Программа "Я и мой ребёнок"

  ср., 22.02.2012

Конкурсант:

Айвазян Светлана Викторовна

педагог-психолог

высшая квалификационная категория

МАДОУ МО г.Нягань «Д/с №8 «Росинка»

Пояснительная записка.

Актуальность

Детско – родительские отношения  имеют для психического здоровья детей первостепенное значение.

Мастера отечественной психологии (Спиваковская А.С., Лисина М.И., Дружинин В.Н., Захаров А.И. и др.) в своих трудах неоднократно затрагивают вопрос о влиянии взаимоотношений в семье на психическое развитие ребенка: «определенные семейные условия семейного воспитания могут формировать личностные качества, препятствующие или, напротив, благоприятствующие проявлению общих и специальных способностей в учебе и в профессиональной деятельности».

Однако, одним из наиболее распространенных поводов для обращения родителей за помощью ко мне, как к психологу, является потеря взаимопонимания с детьми, особенно со старшими дошкольниками при подготовке их к школе. Подготовка к школе дома сводится к обучению детей некоторым школьным навыкам: писать буквы, правильно считать, читать. При этом родителями не учитываются психологические особенности дошкольного возраста, а именно ведущего вида деятельности – игры. И как следствие из всего этого- отношения родителей и детей становятся формальными, исчезает обыкновенное взаимопонимание, теплота отношений.

Анализ проведенных консультаций позволил сделать вывод о том, что родители не обладают достаточными знаниями о закономерностях развития детей в дошкольный период. Кроме того, из за нагрузки  в профессиональной деятельности, родители  не располагают достаточным временем на общение с ребенком, что не может сказаться на качестве детско–родительских отношений и, соответственно, на развитии ребенка. Поэтому в условиях ДОУ необходимо проводить психологическую работу не только с ребенком, но и с семьей.

В современных условиях большую популярность завоевывают групповые работы с семьей. Эти методы описаны в работах отечественных психологов и психотерапевтов Спиваковской А.С.,  Карповой Е.В., Лютовой Е.К., Лурье Ж.В., Семеновой О.Ф. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают авторы происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми.  

Основываясь на программы вышеперечисленных авторов: Спиваковской А.С. «Психотерапия семейных отношений и семейного воспитания»;  Карповой Е.В., Лютовой Е.К. «Я и мой ребенок»; Лурье Ж.В., Семеновой О.Ф. «Осьминоги и осьминожки» разработана  программа.

Актуальность программы для МАДОУ – работа с родителями является важным звеном коррекционной работы с детьми. Наряду с индивидуальными формами работы с родителями более действенной является форма групповой работы - «детско – родительские группы», которые приобрели особую популярность и за рубежом, и в нашей стране как достаточно эффективная форма психокоррекционных мероприятий с детьми, так как позволяет отрабатывать навыки взаимодействия с детьми.

Цель программы:  оптимизация детско – родительских отношений при подготовке старших дошкольников к школе.

Задачи:

  1. Повышать психолого-педагогическую грамотность родителей.
  2. Повышать сензитивность к ребенку и его проблемам.
  3. Обучать и закреплять новые способы общения с ребенком.
  4. Повышать уровень готовности детей к школе. Подготовка детей к школе включает направления:  развитие  речи и творческих способностей детей; развитие  познавательных процессов у детей (память, внимание, восприятие, мышление, воображение); развитие коммуникативных способностей у детей и родителей; формирование умений слушать себя и друг друга.

Принципы построения программы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции.
  2. Началу работы предшествует этап обследования, позволяющий выявить характер трудностей развития, переживаемых ребенком, сделать заключение об их возможных причинах и на основании их формулировать цели и задачи коррекционной программы.
  3. Привлечение к работе семьи и обязательное участие в групповых занятиях, как минимум одного из родителей.
  4. Равноправие и партнерство всех участников группы, независимо от возраста.
  5. Постоянная обратная связь психолога и членов группы в форме диалогов, дискуссий, письменных отчетов.
  6. Сочетание группового характера занятий с индивидуализацией его задач.

Методы и формы работы:

  1. Диагностика: познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения), уровня тревожности у детей (Приложение1); детско-родительских отношений: рисуночный тест «Моя семья»; анкетирование родителей по методике  Р.М.Чумичевой, письмо – сочинение о ребенке наблюдения (приложение 2 ).
  2. Игровые методы (игровые упражнения и задания, ролевые игры).
  3. Арттерапия (работа с рисунком).
  4. Сказкотерапия.
  5. Релаксация.

