Литературная гостиная на тему: «Что такое доброта?» |
чт., 16.02.2012 |
Конкурсант: Латынцева Галина Владимировна, воспитатель, высшая квалификационная категория МАДОУ детский сад «Родничок» комбинированного вида Абатский район, село Абатское |
Цель:
Повышение уровня педагогической компетентности родителей в воспитании у детей истоков нравственности: доброты, доброжелательности, отзывчивости в отношении к близким и родным людям, животным, растениям.
Оформление зала:
Зал украшен плакатами: пословиц, высказываниями на тему о дружбе, доброте, любви и семейном благополучии.
«Против всего можно устоять, но не против доброты» Ж.Ж.Руссо
«Трудно привести к добру нравоучениями - легко примером» Сенека
«При солнышке – тепло, при матушке – добро!»
«Доброе дело веками помнится»
«Добро помни, а зло забывай!»
«Доброму везде добро»
«Не одежда красит человека, а его добрые дела»
«Добрые дела целыми веками живут»
«Для добра трудиться- есть чем похвалиться»
«Доброе братство лучшее богатство»
«С добрым дружись, а лукавых берегись!»
«Не тот тебе друг, кто в глаза льстит, тот тебе друг кто заочно добро творит»
«Добро того учит, кто слушает»
Предварительная работа:
Анкетирование родителей, беседы с родителями о том, как они прививают детям ответственность, доброжелательность, доброту, просмотр с детьми мультипликационных фильмов о дружбе, взаимопомощи, чтение сказок на данную тематику, заучивание стихов, песенок.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Дорогою добра» (Приложение №1).
Дети и родители рассаживаются за столиками.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, детки. Сегодня двери нашей гостиной вновь открыты.
Я приглашаю вас принять участие в театральной постановке- экспромте, которая называется «Волшебный шиповник».
(Роли исполняют родители, вытягивая листочки со словами персонажей сказки)
Действующие лица:
Ведущий
Бабушка
Внучка Аленка
Ворон
Медведь
Ласточка
Ромашка
Василек
Шмель
ВЕДУЩИЙ: В лесу поздней осенью происходят разные чудеса. Кто уже залег в берлогу, а кто еще бродит по лесу. Много таинственного, сказочного можно увидеть в лесу. Волшебный, сказочный лес, он полон таинств и чудес. А сейчас посмотрите и послушайте историю, которая произошла однажды.
ВЕДУШИЙ: За горами, за долами, в одной деревушке, в маленькой избушке, жили- были бабушка и ее внучка Аленка. Наступила зима. Бабушка стряпала вкусные пирожки, вязала теплые рукавички, а Аленка шила.
АЛЕНКА: (поет) Я, девочка- Аленка
Пою я песню звонко
Ля - ля –ля, ля- ля- ля!
Цветочки вышиваю,
На солнышко смотрю,
Для бабушки любимой,
Платочек я сошью.
ВЕДУЩИЙ: Жили, они, не тужили, да вот только заболела бабушка. Испугалась Аленушка, жалко ей стало бабушку, очень уж она ее любила.
БАБУШКА: Ой, заболела я внученька! Занеможила. Позови доктора.
ВЕДУЩИЙ: Позвала Аленушка доктора и сказал он, что бабушку может вылечить только настой плодов шиповника. Аленушка была девочка маленькая, она не знала, что плоды шиповника собирают осенью. Оделась она потеплее и отправилась на поиски шиповника.
Шла по зимнему лесу, устала, нигде шиповника найти не может. Села на пенек и горько заплакала.
Мимо ворон пролетал…(летит, кричит)
ВОРОН: Кар! Кар!
Я, черный ворон!
Везде летаю,
Про всех все знаю,
Кар! Кар! Кар!
ВЕДУЩИЙ: Увидел ворон девочку Аленку и спрашивает:
ВОРОН: Здравствуй, девочка! О чем плачешь?
АЛЕНКА: Ищу я шиповник, чтобы вылечить свою бабушку.
ВОРОН: Бедная маленькая девочка!
Разве ты не знаешь, что шиповник можно собирать только осенью?
ВЕДУЩИЙ: Заплакала Аленка еще громче.
ВОРОН: Не плачь, Аленушка, я тебе помогу. Бери мое перышко, оно не простое, а волшебное. Махни вправо, махни влево, повернись вокруг себя и скажи волшебные слова:
«РАЗ , ДВА, ТРИ - ПЕРЫШКО ЛЕТИ!»
АЛЕНКА: Спасибо, добрый ворон!
