Родительское собрание - диспут в форме телестудии «Пусть говорят» тема: «Во что играют наши дети» /средний возраст/

  ср., 22.02.2012

Конкурсанты:

Куликова  Татьяна Александровна

Воспитатель высшей категории

Кошелева Ольга Ивановна

Воспитатель высшей категории

МАДОУ центр развития ребенка – детский сад №146

города   Тюмени

Цель деятельности:

1.Развитие социально-нравственных отношений между детьми и родителями

2. Пропаганда современных социально - адаптирующих сюжетно - ролевых игр в противовес компьютерным играм и антиигрушкам.

3. Выявление степени участия родителей в играх своих детей в условиях семьи.

4.Показ развивающего и воспитательного значения игровой деятельности для дошкольников.

5.Совместными усилиями педагогов и родителей способствовать формированию у детей социальной компетенции через игровую деятельность.

 

Индивидуальная работа с детьми и родителями:

1.Создать атмосферу доверия и толерантности для семей Плотниковых и Мартюченко, чтобы родителям захотелось дискутировать и высказывать свое мнение вслух.

2.Поддержать желание Вергуновой О.А. поделиться своим опытом с присутствующими.

3.Поощрять активное обсуждение темы всех присутствующих.

 

                      Предварительная работа:

1. Анкеты для родителей / Приложение 1/.

2.Изучение игровых предпочтений детей / Приложение 3/.

3.Консультация «Что делать, если ребёнок не хочет убирать игрушки?»

 / Приложение 5/.

4. Изготовление приглашений на диспут.

5.Подготовка презентации «Во что играют наши дети»

6.Индивидуальные задания отдельным семьям по подготовке выступления «Мы играем дома».

7. Именные памятки « Родителям на заметку» / Приложение 9/.

 

Наглядная информация:

1.Папка - передвижка «Мультфильмы для современных дошкольников»

/ Приложение 4/.

2. Памятка «Детская игрушка – это серьезно» (Игрушка и Антиигрушка)»

/ Приложение 6/.

3.  Памятка «Игрушки как отражение характера человека» / Приложение 2/.

4. Стендовая наглядная информация по теме «Мама, поиграй со мной» / Приложение 7/, «Рекомендации родителям по руководству сюжетно-ролевыми играми детей в семье» /Приложение 8/

 

Оборудование:

Мультимедийная установка, презентация «Во что играют наши дети», магнитная доска, оборудование для сюжетно-ролевой игры  «Служба спасения», ноутбук с компьютерной игрой «Маша и медведь», именные памятки для родителей, музыкальное сопровождение, маркеры, надписи «Ролевые игры», «Компьютерные игры».

 

Ход мероприятия:

Звучит и показывает видеоклип «Каждый маленький ребенок». Родители собираются в группе-студии на диспут.

Дальше включается  видео презентация  «Во что играют наши дети»

1-2слайды

Ведущий:

Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре, как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.

Игры для ребёнка - это всё, в играх он упражняет своё тело, игры затрагивают его духовную деятельность. Игра раскрывает большие перспективы в развитии ребёнка: повышает остроту зрения, увеличивает длительность произвольного сосредоточения. А главное - формирует внутренний план действия, который лежит в основе мышления.

Всё, что переживает ребёнок в игре, не проходит бесследно. Все ассоциации отражаются в его личном опыте, во взаимоотношениях с окружающими его людьми, в отношении к миру. Живя в игре, ребёнок получает первую специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются, удовлетворяются и формируются социальные интересы и потребности ребёнка, а также формируются и все стороны его психики. Ребёнок играет во все минуты жизни. Даже тяжёлые условия не мешают ему играть.

В игре ребёнок существует в 2-х ипостасях:

  • как играющий
  • и как персонаж игры в соответствии с выполняемой ролью.

Мы понаблюдаем это сегодня  здесь в нашей студии. 

Предлагаю вашему вниманию презентацию игр ребят в домашних условиях / слайды 3- 11/


Ведущий комментирует фото, задает вопросы  тем родителям, чье фото демонстрируется:

1.Вергуновым: «Кто из членов семьи принимал участие в создании столь насыщенного атрибутами игрового уголка, кто поработал над интерьером?»

2.Семеновым: «Зона компьютера рассчитана на младшего Ваню? Как часто он садится во вращающееся кресло?»

3.Ивановым: «У вас дома много спортивного инвентаря (спортивный уголок, «хоп», детский автомобиль): кто из членов семьи разделяет с Илюшей любовь к потребности много двигаться?»

Ведущий: Вот  сейчас я вам предлагаю сыграть на малой сцене нашей группы, а актерами выступим мы с вами!

Приглашаю семью Красноперовых!

Просмотр фрагментов сюжетно-ролевой игры «Служба спасения» с участием семьи Краснопёровых: сына Вани  и  папы Александра Григорьевича 

  А сейчас приглашаю семью Москаленко!