Специфика занятий:

Тренинговые занятия проводятся с семейными парами (родитель-ребенок дошкольного возраста 5-7 лет). Продолжительность занятия - 45-50 минут один раз в неделю. Оптимальное количество участников 6-8 семейных пар. Программа  включает в себя 10 занятий. Длительность всего курса -2,5 – 3 месяца (с ноября по февраль месяц).

Структура тренингового занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Разминка (игры и игровые упражнения на развитие общения, познавательных процессов).
  4. Основная часть- совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия: игровые упражнения и задания, ролевые игры, психогимнастика,  арттерапия,  сказкотерапия,релаксация.
  5. Рефлексия занятия - оценка занятия членами группы.
  6. Ритуал прощания.

Этапы работы:

  1. Предварительный: диагностическое обследование детей, формирование группы на основе результатов диагностик.
  2. Основной: установление контакта между участниками группы; развивающий этап –проведение занятий.
  3. Заключительный: анализ проведенной работы.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение уровня развития познавательных способностей детей: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения

(Приложение 1)

  1. Снижение уровня тревожности у детей (с высокого до среднего).
  2. Улучшение взаимоотношений между родителями и детьми.

Формы контроля за результатом:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Диагностика познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, (перечень диагностических методик дан в приложении № 3)
  3. Диагностика уровня тревожности у детей по методике Р.Теммл, В.Амен, М.Дорки.
  4. Отзывы родителей.
  5. Отчеты по проведенным занятиям.

Условия реализации программы:

  1. Работая по данной программе, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Если в группе преобладают малоактивные, малоразговорчивые дети, то на занятиях следует проводить больше индивидуальной работы в парах. В группе с подвижными  детьми  больше предлагать подвижные игры, «Минуты шалости»-предложение детям побегать.
  2. В ходе занятий предлагается частая работа в парах, что подразумевает обязательное присутствие родителя на занятии.
  3. Количество пар – участников  (ребенок – родитель) должно быть не менее 6 человек , однако, по возможности, не должно превышать 18 - 20 человек.
  4. Занятия проводятся в кругу. Стулья должны быть удобными и соответствовать количеству участников.
  5. Занятия должны проводиться в помещении, площадью не менее 40 кв. метров.
  6. Необходим большой ковер, на котором будут играть участники занятий.
  7. Требуется определенное количество игрушек, клубок ниток, мяч, колокольчик, головоломки, кубики, карандаши, краски, бумага. 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Занятие 1  «Знакомство»

Цель: познакомить участников группы друг с другом, создавать положительно – эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого участника.

Материал: Кубики Коса, колокольчик.

1. Упражнение «Похвалялки».

Все участники садятся в круг. Участники, каждый по очереди называют свое имя  и имя того, с кем они пришли : ребенок – имя родителя, родитель – ребенка, затем задача каждого рассказать за что он любит того, с кем пришел.

Психолог после этого упражнения договаривается с родителями как дети в ходе занятий будут обращаться ко взрослым. Предлагаются варианты : по имени – отчеству, по именам, «Тетя, дядя…», папа, мама Саши…"

2. «Веселая игра с колокольчиком».

Цель: развитие слухового восприятия у детей.

Ход игры. Все садятся в круг. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего схватить  колокольчик

3. «Менялки».

Цель: сплочение группы, развитие коммуникативных навыков, внимания.

Ход игры, Игра проводится по кругу. Выбирается водящий, который встает и выносит свой стул – стульев становится на один меньше. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого ,например, светлые волосы. Участники, имеющие названный признак меняются местами. Водящий старается занять свободное место. Участник, оставшийся без стула, становится водящим.

4. «Головоломки на ковре».

Цель: развитие у детей ориентировки в пространстве, логического мышления.

Предложить родителям совместно с детьми складывать узоры из кубиков.

5. «Путаница».

Цель: отдохнуть, эмоционально расслабиться, сплотить группу.

Ход игры. Все участники закрывают глаза и идут к центру круга, вытянув руки вперед. По команде: « Раз. два, три.. .»-все хватают руками тех, кто стоит рядом. После этого участники открывают глаза и «распутываются».

6. Рефлексия занятия

7. Домашнее задание.

Дома родителю совместно с ребенком сделать аппликацию «Ромашка».

