«Мини-музей в детском саду»

  чт., 16.02.2012

Конкурсант:

Романюк Елена Васильевна 

воспитатель,

первая квалификационная категория,

МБДОУ детский сад "Олененок"

ЯНАО, Шурышкарский район, с.Мужи

Этапы проекта «Мини-музей в детском саду»

 

 В процессе  создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.

 

  1. 1.    Подготовительный этап

 

          В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения.

Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию:

   - проведение консультаций;

  - проведение бесед о создании значении музея в группе;

  -  проведение занятий;

  - проведение родительского собрания («Мини музей в детском саду»);

 - сотрудничество с Домом музеем «Коми-изба», социально- досуговым  

    центром;

  - проведение семинара практикума с родителями;

  - совместные вечера-развлечения;

  - совместные экскурсии в музей;

  - рассматривание экспонатов в музее.

 

  1. 2.    Практический этап (или этап реализации проекта)

 

- создание мини-музея в группе;

- сбор экспонатов для музея;

- разработка экскурсий.

     

  1. 3.    Внедренческий

  

   - открытие мини-музея в группе;

   - экскурсия в мини-музей;

   - приглашение гостей (дети с других детских учреждений, родители);

   - встреча с интересными людьми;

   - разработка различных видов экскурсий для музея;

   - пополнения атрибутов для музея;

   - проведение образовательной деятельности в мини-музее.

 

 

Описание мини-музея «Такая разная кора»

Цель: Познакомить детей с защитными функциями коры (кора – «одежда» дерева), с её разнообразием, некоторыми древесными насекомыми, древесными грибами, использованием коры человеком, народными промыслами, а также формировать основы экологически грамотного поведения (почему нельзя повреждать кору).

 Задачи:

  1. Знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей;
  2. Воспитывать детей бережному отношению к природе.
  3. Продолжать учить детей играть с шишками, деревянными игрушками, рассматривать на пеньках годичные кольца, изучать книги, вместе с родителями делать поделки из древесины, коры, шишек, листьев и пополнять экспозицию.

 

«Такая разная кора»

Запланированный коллективом нашего детского сада мини-музей дерева оказалось столь объемным, что мы решили вначале изучить отдельные части деревьев, а затем уже создать мини-музей, посвящённый растению в целом.

Мини-музеи мы создаём в процессе работы по каждому блоку занятий программы Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа». Идея «Мини-музея коры» родилась, когда мы с детьми изучали блок «Растения» и работали по проекту «Наше дерево». Все экспонаты размещены в группе, на полках, на полу и стенах. Мини-музей сделан в форме объёмного дерева.

