«Берегите чистую воду!» детско-родительская акция по программе энергосбережения в рамках старта акции «Всероссийский Урок Чистой воды» в рамках Международного форума «Чистая вода» |
пн., 20.02.2012 |
Конкурсант: Беломоина Ирина Николаевна Зам заведующего МАДОУ детского сада № 146 города Тюмени |
Цель деятельности:
1.Развитие и укрепление социально-нравственных отношений между родителями и детьми, умение видеть, понимать и оценивать положительные действия совместных мероприятий, используя акцию, программу
М.Л. Лазарева «Здравствуй!», экспериментальную деятельность.
2.Проведение образовательной экологической работы среди родителей и детей по вопросам, связанным с эффективным расходованием чистой воды.
3. Дать детям и родителям представление об очень тонких и тесных взаимосвязях в природе, о существовании хорошо сбалансированного динамического равновесия в природе, о важности понимания грамотного отношения к окружающему миру и о возможных негативных последствиях нарушения природных взаимосвязей.
4.Формирование экологической культуры, основы экологического мировоззрения, умение пользоваться экологическими знаниями в практической деятельности, мотивация экологически грамотного поведения, бережного отношения и любви к природе; развитие и поддерживание познавательного интереса детей и родителей и использовать его в целях экологического образования.
5. Донести до сознания всех понимания бережного отношения к воде как к изненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России, побуждение к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.
Индивидуальная работа с детьми и родителями:
1.Предложить родителям раздаточный материал для подготовки сообщения - расчета о том, сколько литров воды они расходуют в домашних условиях
/ Приложение 1, 2/
2.Предложить родителям Сережи К., Маши О., Ани А., Марка С. подготовить домашние задания-сообщения о энергосбрежении воды, о загрязнении воды, нехватки чистой воды на планете.
3. Поручить маме Ксюши А., Светы С., Роберта М. подготовить оборудование для экспериментов с водой.
Предварительная работа:
1. Изучение материалов и ресурсов сайтов
2. Изготовление пригласительных билетов
3. Предложить маме Сережи О. изготовить цветной лед для эксперимента
4.Подготовка материала и оборудования, музыкального сопровождения, видеопрезентации
5. Просмотр анимационного фильма "Путешествие Капельки". Фильм размещен на сайте МГУП "Мосводоканал" www.mosvodokanal.ru в разделе "О предприятии/Музей воды".
Наглядная информация:
1.Газета для родителей «Берегите воду».
2.Выставка детских работ «Волшебница Вода».
3.Оформление музыкального зала.
4. Оформление группы в рамках темы «Волшебница вода».
Оборудование:
музыкальное сопровождение к программе М.Л.Лазарева «Здравствуй», оформление музыкального зала, мультимедийная установка, столы и оборудование для лаборатории, фартуки для детей и родителей, видеоклип «Водная стихия», презентация «Берегите чистую воду», музыкальные инструменты, капельки на всех детей, колокольчики, тучки с цифрами, шары, анимационный фильм «Путешествие капельки»,пригласительные билеты
/ Приложение 3/
Ход мероприятия:
На проекторе показывается и звучит видеоклип «Водная стихия».
Звук убавляется.
Вбегают 3 детей, обсуждая между собой:
1 ребенок: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
2 ребенок: Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает
Ледником в горах зовется
Лентой серебристой вьется.
3 ребенок: Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться
Ни наесться, не напиться
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Звучит песня «Урок здоровья в Акватонии» / из программы М.Л.Лазарева «Здравствуй!»/
Дети, подпевая, змейкой заходят в зал с капельками воды в руках, исполняют песню с вставками игры по тексту оркестра с колокольчиками.
Ведущий: Вода - одно из самых удивительных веществ на нашей планете!
А вот и сама хозяйка Водной стихии – прекрасная Капелия!
В зал входит Капелия, дети перестраиваются звездочкой, в руках у детей музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, трубочки.
Звучит песня Капелии из программы М.Л.Лазарева «Здравствуй», дети танцуют вместе с Капелией, подпевая и подыгрывая на припеве на музыкальных инструментах
Капелия: Вода - это сила
Вода-это слабость
Вода-это жизнь для всех нас.
Вас покоряет
Нас укрощает
Всех она любит
Сила-Вода!
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, родители! Я рада приветствовать вас у меня на уроке в стране Акватония!
Сегодня наш урок называется «Берегите чистую воду!».
