«Творческие гостиные» - модель взаимодействия «родитель-ребёнок-педагог»

  ср., 22.02.2012

Конкурсант:

Шорохова Наталья Фёдоровна

Воспитатель,  вторая категория

МАУДО «Стрехнинский детский сад».

Ишимский р-он,  с. Стрехнино

Цель совместной деятельности: создание оптимальных условий успешной адаптации детей к детскому саду.

Период адаптации – тяжёлое время для малыша. Но в то же время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа с родителями.

Для того чтобы облегчить этот период, сделать его менее безболезненным и узнать об интересах, привычках детей, о состоянии их здоровья, о том как спит ребёнок, во что любит играть – предлагаю анкету (см. Приложение №1)

Также использую разные формы организации работы с родителями: родительские собрания, консультации по вопросам адаптации детей, наглядную информацию и др. Но наиболее эффективной, на мой взгляд, является «Творческая гостиная».

«Творческие гостиные»- это модель взаимодействия «родитель – ребёнок – педагог», где родителю и ребёнку отводятся ведущие роли. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходи-мыми сведениями. На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов, с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

В основе работы лежит принцип взаимодействия ребёнка с родителями при участии педагога. Обучение и развитие во взаимодействии ребёнка с родителями направленно на достижение цели: создание оптимальных условий успешной адаптации детей к детскому саду и коллективу;  эмоциональное развитие детей; формирование у них таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

«Творческие гостиные» способствуют формирова -   нию  у родителей потребности в общении с детьми, повышению педагогических знаний, помогают родителям осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребёнка.

В основу цикла деятельности положены: игротерапия, элементы сказкотерапии. В содержание  включён фольклорный материал – потешки, пестушки, сказки, песенки.

Структура мероприятия

Основные части

мероприятия

Время

(примерно)

Наименование составных частей  мероприятия

Повторяемость

1.Организацион-ная часть

От 10-15мин.

Свободная игра детей

На каждом мероприятии

 

2.Ритуал приветствия

 

 

 

 

 

1,5-2мин.

 

Приветствие

Пальчиковая гимнастика, игры с дидакти-ческими игруш-ками

 

 

 

Каждое мероприятие

3 Творческая часть

7мин.

Продуктивные виды деятельности:

 рисование,  аппликация

 

На каждом мероприятии новый вид деятельности

 

4.Музыкально-ритмическая

часть

7 мин.

Музыкально-ритмические упражнения: игры с ручками и ножками; имитационные игры; игры на коленях

 

 

 

Каждое

мероприятие

5. Ритуал прощания

1 мин.

Прощание

Каждое мероприятие

 Краткая характеристика видов деятельности.

Свободная игра.

В свободной игре дети под руководством педагога учатся взаимодействовать с игрушками, строить простые диалоги. Постепенно в свободной игре они усваивают конструктивные партнерские отношения (катание мяча друг другу, кормление куклы и др.).

Ритуал приветствия.

Цель: настроить детей и родителей на предстоящую встречу, погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этой встрече; установление контакта между участниками, создание атмосферы группового доверия и принятия друг друга.

С детьми раннего возраста целесообразно использовать простые краткие приветствия в стихотворной форме. Приветствие разучивается на первой встрече и используется в неизмененном виде на протяжении всех занятий.

Все участники встречи располагаются в форме круга и ведущий-воспитатель начинает приветствие, которое потом передается по кругу или выполняется всеми одновременно.

Продуктивные виды деятельности, или творческая работа.

Эти виды деятельности включают в себя: рисование разно-образными средствами (пальчиковые краски, восковые мелки, акварель, гуашь), лепку из пластилина и глины, аппликацию из бумаги и ткани.

Продуктивными видами деятельности дети занимаются совместно с родителями под руководством педагога. Им дается возможность познакомиться с разными материалами, так как многие из детей раннего возраста впервые видят восковой мелок, пластилин, глину, пальчиковые краски, кисточку, цветную бумагу.

Основные задачи на этом этапе  знакомство со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями взаимодействия; развитие тактильной чувствительности и сенсорного восприятия, мелкой моторики; сближение родителей и ребенка во время совместной деятельности.

Особенностью этого вида деятельности является то, что все продукты детского творчества дети и родители забирают с собой в «домашнюю коллекцию». Можно рекомендовать  родителям после встречи еще раз посмотреть на продукт совместной деятельности, похвалить ребенка за умение и сделать «домашнюю выставку».

Музыкально-ритмическая часть.

