Литературная гостиная на тему: «Что такое доброта?»

  чт., 16.02.2012

Конкурсант:

Латынцева Галина Владимировна,

воспитатель, 

высшая квалификационная категория

МАДОУ детский сад «Родничок»

комбинированного вида

Абатский район, село Абатское

Цель:

Повышение уровня педагогической компетентности родителей в воспитании у детей истоков нравственности: доброты, доброжелательности, отзывчивости в отношении к близким и родным людям, животным, растениям.

 

Оформление зала:

Зал украшен плакатами: пословиц, высказываниями на тему о дружбе, доброте, любви и семейном благополучии.

 

«Против всего можно устоять, но не против доброты»       Ж.Ж.Руссо

«Трудно привести к добру нравоучениями - легко примером»   Сенека

«При солнышке – тепло, при матушке – добро!»

«Доброе дело веками помнится»

«Добро помни, а зло забывай!»

«Доброму везде добро»

«Не одежда красит человека, а его добрые дела»

«Добрые дела целыми веками живут»

«Для добра трудиться- есть чем похвалиться»

«Доброе братство лучшее богатство»

«С добрым дружись, а лукавых берегись!»

«Не тот тебе друг, кто в глаза льстит, тот тебе друг кто заочно добро творит»

«Добро того учит, кто слушает»

Предварительная работа:

Анкетирование родителей, беседы с родителями о том, как они прививают детям ответственность, доброжелательность, доброту, просмотр с детьми мультипликационных фильмов о дружбе, взаимопомощи, чтение сказок на данную тематику, заучивание стихов, песенок.

 

Ход мероприятия:

 

Звучит песня «Дорогою добра» (Приложение №1).

Дети и родители рассаживаются за столиками.

 

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, детки. Сегодня двери нашей гостиной вновь открыты.

Я приглашаю вас принять участие в театральной постановке- экспромте, которая называется «Волшебный шиповник».

(Роли исполняют родители, вытягивая листочки со словами персонажей сказки)

 

Действующие лица:

Ведущий

Бабушка

Внучка Аленка

Ворон

Медведь

Ласточка

Ромашка

Василек

Шмель

 

ВЕДУЩИЙ: В лесу поздней осенью происходят разные чудеса. Кто уже залег в  берлогу, а кто еще бродит по лесу. Много таинственного, сказочного можно увидеть в лесу. Волшебный, сказочный лес, он полон таинств и чудес. А  сейчас посмотрите  и послушайте историю, которая  произошла однажды.

ВЕДУШИЙ:  За горами, за долами, в одной деревушке, в маленькой избушке, жили- были бабушка и ее внучка Аленка. Наступила зима. Бабушка стряпала вкусные пирожки, вязала теплые рукавички, а Аленка шила.

АЛЕНКА: (поет)  Я, девочка- Аленка

                      Пою я песню звонко

                      Ля - ля –ля, ля- ля- ля!

                      Цветочки вышиваю,

                      На солнышко смотрю,

                      Для бабушки любимой,

                      Платочек я сошью.

ВЕДУЩИЙ:  Жили, они, не тужили, да вот только заболела бабушка. Испугалась Аленушка, жалко ей стало бабушку, очень уж она ее любила.

БАБУШКА:  Ой, заболела я внученька! Занеможила. Позови доктора.

ВЕДУЩИЙ:  Позвала Аленушка доктора и сказал он, что бабушку может вылечить только настой плодов шиповника. Аленушка была девочка маленькая, она не знала, что плоды шиповника собирают осенью. Оделась она потеплее и отправилась на поиски шиповника.

Шла по зимнему лесу, устала, нигде шиповника найти не может. Села на пенек и горько заплакала.

Мимо ворон пролетал…(летит, кричит)

 

ВОРОН:   Кар! Кар!

                 Я, черный ворон!

                 Везде летаю,

                 Про всех все знаю,

                 Кар! Кар! Кар!

 

ВЕДУЩИЙ:   Увидел ворон девочку Аленку и спрашивает:

 

ВОРОН:  Здравствуй, девочка! О чем плачешь?

 

АЛЕНКА:   Ищу я шиповник, чтобы вылечить свою бабушку.

 

ВОРОН:  Бедная маленькая девочка!

                Разве ты не знаешь, что шиповник можно собирать только осенью?

 

ВЕДУЩИЙ:  Заплакала Аленка еще громче.

 

ВОРОН:  Не плачь, Аленушка, я тебе помогу. Бери мое перышко, оно не простое, а волшебное. Махни вправо, махни влево, повернись вокруг себя и скажи волшебные слова:

    «РАЗ , ДВА, ТРИ - ПЕРЫШКО ЛЕТИ!»

 

АЛЕНКА:  Спасибо, добрый ворон!

                (ворон каркает и улетает)

               -  Вправо, влево, покружусь…

                 Раз, два, три - перышко лети!