Просмотр компьютерной игры «Маша и медведь»  с участием семьи Москаленко: мамы Анастасии Андреевны   и  дочки Милены.

Ведущий:

А сейчас представляю вам рубрику «Из опыта семейного воспитания».

Приглашаю семью Вергуновых.

Слайд 13. Вергунова Ольга   Александровна:

У нас дома больше игрушек для сюжетно - ролевых игр. Больше всего Анжелика любит играть с куклами в «Дочки - матери»,  играет с ними сама, долго, может играть в затемнённой комнате. Бывает, что приглашает в игру и меня: «Мама, ты будешь дочкой (сестрой, Золушкой)».

Иногда, если рассердится на меня, то я – Баба - Яга, а после Анжелика успокаивает свою дочку (куклу): «Ты её не бойся, я - твоя мама и я рядом с тобой». Моя дочь сама развивает сюжет, меняет его. В компьютерные игры мы с дочкой не играем и не планируем их в ближайшем будущем.

Ведущий: Спасибо, приглашаем семью Мартюченко.

Слайд 14.Мартюченко Павел Игоревич:

Егор любит машинки, привлекает  и меня в игру, «гоняем» вместе на полу. Часто покупаем пазлы, потому что сын очень любит собирать пазлы с машинками. Также  играет  трансформерами, автоматами, пистолетами, вместе играем в «Стрелялки». Игры со стрельбой стараюсь контролировать, чтобы они не носили агрессивный характер. С компьютером Егора не знакомим - ещё слишком рано.

Ведущий: Спасибо, кто еще хочет рассказать про своего ребенка, во что играет, каким играм отдаете предпочтение?

Слово семье Семеновых.

Семенова Юлия  Анатольевна:

А мой  Ваня любит играть машинами - гонками, привлекает всех присутствующих, сам придумывает правила, меняет их, часто сердится, если не победил. Самостоятельно любит играть с магнитами.

Перевозкина Татьяна Владимировна: Первое, что я хочу сказать - это моё категоричное «нет» любым компьютерным играм для детей, на мой взгляд они могут только навредить ребёнку, а я хочу растить здоровую дочь. Моя Вика всё время играет, но она совершенно не хочет играть одна, она постоянно просит меня играть вместе с ней. Я не отказываю ей в этом, но мне сложно совмещать участие в играх с выполнением работы по дому и я, практически, всё своё время посвящаю играм с дочерью.

 Москаленко Анастасия Андреевна:

-Я считаю, что компьютерные игры несут в себе много положительного, ведь мы живём во время всеобщей компьютеризации, но ребёнок должен проводить время за компьютером только с взрослым и очень непродолжительное время, а в основном, конечно же, дети должны играть с игрушками и настольными играми.

Ведущий:

А вот что говорят сами дети о своих игровых предпочтениях:  

                           Рубрика « Говорят дети»

/из анкетирования «Изучение игровых предпочтений детей»/

1.В какие игры ты любишь играть больше всего и почему?

  • Вероника: в «Домино», я играю со всеми, нас много;
  • Аня: в «Прятки», потому что мама дома всегда со мной играет;
  • Ефим: «Лего» и «Бионики», потому что эти игры повзрослее, а остальные какие- то детские.

2.Какие игрушки вам чаще покупают в магазине и почему?

  • Настя М: куклы, потому что я часто играю с куклами;
  • Егор: пазлы, потому что мне нравится их собирать;
  • Яна: лошадки, потому что я их очень люблю.

3.С кем ты любишь больше всего играть и почему?

  • Ваня К.: с разными детьми, потому что кто-то согласен со мной играть;
  • София: со всеми ребятами, потому что мне все нравятся;
  • Максим: в хоккей с Димой (братом), потому что он детский (дома на полу).

4.Какие компьютерные игры вам знакомы?

  • Милена: «Маша и медведь», где медведь ловит рыбу, а Маша подпрыгивает;
  • Ефим: «Заводы» (там торты делают, выбирают одежду, карточки угадывают), «Растения против зомби», «Мафия».

Ведущий: Вот мы с вами просмотрели маленькие мини-спектакли «Во что играют наши дети», послушали выступления некоторых родителей, узнали предпочтения наших детей  по играм и перед нами встает вопрос нашей встречи:

Что лучше сюжетно-ролевая игра или компьютерная, что полезней для ребенка, что современней и уместно ли вообще их сравнивать?

И так  время рубрики «Ваше мнение»:

Выставляется магнитное табло с надписями: «Сюжетная игра»  и «Компьютерная игра» и предлагается родителям высказать мнение по параметрам «за» и «против», ведущий маркером фиксирует ответы.

Ведущий:

Вот к таким результатам мы в процессе диспута с вами подошли:

Ролевые игры:

«Плюсы»:

  • развивается общение,
  • расширяется словарный запас,
  • познаёт что- то новое,
  • действует с предметами,
  • моделирует ситуацию,
  • совершенствует логическое мышление,
  • удовлетворяет социальные потребности,
  • берёт на себя роль и проживает её.

