«Творческие гостиные» - модель взаимодействия «родитель-ребёнок-педагог» |
ср., 22.02.2012 |
Конкурсант:
Шорохова Наталья Фёдоровна
Воспитатель, вторая категория
МАУДО «Стрехнинский детский сад».
Ишимский р-он, с. Стрехнино
Цель совместной деятельности: создание оптимальных условий успешной адаптации детей к детскому саду.
Период адаптации – тяжёлое время для малыша. Но в то же время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа с родителями.
Для того чтобы облегчить этот период, сделать его менее безболезненным и узнать об интересах, привычках детей, о состоянии их здоровья, о том как спит ребёнок, во что любит играть – предлагаю анкету (см. Приложение №1)
Также использую разные формы организации работы с родителями: родительские собрания, консультации по вопросам адаптации детей, наглядную информацию и др. Но наиболее эффективной, на мой взгляд, является «Творческая гостиная».
«Творческие гостиные»- это модель взаимодействия «родитель – ребёнок – педагог», где родителю и ребёнку отводятся ведущие роли. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходи-мыми сведениями. На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов, с использованием нетрадиционных изобразительных техник.
В основе работы лежит принцип взаимодействия ребёнка с родителями при участии педагога. Обучение и развитие во взаимодействии ребёнка с родителями направленно на достижение цели: создание оптимальных условий успешной адаптации детей к детскому саду и коллективу; эмоциональное развитие детей; формирование у них таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.
«Творческие гостиные» способствуют формирова - нию у родителей потребности в общении с детьми, повышению педагогических знаний, помогают родителям осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребёнка.
В основу цикла деятельности положены: игротерапия, элементы сказкотерапии. В содержание включён фольклорный материал – потешки, пестушки, сказки, песенки.
Структура мероприятия
Основные части мероприятия |
Время (примерно) |
Наименование составных частей мероприятия |
Повторяемость |
1.Организацион-ная часть |
От 10-15мин. |
Свободная игра детей |
На каждом мероприятии |
2.Ритуал приветствия
|
1,5-2мин.
|
Приветствие Пальчиковая гимнастика, игры с дидакти-ческими игруш-ками |
Каждое мероприятие |
3 Творческая часть |
7мин. |
Продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация |
На каждом мероприятии новый вид деятельности
|
4.Музыкально-ритмическая часть |
7 мин. |
Музыкально-ритмические упражнения: игры с ручками и ножками; имитационные игры; игры на коленях |
Каждое мероприятие |
5. Ритуал прощания |
1 мин. |
Прощание |
Каждое мероприятие |
Краткая характеристика видов деятельности.
Свободная игра.
В свободной игре дети под руководством педагога учатся взаимодействовать с игрушками, строить простые диалоги. Постепенно в свободной игре они усваивают конструктивные партнерские отношения (катание мяча друг другу, кормление куклы и др.).
Ритуал приветствия.
Цель: настроить детей и родителей на предстоящую встречу, погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этой встрече; установление контакта между участниками, создание атмосферы группового доверия и принятия друг друга.
С детьми раннего возраста целесообразно использовать простые краткие приветствия в стихотворной форме. Приветствие разучивается на первой встрече и используется в неизмененном виде на протяжении всех занятий.
Все участники встречи располагаются в форме круга и ведущий-воспитатель начинает приветствие, которое потом передается по кругу или выполняется всеми одновременно.
Продуктивные виды деятельности, или творческая работа.
Эти виды деятельности включают в себя: рисование разно-образными средствами (пальчиковые краски, восковые мелки, акварель, гуашь), лепку из пластилина и глины, аппликацию из бумаги и ткани.
Продуктивными видами деятельности дети занимаются совместно с родителями под руководством педагога. Им дается возможность познакомиться с разными материалами, так как многие из детей раннего возраста впервые видят восковой мелок, пластилин, глину, пальчиковые краски, кисточку, цветную бумагу.
Основные задачи на этом этапе знакомство со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями взаимодействия; развитие тактильной чувствительности и сенсорного восприятия, мелкой моторики; сближение родителей и ребенка во время совместной деятельности.
Особенностью этого вида деятельности является то, что все продукты детского творчества дети и родители забирают с собой в «домашнюю коллекцию». Можно рекомендовать родителям после встречи еще раз посмотреть на продукт совместной деятельности, похвалить ребенка за умение и сделать «домашнюю выставку».
