Родительское собрание в форме дискуссии «Игрушки наших детей» |
ср., 22.02.2012 |
Конкурсанты:
Сафронова Анастасия Александровна, Старший воспитатель, 1-я квалификационная категория, |
Гирева Татьяна Федоровна, Учитель-логопед, Высшая квалификационная категория |
Гуськова Юлия Валерьевна, Педагог-психолог, 2-я квалификационная категория |
МАДОУ детский сад № 18 комбинированного вида города Тюмени |
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому мы, педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
На сегодняшний день можно сказать, что в нашем дошкольном учреждении сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании.
«Игра – это огромное светлое окно,
через который духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Родительское собрание в форме дискуссии «Игрушки наших детей».
Цель: помогать родителям открывать новые возможности игрового отражения мира.
Задачи:
- заинтересовать проблемой;
- дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;
- вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
- выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.
Предварительная работа:
- 1. Конкурс №1 «игровой уголок в семье» (ознакомления с игровыми уголками, фотографии игровых уголков, рассказ об игровом уголке)
Конкурс № 2 «Умелые ручки» (Изготовление игры, игрушки совместно с детьми), Стихи и загадки об игрушках (Разучивание стихов, загадок с детьми, можно совместно сочинять)
- 2. Анкета для родителей
Примерно за две недели до собрания родителям предлагается ответить на вопросы анкеты:
- Какие игрушки у Вашего ребенка любимые?
- Как часто и по кому поводу покупаете игрушки?
- Часто ли ребенок ломает игрушки и как Вы поступаете в таких случаях?
- Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? В какие игры Вы играете?
- Разрешаете ли Вы друзьям ребенка приходить к нему?
- Какие условия созданы для игр ребенка в Вашей семье?
- Где и как хранятся игрушки, как Вы приучаете ребенка беречь их?
- 3. Приглашение для родителей в виде игрушки:
Уважаемые Иван Иванович и Ольга Петровна!
Приглашаем вас 12. 02. 2012 будет очень интересно
И для вас очень полезно - много разного узнать:
- как игрушку создавать,
- как игрушку выбирать,
- время как найти играть
Со своим любимым чадом
Приглашаем все проблемы обсудить,
Обо всем поговорить!
Приходите на собрание
Ровно в 5 без опоздания!
- 4. Объявление для родителей в виде пирамидки /см. приложение/
- 5. Плакаты в виде игрушек с высказываниями великих педагогов про игру.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. По этому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»
А. С. Макаренко
«Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра.»
А. С. Макаренко
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
«Игра – это огромное светлое окно, через который духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
- 6. Книжная корзина «Игровая деятельность»
(подбор литературы на данную тематику)
- 7. Эксперсс-интервью с детьми
Вы любите играть?
В какие игры вы играете дома?
У вас есть любимые игрушки? Какие?
Расскажите, как вы играете с ними.
Играют ли с вами в игры взрослые? Кто? (Бабушка, дедушка, мама, папа).
Если нет, то как вы думаете почему?
Как поступают в вашей семье, если игрушка сломалась, порвалась?
- 8. «Шпаргалки» (памятки) для родителей «Как играть с детьми?»
«Какие игрушки нужны ребенку»
Собрание проходит в музыкальном зале, на центральной стене висят плакаты в виде игрушек с высказываниями великих педагогов, на боковой стене сороконожка с изображением семейных игровых уголков, оформлен «Магазин игрушек» с разными видами игрушек, у выхода из зала расположена вертушка со «шпаргалками» и столик для голосования.
Ход собрания.
(Звучит песня «Разноцветная игра» муз. Б.Савельева, слова Л.Рубальской)
1. Вступление.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить
2. Родителям предлагается просмотр учебно-документального фильма (2 части) из жизни детей средней группы детского сада.
Вопрос для обсуждения первой части фильма: «Какую проблемную ситуацию педагог создал в игровой развивающей среде группы?»
В основу первой части фильма входит: игровая развивающая среда средней группы детского сада, которая насыщена игровым материалом в очень большом количестве, в том числе и игрушки не соответствующие возрасту детей.