В серединку цветка написать имя ребенка. На лепестках цветка написать имена, которыми называют ребенка дома. На листок стебля написать имя, которым мама называет ребенка, когда сердится. Посадить божью коровку на тот лепесток, где написано имя. которое ребенку нравится больше всего.

8. Ритуал прощания. «Всем, всем - до свидания!»

Все участники встают в круг и по очереди кладут ладони друг на друга на ладонь ведущего. Ведущий  сверху накрывает их второй своей ладонью и раскачивая руками вверх и вниз , все вместе произносят : «Всем, всем – до свидания!»

 

Занятие 2  «Давайте общаться».

Цель: способствовать сплочению группы, снижать эмоциональное напряжение у участников группы, вырабатывать у родителей адекватные представления о возможностях и потребностях их ребенка.

Материал: клубок ниток, лепестки цветика – семицветика по количеству семейных пар, лист ватмана, краски, кисточки, клубок ниток.

1. Игра с клубочком «Я люблю…». Участники, держа в руках клубок говорят, что они любят и передают клубок соседу.

2. Игра «Здравствуйте»

Цель. Закреплять знания имен участников, снижать эмоциональное напряжение у участников.

Ход игры. Все участники ходят по залу под тихую музыку и здороваются за руку друг с другом, называя того, с кем встречаются по имени.

3. Обсуждение домашнего задания.                                                      

4. Конкурс «Собери цветик - семицветик».            

Ход  игры

«На поляне росли цветы с семью лепестками. Подул сильный ветер, и лепестки  разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого «цветика - семицветика».

5. «Пожелания

Собрав цветок, каждая семейная пара задумывают семь желаний – три для родителя задумывает ребенок, три для ребенка- родитель и одно общее(желание ребенка и родителя)

6. Игра«Молекулы». 

Цель: повышать позитивный настрой и сплочение группы

Ход игры. Все участники ходят по залу, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам – они атомы.  По команде ведущего «Атомы , встать по трое , двое …» Участники объединяются в молекулы по трое, … , встают лицом друг к другу и касаясь предплечьями.

7. Групповое рисование «Сказочная страна».                                  

Цель: развитие у творческих способностей у детей и у взрослых, объединение участников группы

8. Рефлексия занятия. 8.Домашнее задание «Ладошка». Совместно с ребенком дома обвести его ладошку, на каждом нарисованном пальце написать качества, характеризующие ребенка. Привести пример.

9. «Всем, всем - до свидания!».

 

Занятие 3  «Давайте общаться» (невербальные средства общения).

Цель: учить родителей распознавать чувства своих детей по внешним сигналам (невербально). Через игры выявлять стиль взаимоотношений между родителями и детьми, развивать доверительные отношения между ними.

Материал: клубок ниток, фланелеграф, пиктограммы с мимикой лица, картинки лимона, арбуза, лука, листы бумаги по количеству детско – родительских пар.

1. Игра с клубочком «Я могу…»

2. Обсуждение домашнего задания «Ладошка».

3. Упражнение. «Зрительный контакт».

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и умения его выразить.

А) Дети сели напротив родителей, протянули им руки ладонями вверх, посмотрели в глаза друг другу: Какого цвета глаза у вашей мамы (у вашего ребенка). Теперь улыбнулись друг другу. Как меняется цвет маминых глаз(цвет глаз вашего ребенка) ?. Теперь рассердились друг на друга. Как меняется цвет глаз, когда мама или ребенок расстроены.

Б)Угадывание мыслей- дети загадали слова (дать образец (картинки)- сладкий мед, кислый лимон, соленая селедка, горький лук),образно представили («увидели»)соответствующую картинку и, не отрывая взгляда глаз от родителей постарались передать им этот образ. После угадывания образа родителями, дети пересаживаются к другим родителям. Вслед за угадыванием вкуса, предлагается научиться отгадывать эмоции(показ пиктограмм-веселый клоун, грустный Пьеро, страшное чудовище, злой Карабас).

В) Затем каждый родитель загадывает своему ребенку эмоции, дети отгадывают

4  . Упражнение «Рисунки одним карандашом».

          Цель: развитие эмпатии, сплочение ребенка и взрослого.

Каждый ребенок садится за стол рядом со своим родителем. На двоих дается один лист бумаги и карандаш. По команде ребенок и взрослый берут карандаш в руки и рисуют одновременно «картину». Разговаривать  во время рисования нельзя. После завершения задания, рисунки рассматриваются в группе.