Музыкально-ритмическая часть.
Музыкально-ритмическая часть встречи делится на три подчасти:
- музыкально-ритмический круг, подвижные игры;
- упражнения на развитие общей моторики у детей раннего возраста;
- игры на руках и коленях.
Музыкально-ритмический круг, подвижные игры - это музыкально-литературная композиция, используемая в кругу и сопровождаемая движениями в соответствии с текстом. Педагог играет ведущую роль и служит примером для подражания. Литературный материал для композиции (потешки, прибаутки, стихи и песни) подобраны так, чтобы слова и образы были понятны и легко воспринимались зрительно детьми раннего возраста. Этому помогают выразительные движения, жесты, мимика, голос, эмоции педагога и родителей. Сюда включены элементы противоположных ощущений восприятия ребенка: большой -
маленький, легкий - тяжелый, высокий - низкий, быстрый - медленный, тихий - громкий, веселый - грустный.
Родители являются активными участниками мероприятия, они выполняют все движения за педагогом, вместе с детьми поют и играют.
Упражнения на развитие общей моторики детей раннего возраста - это комплекс упражнений, направленный на развитие основных физических движений, проводимый в игровой форме (бег, ходьба, прыжки, лазание, ползание, бросание).
Основная задача игры на руках и коленях: создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка, что способствует укреплению эмоциональных отношений. Эти игры доставляют радость, спокойствие, расслабление и детям и родителям.
Ритуал прощания.
Цель: «переключение» детей и родителей с мероприятия на повседневную жизнь; закрепление позитивного настроя членов группы; создание атмосферы единства.
Ритуал прощания разучивается на первом мероприятии, далее повторяется в неизмененном виде. Прощание целесообразно организовывать в краткой простой стихотворной форме.
Ход мероприятия
Тема: «Моё Солнышко»
Задачи: создание доброжелательной атмосферы; знакомство друг с другом; сближение детей, родителей, воспитателей через общение в игре, творчестве; обучение родителей новому взаимодействию, общению с детьми; развитие навыков сотрудничества в разных видах детской деятельности; развитие мелкой моторики, памяти и речи детей, координации движений, фантазии.
1-я часть «Приветствие».
Звучит спокойная музыка (фон).
Воспитатель.
Ребенок - это солнышко,
Ребенок - это ветер,
Ребенок - это главное,
Что есть у меня на свете.
Воспитатель сообщает цель мероприятия. Предлагает детям и родителям сесть на подушки и образовать круг.
2-я часть «Музыкально-ритмическая».
Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (новая для детей и родителей)
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».
Дети и родители выполняют за ведущим.
Игра «Солнышко и дождик»
Звучит веселая музыка (фон).
Светит солнышко в окошко
Прямо в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!
Хлоп-хлоп, топ-топ.
Хлопают и топают.
Но вдруг дождик набежал
Дети убегают, прячутся.
Кап-кап, кап-кап.
Приседают на корточки
и легко ударяют («капают») по своим коленкам.
3-я часть «Творческая работа». (Проходит в два этапа.)
Первый этап: рисование капелек разноцветного дождя пальчиками - индивидуальная работа.
Второй этап: отпечатки ладошек и создание коллективной коллажа.
Воспитатель. Посмотрите, ребята и мамы, а солнышко - то нам подарки оставило. Это волшебные краски. Какого цвета, краски? (Желтая и красная.)
Дети и родители подходят к столам, на которых стоят баночки с краской для пальцеграфии, лежат листы бумаги.
Воспитатель. Ребята, а как дождик капал? (Показывают и говорят) Молодцы! А сейчас дождик будет капать на ваши листочки. Дождик в лучах солнца становится каким? Мамы помогайте! Правильно, разноцветным: желтым, красным и даже оранжевым. Опустите свои пальчики в волшебные краски! А дождик может на всю ладошку накапать? Конечно!
На листах бумаги дети и родители оставляют отпечатки пальцев и ладошек
- У каждого из вас получился свой разноцветный дождик и ладошки. Посмотрите, какие красивые! Волшебные краски нам помогут сотворить еще одно чудо... Наше солнышко! Подходите скорее сюда и оставляйте свои ласковые, теплые ладошки.
Дети и родители подходят к общему столу и на листе ватмана оставляют отпечатки своих ладошек в форме солнца.
- Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в лучики солнца! Молодцы!
После этой игры дети и мамы протирают, моют руки со словами:
Воспитатель. Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды, дружно моем ручки. Вот так! Маме улыбаемся. Вот так! К маме прижимаемся. Вот так! Молодцы, какие чистые ручки!
Дети и родители проходят на ковер и садятся на подушечки.
4-я часть «Игры на руках и коленях».
В руках воспитателя появляется мягкая игрушка - Солнышко.
- Посмотрите, кто к нам в гости прилетел. Конечно же, это Солнышко. Оно так обрадовалось, что вы его нарисовали, и решило заглянуть к вам.
Воспитатель (обращается к Солнышку). Солнышко, а ты знаешь, что у нас ребятки тоже солнышки. А вот какие именно, сейчас мамы расскажут. Мамы, какие у вас детки, как вы их называете?
Звучит спокойная музыка (фон). Мамы по кругу передают Солнышко и каждый своему ребенку говорит ласковые слова. После этого выносят воздушные шары и дети с ними играют.
5-я часть «Прощание».
Воспитатель. До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять.
До свиданья, до свиданья,
Будем вместе мы играть!
Индивидуальная работа с родителями и детьми.
- Анкета для родителей: «Выбор формы взаимодействия родителей с педагогом» (см. Приложение №2)
2. Составление родителями мини-рассказа о своих детях.
- Разучивание пальчиковой гимнастики, подвижных игр с детьми.
- Оформление информационного стенда для родителей «Роль подвижных игр для развития детей».
- Консультация для родителей: «Нетрадиционная техника изобразительной деятельности»
- Знакомство детей с русским фольклором.
Приложение №1
Анкета для родителей при поступлении в д/с
Часть 1:
1. Ребёнок:
А) фамилия, имя: _______________________________
Б) сколько лет, месяцев: ________________________
2. Мать:
А) Ф.И.О. ______________________________________
Б) год рождения: ____________
В) образование, специальность, место работы:
3. Отец:
А) Ф.И.О. ______________________________________
Б) год рождения: ____________
В) образование, специальность, место работы:
4. Состав семьи (кто постоянно живёт с ребёнком):
А) взрослые: ___________________________________
Б) дети (возраст):_______________________________
5. К кому из членов семьи ребёнок наиболее привязан:
6. Кто в основном занимается воспитанием ребёнка:
7. Как называете ребёнка дома: ___________________
8. Есть ли у ребёнка любимая игрушка: ____________
Какая __________________________________________
9. Есть ли у ребёнка привычки? __________ Какие?
10. Как Вы наказываете ребёнка и что наиболее действенно:
11. Как Вы поощряете ребёнка и что наиболее действенно:
12. Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребёнок: переезды, частые или
длительные разлуки с родителями:
Реакция на них ребёнка: _____________________
13. Какие отношения у ребёнка с детьми:
Есть ли трудности (какие): ___________________
14. Что Вас беспокоит в ребёнке:
19. Что Вы бы хотели узнать и какие советы получить от специалистов детского учреждения: _______________________________
20. Состояние здоровья ребёнка к моменту поступления в данное детское учреждение:
а) перенесённые заболевания: _______________
б) наличие травм, операций: ________________
в) состоит ли ребёнок на учёте у психоневролога или других специалистов
Дата заполнения: ________ Подпись _________
Приложение №2
Анкета
Выбор формы взаимодействия родителей с педагогом.
- Готовы ли Вы к сотрудничеству с детским садом.
- Какую форму взаимодействия вы выбираете:
- родительские собрания
- тематические беседы
- консультации
- творческие конкурсы
- совместное проведение досугов
- «творческие гостиные»
- наглядно- просветительская информация
- другие формы____________________________
Библиографический список:
- «Родитель – ребенок – педагог»: модели развития взаимоотношений/ авт.-сост. В.Е. Лампман, И.А. Жёлтикова. – Волгоград: Учитель, 2011г.
- Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практ. пособие/ Г.А. Прохорова. – М.: Айрис-пресс, 2009г.
- Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/Авт.-сост. Белкина Л.В.- Воронеж «Учитель», 2006г.
Ожидаемый результат:
- Обеспечение психологического и эмоционального комфорта всех участников мероприятия.
- Повышение педагогической компетентности родителей в области педагогики.
- Формирование гармоничных взаимоотношений между детьми, родителями и воспитателем.