Дискуссия
Вопрос для обсуждения второй части фильма: «Как вы думаете, что нужно учитывать при выборе игрушки для ребенка?»
В основу второй части фильма входит: игровая развивающая среда средней группы в которую вносятся игрушки (человек – паук и кукла Винкс). Создается проблемная ситуация (дети по-разному реагируют на эти игрушки).
Дискуссия
3. «Поход в магазин игрушек»
Задание: родителям предлагается сходить в импровизированный магазин и выбрать игрушку для своего ребенка.
Под песенку «Карамелька» музыка и слова В.Третьякова, родители выбирают игрушку для своего ребенка и садятся на места.
Затем на видеоэкране родители знакомятся с необходимыми требованиями при выборе игрушек и таким образом, они определяют для себя правильность своего выбора.
v Игрушка должна быть простой и доступной.
Иногда взрослые считают, что чем больше разных свойств и качеств имеет игрушка, тем лучше, но подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша.
v Игрушка должна стимулировать активные действия ребенка.
«Полезность» — далеко не единственный критерий оценки игрового материала, в котором обычно пересекаются задачи взрослого и интересы ребенка. Но игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие.
v Соответствовать интересам самого ребенка — важнейшее требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее игрушкой.
v В игрушке должны быть заложены этика, эстетика, культура.
Ее цель — вызывать добрые, гуманные чувства, недопустимо наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия, насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение ко всему живому.
v При выборе игрушек всегда учитывать их художественность, эстетичность.
v Выбирать игрушку, обязательно учитывать возрастные особенности ребенка.
v Пяти - шестилетним детям покупать наборы образных игрушек на интересные для них темы: Зоопарк, Город, железная дорога, Космос.
v Учитывать, что старшим дошкольникам и младшим школьникам интересны настолько печатные игры на развитие памяти, счета, определение количества.
v Помнить, что важным достоинством игрушки является ее связь с народными культурными традициями.
v «Традиционность» игрушки не только имеет этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей.
v И, конечно же, при выборе игрушки важно оценивать ее технические качества, прежде всего прочность и безопасность.
4. Делимся опытом
Родители рассказывают о том, как они создают у себя дома игровое пространство для ребенка, обращаясь к фотоматериалам.
5. Обобщение педагогами:
Выбор игрушки для ребенка — непростая задача для родителей. Вдумчиво и ответственно подходите к приобретению детских игрушек, старайтесь, чтобы они не только приносили малышу радость, но и способствовали его развитию, пробуждали интерес к познанию, раскрывали творческие способности ребенка.
6. Оценка мероприятия.
Родителям предлагается оценить данное мероприятие (при выходе на столике предлагаются для голосования родителям цветные жетоны):
- Красный – данная информация была полезной и интересной;
- Желтый – данная информация была интересной, но не новой;
- Синий – данная информация была неинтересной.
Также родителям предлагается выбрать в читательской корзине необходимую литературу для изучения дома на выбор и воспользоваться памятками в виде «шпаргалок».
Решение родительского собрания:
- Принять к сведению информацию о выборе игрушек для ребенка.
- Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке.
- Контролировать детей при выборе игрушек.
ЛИТЕРАТУРА:
Воспитателю о работе с семьей //под ред. Н.Ф.Виноградовой, М., «Просвещение»,1989 г., стр. 107-108
Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома, СПб, «Паритет», 2001 г., стр.123-127
Наумова Л.А. Познавательные праздники-досуги для дошкольников, М., «Мозаика-синтез», 2003 г., стр. 6-7, 9
Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников, М., «Просвещение»,1990 г., стр. 14, 21, 59,70, 100, 106, 127,131
Приложение: Приложение.docx (3.32 МБ)
Форма объявления родительского собрания
Вечерние игры, или как помочь ребенку снять дневное напряжение
Как использовать игру во время болезни ребенка
Как найти время для игр с ребенком
Как выбрать игрушку для ребенка
Игра — источник радости ребенка
Игрушки для детей от 0 до 7 лет