5. Игра «Перебежки».

Цель :  развивать коммуникативные способности у участников.

Ход игры. В круг ставятся стулья. Ребенок садится на стул, взрослый стоит за стулом, опустив руки по швам.  Дети, сидящие на стульях, делают друг другу мимические знаки, что служит командой для обмена местами этих участников. Задача родителей – удержать ребенка на стуле.

6. Упражнение. «Солнечный зайчик»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ход игры .Дети садятся напротив родителей. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Он побежал дальше по лицу. Дети гладят лицо родителям родители- ребенка. Нежно погладьте лицо ладонями на лбу у мамы (папы),носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот- погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.

7. Рефлексия занятия.

8. Домашнее задание – Родителям написать письмо – сочинение о  своем ребенке.

9. «Всем, всем - до свидания!».

Занятие 4. «Мы - родители».

Цель: Способствовать созданию благоприятной атмосферы для эффективной работы группы, определить какие качества необходимы родителям для воспитания детей, укрепить их уверенность в собственных возможностях.

Материал: листки бумаги, ручки на участников группы, нарисованная мишень, мусорная корзина.

1. «Представление» Каждый родитель называет себя по имени и называет прилагательное или существительное, начинающееся с начальной буквы имени, характеризующее его. Затем говорит, что он ждет от совместных занятий, делится впечатлениями от прошлого занятия.

2.Обсуждение домашнего задания.

3. Упражнение « Идеальный родитель».

Участникам предлагается высказать, как они представляют себе

 «идеального родителя». После обмена мнениями выделяются наиболее часто встречающиеся качества, которые приписываются « идеальному родителю».

4.Упражнение « Мусорная корзина».

На листочках бумаги написать все те качества, которые мешают эффективно общаться с близкими людьми, от которых хотелось избавиться. После того, как эти качества записали, подумать, что бы они хотели получить взамен. Записать желаемые качества на бумаге. Листочки с ненужными качествами выбросить в корзину, а желаемые оставить у себя.

5. Медитация.

Займите удобное положение. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Почувствуйте, как расслабляются мышцы лица, шеи, приятная расслабленность опускается на плечи, руки. Вы чувствуете тяжесть и полную расслабленность в руках. Расслаблены мышцы спины, груди, живота, ноги неподвижно стоят на полу, они также полностью расслаблены. Во всем теле Вы чувствуете приятную расслабленность. Отдыхает каждая клеточка Вашего организма. Вы думаете только о приятном . Посторонние звуки для Вас как звук дождя создают фон для приятного расслабления и отдыха. Приходит чувство спокойствия и радости от жизни. которая принадлежит Вам. В каждый последующий день Вы будете ощущать себя все более и более спокойно, уверенно. Внутреннее спокойствие будет помогать Вам взаимодействовать с вашим ребенком, а если возникнут проблемы, то Вы будете испытывать желание действовать и это желание появится прямо сейчас. Вы чувствуете, как от Вас исходит энергия жизнелюбия. появляются новые желания, радость от самой жизни. Это чувство будет всегда с Вами.

6.Рефлексия занятия.

Занятие 5. «Давайте наблюдать».

Цель: развивать память и внимание у детей, повышать их самооценку, степень принятия своих детей у родителей, обучать их новым способам общения с детьми.

Материал: Клубок ниток , игрушки на каждого участника .

1. Игра с клубочком «Я люблю…».

2. Игра «Я вижу стол».

Цель: развитие памяти и внимания.

Ход игры. Участники по кругу называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами : «Я вижу...» Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

3. Игра «Менялки игрушек».

Цель :развитие зрительной памяти.

Ход игры. Участники садятся в круг. Каждый держит в руке игрушку. Водящие (ребенок и взрослый)поворачиваются спиной к остальным и по очереди считают до пяти. В это время участники меняются друг с другом игрушками. Задача водящих определить кто с кем поменялся.

4. «Магазин игрушек».

Цель: повышение самооценки детей, повышение у родителей степени принятия своих детей.

Ход игры. Работа в парах. Родитель и ребенок договариваются какую игрушку будет изображать ребенок. Задача родителя представить игрушку- ребенка, указать его сильные стороны.

5. Игра «Дракон кусает свой хвост».