«Минусы»:

 нет.

Компьютерные игры:

«Плюсы»:

  • знакомство с техникой,
  • усидчивость,
  • зрительное внимание,
  • быстрота реакции.

«Минусы»:

  • приобретение зависимости,
  • угроза здоровому зрению,
  • нереальность событий,
  • нет двигательной активности

 

На фоне сладов 15-17 Ведущий:

После нашей активной дискуссии - вывод очевиден:

Ролевая игра лидирует среди всех других видов деятельности в дошкольном возрасте, наиболее полезными и значимыми для детей остаются сюжетно - ролевые игры и игры с разными игрушками (транспорт, мячи, конструкторы и другие), а компьютерные игры пусть подождут.

Ведущий: Данный вывод виден и из ваших анкет, которые вы заполнили совсем недавно, вот что мы имеем.

Итоги анкетирования:

Прежде всего, хотелось бы поблагодарить Вас серьезное отношение к ответам на вопросы анкеты. Нам было приятно узнать, что в выборе игрушки Вы руководствуетесь, прежде всего, возрастными и индивидуальными особенностями детей, учитываете их интересы.

Из Ваших ответов видно, что Вы покупаете игрушек много и часто. Хорошо это или плохо? Если выбирать между  много и мало, то психологи выбирают – мало и много терпения, творчества от Вас. Главное, чтобы игрушки были разнообразными. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее, разнообразнее игры малышей. Когда у ребенка много одинаковых игрушек (кукол или машинок, отличающихся только по размеру), это ограничивает его интерес, опыт, а значит, развитие.         

Очень важно, чтобы интерес к игрушке не угасал, чтобы  подольше исследовал ее, находил в ней новые достоинства. Поэтому часть игрушек убирайте, меняйте их время от времени.

Из анкет видно, что народные игрушки есть не у всех детей. Нужно не забывать, что народная игрушка как часть искусства народа близка по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Именно поэтому она доступна восприятию ребенка, понятна ему. Любая народная игрушка – Семеновская, Дымковская, Богородская, Каргопольская – делалась для ребенка, чтобы не только порадовать и развлечь, но и обогатить жизнь, сделать ее наполненной. Народная игрушка учит полнокровному и оптимистичному восприятию мира.

Разделились Ваши мнения по вопросу о том, мастерите ли Вы какие – ни будь игрушки сами или вместе со своими детьми? Некоторые из Вас ответили, что не видят в этом необходимости, т.к. можно купить любую игрушку. Кто-то попенял на нехватку времени. Но что радует, что многие из Вас делали поделки и игрушки из разных материалов, откликаясь на наши просьбы. Это и игрушки на военную тему, и тряпичные куклы, и елки из нетрадиционных материалов.

Затруднение вызвал вопрос об антиигрушке. Хочу процитировать определение, данное в «Концепции проекта Федерального закона «О детской игрушке». «Антиигрушка (игрушка-ксеноморф*) – это не просто плохая игрушка: например, некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто это внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов «фирменные» изделия зарубежного производства, которые вместе с тем не отвечают критерию духовно-нравственной безопасности. Антиигрушка является побудителем и транслятором духовно-нравственного разрушения: психических заболеваний и нервных расстройств, склонности к суицидам и пр.»

 И пока наше государство устранилось от защиты и развития детского игрового пространства, задача именно родителей оградить своих детей от подобных игрушек.

*(Ксеноморф - гость, чужой, чудовище).

Ведущий: Мне бы хотелось поблагодарить вас, наши дорогие родители, за ваше участие в нашем диспуте, за ваше неравнодушие к воспитанию своих детей. А закончу я такими замечательными словами:

«Детские игры окупаются золотом высокой пробы, ибо воспитывают,

 развивают в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все то, что составляет богатство человеческой личности»

Позвольте вручить вам памятки «Родителям на заметку»/ Приложение 9 /:

  •  Ребёнок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют вместе с ним, часто не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру.
  •  Заигравшись, ребёнок теряет представление о времени и самоконтроль. Не прерывайте игру резко! Ребёнок может сорваться эмоционально.
  •  Сделайте уборку игрушек ритуалом перед тем, как укладываться спать.
  • Рассказывайте сказку на ночь, когда ребёнок спокоен и находится в уютной, доброжелательной обстановке. Рассказывайте её, а не читайте, а это значит: периодически смотреть в глаза ребёнку, ожидая его реакции, интонацией настраивать малыша на хорошее окончание сказки.

Звучит музыка…

Приложение1                         

  Анкета для родителей

1.Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки  / выделите/:

  • раз в неделю;
  • раз в месяц;
  • только по праздникам;
  • не покупаю игрушки.

2.Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек / выделите/:

  • покупаю подарки к празднику;
  • иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки;
  • хочу просто порадовать своего ребёнка новой игрушкой;
  • все старые игрушки ребёнку надоели;
  • в магазине появились игрушки - новинки;
  • покупаю, когда старые игрушки не подходят по возрасту.