                (подбрасывает перышко кверху)

 

ВЕДУЩИЙ: - Закружилось перышко, полетело, а когда на землю село, стал снег таять, побежали ручьи. Вокруг повеяло весною…(звучит весенняя мелодия)

Идет Аленушка, любуется весенним лесом.  Ищет, где же встретится шиповник, а найти не может.

                      -  Вот прошла зима,

                      Снег еще лежит

                      Но уже домой,

                      Ласточка спешит!

  (влетает ласточка, кружится…)

 

ЛАСТОЧКА:  На моем пути горы и леса,

                        Как тебя люблю, Красавица- Весна!

                        Здравствуй, девочка!

АЛЕНКА: - Здравствуй, Ласточка!

            Помоги мне найти шиповник для моей бабушки.

 

ЛАСТОЧКА: - Аленка, сейчас весна!

                        У шиповника появляются только зеленые листочки.

                        Тебе нужно ждать осени

       (кружится, улетает)

 

ВЕДУЩИЙ:  Вспомнила тут Аленка про свое волшебное перышко.

     

АЛЕНКА: (бросает перышко, говорит слова)

           -   Вправо, влево, покружусь!

               Раз, два, три- перышко лети!

 

ВЕДУЩИЙ: Закружилось перышко, полетело, а когда на землю село, видит Аленка: солнце весело улыбается, птицы поют, на поляне цветы цветут. Растут два цветка:  Ромашка и Василек.

 

ЦВЕТЫ:  - Мы, цветочки луговые,

                  Все прекрасно знают нас.

 

РОМАШКА:  - Я, ромашка  белая

                         И нарядна и скромна.

 

ВАСИЛЕК:   - Ну а я, Василек, самый лучший цветок.

 ( напевая, кружатся)

 

ВЕДУЩИЙ: А в это время шмель летит. Да все жужжит, жужжит, жужжит!

 

ШМЕЛЬ: - Я, шмель тяжелый, полосатый.

                   Целый день летал в саду.

                  Я не просто так летал,

                  Я цветы в саду считал,

                   …И ворчал…

                   Трудная работа…

                Ведь цветам в саду нет счета!

 

ВЕДУЩИЙ:  подходит Аленушка к цветам и говорит:

 

АЛЕНКА: - «Здравствуйте, цветочки луговые!

                    И ты, дядюшка – Шмель!

                    Не видал ли ты,  где куст шиповника растет?

 

ШМЕЛЬ:  Я везде летал, и шиповник встречал.

                   Но на нем сейчас цветочки,

                   А плодов я не видал.

 

ВАСИЛЕК:  Разве ты не знаешь, Аленушка, что плоды созревают только осенью.

(Аленка уходит от цветов, а шмель кружится и улетает)

 

ВЕДУЩИЙ:  Вспомнила Аленка про свое перышко, повеселела, взмахнула им и проговорила:

АЛЕНКА:  Вправо, влево, повернусь!

                   Раз, два, три - перышко лети!

 

ВЕДУЩИЙ:   Вот и листья пожелтели,

                        Закружил их ветерок,

                        Поднялись и полетели..

                        И на землю тихо сели.

Видит Аленушка по лесу медведь идет.

 

МЕДВЕДЬ:   Вы стесняться бросьте,

                       Приходите в гости,

                       Путь ко мне не длинный,

                       Угощу малиной!

                       Здравствуй, девочка!

 

АЛЕНКА:  Здравствуй, Мишенька!

                   Скажи, ты не видел куст шиповника с ягодами. Мне нужно, чтобы полечить

                   бабушку.

 

МЕДВЕДЬ: - Пойдем, я тебя к нему отведу!

                       (подходят к кусту шиповника)

                       Вот тот самый шиповник!

  (  Аленка тянет руки к шиповнику, колется о его шипы)

 

АЛЕНКА:   - Ой, ой, ой! Как же я сорву его ягоды, ведь он такой колючий?

 

МЕДВЕДЬ:   - Отгадай загадку мою Алена, и получишь ягоды!

 

                « Стоит колючка,

                  Кто подойдет,   

                  Того кольнет»

 

АЛЕНКА:   -  ШИПОВНИК!

 

МЕДВЕДЬ:  Молодец, Аленка!

                     А вот тебе и плоды шиповника.

               (подает ей ягоды) 


АЛЕНКА:   Спасибо, Мишенька!

                   До свиданья!

ВЕДУЩИЙ:  Обрадовалась Аленка, махнула своим волшебным перышком (машет), и  очутилась у домика своей бабушки. Заварила внучка чай из плодов шиповника, напоила им бабушку, и бабушка выздоровела. Рассказала  Аленушка ей о своем путешествии. Позвали они в гости всех, кто помогал, шиповник доставал.