С чем знакомит мини-музей

  • Раздел «Портретная галерея». Кусочки коры разных растений оформлены в виде картин (прикреплены к картонной основе и вставлены в рамки). Каждый образец подписан, к нему добавлено изображение листа дерева. Этот раздел позволяет воспитателю показать различающиеся по внешнему виду и структуре виды коры разных деревьев (дубовой, березовой, сосновой, еловой, осиновой, кипарисовой и т.п.); дать детям потрогать, понюхать кору, сравнить её по цвету, толщине; показать, что по коре можно определить возраст дерева или место, с которого она взята (с верхушки дерева или у его корней), объяснить, что такое пробковый слой; кора – это «одежда» дерева, его защита.
  • Раздел «Кора и обитатели леса». Кора – это убежище для многих насекомых (в этом разделе дети могут рассмотреть бревно, в щелях коры которого размещены мелкие игрушки-насекомые). Кора – это пища лосей, зайцев и других животных. (в центре настенного панно прикреплён кусочек коры, вокруг которого расположены изображения животных.)
  • Раздел «Почему кору нужно беречь». Этот раздел помогает объяснить детям, почему нельзя разрушать кору, делать на ней надписи. В нём размещена картинка с изображением руки человека, вырезающего буквы на стволе дерева. Остальные материалы демонстрируют, что происходит с деревом, когда его кора надрезана. (Она поражается разными грибами, насекомыми, в результате дерево заболевает, гибнет). Здесь же можно познакомиться с разрушителями древесной коры: грибом-трутовиком и жуками-короедами. В разделе представлены «портреты» последних, схема-рисунок «Как живёт жук-короед, образцы «испорченной» человеком коры и «кружевной» древесины, поеденной жуками. В разговоре с детьми воспитатель подчёркивает, что жуки не «убивают» дерево, они лишь разрушают его ствол после того, как повреждается кора, и дерево становится слабым, болеет.
  • Раздел «Как люди используют кору». В разделе размещены различные изделия из коры, например, из бересты (бытовые изделия и украшения, берестяные письма); иллюстрации, например, как из сосновой коры настилали крышу; лапти из лыка (липа); пробки, сувениры из коры. Рассказывается о том, как люди лечатся корой (вывешены пакетики с корой дуба); размягчают с её помощью кожи (дубление); окрашивают ткани и другие материалы (отсюда название цвета – «коричневый», цвет коры).
  • Раздел «Чем пахнет кора». В разделе находятся полотняные мешочки с сильно пахнущей корой, например, с пищевой корицей, корой можжевельника. Мешочки плотно завязываются и прикрепляются к панно с помощью длинных шнурков. На панно вывешивается знак, объясняющий детям, что этот экспонат можно понюхать.
  • Игротека. Игровые задания оформляются в виде текстов и обозначаются знаком «Помощь взрослого». Они могут находится в разных разделах мини-музея. Такими заданиями могут быть: лабиринт «Помоги дятлу добраться до жучка»; упражнение «Выложи в правильной последовательности» (детям предлагается выложить в определённой последовательности картинки, отражающие схему возможной гибели дерева: кору дерева режут ножом – появляется гриб-трудовик – появляются жуки короеды – дерево погибает); «Кто самый внимательный?» (дети вместе со взрослыми находят спрятанных в мини-музее животных, считают их, например: сколько в музее божьих коровок? Грибов трудовиков? Где спрятался жук-короед?). Поскольку мини-музей интерактивный, дети могут трогать его экспонаты, самостоятельно дополнять разделы и выполнять ряд заданий, например, с ящиком ощущений. Педагог кладёт в него ежедневно или раз в несколько дней новый предмет, имеющий отношение к коре: различающиеся по характеристикам кусочки коры (толстые, тонкие, гладкие, шероховатые), гриб-трудовик, насекомое (игрушка), предмет из раздела «Берестяные изделия».
  • Раздел «Золотые ручки» - детские поделки из коры, рисунки, аппликации и т.п.

 

Как мы работаем в мини-музее.

Экскурсия

Воспитатель приводит детей в мини-музей и даёт им время всё рассмотреть. Обращает внимание на то, что больше всего места в музее занимает дерево. Значит, это дерево хочет «рассказать» о себе что-то интересное. Показывает образец коры и спрашивает, знают ли ребята, что это такое. Где они видели кору? Объясняет, что кора есть у каждого дерева, кустарника. Спрашивает, что сегодня надето на самих детях. Подчёркивает, что у каждого дерева, как и у человека, есть свой наряд – кора. Она защищает растения от холода и ветра так же, как нас – наша одежда. Дошкольники трогают, рассматривают кору, выясняют, шершавая она или гладкая, сколько в ней щелочек. Затем рассматривают макет дерева. (В «коре» сделана прорезь – карманчик, куда вставлено изображение жучка). Дети определяют, чьи усики торчат из щелочки в коре, и вытаскивают жучка. Воспитатель говорит, что жучок спрятался в коре от холода, где нашёл себе тёплую щёлочку. Дети рассматривают и других жучков, спрятавшихся в коре. В заключение педагог делает обобщение. Сегодня мы узнали о коре, что такое кора? (ответы детей) Кора – это особая одежда растений. Она есть у всех деревьев. Кора бывает шершавой и гладкой, в ней много щелочек, а в щелочках могут прятаться жучки.    