3.Какие игрушки Вы приобретали для своего ребёнка в течение последних 6 месяцев

/ выделите/:

  • куклы, пупсы;
  • аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки);
  • конструкторы, пазлы, мозаики, кубики;
  • настольные игры, лото, различные познавательные карточки;
  • технические игрушки (железные дороги, машинки);
  • спортивные;
  • музыкальные;
  • радиоуправляемые;
  • развивающие,
  • народные;
  • другие.

4.На что Вы обращаете внимание, покупая игрушку / выделите/:

  • на цену;
  • качество;
  • возрастные рекомендации;
  • дизайн;
  • страну - изготовитель;
  • наличие развивающей функции;
  • скидки и бонусы при покупке;
  • желание ребёнка;
  • другое.

5.Сколько игрушек должно быть у ребёнка?_____________________________________

6.Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома?________________________________

7.Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним относитесь?

8.Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическому развитию ребёнка?

9.Мастерители Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми:

  • если да, то какие_______________________________________________________
  • если нет, то почему_______________________________________________________

10.Какая любимая игрушка Вашего ребёнка?___________________________________

11.Помогает ли игрушка преодолеть трудности, возникающие в общении с другими детьми?___________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Памятка

 «  Игрушки как отражение характера человека»

v               Игры с мячом говорят о том, что перед нами человек действия, он не склонен к долгим размышлениям, действует быстро и решительно - его трудно удержать. Для него характерна непритязательность в быту, невнимание к некомфортным условиям жизни, но ему очень важно, чтобы его интересы разделяли близкие люди и были такими же активными, как он.

v               Куклы свидетельствуют о том, что человеку интересны общение с другими людьми, мир социальных отношений. Для него характерна погружённость в выбранную роль и игру - он не всегда сам понимает, чего хочет и кем на самом деле является. Это может предопределять недолговечность отношений с близкими людьми.

v               Плюшевые игрушки нравятся человеку, который любит новые ощущения и переживания, он очень впечатлителен и эмоционален, зависим от отношения к нему окружающих людей, поэтому ему нужно реализовать свою потребность в тепле и ласке через общение с мягкими игрушками- мишками, собачками, зайками. Такой человек может быть источником детской радости жизни для окружающих, а может быть и нытиком, который заражает своими негативными эмоциями окружающих, если чувствует себя обделённым вниманием и лаской.

v               Краски интересуют душевных людей, они открыты миру во всех его проявлениях, чувствительны к его радостям и печалям, восприимчивы к отношениям с другими людьми. Для них могут быть свойственны и агрессия и депрессия, поэтому относиться к ним нужно очень аккуратно, не забывая, что их легко ранить.

v               Занятия с пластилином говорят о том, что ребёнок склонен к усовершенствованию старой и созданию новой реальности, окружающие так привыкают к этому, что постоянно ждут от него изменения обстоятельств и окружающего мира к лучшему, а его может тяготить такой груз ответственности, такому человеку иногда самому трудно провести грань между вымыслом и действительностью.

v               Конструкторы нравятся тем, кто не очень любит что-то менять в себе, предпочитают привычный ход событий, вместе с тем, задумав что-то, не сворачивают с выбранного пути, а проявляют упорство и целеустремлённость, даже упрямство, и достигают задуманного.

v               Страсть к солдатикам характерна для людей, которым нравится совершать манёвры, они легко адаптируются под изменяющуюся информацию, любят соревноваться и, конечно, побеждать. Потом эта страсть переходит в увлечение шашками, шахматами и компьютерными играми.

v                 Книги любят мечтатели, они любознательны, у них пытливый ум. Увлекаясь вымыслом и фантазиями, они могут быть совершенно беспомощными и безразличными к будничной жизни и проблемам повседневности.

Приложение 3

Изучение игровых предпочтений детей.

  1. Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе, на прогулке. Почему?
  2. В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему?
  3. Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и Почему?
  4. Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаще всего бываешь в играх и почему?
  5. Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?
  6. Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?
  7. С кем ты чаще всего играешь и почему?

Приложение 4

Мультфильмы для современных дошкольников

          Ещё несколько лет назад главными занятиями детей дошкольного возраста были игры, рисование, лепка и слушание сказок. Конечно, иногда дети смотрели мультфильмы, по вечерам - «Спокойной ночи, малыши» и по выходным - «В гостях у сказки». Мультфильм был для ребёнка долгожданной радостью.

Сегодня ситуация резко изменилась. Одним из самых востребованных занятий является просмотр телевизора, в основном это просмотр современных мультфильмов.

 Каковы же причины, делающие телевизор столь привлекательным для ребёнка:

1.Увеличение учебных нагрузок в дошкольном возрасте влечёт за собой потребность в пассивном отдыхе у экрана.

2. Рост популярности DVD- проигрывателей: с их помощью просмотры стали доступны для подавляющего числа семей.