(ворон каркает и улетает)
- Вправо, влево, покружусь…
Раз, два, три - перышко лети!
(подбрасывает перышко кверху)
ВЕДУЩИЙ: - Закружилось перышко, полетело, а когда на землю село, стал снег таять, побежали ручьи. Вокруг повеяло весною…(звучит весенняя мелодия)
Идет Аленушка, любуется весенним лесом. Ищет, где же встретится шиповник, а найти не может.
- Вот прошла зима,
Снег еще лежит
Но уже домой,
Ласточка спешит!
(влетает ласточка, кружится…)
ЛАСТОЧКА: На моем пути горы и леса,
Как тебя люблю, Красавица- Весна!
Здравствуй, девочка!
АЛЕНКА: - Здравствуй, Ласточка!
Помоги мне найти шиповник для моей бабушки.
ЛАСТОЧКА: - Аленка, сейчас весна!
У шиповника появляются только зеленые листочки.
Тебе нужно ждать осени
(кружится, улетает)
ВЕДУЩИЙ: Вспомнила тут Аленка про свое волшебное перышко.
АЛЕНКА: (бросает перышко, говорит слова)
- Вправо, влево, покружусь!
Раз, два, три- перышко лети!
ВЕДУЩИЙ: Закружилось перышко, полетело, а когда на землю село, видит Аленка: солнце весело улыбается, птицы поют, на поляне цветы цветут. Растут два цветка: Ромашка и Василек.
ЦВЕТЫ: - Мы, цветочки луговые,
Все прекрасно знают нас.
РОМАШКА: - Я, ромашка белая
И нарядна и скромна.
ВАСИЛЕК: - Ну а я, Василек, самый лучший цветок.
( напевая, кружатся)
ВЕДУЩИЙ: А в это время шмель летит. Да все жужжит, жужжит, жужжит!
ШМЕЛЬ: - Я, шмель тяжелый, полосатый.
Целый день летал в саду.
Я не просто так летал,
Я цветы в саду считал,
…И ворчал…
Трудная работа…
Ведь цветам в саду нет счета!
ВЕДУЩИЙ: подходит Аленушка к цветам и говорит:
АЛЕНКА: - «Здравствуйте, цветочки луговые!
И ты, дядюшка – Шмель!
Не видал ли ты, где куст шиповника растет?
ШМЕЛЬ: Я везде летал, и шиповник встречал.
Но на нем сейчас цветочки,
А плодов я не видал.
ВАСИЛЕК: Разве ты не знаешь, Аленушка, что плоды созревают только осенью.
(Аленка уходит от цветов, а шмель кружится и улетает)
ВЕДУЩИЙ: Вспомнила Аленка про свое перышко, повеселела, взмахнула им и проговорила:
АЛЕНКА: Вправо, влево, повернусь!
Раз, два, три - перышко лети!
ВЕДУЩИЙ: Вот и листья пожелтели,
Закружил их ветерок,
Поднялись и полетели..
И на землю тихо сели.
Видит Аленушка по лесу медведь идет.
МЕДВЕДЬ: Вы стесняться бросьте,
Приходите в гости,
Путь ко мне не длинный,
Угощу малиной!
Здравствуй, девочка!
АЛЕНКА: Здравствуй, Мишенька!
Скажи, ты не видел куст шиповника с ягодами. Мне нужно, чтобы полечить
бабушку.
МЕДВЕДЬ: - Пойдем, я тебя к нему отведу!
(подходят к кусту шиповника)
Вот тот самый шиповник!
( Аленка тянет руки к шиповнику, колется о его шипы)
АЛЕНКА: - Ой, ой, ой! Как же я сорву его ягоды, ведь он такой колючий?
МЕДВЕДЬ: - Отгадай загадку мою Алена, и получишь ягоды!
« Стоит колючка,
Кто подойдет,
Того кольнет»
АЛЕНКА: - ШИПОВНИК!
МЕДВЕДЬ: Молодец, Аленка!
А вот тебе и плоды шиповника.
(подает ей ягоды)
АЛЕНКА: Спасибо, Мишенька!
До свиданья!
ВЕДУЩИЙ: Обрадовалась Аленка, махнула своим волшебным перышком (машет), и очутилась у домика своей бабушки. Заварила внучка чай из плодов шиповника, напоила им бабушку, и бабушка выздоровела. Рассказала Аленушка ей о своем путешествии. Позвали они в гости всех, кто помогал, шиповник доставал.
(собираются все за столом)
БАБУШКА: Проходите, гости, дорогие! Я вас целебным чаем угощу!
(Выходят, кланяются все персонажи сказки)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась девочка Аленка из сказки?..
