Родительская встреча в старшей группе "Дети о своих правах"

  чт., 16.02.2012

Конкурсант:

Пушкарева Ольга Ивановна,

воспитатель, 

высшая квалификационная категория

МАДОУ детский сад «Родничок»

комбинированного вида

Абатский район, село Абатское

Согреть заботой детское сердечко-

Пусть эта мысль не так уж и нова.

Но в этом мире, сложном бесконечно,

Ребенок должен знать свои права.

 

Цель:

1. Знакомить родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей.

2. Повышать уровень правовой культуры родителей.

 

Задачи:

1. Вести правовое просвещение родителей, содействовать защите прав и достоинств детей.

2. Ознакомить детей и родителей с Конвенцией ООН о правах ребенка.

 

Предварительная работа:

 

- разучивание с детьми стихов о семье, о дружбе, о правах (Приложение 1);

- изготовление памяток по теме родительского собрания (Приложение 2);

- анкетирование родителей по теме собрания (Приложение 3);

- составление генеалогического древа каждой семьи (Приложение 4); 

- пословицы поговорки о семье, о дружбе (Приложение 5);

- подбор музыкальных произведений (Приложение 6);

- чтение художественных произведений (Приложение 7);

- значение имен (Приложение 8).

 

Ход родительской встречи.

 

Зал оформлен детскими рисунками, генеалогическими древами семей. На столах находятся законодательные акты о правах ребенка, оформленные пословицы и поговорки. Родители и дети сидят парами. Звучит музыка.

 

Воспитатель:

Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас на родительских встречах. Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Это означает, что вам не безразличны права ваших детей.

А действительно ли данная тема заслуживает нашего внимания? Зависит ли благополучие наших детей от нас, взрослых? Сегодня на нашей встрече мы будем говорить о правах маленьких граждан, т.е. о правах наших детей.

У нас у всех есть права. А есть ли они у ваших детей? Попробуем сегодня все вместе в этом разобраться. Перед вами на столах лежат законодательные акты о правах ребенка, на которые мы будем опираться. Нашими помощниками станут пословицы и поговорки, которые находятся также перед вами. А так же нам сегодня будут помогать наши дети. Но сначала давайте подведем итоги анкетирования, которое мы провели незадолго до родительской встречи (озвучиваются).

 Анкетирование показало, что мы, взрослые недостаточно знакомы с нормативными документами, гарантирующими права ребенка. Таких документов немало.

 

1. Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году, в которой сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им “счастливое детство”. Декларация провозглашает, что “человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет”, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

 

2. Конвенция о правах ребенка, принята Генеральной Ассамблей от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено отмечать как День прав ребенка.

Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

3. Права детей в России.

 Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- Федеральный закон об образовании;

- Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;

А также ещё существуют правительственные федеральные целевые программы. Они направлены на создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Например, программа “Дети России” включила в себя разделы: “Одаренные дети”, “Организация летнего отдыха детей”.

Воспитатель:

Как вы видите, документов, регулирующих права детей, немало. Но не может же ребенок в свои 5-7 лет изучить эти права самостоятельно. Взрослые должны прийти на помощь.

А сейчас мы расскажем и покажем вам, как в нашем детском саду дети знакомятся с правами ребёнка.

 

Ребенок: Полина С

 

Как хорошо, что есть права.

Закон нас строго защищает,

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают

Звучит запись «Плач ребёнка»

Воспитатель: (В) Ребята как вы думаете, кто это плачет?

Дети: (Д) Это плачет маленький ребёнок. (Статья 6, 24)

В: Да, с таким плачем рождаются все дети (показывает коляски с куклами)  Посмотрите и скажите: эти «новорожденные» чем-нибудь отличаются друг от друга?

Д: Нет, ничем не отличаются.

В: А что это у них? (обращает их внимание на манжетки, привязанные к рукам кукол)                                         

Д: Ответы.

В: Новорожденных детей очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет, есть только манжетки (с цифрами даты рождения, фамилией мамы). Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки, на них была написана дата вашего рождения.  Вы знаете, когда вы родились?

Д:   Ответы.

В: А вам бы понравилось. Если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке?

Д: Ответы.

В: Как вы считаете, зачем  люди придумали имена?

Д: Ответы.

В: У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем.

Ребята, а кто мне подскажет, как же наши мамы узнают, где чей рисунок?

Д: Написано имя ребенка.

В: Правильно.

Каждый ребенок с рождения имеет:  

«ПРАВО НА ИМЯ»  (повторяют несколько раз хором, вывешивают на доску)       Статья 7

В: Когда рождается ребёнок, родители выбирают ему имя.

А знаете ли вы, ребята, что каждое имя что-то означает?

Физминутка:            «Подбородок малютка»

                                   Подбородочек – малютка,

                                    Щечки, щечки,

                                    Носик, губки.

                                    А за губками – язык.

                                    С соской он дружить привык.

                                    Бровки, бровки,

                                    Лобик, лобик – умница

                                    Мама не налюбуется.

(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д. На последней строчке можно поцеловать своего ребёнка.)

Игра   «Назови ласково»

В: Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Сейчас родители скажут вам на ушко ваши ласковые имена (Мамы (папы) говорят по секрету на ушко своему ребенку ласковые имена).  Дети достают из сундучка фотографии и называют ласково свое имя.

В: Когда рождается человек (ребёнок) ему дают имя, и он получает Документ, который называется «Свидетельство о рождении».   

В: (воспитатель обращает внимание на графы, печать, герб)

Посмотрите, на  документе изображен герб нашей страны России, значит, этот документ принадлежит гражданину России.     

Вы имеете право не только на ИМЯ, но и на гражданство той страны, где вы родились. ВЫ – граждане России.

«ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО» (повторить несколько раз и прикрепить на доску)    Статья 7

В:   В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и

     отчество, которое даётся вам по имени отца.

Игра  «Когда я буду взрослым»

(Дети встают в круг, передают мяч друг другу и говорят: Когда я буду взрослым (ой), меня будут звать: называют себя по имени, отчеству)

В:  Молодцы.

А еще в «Свидетельстве о рождении» записаны ваши родители: МАМА и ПАПА. Кто помнит Фамилию, Имя, Отчество, мамы, папы?

Ребята, как вы думаете, это хорошо или плохо – иметь родителей, и для чего вам родители?                                    

Д: Ответы.

В: Дети имеют право на то, чтобы жить в семье.

«ПРАВО ЖИТЬ В СЕМЬЕ» (повторить несколько раз и прикрепить на доску)  Статья 9

В: Скажите, пожалуйста, «Что такое семья?»

(воспитатель помогает сказать  «Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге»)

Помогите мне……

                    Вместе – мама, папа, я-

                    Называется семья

                    По фамилии одной

                    Мама, я, и папа мой.

 

                    Я спросил у муравья:

                    - Для чего нужна семья?

                    - Просто вместе легче жить,

                    И работать и дружить.                                     

В: Молодцы.

(Воспитатель предлагает детям подойти к древу)

В: Смотрите ребята, Я принесла необычное дерево, на нем нарисованы кружки с изображениями членов семьи. Это – генеалогическое  древо, оно поможет нам установить родственные связи нашей семьи.

Давайте попробуем составить генеалогическое древо и понять,

что это такое на примере одной семьи.

Обозначим членов семьи кружочками.

– У мамы есть мама?

     (Да)

 – Кем она является для вас?

       (Бабушкой)

 – А мамин папа?

       (дедушка)

– У папы есть мама?

     (Да)

 – Кем она является для вас?

       (Бабушкой)

 – А папин папа?

       (дедушка)

 В: Корни дерева – это наши дедушки и бабушки.

      Ветки – это родители.

      Листья и плоды  - это дети.

Молодцы, а теперь попробуем его составить (составляем древо)

(Приложение 9) 

В: А какой должна быть семья?

Д: Семья должна быть дружной, крепкой, заботливой, большой и любимой.

Значит, каждый ребенок имеет право жить в семье.

Рефлексия.

В: Сегодня мы говорили о ваших правах.

Так на что вы имеете право?

Д: Перечисляют права с опорой на картинки.

В: Все ваши права записаны в одной книге которая называется   «Конвенция о правах ребёнка».

В: А вы бы  хотели еще узнать, на что вы имеете право.

Д:  Ответы.

В: Хорошо, на следующем нашем занятии мы с вами продолжим говорить о правах ребёнка.

Итак, скажем спасибо нашим детям, а мы с вами продолжим.

Воспитатель:

Предлагаем посмотреть вам на нашу выставку. Здесь вы видите генеалогические деревья  ваших семей. Изготовляя такие макеты, дети изучают свои семьи, их традиции, устои, родственные связи. На деревьях ваших семей представлены “корни” - более старшие поколения и “плоды” - это ваши дети. И если эти деревья будут разрастаться, а дети узнают больше о своих семьях, если вы будете поддерживать интерес детей, то нам кажется, что ваши дети будут более чуткими, заботливыми и к вам, и к бабушкам, дедушкам, а так же к своим детям.

-Какие  права  имеет ребёнок?

Ответы родителей.

Воспитатель:  Правильно, все права ребёнка представлены в «Конвенции о 

правах ребенка», особое внимание я предлагаю уделить изучению статей:

- Статья - 6

- Статья - 7

- Статья - 9

- Статья – 19 (особое внимание)

- Статья - 24

- Статья - 28

- Статья - 31

Воспитатель: Сегодня на родительской встрече мы рассмотрели и обратили вниман6ие лишь  на некоторые права наших детей. Как же можно знакомить детей с их правами ещё.

Ответы родителей.

Воспитатель:

   Правильно, можно использовать самые любимые детские сказки:

·  Андерсен Г.Х. Гадкий утёнок;

·  Берестов В. Как хорошо уметь читать;

·  Катаев В. Цветик-семицветик;

и другие.

И в заключение нашей встречи мы хотим подвести небольшой итог, и предлагаем вам составить цветок. Собрав его, мы сможем определить, до какого возраста человек считается ребенком, а также ещё раз закрепить в памяти права наших детей. Если оторвать хоть один лепесток, то цветок начнет гибнуть. Чтобы наши дети росли полноценными, цветущими, радующими нас, необходимо, чтобы все лепестки были целыми, а значит надо, чтобы все права наших детей соблюдались, не нарушались, и следить за этим должны в первую очередь мы взрослые (вместе с родителями собираем цветок, на лепестках которого написаны права детей).

В конце собрания родителям раздаются памятки с основными статьями Конвенции о правах ребенка, о также список детской литературы, которая поможет родителям при беседе с ребенком о их правах.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).

2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

3. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. — Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».

4. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007

5. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2008.

6. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. — «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.

8. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ — М.: ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).

9. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007

10. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).

11. Круглов Ю.Г.  Русские народные загадки, пословицы, поговорки.  – М.: Просвещение, 1990.

12. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») — учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.

13. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).

14. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008

15. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М.  Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.

16. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

Приложение

Приложение 1.doc (37 КБ) Приложение 2.doc (21 КБ) Приложение 3.doc (21 КБ) Приложение 4.doc (806 КБ) Приложение 5.doc (21 КБ) Приложение 6.doc (20 КБ) Приложение 7.doc (20.5 КБ) Приложение 8.doc (31 КБ)

Поделиться
Просмотров: 3573
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.