3.Прилавки магазинов и киосков заполнены многочисленными сборниками мультфильмов всех видов и жанров.

4. Родители, в свою очередь, получили долгожданную, регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребёнка.

Таким образом, ребёнок-дошкольник большую часть своего свободного времени проводит у экрана. И как ни странно, настоящим спасением от обилия экранного времени является обычный детский сад, хотя сознательность и разумная домашняя политика родителей в ограничении экранного времени является очень эффективным способом, но, увы, более редким вариантом спасения от экрана.

Наряду с увеличением времени просмотра детьми ТВ кардинально изменилось и содержание того, что смотрят дошкольники. Что же смотрят наши дети, и каким героям хотят подражать.

 Какими особенностями характеризуется современная индустрия фильмов для детей:

- современные кинопродукты в первую очередь должны отвечать главному экономическому критерию - успех проката и прибыль;

- «картинка» должна быть яркой, что часто спасает мультфильм от примитивности сюжета и персонажей, ведь она оказывает интенсивное воздействие на все органы чувств ребёнка, «картинка» должна быть динамичной, действия развиваются стремительно, что в свою очередь отражает реалии современности - принципиальное ускорение ритма жизни. Герои быстро двигаются, много бегают, прыгают, летают, кадры сменяют друг друга со скоростью на грани возможностей восприятия;

- события на экране излишне перегружены речевым сопровождением, что зачастую непонятно детям, не воспринимается и не усваивается, так как дошкольники в большей степени воспринимают движение, образы и эмоциональные компоненты. В целом обилие речи оказывает утомляющий эффект на слуховую систему ребёнка;

- музыкальное сопровождение редко когда бывает запоминающимся. В хорошем мультфильме музыка призвана отразить общее эмоциональное настроение, значение или ритм событий, чего не осуществляет музыка в современных зарубежных мультфильмах.

Наблюдения показывают, что дети с удовольствием соглашаются поиграть в персонажей м /ф, но современным героям сложно полноценно подражать. Дети часто не могут ответить на простые вопросы: о чём этот мультфильм, главный герой - он какой, дети не воспроизводят в игре сюжет - они просто по нескольку раз повторяют движения героев, их мимику и жесты, добавляя фирменные словечки, а смысла происходящих событий (если он там вообще есть) дошкольники не усваивают. Сюжеты современных зарубежных мультфильмов так далеки от жизни детей дошкольного возраста и окружающих их взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что получив в подарок игрушку - героя или персонажа популярного мультфильма, ребёнок вообще не знает, как в него играть. Пережив счастливый момент обладания очередным киборгом или модной куклой, он с гордостью показывает игрушку друзьям, соседям, некоторое время крутит её в руках, прижимает к себе и теряет к ней интерес. В лучшем случае умеющий хорошо играть ребёнок просто даёт возможность модной игрушке жить полноценной человеческой жизнью - общаться, питаться, гулять, играть, спать.

Пожелание родителям: не тратьте столь ценное время на просмотр мультфильмов, а используйте его на истинно нужную и важную деятельность, ведущую в дошкольном детстве - игру!

Приложение 5

 

Консультация

«Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?»

 

В дошкольном возрасте родителей волнуют не только проблемы подбора игрушек и развития игры, но и связанные с их уборкой. С какого возраста надо приучать деток прибирать игрушки перед сном?

        Умения и навыки уборки игрушек – это не только привычка, это проявление такого качества характера, как аккуратность  и умение организовать себя. Воспитывается это с самого раннего детства. С 1 до 3 у детей развивается предметно-практическая деятельность, которая позволяет формировать и данные навыки тоже. Но помните: это деятельность со взрослым. Значит, и организовывать ее нужно несколько по-другому: «Давай вместе будем убирать игрушки. Сначала… Вот так – смотри!.. Потом… И уже чуть-чуть осталось! Вот какие молодцы! Дай я тебя расцелую – помощницу мою славную!» а потом еще и перед папой похвалить.

Если ребенок 5 лет разбрасывает игрушки по всей квартире, т.е. он даже в них не особо играет, просто достает из корзины все подряд , посидит минут 5 – вроде как играет, - бросит и бежит к корзине за другой игрушкой. Возможно, он не умеет играть с игрушками: создавать воображаемую ситуацию, придумывать замысел, распределять роли и развивать сюжет, обыгрывать игрушки  и предметы-заместители  и т.д. В настоящей сюжетно-ролевой игре как раз и формируются навыки произвольного поведения и самоорганизации. Разработайте вместе режим дня и сделайте к нему красочный календарь на холодильник, в котором можно было бы отмечать, как ребенок не только занимается, но и как убирает за собой игрушки, какие домашние обязанности выполняет, помогает маме и папе, и т.д.