Звучит песенка «Грязнуля» / из программы М. Л .Лазарева «Здравствуй»/, под нее вбегает Фырка/герой из этой же программы/ неумытый , грязный, охает, ахает, хватается за живот.
Фырка: Вот набегался я, наигрался, захотел воды попить, глядь – мутный ручеек рядом бежит, взял и попил из него. Ой, ой, и что-то мне нехорошо совсем стало!
Капелия: Ребята, родители, а разве можно пить из мутного ручья? / ответы/
А почем? / ответы/. Какая же вода пригодна для питья, для приготовления пищи, для гигиены? /ответы/
А для чего вообще нужна человеку Вода?! /ответы/
Ведущий: А чтобы более полно ответить на этот непростой, на мой взгляд, вопрос я приглашаю всех присутствующих в нашу волшебную научно-исследовательскую станцию в видеозал, где нас ждут очень интересные открытия.
Все перемещаются в ту половину зала, где проектор, проводится беседа с показом и интерактивными включениями в процессе видеопрезентации «Берегите чистую воду», которую проводит ведущий.
1.Слайд:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА!
2.Слайд: В 21 веке мы начинаем понимать, что самые дорогие сокровища нашей планеты Земля – не золото и бриллианты, а те, что кажутся нам бесплатными и неисчерпаемыми: например, вода.
Вода – драгоценный дар природы! Наша страна обладает пятой частью мировых запасов пресной воды. И это делает Россию одной из самых богатых в этом отношении государств мира. Вода - это основа жизни.
3-5Слайды: Представь, что моря и реки высохли до дна, и все сокровища, которое море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги тех времён – всё принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя дороже несметных богатств всего мира.
6.Слайд: С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода - и жизнь становится невозможной. Потому что вода – эликсир жизни. Подарив людям воду, природа дала нам бесценное богатство.
7.Слайд: Почти всё живое на земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам, озёрам.
8.Слайд: Жадно пьёт воду каждое деревцо, каждая травинка. Поглядите, как начинает зеленеть травка после каждого дождя и как желтеет, а затем засыхает и гибнет в засуху, когда нет воды.
9.Слайд: Без воды не вырастишь ни пшеницы, ни хлопка. Яблони и груши погибнут, если человек вовремя не польёт их корней.
10.Слайд: Тысячи лет может пролежать в сухой земле зерно. Но придёт вода – и зерно прорастёт. Безжизненны и страшны пустынные степи. Но стоит провести воду – и они превращаются в цветущий сад.
11.Слайд: Вода вокруг нас всюду. Вот облако. Скоро и оно прольётся дождиком. И белая звёздочка – снежинка-тоже вода. Лепи из снега, словно из глины, смешную снежную бабу, дом или крепость.
12.Слайд: А что такое градинка? Да это та же дождевая капля, застывшая в высоте. Но иную , весом в полкилограмма, так не назовёшь. В ней тысячу каплей сразу.
13.Слайд: Лёд катка, по которому так приятно скользить на коньках, тоже из застывшей воды.
14. Слайд: Что там клокочет в чайнике, стоящем на плите, убегает прочь из носика горячей струйкой пара? Да ещё заставляет весело пританцовывать крышку. Ну, конечно же, это вода, только вода превращённая в пар.
15 Слайд: Вода- путешественница, путешествие ее называется круговоротом воды в природе.
Поиграем-посчитаем: Подвижная игра «Тучки-штучки»: под музыку взрослые - тучки с цифрами передвигаются по залу шагом, дети - капельки бегают врассыпную. Как только музыка прекращается – тучки-родители останавливаются, поворачивают свои тучки обратной стороной, где цифра, а дети-капельки должны обнять свои тучки в том количестве, какая цифра на тучки.
16 Слайд: Человеческое тело тоже «наполнено водой». Например, в
теле человека весом 70 кг вода составляет 49 кг.
17 Слайд: Люди издавна выбирали себе место у воды, сели-
лись по берегам рек, озёр, там где питья вдоволь.
18 Слайд: А сейчас вода идёт в дом по водопроводу.
Домашнее сообщение семьи Маши О.
- Минимальное количество воды, необходимое человеку для выживания – 0,5 литра воды в сутки.
- Необходимое количество воды для человека – 2 литра в сутки.
- В Москве в расход воды на 1 человека в сутки составляет примерно 225 литров.
- Для сравнения – в Европе водопотребление на 1 человека в сутки – 120-160 литров.
- По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки.
- Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.
19 Слайд: /1 ребенок/
Нос, умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза!