Цель: сплочение группы, создание эмоционально-теплой обстановки.          Ход игры. Участники группы становятся друг за другом(чередуются родители и дети),держась за впереди стоящего.Первый участник-Голова, последний- Хвост дракона. Голова должна догнать Хвост дракона и дотронуться до него, а Хвост старается убежать. Как только Голова схватила Хвост, она становиться Хвостом. Каждый участник должен побывать в обеих ролях.

6. «Правда-неправда».

Ведущий рассказывает правдивую историю о себе, незаметно добавляя в нее фантастические элементы. По окончании рассказа участники называют, что же было неправдой.

7. Рефлексия занятия.

8. Домашнее задание -написать «Правдивую историю» совместно родителю и ребенку.

9. «Всем, всем - до свидания!».

 

Занятие 6.  «Давайте сочинять».

Цель развивать воображение, коммуникативные навыки у детей, доверие к родителям.

Материал: клубок ниток, метелка, альбомные листы с недорисованными фигурами, платок.

1. Игра с клубочком «Я мечтаю…»

2. Обсуждение домашнего задания.

3. Игра «Метелка».

Цель: развитие креативности мышления у детей.

Ход игры: Участники сидят в кругу. В середине круга лежит метелка. Дети по очереди берут метелку в круг и выполняют с ней какие – либо действия, превращая ее в другой предмет. Остальные отгадывают в какой предмет превратилась метелка                                       

3. Групповое сочинение сказки, разыгрывание придуманного.

Участники придумывают по кругу какую – либо историю, говоря по одному предложению. В конце история обыгрывается.                

4. Подвижная игра «Кошки – мышки»                                                  

5. Рисунок- тест «Дорисуй фигурки». 

Цель: определение и развитие уровня креативности у детей.

Ход игры. Семейным парам дается по одному листу бумаги с нарисованными на нем недорисованными фигурами. Задача участников дорисовать фигурки.                                                   

6. Упражнение « Мама, ты у меня самая...».                           

Цель: гармонизация отношений между родителем и ребенком.

Ход упражнения. Участники становятся в круг парами: родитель-ребенок и держатся за руки. Ребенок говорит родителю, смотря в глаза : « Мама (папа), ты у меня самая (самый)...». Родитель в ответ говорит : «Сынок ( дочка ), ты у меня  самый (самая)…» В конце пара обнимается.

7.Рефлексия занятия .                                                             

8.Домашнее задание- сочинить дома с ребенком какую-либо историю. 9. «Всем, всем - до свидания!».

 

Занятие 7.  « Давайте говорить».

Цель: развивать речь, память, мышление у детей. У родителей закреплять новые способы общения между взрослым и ребенком.

Материал: клубок ниток, цветные платочки, игра «Четвертый лишний»

1.Игра с клубочком «Я хочу…»

2.Обсуждение домашнего задания.

3. Игра « Разноцветный мир».

Цель: развитие памяти, концентрации внимания у детей.

Ход игры. Проводится соревнование между командами «родитель-ребенок».Детям по очереди предлагается назвать, предметы определенною цвета. Если ребенок не справляется, то ему на помощь приходит родитель.

4. Игра «Тух-тиби-дух».

Цель: снятие негативных настроений

Ход игры. Участники ходят по комнате в любом направлении. Встречаясь с кем-нибудь, говорят:- Тух-тиби-дух». Громко и быстро. 

5. Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Ход игры. Участникам предлагаются наборы картинок из четырех Участники должны найти лишнюю, объяснить. свой выбор.

6. Игра «Подарок».

Ход игры. Участники стоят в кругу: ребенок-родитель. Вначале родитель дарит ребенку нечто в руках, никак не обыгрывая это! Ребенок должен придумать, что он получил. Всего дарится 3 подарка. Затем смена ролей.

7. Рефлексия занятия

8.Домашнее задание. Провести дома с детьми игру ' «Четвертый лишний».

 9. «Всем, всем - до свидания!»

 

Занятие 8.  «Сказочная шкатулка»

Цель: формировать я-концепцию у ребенка, у родителей повышать сензитивность к ребенку и его проблемам.

Материал: клубок ниток, парные картинки, неоконченный рассказ «Мальчик с богатым воображением».

1. Игра с клубочком «Если бы я был волшебником…»

2. Игра «Сравни два предмета».

Цель: Развитие памяти, мыслительного процесса-сравнения.  

Ход игры. Предлагается сравнить пары предметов- муха и бабочка, молоко-вода, стол-стул и т.д.

3. Игра «Сказочная шкатулка»

Цель формирование положительной я-концепции, самопринятия у ребенка, уверенности в себе.