         По поводу уборки игрушек можно предложить следующее: не убирайте за него, но предложите убирать их вместе (научите, как это делать, объясняя все так, как будто это нужно не только для вас, но и для игрушек. На следующем этапе приведите его в неубранную комнату и спросите: «Что тебе нужно сделать, чтобы привести все в порядок?» - и понимающе улыбнитесь ему. Если действий не последует, то предупредите: «Ты хочешь, чтобы я собрала все игрушки или сделаешь это сам? Если выбирается первое – действительно уберите все игрушки, но подальше – на 2-3 дня. Затем верните их. Если поведение повторится, отдайте их кому-нибудь, или выкиньте ненужное – когда игрушек много, ребенок не знает что с ними делать. В следующий раз он точно задумается.

         Попробуйте не покупать новые игрушки, а вместе с ребенком мастерить их. Тогда он будет ценить свой и ваш труд – не позволит себе их разбрасывать.

Если ребенок с истерикой убирает игрушки, можно посоветовать две вещи:

1)     предупреждайте ребенка о том, что нужно заканчивать игру минут за 15 до ее окончания – заглядывайте в комнату и спокойно говорите об этом, затем еще раз – за 5 минут – тогда говорите более четко и уверенно (пора заканчивать игру и собирать игрушки – у тебя 5 минут). Через 5 минут говорите о том, что нужно собирать игрушки, и спрашивайте, справится ли ребенок сам или нужна ваша помощь.

2)     заигравшись, ребенок теряет представление о времени и самоконтроль; если будете резко прерывать (а он там, в игре) – он сорвется эмоционально. Поэтому выход должен быть тоже через игру: спрашивайте, во что он играет, и придумайте следующий сюжетный ход сами, связанный с вашим следующим режимным моментом, или сразу же – с уборкой игрушек. Например: «гонщикам нужно подкрепиться перед важным соревнованием – авторалли Париж – Дакар! А то ведь ехать нужно будет всю ночь! Как ты думаешь, сколько часов? Поэтому сейчас машины отправляем в автомойку, а сами идем ужинать в Макдональдс на кухне!

Коротко обобщим вышесказанное, отвечая на вопрос: «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?»

  • Твердо решите для себя, необходимо ли это;
  • Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи;
  • Убирайте игрушки вместе с малышом;
  • Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего;
  • Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно, не приказывайте;
  • Используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках для игрушек;
  • Учитывайте возраст и возможности ребенка;
  • Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной для малыша;
  • Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

Приложение 6

«Детская игрушка – это серьезно»

(игрушка и антиигрушка)

 

Игрушка – это одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи ценностей культуры и опыта поколений. Она является инструментом социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности.

       Значение детской игрушки трудно переоценить.

 Для общества игрушка – важнейший элемент культуры («зеркало культуры»).

 Для взрослого игрушка – важнейшая составная часть образовательной среды, инструмент, посредник общения (малыша с взрослым и сверстником), а также средство обучения, развлечения и даже средство лечения.

Для ребенка игрушка – источник радости, предмет для творчества, психологическое средство овладения ребенком предметным миром и собственным поведением.

        В последние годы ученые разработали критерии экспертизы игрушки, которые включают, помимо медицинских и экономических критериев (качество материалов и степень обработки), а также эстетических (красота и совершенство), еще и психоэмоциональные (радость и удовольствие), педагогические (развитие способностей, умений) и другие требования, согласно которым игрушка должна также соответствовать требованиям: креативности (развитие, творчество, сотрудничество), культурообразности (соответствие культурным архитипам прежде всего той страны, где проживает ребенок) и психотерапевтичности (установки на здоровье, позитивные перспективы).

       Исключительно важным критерием сегодня оказывается критерий духовно – нравственного смысла игрушки для ребенка, т.е. того, какие ценности она транслирует, способствует ли формированию совести, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам.

        Ребенок идентифицирует себя с игрушкой, не только с ее «повадками», внешностью, но и с ее скрытой сутью, вступая с ней в личностно-смысловые отношения. Отсюда важно, что окажется в его руках - игрушка или антиигрушка.

         Антиигрушка (игрушка - ксеноморф) – это не просто плохая игрушка: например, некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто это внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов «фирменные» изделия зарубежного производства, которые вместе с тем не отвечают критерию духовно-нравственной безопасности.

Антиигрушка является побудителем и транслятором духовно-нравственного разрушения: психически заболеваний и нервных расстройств, склонности к суицидам (самоубийствам) и пр.

         Сегодня детское игровое пространство замещается продукцией компаний – производителей, возглавляемых крайне аморальными лицами и даже лицами с явно перверсивным сознанием, что в результате приводит к появлению на рынке игрушек в России образцов, разрушительных для психики и духовно – нравственного здоровья детей.

         Некоторые примеры антиигрушек.

         Игрушки-гермафродиты (куклы с внешностью девочек, но с первичными половыми органами мальчиков), крайне разрушительных для детской психики, внедрявших в сознание детей сексуальные перверсии и иные психофизические деструкции.