Знакомясь с подразделом «Береста» дети исследуют структуру берёзовой коры (тонкая, слоистая, с разными слоями), определяют, какая сторона коры – внешняя или внутренняя – использовался при изготовлении поделок. Трогают бересту, прикладывают к щеке, чтобы ощутить её тепло, нюхают.

Воспитатель рассказывает о том, как добывают бересту для поделок, обращая внимание на то, что бересту снимают только с тех деревьев, которые готовят к рубке.

Воспитатель показывает детям декоративные предметы из бересты (шкатулки, браслеты, брелки, пояса и т.п.) и предметы постоянного, бытового пользования (расчёски, туеса, солонки, корзинки). Дошкольники знакомятся с разными способами изготовления таких изделий: сшиванием крупных цельных полотнищ тонкой берестяной нитью, плетением их берестяных полос, аппликацией, резьбой, выдавливанием узора и т.д.

 

Как нарисовать кору (изобразительная деятельность)

  1. Рисуется контур ствола. Свечой вдоль по стволу наносятся волнистые линии. Затем все закрашивается темно-коричневой акварелью.
  2. Рисуется контур ствола. Шероховатая структура коры передаётся с помощью технологии тычка.
  3. Вырезается трафарет в форме ствола. Трафарет накладывается на лист бумаги. Краска по трафарету наносится мятой бумагой или скомканной тряпочкой. Можно использовать цвета разных оттенков коричневой краски.
  4. Рисуется контур ствола. Из коричневого пластилина раскатываются тонкие колбаски, которые выкладывают вдоль ствола, постепенно заполняя собой все пространство между контурными линиями.

 

Работа с родителями

В начале года было проведено родительское собрание, где мы познакомили родителей по проекту «Музей и дети». А также было сказано, что «ознакомление с окружающим миром включены занятия по экологии, подчеркнув, что они будут способствовать общему развитию ребёнка, повышения уровня его культуры, преображению навыков экологического безопасного поведения.

Провели опрос родителей и попросив их ответить «Зачем нужны музеи?». Вариантов ответа было несколько:

- музеи нужны, чтобы в них ходить.

- чтобы увидеть разные картины, как красиво их рисовали.

- чтобы старые вещи, которые сейчас не нужны, можно было их увидеть.

- какие вещи насилии наши предки: бабушки, прабабушки.

- в музеях люди собирают разные красивые картины, статуэтки, чтобы они не пропали и чтобы все могли на них любоваться.

Для родителей в группе вывешивается красочное объявление. Многие родители путешествуют и привозят экспонаты, например картины из бересты, туески, коробки, шкатулки разные. Многих родителей наших детей дома построены рядом с лесом. Дети очень хорошо знают, что лес очень нужен людям, животным, птицам, насекомым, что лес нас кормит, лечит и оберегает.

 Каждую осень организовываем совместные экскурсии в ближайший лес, где нас встречает «лесовичок», проводит различные игры и конкурсы. Собираем вместе с родителями шишки, сухие листья для аппликации. Необычные палки для поделок из природного материала, для пополнения коллекции.

Ежегодно к празднику Осени родители вместе с детьми готовили интересные поделки из природного материала, за которые получали призы.

Для зимующих птиц папы делали кормушки. Дети зимующих птиц папы делали кормушки. Дети зимой подкармливают птиц пшеном, хлебом, салом.

Большую помощь в создании мини-музея, помогли родители Сандрин П.А. Из сухих прутьев сделал нам в группе забор-плетень. Закрепил на стене исскуственное  дерево на стене, прикрепил полки для размещения деревянных предметов.

Попов С.Г. помог нам с фотовыставкой картины природы о родном крае, альбомы, фотокалендари, фотомагниты, рамки для панно. 