Ход игры. Ведущий сообщает, что Фея сказок принесла свою шкатулку- в ней спрятались герои разных сказок. Вспомните своих любимых персонажей и расскажите, чем они вам нравятся, Опишите, как они выглядят! какие у них глаза, рост, волосы),что у вас с ними общего. Теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Мальвину...Выбирайте любой персонаж и покажите как он ходит, танцует, спит.смеется и т.д. Родители помогают.  

4. Игра «Волшебное колечко».

Цель: коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе.

Ход игры. Ведущий говорит: «Вот колечко из сказочной шкатулки. Это не простое колечко, а волшебное. Если надеть его на мизинец, то станешь маленьким-маленьким- это твое прошлое. Если надеть его на средний палец.- останешься самим собой -это твое настоящее.. Если надеть колечко на указательный палец станешь большим.. Кто хочет путешествовать во времени?»

Если ребенок выбирает прошлое, он садится на корточки, а остальные его гладят, баюкают. Если ребенок выбирает настоящее, то ему предлагается оценить то, что с ним происходит с помощью жеста (в моей жизни все хорошо-большой палец вверх ;в моей жизни не все хорошо- палец вниз).

Если же он выбирает будущее, то  фантазирует ,закрыв глаза -что интересного с ним произойдет.

5. «Доверительное падение».

Цель: развитие чувства доверия и ответственности за другого человека, снижение тревоги и чувства страха.

Ход игры. В парах родитель- ребенок. Ребенок становится перед родителем. спиной к нему. Затем, не сгибая ноги в коленях и не отрывая их от пола, падает назад, родитель при этом ловит ребенка, придерживая только в области подмышек. Всего три падения, родитель старается ловить ребенка все ниже и ниже. Затем смена партнеров- переход к другим родителям.

6. Неоконченный рассказ «Мальчик с богатым воображением».

Жил-был мальчик, очень умный., любил читать и смотреть кино. Он умел сочинять разные истории про вампиров. чудовищ и с увлечением рассказывал их своим друзьям. Те с замиранием сердца слушали его истории. Но ни друзья этого мальчиками, ни  даже его родители не догадывались о том, что, когда наступал вечер, мальчик ложился в постель и гасил свет, то все эти чудовища как живые появлялись в его комнате и начинали кружить по ней, приближаясь и угрожая расправой. В эти моменты мальчика охватывал ужас. Он зажигал свет, просил родителей посидеть с ним., просил оставлять дверь в его комнату открытой , якобы для того, чтобы не было душно.

Но на самом деле ему было стыдно признаться, что ему просто страшно оставаться одному в темноте. Мальчику надоела такая жизнь, и он стал думать о том, как ему избавиться от страхов, связанных с собственным воображением. И вот, что он придумал...

Но поскольку это был умный мальчик, то он решил, что просто избавиться то страхов недостаточно. На место одних могут прийти другие. Единственный выход-это стать смелее. А для этого надо сделать следующее...

Выполнить это задание предлагается дома. Кроме этого домашним заданием является: изготовить вместе с ребенком «Маску страха».

7. Рефлексия занятия.

8. «Всем, всем - до свидания!»

 

Занятие 9. « Давайте не бояться».

Цель: устранение страхов у детей. Обучать родителей способам избавления страхов у детей ,развивать эмпатию.

Материал: клубок ниток, кисточки, краски

1. Игра с клубочком «Я боюсь, когда…»

2. Обсуждение домашнего задания

3. Упражнение «Я страшилок не боюсь»

Цель : учить детей преодолевать свой страх.

Описание игры: Все участники становятся в круг, взявшись за руки В центр по очереди выходят дети . Участники стоящие в кругу , идут по кругу

и вместе с водящим ребенком произносят слова:. «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь!» Затем водящий показывает кого – нибудь страшного , пугает участников. Все остальные говорят : «А мы тебя не боимся!»

4. Игра «Рыбки».

Ход игры. Все участниками становятся парами (ребенок и родитель) друг за другом, взявшись за руки – это море. Пары наклоняются и начинают раскачивать руками. . Одна из пар – водящие. : ребенок- «рыбка» идет назад и начинает ползти «по бушующему морю» под руками участников. Мама ждет «рыбку вначале пар. Когда «ребенок -рыбка выплывет», мама помогает ей встать и обнимает.

5. Рисование кляксами.

Цель : снятие страхов, агрессии, развитие воображения.