Музыкально-ритмическая часть встречи делится на три подчасти:

-        музыкально-ритмический круг, подвижные игры;

-        упражнения на развитие общей моторики у детей раннего возраста;

-        игры на руках и коленях.

Музыкально-ритмический круг, подвижные игры - это музыкально-литературная композиция, используемая в кругу и сопровождаемая движениями в соответствии с текстом. Педагог играет ведущую роль и служит примером для подражания. Литературный материал для композиции (потешки, прибаутки, стихи и песни) подобраны так, чтобы слова и образы были понятны и легко воспринимались зрительно детьми раннего возраста. Этому помогают выразительные движения, жесты, мимика, голос, эмоции педагога и родителей. Сюда включены элементы противоположных ощущений восприятия ребенка: большой -

маленький, легкий - тяжелый, высокий - низкий, быстрый - медленный, тихий - громкий, веселый - грустный.

Родители являются активными участниками мероприятия, они выполняют все движения за педагогом, вместе с детьми поют и играют.

Упражнения на развитие общей моторики детей раннего возраста - это комплекс упражнений, направленный на развитие основных физических движений, проводимый в игровой форме (бег, ходьба, прыжки, лазание, ползание, бросание).

Основная задача игры на руках и коленях: создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка, что способствует укреплению эмоциональных отношений. Эти игры доставляют радость, спокойствие, расслабление и детям и родителям.

Ритуал прощания.

Цель: «переключение» детей и родителей с мероприятия на повседневную жизнь; закрепление позитивного настроя членов группы; создание атмосферы единства.

Ритуал прощания разучивается на первом мероприятии, далее повторяется в неизмененном виде. Прощание целесообразно организовывать в краткой простой стихотворной форме.

 

Ход мероприятия

Тема:  «Моё Солнышко»

Задачи: создание доброжелательной атмосферы; знакомство друг с другом; сближение детей, родителей, воспитателей через общение в игре, творчестве; обучение родителей новому взаимодействию, общению с детьми; развитие навыков сотрудничества в разных видах детской деятельности; развитие мелкой моторики, памяти и речи детей, координации движений, фантазии.

 

1-я    часть «Приветствие».

Звучит спокойная музыка (фон).

Воспитатель.

Ребенок - это солнышко,

 Ребенок - это ветер,

 Ребенок - это главное,

Что есть у меня на свете.

Воспитатель сообщает цель мероприятия. Предлагает детям и родителям сесть на подушки и образовать круг.

2-я    часть «Музыкально-ритмическая».

Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (новая для детей и родителей)

Солнце утром рано встало,

 Всех детишек приласкало.

Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».

Дети и родители выполняют за ведущим.

Игра «Солнышко и дождик»

Звучит веселая музыка (фон).

Светит солнышко в окошко

Прямо в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

Хлоп-хлоп, топ-топ.

Хлопают и топают.

Но вдруг дождик набежал

Дети убегают, прячутся.

Кап-кап, кап-кап.

Приседают на корточки

и легко ударяют («капают») по своим коленкам.

3-я часть «Творческая работа». (Проходит в два этапа.)

Первый этап: рисование капелек разноцветного дождя пальчиками - индивидуальная работа.

Второй этап: отпечатки ладошек и создание коллективной коллажа.

Воспитатель. Посмотрите, ребята и мамы, а солнышко - то нам подарки оставило. Это волшебные краски. Какого цвета, краски? (Желтая и красная.)

Дети и родители подходят к столам, на которых стоят баночки с краской для пальцеграфии, лежат листы бумаги.

Воспитатель. Ребята, а как дождик капал? (Показывают и говорят) Молодцы! А сейчас дождик будет капать на ваши листочки. Дождик в лучах солнца становится каким? Мамы помогайте! Правильно, разноцветным: желтым, красным и даже оранжевым. Опустите свои пальчики в волшебные краски! А дождик может на всю ладошку накапать? Конечно!

На листах бумаги дети и родители оставляют отпечатки пальцев и ладошек 


- У каждого из вас получился свой разноцветный дождик и ладошки. Посмотрите, какие красивые! Волшебные краски нам помогут сотворить еще одно чудо... Наше солнышко! Подходите скорее сюда и оставляйте свои ласковые, теплые ладошки.

Дети и родители подходят к общему столу и на листе ватмана оставляют отпечатки своих ладошек в форме солнца.

- Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в лучики солнца! Молодцы!