Брусницина А.Г. , Ануфриева Т.В. часто приглашают нас, наших детей детского сада на экскурсию в свой музей «коми-изба» и музей ШРНКМ на выставке разные. Анна Геннадьевна и Татьяна Васильевна рассказывает и показывает картины семейной коллекции, предмета быта, поделки из бересты связанной с природой. Дарят нашему мини-музею деревянные фигурки, куклы сшитые руками родителей. А также нам подарили изделия из бересты такие родители: Миляхова Н.Д., Кунина Н.В., Сандрина А.С. для создания развивающей среды музея.

Работа с музеем плодотворна ещё и потому, что многие дети посещают его вместе с родителями в выходные дни, что позволяет закрепить знания, углубить полученные на общей экскурсии впечатления.

 

Значение и использование мини-музеев в дошкольном учреждении

В группах у детей – игрушки, а мини-музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые – орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, познавать, пробовать действовать с ними. В детском музее, что дети видят, все что их окружает и все что происходит на занятиях, влияет на них, и даже маленькая деталь оказывает прекрасное воздействие. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатываются в их чувствительных сердцах, впечатление сказывается на характере ребёнка.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Мини-музей в группах позволили воспитателям сделать привычным и привлекательным для детей. Красивые музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игры, беседы. Для развития речи воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.

Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев организовывались выставки. Большой интерес и взрослых и детей вызвала экспозиция «Чайник – друг самовара». Её основу составили различные чайники. Очень много было разных чайников в форме клубнички, яблока, винограда, чайники большие и маленькие. Послушали их историю. Участие в создании экспозиции принимали участие не только воспитатели, но и родители. Среди экспонатов оказалось много старинного фарфора у наших бабушек и прабабушек.

Дошкольники нашей группы знакомились с мини-музеями своих «коллег». В младшей группе нашего сада «Оленёнок» создан мини-музей «Северный колорит» - экспонаты и быт народа ханты, коми. А в средней группе создан мини-музей «Волшебница вода». Мини-музей стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создание детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты. Ребята их старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей – результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Главное мы достигли своей цели: как вовремя создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи – ШРНКМ, Природно-этнографический парк – музей «Живун». Дом-музей «Коми изба», дети делились своими впечатлениями после посещения музея с воспитателями, детьми, а родители писали отзывы об увиденном.

Результаты моей работы считаю:


  • Введение ребёнка в мир искусства, развитие его художественной культуры.
  • Способствование возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам.
  • Формирование «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения.
  • Развитие художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления.

    

         Консультация для родителей     «Идём в музей!»

 

Мы живём в Мужах.  В селе Мужи находятся три музея.

  1. Шурышкарский районный историко-краеведческий музей (ШРИКМ).
  2. Природно-этнографический парк – музей «Живун».
  3. Дом-музей «Коми-изба».

 

Посещение в музей на детей оказывает глубокое воздействие: новизна архитектуры, интерьеры залов и сами экспонаты – подлинники создают особую атмосферу «образ-музея», развивают познавательные интересы. Встреча с уникальными и высокохудожественными произведениями приобщает ребёнка к миру общечеловеческих ценностей, истории, воспитывает художественный вкус, потребность в прекрасном. Чтобы посещение музея доставило радость вам и вашему ребёнку, я подготовила рекомендации на основе опроса родителей и детей нашего детского сада:

  1. Выберите музей в соответствии с вашими интересами и желанием ребёнка.
  2. Побеседуйте с ребёнком о профиле музея правила поведения. Например: «Когда я первый пришёл в музей, мне очень хотелось потрогать всё руками. А как ты думаешь, почему я этого не сделал? А что будет, если в музее все будут громко разговаривать?.
  3. Экскурсия по музею не должна превышать один час. Информация, усвоенная на пороге усталости, - не эффективна.
  4.  После посещения музея побеседуйте с ребёнком о том, что он запомнил, что было интересно, красиво, попросите ребёнка рассказать в детском саду о музее, экспонатах; поделитесь своими впечатлениями с воспитателями и другими родителями.

 

Отзыв родителей и детей после посещения музеев.