Ход. Дети и родители выбирают краски, ставят кляксы и сгибают лист пополам. Затем разогнув лист дорисовывают кляксы до какой -нибудь «страшилки».

6. Составление рассказа по рисунку .

7. Упражнение «Раскрасить любовью».

Цель:  способствовать снятию напряжения, развитию доверительных отношений  ребенка и родителя.

Ход упражнения. Как вы показываете другим людям, что вы их любите? Каким образом вы сами понимаете, что другой человек вас любит?

Теперь вытяните руки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. Какой цвет вы для себя выберете? Я хочу, чтобы вы показали сейчас друг другу, как сильно вы друг друга любите. Для этого вы сейчас «раскрасите» друг друга цветами любви, нежности, добра, ласки. Вы подходите и начинаете «раскрашивать» — легкими круговыми движениями рук скользите сверху вниз по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам... Таким образом, вы как бы растапливаете льдинки недоверия. Скажите также каждому ребенку, какой цвет Вы для него выбрали.

          Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха...Сначала приготовьте свои ладошки для «раскрашивания»; потрите их друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладони становятся все теплее и теплее... Пока вы

трете ладошки, подумайте о том, как много любви в вашем сердце.

(15 секунд.) Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они... Теплые? Слегка покалывают? Они наполнены энергией? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их... (5 секунд.). Ощутите эту любовь в своих ладонях (5 секунд.), и почувствуйте, как ладони «окрашиваются» цветом любви, добра, нежности... (5 секунд.)   

   А теперь откройте  глаза. Тот из вас двоих,_кто  старше, первым начинает «раскрашивать» младшего. Делайте это под музыку.

   Положите руки сверху на голову вашего партнера. Если вы действительно «окрашиваете» его любовью, пошлите ему ласковые и нежные мысли. Представьте себе, что вы полностью покрываете его выбранным вами цветом любви и добра. Начните с головы и постепенно спускайтесь ниже.

«Окрашивайте» уши, потом щеки, затылок. Через плечи опускайтесь по рукам к ладоням... Наконец, от бедер по ногам переходите к коленям и ступням... (30-60 секунд).

8.Рефлексия занятия.

9. «Всем, всем - до свидания!»

 

Занятие 10. «Сказочная страна»

Цель: Создание позитивного настроения у участников, закрепление чувства доверия участников друг к другу, закрепление полученного опыта общения с ребенком.

Материал: клубок ниток, рисунки с прошлых занятий, дипломы на каждую детско – родительскую пару.

1. Игра с клубочком «Если бы я встретил доброго волшебника, то попросил бы его…»

2. Игра «Собираемся в дорогу».

Цель: развитие мышления, воображения у детей и взрослых.

Ход игры. Участники , собираясь в дорогу в сказочную страну 

« собирают вещи». Дети вместе с родителями придумывают какой предмет может понадобиться в сказке и называет 3 способа его использования.»

3. Упражнение «Зеркальце».

Цель: повышение самооценки участников.

Ход упражнения.

Участники перед входом в сказку встречают препятствие «Волшебное зеркало». Оно пропустит того, кто, глядя в него расскажет о себе, какой он «самый – самый». Начинать надо со слов : «Меня зовут…Я себе нравлюсь за то, что я …»

Участники оказываются в «Сказочной стране» - открывается ширма с нарисованными за время занятий рисунками. В Сказке растут  Волшебные Цветы.

4.Релаксация «Цветок»».

Цель: способствовать созданию атмосферы единства, снятию напряжения. 

Ход упражнения.

Все участники , взявшись за руки садятся на ковер на корточки.

Ведущий говорит: «В волшебном лесу, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила цветок. Его согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала Цветок живой водой. (Ведущая ходит сзади круга и дотрагивается до участников). И в один прекрасный день Цветок распустился. Его красота была удивительна (участники встают на ноги, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад).Шло время, Цветок становился все краше, а сила его возрастала. (Участники потихоньку раскачиваются из стороны в сторону, а затем встают, высоко подняв руки). 

5. Подвижная игра «Липкие пеньки ».

Цель : сплочение группы, снятие мышечного напряжения.

Ход игры. Родитель и ребенок берутся за руки. В середине зала одна из пар садится и вытягивают свободные руки- они «Липкий пенек».  Остальные пары бегают по залу. «Липкий пенек» старается задеть пробегающих. Тех, до кого дотронулись превращаются в «Липкий пенек» и также  осаливают пробегающих. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не превратятся в «Липких пеньков».

