«Детский сад Содружества»

  ср., 22.02.2012

Конкурсант:

Приходько Лариса Витальевна

заместитель заведующего

по учебно-воспитательной работе,

I квалификационная категория

МДОУ детский сад

общеразвивающего вида

«Пингвин»

ЯНАО, г.Лабытнанги

  1. I.                  Введение

Д.МЕДВЕДЕВ: 130 этносов. У нас вообще страна многонациональная, это понятно, где живут на протяжении столетий разные народы – и живут в мире, гармонично дополняя друг друга, сохраняя свою собственную культуру и в то же время, создавая тот сплав, который принято называть российской культурой. Это, наверное, самое главное.

В общем, это то - наследие, которое мы обязаны сохранять. Обязаны сохранять, несмотря на то, что жизнь изменилась, мир изменился, мы сами меняемся. Но, тем не менее, проблемы остаются. Даже события конца прошлого года показали, что в нашей стране нельзя забывать о необходимости работать в вопросе межнационального единства, укрепляя всё-таки то, что мы какое-то время назад, может быть, стали воспринимать как само собой разумеющееся. Поэтому чем активнее будет просвещение, тем лучше будет общенациональный дух.

Сегодня совершенно очевидно, что, для того чтобы воспитательная работа была более результативной, необходимо объединение работы педагогов и родителей. Но, чтобы это объединение произошло, необходимо учитывать особенности работы с родителями. Слова президента тесно переплетаются с перспективой развития в нашем дошкольном образовательном учреждении открытия этнографического музея для исторического просвещения всех участников образовательного процесса. МДОУ «Пингвин» расположен в отдаленном микрайоне города Обская, где не имеется ни одного досугового центра для родителей и детей. Поэтому на базе МДОУ «Пингвин» создана модель оптимизации содружества детско-родительского и педагогического коллектива по созданию этнографического музея.

  1. II.               Основная часть

Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. Сегодня существует стремление государства к их возврату и обновлению  с учетом современных реалий, подчеркивается это в Концепции модернизации российского образования, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», Национальном проекте «Образование». Большое значение имеет формирование патриотической композиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека – гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, ее культуре, традициям, достижениям? Прежде всего, необходим поиск ответа на вопрос «Кто я такой?» с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, ее культуре и традициям. В основе лежит процесс идентификации (отождествления), связанный с объединением себя с другим человеком или группой людей путем установления эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных. Идентификация – сложный процесс, который невозможно в полной мере реализовать по отношению к дошкольникам. Поэтому воспитательная система формирования основ патриотизма построена на эмоционально-познавательных основаниях. Она органично пронизывает воспитательно - образовательный процесс, а используемые технологии обеспечивают ее успешную реализацию.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту» - эти слова В.А.Сухомлинского точно отражают специфику и суть работы по патриотическому воспитанию.

Ребенок – дошкольник развивается в деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем успешнее реализуются его потенциальные возможности.

Цель: создание модели оптимизации содружества детско-родительского и педагогического коллектива в процессе приобщения к духовному и культурному наследию своего народа и культуре других наций, разработка вариативных моделей психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи, создание этнографического музея «Наш – дом Ямал».

Задачи:

  • Обеспечение мотивации у воспитанников и их родителей к получению знаний (о семье, детском саде, родном городе, округе, России) и формирование нравственных ценностей;
  •  Организация деятельности, способствующей становлению субъекта;
  • Формирование социальных норм поведения:
    • Взаимодействие со сверстниками и взрослыми на основе честности, справедливости и доброты;
    • Толерантность;
    • Правильное отношение к обществу, труду своим обязанностям дома и в детском саду;
    • Культура поведения в социуме: общественных местах, транспорте, библиотеке, на улице и т.п.
    • Вовлечение родителей, социальных партнеров в процесс реализации модели.

Ожидаемый результат:

  • Создание мини-музеев в каждой возрастной группе, этнографического музея в детском саду.
  • Овладение детьми знаниями о семье, детском саде, городе, округе, стране.
  • Интерес к историческому прошлому и настоящему родного города, округа, России и Родины, семьи.
  • Формирование социальной компетентности у детей.
  • Участие родителей, социальных партнеров  реализации воспитательной системы.

Основные направления реализации:

  1. Разработка мини-проектов: «Моя малая родина», «Малая родина моей семьи» (малая родина моей семьи), «Мой город, в котором я живу», «Россия – родина моя», «Под сиянием Севера», «Земля - наш общий дом» и т.д. (приложение проект Азбука Ямала)

Проекты посвящены нашему краю. Результаты семейных экскурсий и путешествий оформляются родителями вместе с детьми в виде фотоальманахов, видеоматериалов, аудиоинтервью, комплектов рисунков и других совместных работ.

Разработка и проведение циклов занятий введенных в общеобразовательную программу ДОУ (программа «Наш дом – Ямал!»).

  1. Создание мини-музеев в каждой группе и этнографического музея в ДОУ.

  1. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей:
  • Проведение праздников, досугов, развлечений в ДОУ

  • Театрализованные представления

  • Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей.

Сезонные праздники традиционного народного календаря: православные,  народные праздники, фольклорные «посиделки» и досуги, где родители не просто зрители, а активные участники.

Встречи в клубе «Заботливый родитель» объединяют взрослых и детей, где они осваивают мастерство театральной игры, изготовления народных кукол, бисероплетение и.т.д.

Семейные экскурсии, где дети и взрослые погружаются в историю родного края.

  1. Акции.