«Музейная ночь 2011»

1. Мы всей семьей уже третий год посещаем «Музейную ночь». Это так интересно и познавательно. Поэтапное движение по экспозиционным залам по маршрутным листам с указанием направления путешествия заинтриговывает, завораживает. Все новые и новые испытания, заработать побольше «музонов». Очень понравилось сочинять стихи, разыгрывание сказки «Репка», разгадывание кроссворда, посещение «Зимнего Чума». Спасибо за вкусный чай и угощение!

Семья Шумских, Рочевых, Кожевиных


2. Большое спасибо сотрудникам музея «Коми изба» за увлекательное и интересное мероприятие «По следам медвежонка Ошпи». Очень понравилось. Дети с интересом выполняли все задания, заинтересовали ребят разные конкурсы, общения сотрудниками музея.

Родители и дети

д/с «Оленёнок»

 

  1. Мы посетили выставку в музее ШРИКМ фотокартины С.Попова. Т. Паршуковой картины родного северного края «Первый заморозок», «Лебеди», «Осенний урожай», «Птичье кафе», «Клюква поспела», «Зимний наряд», «Птенцы чайки», «Гнездо орла», «Ледоход на реке Оби». Все картины понравились. Беседа по картинам была интересная, увлекательная, познавательная, которую проводил экскурсовод Ольга Николаевна. Спасибо за прекрасную экскурсию.

семья Куниных, Романовых, Коневых

 

  1. дети старше и подготовительной группы д/сада «Оленёнок» вместе с воспитателями и родителями посетили выставку в музее «Коми изба», «Волшебный лоскуток», «Друг самовара – чайник». Дети увидели очень много и красиво сшитые из лоскутков руками рукодельниц подушки, скатерти, одеяла, шторы, аппликация салфеток, панно, коврика, а также очень много разных чайников в форме клубнички, яблока, чайники большие и маленькие. Очень понравилось разнообразия чайников, послушали их историю. Рассказывала и показывала изделия из лоскутков и чайники экскурсовод Наталья Ивановна. Благодарим за интересную беседу и экскурсию Наталью Ивановну. Здоровья вам и добра!

Родители: Соломатова Н.Ф.

Дочь Алёна

Миляхова Н.Д.

Сын Игнат

 

  1. Детский сад «Оленёнок» посетил выставку «Одежда народов коми-зырян и ханты» на финно-угорском фестивале в ЦНТ. Благодарим за интересную, познавательную беседу Анну Александровну. На выставке было представлены разные сшитые и вязаные вещи, куклы, изделия из бересты, бисера, кости, дерева. Очень большая красивая выставка. Дети отвечали на вопросы викторины, отгадывали загадки, играли в народные игры, также выучили коми-слова. За правильные ответы, получали дети призы и вручали благодарность за творчество и активное участие в Днях культуры финно-угорских народов с юными талантами. Большое спасибо Анне Александровне за выставку и беседу.

 

д/сад «Оленёнок»

дети и воспитатели

 

  1. Наша семья посетила выставку в музее «Коми Изба», где хранятся старые вещи, экспонаты и быт наших предков, напоминая традиции наших предков. Хорошо, что есть такой дом-музей, где молодеешь, дети могут узнать, как жили их бабушки, прабабушки, увидеть какую одежду носили, какая обстановка в доме. Как рыбачили деды, прадеды, какие мастерицы были наши бабушки. Какими трудолюбивыми были наши предки, смотрят дети и сами будут стараться на них походить.

     Спасибо всем сотрудникам музея и Татьяне Васильевне за творческий труд.

 

Семья Уткиных, Брусницыных

 

 

  1. Вечер посвященный И.Г. Истомину был организован Татьяной Васильевной «День памяти» земляка И.Г. Истомина. Ушёл из жизни наш замечательный писатель, оставив после себя более чем 20 замечательных книг: такие как «Живун», «Встань трава», «Последнее кочье». Много стихов, которые мы жители с.Мужи никогда не забудем, будем изучать и желаем молодёжи брать пример. Я считаю, кто не знает произведения И.Г. Истомина, тот не знает историю края ЯМАЛА. Огромное спасибо работникам музея за интересный добрый теплый приём. Организатору вечера Татьяне Васильевне, что старается собрать гостей, внимательно относится к нам теплой душой каждому пришедшему на вечер.