Мойтесь уши,
Мойся шейка,
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, сдавайся!
Грязь, смывайся!
20 Слайд: /2 ребенок/
Моем руки, моем шею.
Моем уши и лицо.
Не спеша, не спеша.
Чистым быть ведь так приятно,
Чистота – хороша!
21 Слайд:/3 ребенок/
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
22 Слайд: /4 ребенок/
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо –
Человеку – умирать!
23 Слайд:/5 ребенок/
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
24 Слайд: /6 ребенок/
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели
25 Слайд: /7 ребенок/
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … ВОДЫ!
Исполнение песни с движениями «Холодная водичка» / из программы
М. Л. Лазарева «Здравствуй!»/
26-38 слайд:А сейчас предлагаю поиграть! Игра «Загадки-изображалки»:
Ведущий загадывает видео-загадки, родители и дети отгадку должны изобразить.
Ведущий : А теперь я приглашаю всех в наши исследовательские лаборатории для изучения свойств воды , дети у нас - научные работники, взрослые - заведующие лабораториями.
Проведение опытов с водой :
- «Вода – прозрачная»: рассматривание воды, опускание в нее различных предметов.
- «Вода- не имеет ни запаха, ни вкуса»: понюхать воду, попробывать на вкус.
- «Вода-растворитель»: растворение соли, сахара, окрашивание воды красками.
- «Лед-твердая вода, таит в тепле»: рассматривание цветных льдинок
- «Пар – тоже вода»: рассматривание капель пара на стекле
- «Вода жидкая, может течь» : использование оборудование к игре «Водяные горки», переливание воды в разные емкости
- «Растение пьют воду»: полив сухого растения
39 слайд:А теперь подведем итог.
Вода – прозрачная, не имеет ни цвета, ни запаха, растворитель, бывает в жидком, твердом и газообразном состоянии, может течь, кормит растения.
40 слайд: Бежит вода, струится
И прямо в домик твой
К ней надо относится,
Как к ценности большой.
Коль зря течёт вода,
Кран закрой, а то беда!
Мы вам всем давали домашнее задание: узнать и посчитать сколько воды вы расходуете дома на свои нужды.Увидев цифры, вы,думаю, задумались над тем, как же сделать потребление воды более энергоэкономичным!
/ ответы родителей по желанию/
Домашнее сообщение семьи Сережи К.
Как же мы расходуем воду, которую берем взаймы у природы?
- Через незакрытый кран выливается около 1000литров воды в час.
- Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.
- Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литрводы.
- Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете не менее 150 литров воды.
- Разовый смыв в туалете – 8 – 10 литров.
- Каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100
литров воды.
- Средний расход водопроводного крана 15 л в минуту
41 слайд: Над водой нависли угрозы – нехватка чистой воды, загрязнение.
Домашнее сообщение семьи Ани А.
Одной из основополагающих причин недостатка воды является ее повсеместный перерасход.
Как говорил русский ученый-гидролог Н.Н. Горский: «Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее – недостаток чистой воды».
Из 6 млрд. жителей планеты почти 2 млрд. человек не имеют возможности пить чистую питьевую воду. Мировые запасы питьевой воды могут истощиться из-за нерационального водопользования или загрязнения.
К 2050 году 30% населения Земли могут столкнуться с нехваткой питьевой воды.
Для того чтобы наглядно увидеть, в какой ситуации находится население планеты в плане обеспеченности водными запасами, приведем следующую статистику.
В целом из 10 жителей планеты:
- 5 имеют доступ к водопроводу в своем доме;
- 4 не имеют приемлемого с санитарной точки зрения туалета;
- 3 получают воду из безопасных источников (регулярно инспектируемый
- колодец, артезианская скважина и пр.);
- 2 не имеют доступа к удобным и безопасным источникам.
Достаточно привести несколько красноречивых примеров:
- в среднем на планете 70% всей доступной пресной воды используется
на нужды сельского хозяйства, причем более половины этой воды теряется вследствие неразвитости применяемых технологий;
- в ХХ веке использование воды возросло в 6 раз по сравнению с предыдущими столетиями;
- вода на планете используется крайне неравномерно:
- в СШАна каждого жителя расходуется в среднем 380 литров воды в день
- в Германии – 129 литров в день
- во многих развивающихся странах – не более 20-30 литров в день
- Чтобы получить 1 килограмм бумаги нужно 700 литров воды
- Для изготовления 1 автомобиля необходимо количество воды, в 50 раз превышающее его вес.