(собираются все за столом)

  БАБУШКА:  Проходите, гости, дорогие! Я вас целебным чаем угощу!

(Выходят, кланяются все персонажи сказки)


Воспитатель: Ребята, вам понравилась девочка  Аленка из сказки?..

А что можно сказать о характере девочки, какая она? …

А как вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?

( Ответы детей: добрая, заботливая, отзывчивая, ласковая…

Далее ребята делятся личным опытом заботы о близких.)

Воспитатель: Да, ребята, быть добрым здорово. Доброту ценили во все времена. Слагали пословицы, поговорки, давайте вместе с вашими родителями повторим их.

(Читают высказывания, пословицы, поговорки, размещенные на стенде)

 

АЛЕНКА:  Ребятки, вы тоже вырастите добрыми, я в это верю,  я хочу с вами дружить. А разговор и  дружба всегда лучше ведется за чашкой чая. Я приглашаю вас в группу, отведать вкусный, целебный чай из волшебных ягод шиповника, которые я принесла из леса.

(Дети покидают зал, а разговор взрослых продолжается)


Воспитатель:   

А кто из вас уважаемые взрослые не хотел, чтобы у него был такой добрый, чуткий, отзывчивый ребенок, который мог преодолеть трудности, неудачи, невзгоды, не побояться неизвестного и придти на помощь в трудную минуту. Ведь именно об этом мечтают люди, подходя к преклонному возрасту- опоре на своих детей.

Ребенок от природы добр. Детская жестокость, которую мы наблюдаем у ребят, явление не типичное, а скорее всего патология или же не понимание ребенком, что такое больно.

Каждый родитель стремится воспитать своего малыша ласковым, честным, добрым, отзывчивым. Доброта должна лежать в основе нравственного воспитания.

В.А. Сухомлинский писал:

«Научите маленького ребенка ощущать, а потом и понимать, что добро только тогда добро, когда от него не плачут люди»

Да, добру надо учить.

(Диспут с родителями)

 

*Как вы думаете, что значит учить добру?

*Как этому учить?

*И что же такое доброта и доброжелательность?

*Что в понятии взрослых (родителей) воспитанность?

*Какие качества характера хотели привить своим детям

Воспитатель:

 «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим», - говорится в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова.

Доброта и доброжелательность – эти понятия очень связаны между собой.  Если у человека есть эти качества, то он всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается.

Игра:  «Чаша весов»

(Взрослые выстраиваются полукругом, беря мяч в руку, говорят, что они видят положительного в поступках своего ребенка, перекладывая мяч в другую руку, они говорят об отрицательных проявлениях в поведении ребенка,  например: «Хорошо, что мой ребенок не может ударить  кошку.

Плохо, что он может забрать игрушку у малыша».)

 


Воспитатель:

Воспитание доброты связано с пробуждением у ребенка сострадания, сопереживания в горе, неудаче, но и умение радоваться чужому успеху, победе другого, как своему. Умение помочь в чем-то, оказать помощь, позаботиться о маме, бабушке, папе, дедушке, брате, сестре, должно формироваться у ребенка с раннего детства. Азбука нравственности постигается ребенком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки.

Опытом воспитания поделится семья Чикиревых.

Презентация проекта

  Приложение 3.doc (462 КБ)

(Обсуждение родителями проекта и обмен опытом своего воспитания)

Воспитатель: Доброе, искреннее проявление заботы к ребенку взрослых: родителей, дедушек и бабушек, побуждает малыша к проявлению добрых чувств к взрослым, заботе и бережном отношении к окружающему миру. Недаром, как величайшая мудрость передается от века к веку непреложная истина: хорошо воспитать ребенка - значит научить его любить и оберегать землю, на которой живем. Великое чувство любви к матери, родному дому, родной природе слито воедино. Малыши должны подходить к этому не через порицание и боязнь наказания, а через укрепление по мере взросления чувства собственного достоинства.

Подтверждением сказанного может служить анализ анкет, предложенных вам перед нашей встречей.

Приложение 4.doc (31 КБ)  

Воспитатель: Да, это хорошо, когда в семье  живут рядом наши меньшие братья. Они оказывают незримую психологическую помощь, расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Через взаимодействие с живыми объектами у детей формируется способность сочувствовать, сопереживать, проявлять качества, которые необходимы для успешного общения. Научившись сочувствовать животным и беречь их,  дети начинают проявлять заботу и доброту к своим сверстникам, родителям.

 Пусть это будут малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые.

Помните, дети очень восприимчивы, они верят в истинность всего, чему их учат. Поэтому в воспитании нельзя упускать не единой минуты, ни одного дня. Воспитание доброты должно быть системным и постоянным. В нем нет мелочей.

Воспользуйтесь при воспитании доброты и доброжелательности следующими советами:

Приложение 5.doc (22.5 КБ)

Поделиться
Просмотров: 5155
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.