 

Родители, гости:

Соломатова Е.Г.

Попова  И.В

Панащенко Е.А.

 

 

  1. Мы посетили музей. Послушали беседу Татьяны Васильевны о улицах нашего села Мужи. Дети отвечали на вопросы: «Какие улицы они знают? На какой улице они живут? В честь кого названа данная улица?» Татьяна Васильевна интересно рассказала о творческих людей в честь кого названа улица Истомина, Архангельского, Филиппова и другие. Беседа познавательная для детей. Она помогает воспитывать настоящих патриотов. Дети и мы родители много интересного и нового узнали из жизни знаменитых людей-земляков. Беседа чередовалась с играми, песнями, физическими паузами. 

 

Родители д/сада:

Марухленко О.В.

Рочева Н.Н.

СандринП.А.

 

 Сотрудничество с семьей по проекту  «Музей и дети»

 

№ п/п

Тема

Цель

Методические приемы

1

2

3

4

2

Семинар-практикум «Знание музея в развитии ребенка»

Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику. Привлечь родителей к проведению активного досуга в выходные дни. Способствовать культурному росту семьи.

Мини-исследование «Может ли влиять музей на развитие ребенка?» открытый показ занятия в «коми-избе»

Русская народная игрушка «матрешка»

3

Консультация «Идем в музей» Памятка для родителей

Обогащать педагогические умения родителей. Способствовать повышению внимания к познавательному и эстетическому развитию ребенка.

Беседа по вопросам «Почему выбрали данный музей?» «На что хотите обратить внимание ребенка?» Рекомендации воспитателя по посещению музея.

4

Беседа с родителями после посещения музея. «Волшебный лоскуток» «Друг самовара-чайник»

Вовлечь  родителей в обсуждение. Способствовать развитию у них уверенности в своих воспитательных возможностях о волшебном лоскутке.

Беседа по вопросам «Какие экспонаты заинтересовали вас и ребенка?» «Что посоветуете другим родителям?» «Куда решили пойти в следующий раз?»

5

Совместные вечера-развлечений «Музейная ночь»

Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми. Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним, соучастие в общей деятельности.

Театральные игры, сюрпризные моменты, конкурсы, викторины. Высказывание родителей о посещение музеев.

6

Выставка фото картин «о родном крае» С.Г.Попова, Т.Паршуковой

Способствовать повышению внимания родителей к музейной педагогике, к фото картинам нашего края.

Фотографии нашей природы: уральские горы, река, ягоды, деревья, птиц, животных.

7

Музей и дети

Знакомство с деятельностью нашего села, нашего края, улиц, в честь кого названы улицы.

Ознакомление родителей с содержанием работы, рекомендации по посещению выставок в музее.

8

Экскурсия в природно-этнографический парк-музей «Живун»

Празднование коренными жителями 7 апреля – «Ворна –хатл» - вороний день.

Ознакомление гостей с обычаями народа ханты. Как они празднуют этот праздник, какие обычаи они применяют и продолжают их, передавая их детям, внукам.

 Конспекты занятия по проекту мини-музея «Музей и дети»

 

Тема: «Друг самовара – чайник».

Цель:

  1. Познакомить детей с русским самоваром (в сравнении с чайником);
  2. Познакомить с церемонией чаепития на Руси;
  3. Воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
  4. Расширять лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие», «баранки», «чайник».

 

Материал: баранки, сушки, варенье, самовар, чайник, конфеты).

 

Ход занятия:

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие!

Приходите, садитесь поудобнее.

«Дай Бог тому,

Кто к нашему дому, -

Дорогим гостям,

Малым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьицем!

