Использование домашних заданий родителями с целью профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста. |
чт., 16.02.2012 |
Конкурсант:
Гебра Марьяна Ивановна
Учитель-логопед,
первая квалификационная категория;
МБДОУ Центр развития ребёнка детский сад №81 «Мальвина»
ХМАО-Югра г.Сургут
"Письменная речь не есть простой перевод
устной речи в письменные знаки,
и овладение письменной речью не есть
просто усвоение техники письма".
Л.С.Выготский
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.
В случае несформированности необходимых предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям труднее усваивать правила), которые будут «сосуществовать» с дисграфическими.
Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.
В наше время все чаще встречаются дети с нарушениями речи и дисграфией. Многие родители и учителя не знакомы с данной проблемой и им трудно помочь, своим детям. Коррекционная работа будет более результативной, если в ней будут задействованы родители.
Работа с родителями ведется по двум направлениям:
- информационно-просветительское, направленное на повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей, например консультации выставляются в родительских уголках 1 раз в месяц, выступление на родительских собраниях ( три раза в год) и т.д. (см. Приложение №1)
- практическое направления, дающее возможность родителям понимать и уметь выполнять рекомендации и задания данные логопедом, а также использовать интересные приемы логопедии в домашних условиях еженедельно, в выходные дни. Помимо заданий направленных на автоматизацию поставленных звуков, предлагается родителям карточки по профилактике акустической дисграфии. (см. Приложение №2)
Карточки с домашними заданиями решают следующие задачи:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
Регулярная работа с детьми по профилактике акустической дисграфии - родителями, воспитателями, логопедами, в предлагаемых направлениях, преодолеет появление школьных трудностей, если они были предупреждены в дошкольном возрасте.
Приложение:
Консультация для родителей РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ
Приложение ¦1.docx (16.78 КБ)
Карточки по профилактике акустической дисграфии
Приложение ¦2.docx (139.38 КБ)