После этой игры дети и мамы протирают, моют руки со словами:

Воспитатель. Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды, дружно моем ручки. Вот так! Маме улыбаемся. Вот так! К маме прижимаемся. Вот так! Молодцы, какие чистые ручки!

Дети и родители проходят на ковер и садятся на подушечки.

4-я    часть «Игры на руках и коленях».

В руках воспитателя появляется мягкая игрушка - Солнышко.

      -  Посмотрите, кто к нам в гости прилетел. Конечно же, это Солнышко. Оно так обрадовалось, что вы его нарисовали, и решило заглянуть к вам.

Воспитатель (обращается к Солнышку). Солнышко, а ты знаешь, что у нас ребятки тоже солнышки. А вот какие именно, сейчас мамы расскажут. Мамы, какие у вас детки, как вы их называете?

Звучит спокойная музыка (фон). Мамы по кругу передают Солнышко и каждый своему ребенку говорит ласковые слова. После этого выносят воздушные шары и дети с ними играют.

5-я    часть «Прощание».

Воспитатель. До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять.

До свиданья, до свиданья,

Будем вместе мы играть!

 

Индивидуальная работа с родителями и детьми.

  1. Анкета для родителей: «Выбор формы взаимодействия родителей с педагогом» (см. Приложение №2)

2. Составление родителями мини-рассказа о своих детях.

  1. Разучивание пальчиковой гимнастики, подвижных игр с детьми.
  1. Оформление информационного стенда для родителей «Роль подвижных игр для развития детей».
  1. Консультация для родителей: «Нетрадиционная техника изобразительной деятельности»
  1. Знакомство детей с русским фольклором. 

Приложение №1

Анкета  для родителей при поступлении в д/с

Часть 1:

1. Ребёнок:

А) фамилия, имя: _______________________________

Б) сколько лет, месяцев: ________________________

2. Мать:

А) Ф.И.О. ______________________________________

Б) год рождения: ____________

В) образование, специальность, место работы:

3. Отец:

А) Ф.И.О. ______________________________________

Б) год рождения: ____________

В) образование, специальность, место работы:

4. Состав семьи (кто постоянно живёт с ребёнком):

А) взрослые: ___________________________________

Б) дети (возраст):_______________________________

5. К кому из членов семьи ребёнок наиболее привязан:

6. Кто в основном занимается воспитанием ребёнка:

7. Как называете ребёнка дома: ___________________

8. Есть ли у ребёнка любимая игрушка: ____________

Какая __________________________________________

9. Есть ли у ребёнка привычки? __________ Какие?

10. Как Вы наказываете ребёнка и что наиболее действенно:

11. Как Вы поощряете ребёнка и что наиболее действенно:

12. Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребёнок: переезды, частые или

длительные разлуки с родителями:

Реакция на них ребёнка: _____________________

13. Какие отношения у ребёнка с детьми:

Есть ли трудности (какие): ___________________

14. Что Вас беспокоит в ребёнке:

19. Что Вы бы хотели узнать и какие советы получить от специалистов детского учреждения: _______________________________

20. Состояние здоровья ребёнка к моменту поступления в данное детское учреждение:

а) перенесённые заболевания: _______________

б) наличие травм, операций: ________________

в) состоит ли ребёнок на учёте у психоневролога или других специалистов

Дата заполнения: ________ Подпись _________

 
 

Приложение №2

 Анкета

Выбор формы взаимодействия родителей с педагогом.

 

  1. Готовы ли Вы к сотрудничеству с детским садом.
  1. Какую форму взаимодействия вы выбираете:

- родительские собрания

- тематические беседы

- консультации

- творческие конкурсы

- совместное проведение досугов

- «творческие гостиные»

- наглядно- просветительская информация

- другие формы____________________________

 Библиографический список:

 

  1. «Родитель – ребенок – педагог»: модели развития взаимоотношений/ авт.-сост. В.Е. Лампман, И.А. Жёлтикова. – Волгоград: Учитель, 2011г.
  2. Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практ. пособие/ Г.А. Прохорова. – М.: Айрис-пресс, 2009г.
  3. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.
  4. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/Авт.-сост. Белкина Л.В.- Воронеж «Учитель», 2006г.

 

Ожидаемый результат:

 

  • Обеспечение психологического и эмоционального комфорта всех участников мероприятия.
  • Повышение педагогической компетентности родителей в области педагогики.
  • Формирование гармоничных взаимоотношений между детьми, родителями и воспитателем.

 

Поделиться
Просмотров: 9676
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.