
Например:
- Вова уступил дорогу Лене, пропустив её вперед.
- Даниил нечаянно толкнул Никиту, но извинился и помог ему подняться.
- Ваня принес из дома интересную игру и предложил ребятам поиграть.
- Лена съела конфету, а фантик бросила под стол.
- Соня отлично дежурила в столовой.
Ведущая после каждой ситуации задает вопрос:
Скажите, ребята
Из детского сада
Каким надо быть,
А каким быть не надо.
Фея: Вот и закончилось наше замечательное путешествие в городе Доброты и Вежливости:
- О каких вежливых, добрых словах вы узнали в этом волшебном городе?
- Какие бывают слова приветствия-прощания?
- В чем секрет волшебства этих слов?
А сейчас я хочу вам на прощание вручить вот такие веера. Они необычны, т.к. напомнят вам слова приветствия и прощания. Покажите их друзьям, бабушкам и дедушкам, а можете подарить их тем из ваших знакомых, кто забывает говорить вежливые, добрые слова. Всего вам доброго. Хорошего вам вечера! (прощается и уходит)
Ведущая: Дарите всем по солнышку –
Частичку света, доброты,
Слова любви и нежности
Дарите людям, как цветы.
В конце собрания предлагаются памятки родителям «Секреты воспитания вежливого ребенка».
Приложение
Приложение №1
«Плавающая» информация на тему «Секреты любви и взаимопонимания»
(Тайные мечты каждого ребенка)
- Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой.
- Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
- Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
- Верьте мне. С вашей помощью у меня всё получится.
- Говорите мне, что я вам нравлюсь. Говорите, что я единственный, что вы всегда будете любить меня, чтобы не случилось.
- Не давайте мне того, что вы сами не имеете.
- Спросите меня, что я делал сегодня в детском саду. Разговаривайте со мной, спрашивайте мое мнение. Учите меня, что хорошо и что плохо. Делитесь со мной своими планами.
-Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими братьями и сестрами.
- Наказывайте меня, когда я поступаю плохо. Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.
- Обещаю, что я научусь говорить «извините», «пожалуйста» и «спасибо».
- Я знаю еще некоторые замечательные слова. «Я люблю тебя, мама и я люблю тебя, папа».
Приложение №2
Памятка для родителей
(Секреты воспитания вежливого ребенка)
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы ведете себя:
- деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям и знакомым;
- никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и не применяете в целях воспитания физические наказания;
- не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а где возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;
- предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, высказываете их в отсутствии ребенка;
- предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к себе;
- уважаете достоинство ребенка, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано» и др.;
- не забываете сами чаще говорить вежливые слова «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь» и т.д., тогда и ребенок будет следовать вашему примеру;
- часто используете похвалу;
- правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
Приложение №3
Приглашение на родительское собрание
Уважаемые (имена и отчества членов семьи), приглашаем Вас отправиться с нами в путешествие в город «Доброты и Вежливости». За время, проведенное вместе со своим ребенком в сказке-игре надеемся, что Вы откроете для себя новые секреты воспитания у детей культурного поведения и хороших манер.
Приложение №4
Слова приветствия и прощания на веерах
Приветствия Прощания
Здравствуй/те! До свидания!
Доброе утро! До встречи!
Добрый день! Спокойной ночи!
Добрый вечер! Всего хорошего!