А что можно сказать о характере девочки, какая она? …
А как вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?
( Ответы детей: добрая, заботливая, отзывчивая, ласковая…
Далее ребята делятся личным опытом заботы о близких.)
Воспитатель: Да, ребята, быть добрым здорово. Доброту ценили во все времена. Слагали пословицы, поговорки, давайте вместе с вашими родителями повторим их.
(Читают высказывания, пословицы, поговорки, размещенные на стенде)
АЛЕНКА: Ребятки, вы тоже вырастите добрыми, я в это верю, я хочу с вами дружить. А разговор и дружба всегда лучше ведется за чашкой чая. Я приглашаю вас в группу, отведать вкусный, целебный чай из волшебных ягод шиповника, которые я принесла из леса.
(Дети покидают зал, а разговор взрослых продолжается)
Воспитатель:
А кто из вас уважаемые взрослые не хотел, чтобы у него был такой добрый, чуткий, отзывчивый ребенок, который мог преодолеть трудности, неудачи, невзгоды, не побояться неизвестного и придти на помощь в трудную минуту. Ведь именно об этом мечтают люди, подходя к преклонному возрасту- опоре на своих детей.
Ребенок от природы добр. Детская жестокость, которую мы наблюдаем у ребят, явление не типичное, а скорее всего патология или же не понимание ребенком, что такое больно.
Каждый родитель стремится воспитать своего малыша ласковым, честным, добрым, отзывчивым. Доброта должна лежать в основе нравственного воспитания.
В.А. Сухомлинский писал:
«Научите маленького ребенка ощущать, а потом и понимать, что добро только тогда добро, когда от него не плачут люди»
Да, добру надо учить.
(Диспут с родителями)
*Как вы думаете, что значит учить добру?
*Как этому учить?
*И что же такое доброта и доброжелательность?
*Что в понятии взрослых (родителей) воспитанность?
*Какие качества характера хотели привить своим детям
Воспитатель:
«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим», - говорится в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова.
Доброта и доброжелательность – эти понятия очень связаны между собой. Если у человека есть эти качества, то он всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается.
Игра: «Чаша весов»
(Взрослые выстраиваются полукругом, беря мяч в руку, говорят, что они видят положительного в поступках своего ребенка, перекладывая мяч в другую руку, они говорят об отрицательных проявлениях в поведении ребенка, например: «Хорошо, что мой ребенок не может ударить кошку.
Плохо, что он может забрать игрушку у малыша».)
Воспитатель:
Воспитание доброты связано с пробуждением у ребенка сострадания, сопереживания в горе, неудаче, но и умение радоваться чужому успеху, победе другого, как своему. Умение помочь в чем-то, оказать помощь, позаботиться о маме, бабушке, папе, дедушке, брате, сестре, должно формироваться у ребенка с раннего детства. Азбука нравственности постигается ребенком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки.
Опытом воспитания поделится семья Чикиревых.
Презентация проекта
Приложение 3.doc (462 КБ)
(Обсуждение родителями проекта и обмен опытом своего воспитания)
Воспитатель: Доброе, искреннее проявление заботы к ребенку взрослых: родителей, дедушек и бабушек, побуждает малыша к проявлению добрых чувств к взрослым, заботе и бережном отношении к окружающему миру. Недаром, как величайшая мудрость передается от века к веку непреложная истина: хорошо воспитать ребенка - значит научить его любить и оберегать землю, на которой живем. Великое чувство любви к матери, родному дому, родной природе слито воедино. Малыши должны подходить к этому не через порицание и боязнь наказания, а через укрепление по мере взросления чувства собственного достоинства.
Подтверждением сказанного может служить анализ анкет, предложенных вам перед нашей встречей.
Приложение 4.doc (31 КБ)
Воспитатель: Да, это хорошо, когда в семье живут рядом наши меньшие братья. Они оказывают незримую психологическую помощь, расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Через взаимодействие с живыми объектами у детей формируется способность сочувствовать, сопереживать, проявлять качества, которые необходимы для успешного общения. Научившись сочувствовать животным и беречь их, дети начинают проявлять заботу и доброту к своим сверстникам, родителям.
Пусть это будут малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые.
Помните, дети очень восприимчивы, они верят в истинность всего, чему их учат. Поэтому в воспитании нельзя упускать не единой минуты, ни одного дня. Воспитание доброты должно быть системным и постоянным. В нем нет мелочей.
Воспользуйтесь при воспитании доброты и доброжелательности следующими советами:
Приложение 5.doc (22.5 КБ)