Этапы реализации

I – подготовительный этап:

- проведение анкетирования (выявление потребности в данном виде услуг);

- анализ состояния проблемы в теоретическом и практическом аспектах;

- изучение практики патриотического и этнографического воспитания;

- формирование интерактивной среды детского сада (материально-техническое оснащение);

- актуализация темы патриотического воспитания через изучение малой Родины детьми и родителями (Реализация программы дополнительного образования «Наш дом – Ямал» как этнокультурного компонента общеобразовательной программы Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Пингвин»);

- составление плана мероприятий, экскурсий (воспитатель-родитель-ребенок).

II – основной этап:

- осуществление организационно-методической и социально-педагогической деятельности (апробирование программы);

- проектная деятельность с детьми и родителями;

- сотрудничество с городским краеведческим музеем г.Лабытнанги, этнографическим музеем МОУ ДОД ЦДТ;

- передача знаний детьми старшего дошкольного возраста детям среднего и младшего возраста (экскурсии, театральные постановки, развлечения, досуги);

- мониторинг по выявлению актуальности данного проекта.

III – обобщающий этап:

- обобщение результатов реализации цели и задач проекта;

- осуществление научно-методической и издательской деятельности;

- создание мини-музеев в каждой возрастной группе, этнографического музея в детском саду.

Нормативно-правовое регулирование (перечень нормативных правовых актов)

Закон РФ «Об образовании»;

Типовое положение о дошкольном  образовании,

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации    от 23 ноября 2009 г. № 655 (зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 года)

Устав МДОУ «Пингвин» приказ муниципального учреждения «Управления образования города Лабытнанги» от 17.02.11г. №96;

Лицензия на право ведения образовательной деятельности от  07 июля 2010 г.;

Положение о творческой группе от 08.09.11г. приказ № 69;

Договор о сотрудничестве (совместной деятельности) между МДОУ «Пингвин» и МОУ ДОД ЦДТ от 23.08.11г. №14;

Договор о сотрудничестве (совместной деятельности) между МДОУ «Пингвин» и городским краеведческим музеем г. Лабытнанги от 23.08.11г. №15;

Паспорт этнографического музея МОУ ДОД ЦДТ;

Проект программы «Наш дом – Ямал!».

Информационно-методическое

- информационные стенды;

- буклеты, брошюры;

- сайт учреждения: http://labitnangi-uo.ru.;

- лабытнангское телевидение;

- газеты «Вестник Заполярье», «Я-мал», «Красный Север».

Материально-техническое

- интернет, факс, компьютеры, мультимедийное оборудование, видеокамера,

- цифровой фотоаппарат, музыкальный центр с функцией “караоке”, теле-видео аппаратура;

- пакет сценарных (авторских) разработок;

- иллюстративные наглядные пособия, таблицы;

- городской краеведческий музей г. Лабытнанги;

- этнографический музей МОУ ДОД ЦДТ;

- мини уголки в группах МДОУ «Пингвин».

  1. III.           Заключение

Обогащенная предметно-пространственная, социокультурная и музейная среда ДОУ включает функционирование в МДОУ этнографического музея «Наш дом – Ямал», ставшего этнокультурным, художественно-эстетическим и досуговым центром учреждения, который позволит дошкольникам и членам их семей приобщиться к традиционной народной культуре, в сочетании игры и практической деятельности, театрализованных постановок, экскурсий и познавательной деятельности.

Использованная литература

  1. Титова Е. В. Концепция результативности воспитания в контексте праксеологического подхода // Школьные технологии. – 2007. - № 5. - С.79-85.
  2. Авалуева Н.Б. Праксеологический подход к пониманию результативности и эффективности воспитательной деятельности / Воспитание: Научные дискуссии и исследования: Сб. науч. тр./Под ред. Е.В. Титовой. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – С.121-127.
  3. Н.В.Микляева Музей в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2011г. – 128с.
  4. Научно-практический журнал. Управление дошкольным образовательным учреждением. №3, 2008г.
  5. Практический журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №4, 2011г.
  6. Н. Дудников «Мой дом север» (сказки, легенды).- М.: «Вилад», 1996 г.
  7. Сборник стихов лабытнангских поэтов «Под сиянием севера»- Лабытнанги, 2000 г.
  8.  «Мой северный край: разработки внеклассных мероприятий».- Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009 г.
  9. Е.Н.Окотэтто «Ненецкие подвижные игры».- Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002 г.
  10. «Безопасные советы для ямальчат. Учебное пособие на ненецком языке».- Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010 г.
  11. В.Н.Гриценко «История ямальского севера».- Омское книжное издательство, 2004 г.
  12. «Культура народов Ямала»- Салехард: ЯНОИПКРО, 2007 г.
  13. Божко Л.А.  Бисер. - М.: Мартин, 2000.
  14. Борейко В.Е. Экологическая этика. – М.: МНЭПУ, 2002
  15. Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001
  16. Волина В,В. В гостях у природы. – С.-Пб.: 1968г.
  17. Добринский Л.Н. Природа Ямала. – Е.: УИФ НАУКА, 1995г.
  18. Истомин И. Ненецкие сказки - Свердловск: 1987г.
  19. Исторический атлас ЯНАО. – М.: ДИК, 1999г.
  20. Омельчук А. На краешке земли. Свердловск: 1990г.
  21. Пармон Ф.М. Русский народный костюм. - М., 1994г.
  22. Рожков С., Берегиня. Опыт мастеров. - М., 1993г.
  23. Рыжкова А. Наш дом природа. – М., 1997г.

  приложение проект Азбука Ямала.ppt (6.05 МБ)

Поделиться
Просмотров: 4252
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.