Домашнее сообщение семьи Марка С.
От качества потребляемой воды напрямую зависит здоровье человека и животных. Чем чище вода – тем лучше экология и красивее родная природа.
Что лучше – тратить много денег на очистку воды или стараться ее не загрязнять?
Хотя вода благодаря круговороту является постоянно обновляемым ресурсом,грязная и отравленная вода – это смертельная угроза для всего живого.
На сегодняшний день ситуация с мировыми водными ресурсами может быть названа крайне тяжелой. Многие регионы планеты испытывают недостаток воды. При этом в отношении воды питьевого назначения ситуация просто критическая.
Некоторые факты о современном состоянии воды, а также прогнозы на будущее:
- по подсчетам ООН, к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в регионах, испытывающих средний или сильный недостаток воды;
- в развитых странах до 30% воды теряется при доставке потребителю, а в крупных городах потери составляют 40-70%;
- в развивающихся странах почти 90% канализационных стоков сливаются в водоемы и реки без какой-либо очистки;
- ужегодно 2,2 миллиона человек в мире умирают от болезней, связанных с низким качеством воды.90% из них – дети до 5 лет.
- 1 л сточных вод приводит в негодность 100 л чистой воды.
- Завод за 1 минуту сбрасывает 25 л отходов.
- 5 граммов нефтепродуктов затягивают плёнкой 50 квадратных метров поверхности воды.
Загрязнение водоемов, вырубка лесов по берегам рек, осушение болот – все это нарушает тонкое равновесие, ломает хрупкий природный механизм, обновляющий, возвращающий реке потерянную воду. Некоторые ученые считают, что все пустыни мира возникли в результате деятельности человека и еще 5-7 тысяч лет назад, в неолите, пустыня Сахара была зеленой саванной, на просторах которой наши предки охотились, а затем пасли здесь огромные стада.
42- 50 слайд: Грустная сказка.
Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку.
Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка. Одолел речонку страх. Стала речка тонкой – тонкой,
обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
-Соседка, почему ты такая красная?
- На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.
- А ты почему жёлтая, как лимон?
Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…
- А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
-Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела…
Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.
-Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
51 слайд: Как же нам помочь речке очистить грязную воду? /ответы/
Я предлагаю всем научным работникам и заведующим лабораториями занять вновь свои места.
Работа в лаборатории:
Дети вместе с родителями-руководителями научных групп разбиваются на несколько групп и проводят эксперименты:
Очищение грязной воды с помощью разных фильтров: из ваты, угля, мха, бумажного фильтра, с помощью очистительного водяного фильтра «Барьер».
/ в процессе работы в лаборатории родители помогают детям в исследованиях, помогают ведущему делать выводы по полученным результатам, констатируют факты, предлагают свои варианты./
52 слайд: В каждом городе есть такое предприятие – ВОДОКАНАЛ, главная задача которого – обеспечивать жителей чистой и вкусной водой в достаточном количестве.
53 слайд: Чтобы добиться необходимого качества воды строятся новые очистные сооружения, внедряется современное оборудование, применяются эффективные реагенты. Вспомните, ребята, мы с вами смотрели интересный фильм «Путешествие капельки», именно про это, про то как очищают воду на водоканалах, как вода чистая и полезная поступает к нам в дома. Кто желает может после окончания нашего мероприятия еще раз посмотреть фильм в нашем видеозале!
54 слайд: Если мы объединим наши усилия по защите водных ресурсов, по бережному отношению к природе в целом, мы сохраним для потомков главное сокровище Земли – воду!
55 слайд:Берегите воду!
Фырка: Ой, спасибо ребята, взрослые, Капелия, что так много я узнал про воду! Теперь я постараюсь дружить и беречь чистую воду, пойду, попробую очистить грязный ручеек в моем дворе. До свидание! Берегите воду!
Капелия: Нас окружает вода, вода,
Она нас учит всегда,всегда
Сиять лучистою звездой
И охранять ее для нас с тобой!
А в подарок я всем дарю только чистую воду!
Звучит песня «Гимн воде / из программы М.Л.Лазарева «Здравствуй»/, дети вместе с родителями танцуют и поют его, выпуская шары бело-голубого цвета
Желающие остаются в видеозале для просмотра фильма «Путешествие капельки».
Приложение:
Раздаточный лист для домашнего задания №1
Раздаточный лист для домашнего задания №2
Приглашение для родителей
Презентация "Вода" 12,6МБ