Очень рада вас всех видеть. Дети, посмотрите сюда (показываю самовар). Что это такое?

- самовар – отвечают дети.

Ребёнок читает стихотворение:

Давно на белом свете

Живёт годами стар,

Поэтами воспетый

Пузатый самовар.

Сиянье изучая

Морозным синим днём,

Он сердце согревает

Особенным теплом.

Хозяйка:

Вот какой красивый самовар! А у кого из вас есть самовар?

(дети отвечают).

Хозяйка: давным  давно, когда ещё не было на свете, даже ваших бабушек, появился на Руси самовар. Он и избу украшал и всех чаем угощал. А делали такие самовары в городе Туле. Сначала их было мало. Чтобы купить самовар, надо было иметь много денег. Потом в Туле стали делать больше самоваров, они стали меньше стоить. Вот тогда-то самовар могла себе позволить почти каждая семья.

Хозяйка: Для чего он нужен?

Дети: чай пить.

Хозяйка: Чай на Руси очень любили пить.

Чай пьёшь – до ста лет живешь» (пословица)

Дети повторяют пословицу.

Хозяйка: Дети на что похож самовар? (сравнение самовара и чайника).

А почему, вы решили, что самовар похож на чайник?

Дети рассуждают: «У чайника и самовара есть дно и крышка. И в самоваре и в чайнике кипятят воду. Есть носик, откуда кипяток наливают (Ксюша, Егор, Игорь, Саша, Кристина).

Хозяйка: Ребятки, отгадайте-ка загадки

  1. У носатого Фоки

            Постоянно руки в боки

            Фока воду кипятит

            И, как зеркало, блестит.

            (самовар)

  1. На голове пуговка,

      В носу решето,

      Одна рука

     Да и та на спине.

     (чайник)

(дети отгадывают)

Хозяйка: Давайте с вами поставим самовар, пусть в нём вода кипятится, а мы будем раскрашивать чайники.

(дети разукрашивают чайники).

Хозяйка: Любо-дорого смотреть на ваши чайники, самовары. Они хорошо поработали, но и отдохнуть, повеселится тоже умели. Сейчас мы будем играть и веселиться.

  1. Игра: «Кто позвал, угадай»

Выбирается считалкой ребёнок. Ему завязывают глаза. Дети встают в хоровод, идут по кругу, на кого взрослый покажет, тот говорит:

«Машенька, ау-ау,

Слышишь, я тебя зову».

Хозяйка: «Маша, глаза не открывай

Кто позвал – угадай».

Если ребёнок угадал, в круг становится зовущий.

  1. Игра: «Ручеек».

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки поднимают их вверх (образуют ворота). Пара проходит через строй играющих и становится впереди и т.д.

Игра проводится в быстром темпе в течении 3-4 мин.

Хозяйка: Любили чай пить на Руси.

А как вы думаете, с кем?

(баранками, сушками, вареньем, сахаром, конфетами – отвечали дети).

Хозяйка: Любили на Руси пить чай с баранками, сушками, вареньем. А вы любите варенье?

Дети: да.

Хозяйка: Из чего варят варенье?

- (яблок, слив, груш, вишен)

- из ягод (черника, брусника, морошка, клюква, голубика).

Хозяйка: Вот пока мы говорили и играли, чай поспел.

Хозяйка:

Он пыхтит, вода клокочет,

Больше греться уж не хочет.

Крышка громко зазвенела,

Пейте чай – вода вскипела.

Ай да, самовар!

Пейте, пейте, не робейте, чай пьёшь – до ста лет живёшь.

Чай здоровья прибавляет

С чая лиха не бывает!

(разносят детям чай).

Дети пьют чай с баранками, сушками, сахаром, конфетами.

После чаепития дети благодарят хозяйку и уходят.

Приложение:

Тематика занятий и экскурсий с детьми и родителями старшей – подготовительной группы по проекту «Музей и дети»

Памятка для родителей "В музее с ребенком"

Поделиться
Просмотров: 49014
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.