Кроме Волшебных Цветов в «Сказочной стране» живут Волшебные животные, которые не существуют на самом деле. Такое животное мы нарисуем сами все вместе. У этого животного может быть несколько голов от разных животных, несколько хвостов, крылья и т.д.

6. Рисование «Несуществующее животное».

Цель : сплочение группы, развитие доверительных отношений между родителем и ребенком, воображения у участников группы.

После рисования участники придумывают историю про  нарисованное  животное.

7. Групповое сочинение истории про животное.

8. «Зеркальце».  При выходе из «Сказочной страны» пара подходит к зеркалу и каждый, глядя в него, хвалит того, с кем пришел на занятие (родитель – ребенка; ребенок – родителя) : «Я люблю своего ребенка, родителя за то, что…»

9.Вручение дипломов.

10.Рефлексия 

11. «Всем, всем - до свидания!»

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Барложецкая Н. Телеведущая РЕН ТВ Советы опытной няни.М.:«АСТ– ПРЕСС»
  2. Герасимова Т.Д. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. Семейная психология и семейная терапия, № 1, 1999
  3. Гиппенрейтер Ю. Слушать ребенка. Семья и школа, № 8,1997
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком Как? ЧеРо М.2000

5.       Гиппенрейтер Ю. Слушать ребенка. Семья и школа, № 8,1997

  1. Давыдова Э. Поговори со мной на моем языке. Семья и школа,
    №10, 1997
  2. Даринская В.М. «Психологический тренинг родительско- детских отношений». Журнал « Семейная психология и семейная терапия», № 1, 2000
  3. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу ЛИНКА- ПРЕСС М.:2007
  4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками.  Речь.Санкт – Петербург, 2006
  5. Карпова Е.В. Программа « Я и мой ребенок». Журнал «Семейная психология и семейная терапия», №3, 1998
  6.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996
  7. Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши от 2 до 7 лет.100 ответов на родительские «почему?». Ярославль «Академия развития» «Академия, К», 1999

13      Лосева В.К., Луньков А.И. «Техника ролевой игры». Журнал «Семейная психология и семейная терапия», №3, 1998

14.     Лурье Ж.В., Семенов О.Ф. «Психологическая программа по развитию и коррекции эмоционально- мотивационной и познавательной сфер старших дошкольников в контексте детско-родительских отношений», Журнал «Семейная психология и семейная терапия», № 4, 1999

15.     Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа. Издательство «Речь». Санкт – Петербург, 2002

  1.  Матвеева Л, Выбойщик И., Д.Мякушкин. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М. «АСТ – ПРЕСС». Южно – уральское книжное издательство, 1997
  2. Марковская И. Практика групповой работы с родителями. СПб.: Институт тренинга,1997
  3. Марковская И.М. «Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. Журнал практического психолога,№2,1998
  4. Медведева И., Титова Т. Книга для трудных родителей. М. «Звонница – МГ», «Роман – газета», 1994
  5. Медведева И., Титова Т. Разноцветные белые вороны. М.: Семья и школа,1996
  6. Прутченков А.С.Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. М.: Новая школа,1993
  7. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. М.: Новая школа, 1999
  8. Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь. М.: Знание, 1992
  9. Сартан. Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.:Сфера,1998
  10. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования (под ред. А.А.Бодалева), М.: Педагогика,1989
  11. Сказки и сказкотерапия. М.: НФ «Класс», 1997
  12. Спиваковская. Психотерапия: игра, детство, семья. «Апрель Пресс», «ЭКСМО- Пресс» М.,1999
  13. Степанова С. Родные и близкие. Газета «Школьный психолог», №4, 1998

29.     Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. Педагогическое общество России. М., 1998

30.     М.И.Чистякова. Психогимнастика. Под редакцией М.И.Буянова 2-е издание. М. «Просвещение» «Владос», 1995

31.     Чернецкая Л.В.Психологические игры и тренинги в детском саду.Ростов- на- Дону: «Феникс», 2005

32.     Шевченко IO.C.,. Добридень В.П. Онтогенетически- ориентированная психотерапия. Российское психологическое общество М., 1998

33.     Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.М.: Генезис, 1999

34.     Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПБ.: Питер, 1999

Приложение:

Приложения.doc (49 КБ)

Презентация 11 МБ

Поделиться
Просмотров: 10174
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.