Использование домашних заданий родителями с целью профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

  чт., 16.02.2012

Конкурсант:

Гебра Марьяна Ивановна

Учитель-логопед,

первая квалификационная категория;

МБДОУ Центр развития ребёнка детский сад №81 «Мальвина»

ХМАО-Югра г.Сургут

 

"Письменная речь не есть простой перевод

 устной речи в письменные знаки,

и овладение письменной речью не есть

просто усвоение техники письма". 

Л.С.Выготский

 

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.

В случае несформированности необходимых предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям труднее усваивать правила), которые будут «сосуществовать» с дисграфическими.

    Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.

    В наше время все чаще встречаются дети с нарушениями речи и дисграфией. Многие родители и учителя не знакомы с данной проблемой и им трудно помочь, своим детям. Коррекционная работа будет более результативной, если в ней будут задействованы родители.

     Работа с родителями  ведется по двум направлениям:

- информационно-просветительское, направленное на повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей, например консультации выставляются в родительских уголках 1 раз в месяц, выступление на родительских собраниях ( три раза в год) и т.д. (см. Приложение №1)

- практическое направления, дающее возможность родителям понимать и уметь выполнять рекомендации и задания данные логопедом, а также использовать интересные приемы логопедии в домашних условиях еженедельно, в выходные дни. Помимо заданий направленных на автоматизацию поставленных звуков, предлагается родителям карточки по профилактике акустической дисграфии. (см. Приложение №2)

Карточки с домашними заданиями решают следующие задачи:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

     Регулярная работа с детьми по профилактике акустической дисграфии -   родителями, воспитателями, логопедами, в предлагаемых направлениях, преодолеет  появление школьных трудностей, если они были предупреждены в дошкольном возрасте.

Приложение:

Консультация для родителей РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ

Приложение ¦1.docx (16.78 КБ)

Карточки по профилактике акустической дисграфии

Приложение ¦2.docx (139.38 КБ)

Поделиться
Просмотров: 5424
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.