         Игрушки, формирующие садистские наклонности, в частности, предлагается «интерактивная игрушка» под названием «Бешеная курица», в описании которой производителем заявлено следующее: «Курица машет крылышками и двигает ножками. Она отлично танцует под музыку! Но если вы возьмете ее за шейку, она начнет издавать предсмертные стоны и попытается вырваться из ваших рук. Такое представление пропустить нельзя. А стоит вам отпустить «Бешеную курицу», как она продолжит концерт, весело приплясывая и помахивая крылышками под зажигательную музыку».

      На рынке игрушек появились «игрушки» в форме микробов и вирусов, в том числе ВИЧ, сифилиса, гонореи, дизентерии, коровьего бешенства, «игрушки», имитирующие человеческие гениталии.

       Предлагаются «игрушки», имитирующие человеческие фекалии.

       Широко распространены «игрушки», вовлекающие ребенка в осуществление окультно-религиозных магических ритуалов, мистифицирующие их сознание.

        Предлагаются игрушки - «приколы», имитирующие человеческие травмы, представляющие собой ампутированные конечности и иные  части человеческого тела, например: « рука детская кровавая», «нога детская», «голова вампира», «нога в машину», «сопли подкидные», «рука с когтями», «череп с глазом»

        Увеличение количества фактов поставки в Россию и распространение в России антиигрушек, явно наносящих ущерб психике российских детей  должно активизировать родителей внимательно, вдумчиво выбирать игрушки для своих детей.

 

«Мама, поиграй со мной!»

(значение игры в жизни ребенка)

 

     Подобные просьбы детей нередко ставят родителей в тупик. «Разве ты не наигрался в детском саду?» или «Поиграй сам, мне сейчас некогда», - может ответить мама или папа. Малыш отходит, огорченный, или продолжает настаивать. Дети очень любят играть со взрослыми, но не всегда взрослые это понимают и умеют оценить этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может не только обидеть ребенка, но и лишить его столь ценного для него развивающего общения с близким взрослым. Конечно, здесь выход один: папа и мама должны все же находить время для игры с ребенком. Ребенок не способен променять «Живое» общение родителей на материальные блага. Если же он удовлетворяется дорогими подарками, не испытывая потребности в общении с родителями, взрослые виноваты в этом сами.

     Играя с ребенком, можно лучше понять его мироощущение, ценностные установки, эмоциональные особенности, проблемные зоны его отношений с окружающими, самим собой. Игра для ребенка также отдых, умиротворяющая деятельность, он испытывает покой и счастье. Ребенок, который очень нервничает и боится, не может сосредоточиться на игре. Такие ситуации можно видеть во время сложной адаптации его в детском саду. Ребенок плачет, не видит ничего вокруг от слез, не может свободно двигаться. Воспитатель пытается успокоить его, затевая игру, что часто отвлекает малыша от мыслей о маме.

      Игра с ребенком в домашних условиях также способна вернуть ему душевное равновесие. Детям бывает трудно выразить свои переживания на словах. Чувства они могут прожить в игре, выбирая определенный материал, действуя с ним определенным образом, вновь и вновь проживая значимые ситуации. Игровая терапия все чаще используется, служа адекватным методом коррекции душевных переживаний ребенка. Многие игротерапевты рассматривают игру как процесс взаимодействия «здесь и сейчас», в котором происходит укрепление собственного «Я» ребенка, моделирование настоящего и будущего. Наши беседы и нотации не греют душу ребенка, это же не его опыт. Однако в игре он получает возможность взглянуть на проблему со стороны, научиться управлять своими чувствами. В этом заключается терапевтический эффект. Взрослому, преследующему цели терапевтической поддержки ребенка, следует создать особую доверительную и безопасную для детской самооценки игровую ситуацию, когда ребенок может без опасения выражать через игру свои эмоции.

 

Для ребенка игра – проявление любви и внимания. Дети начинают лучше понимать своего партнера, сверстника или взрослого. Дружить – значит играть вместе. Конечно, телефон нужно обязательно отключить, как в театре, полностью посвятив себя общению с ребенком в игре (хоть на 10 минут): надо помнить, что игра – средство общения для ребенка. Игра – это, прежде всего, удовольствие для ребенка, желанный и естественный способ самовыражения, утверждения себя в этом мире. В процессе игры происходит самоорганизация психики ребенка и его поведения, изживание страхов и негативных стереотипов поведения. Кроме того, очень позитивно понимание игры как универсальной деятельности ребенка, в которой происходят мощные процессы «само» - самоодушевления, самоопределения, саморазвития, самопроверки, самовыражения, самооценки, самоизлечения.

В игре он удовлетворяет свои потребности в познании окружающего мира, творчестве, фантазии, активности, самостоятельности, психической свободе. Именно благодаря этому игры готовят к будущей жизни, помогая ориентироваться в человеческих отношениях, развиваться морально, интеллектуально, физически, поверить в свои силы, проявить свое творческое активно начало.

Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют с ним вместе, также не умеют вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру. Для ребенка среднего и старшего дошкольного возраста очень важно быть принятым в игру сверстниками. Для этого надо играть с ним дома в разные игры, особенно ролевые, чтобы он привык к партнерским отношениям, правилам поведения в совместной игре. Если раньше игровой опыт передавался от старших детей к младшим, то сейчас, когда в семье часто один ребенок, просто необходимо взрослым заменить собой сверстников в игровой деятельности. Этот навык , конечно, поможет вашему ребенку комфортно чувствовать себя среди других детей, так как в детском обществе очень ценится умение играть, подавать идеи, придумывать и руководить интересной игрой.

Приложение 8

 

Рекомендации родителям по руководству сюжетно-ролевыми играми детей в семье

 

Если вы видите, что ребенок просто манипулирует предметами, повторяя одно и то же действие, покажите, как этот предмет можно употребить в игре.

Взрослый также может расширить репертуар сюжета игры. Можно поиграть во врача – полечить кукол, мишек, бабушку, маму, самому побыть пациентом. Общение с ребенком в результате вмешательства взрослого станет более содержательным. Значение такой совместной игры заключается в том, что теперь он сможет выполнять специфичные для роли условные предметные действия и вступать в ролевой диалог, типичный для парных ролей доктора и пациента, мамы и дочки. Сначала это может происходить с играющим взрослым, который показывает приемы игры, находясь в роли. Потом это ребенок переносят на партнера-игрушку, партнера-сверстника.

Если ребенок застревает на каких-то манипуляциях с игрушками – строит одно и тоже, катает машинки туда-сюда, взрослый может придать новое значение действию, включив их в более широкий игровой сюжет.

Важно помнить о возрастной специфике игры детей. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет игровое действие с сюжетными игрушками.

У 4-летних детей смысл игры и главное удовольствие заключается в проигрывании роли. Выполнение роли ребенком подчиняется скрытым в самой роли правилам поведения персонажа. Например, правило игры во врача подразумевает определенный порядок действий. Сначала помазать место укола, потом уколоть, а не наоборот.

У  5-6-летних детей игровое действие согласно роли все более сворачивается. Смысл игры заключается в выполнении правила.

Взрослый, играя с ребенком, может существенно расширить репертуар ролей. Важно вносить творческие элементы в игру . Например, изобразить один раз боязливого пациента, другой раз – старого и очень больного, или назойливого, чтобы ребенка-врача  стимулировать вести себя по-разному в рамках данной роли. Можно ввести нового персонажа из какой-нибудь сказки, представить его поведение. Главное, чтобы взрослый, играющий с ребенком, сам испытывал удовольствие от действия, выдумывание новых неожиданных вариантов. Вовремя среагировать на креативные предложения ребенка.

Свобода творческого воображения ребенка в игре выражается в том, что он сам может выбрать сюжет, по- новому употребить самые обычные предметы, придать им те значения, которые необходимы ему  по замыслу (собачка – кубик, кегля – рентген).

В игре ребенок испытывает удовольствие от подчинения себя внутренним правилам выполнения роли. Поведение персонажа становится понятным, осознается им. Он как бы смотрит на себя со стороны через игру – мир социальных отношений и поведения людей значительно обогащает эмоциональные переживания ребенка, которые он пока не в состоянии испытать в реальной жизни, так как не может выполнять роли врача, шофера и т.д.

Играя с ребенком важно:

  • воздержаться от критических замечаний;
  • не выходить из роли, пока не закончится игра;
  • отдаваться игре также добросовестно и эмоционально, как ваш ребенок;
  • быть инициативным, творчески выполнять роль и подавать идеи;
  • чутко реагировать на его предложения, поддерживать его фантазию;
  • подбирать игры, которые не тормозят развитие ребенка, соответствуют его возможностям и возрасту;
  • создавать в игре атмосферу партнерства, эмоциональной безопасности.

Нельзя переоценить значение грамотного участия взрослого в игре для развития личности ребенка, семейных, родительско - детских отношений. Процесс игры на каждом возрастном этапе должен состоять из совместной игры взрослого с ребенком, где взрослый выступает играющим партнером, и самостоятельной детской игры, условия которой обеспечивает взрослый. Конечно, самое главное, чтобы взрослые и дети получали искреннее удовольствие от деятельности.

Приложение 9

Родителям на заметку

  • Ребёнок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют вместе с ним, часто не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру.
  • Заигравшись, ребёнок теряет представление о времени и самоконтроль. Не прерывайте игру резко! Ребёнок может сорваться эмоционально.
  • Сделайте уборку игрушек ритуалом перед тем, как укладываться спать.
  • Рассказывайте сказку на ночь, когда ребёнок спокоен и находится в доброжелательной, уютной обстановке. Рассказывайте её, а не читайте, а это значит: периодически смотреть в глаза ребёнку, ожидая его реакции, интонацией настраивать малыша на хорошее окончание сказки.
Поделиться
Просмотров: 10485
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.