Проект «Скоро в школу!» психолого-логопедического сопровождения семей воспитанников с проблемами в речевом развитии и эмоционально личностной сфере |
ср., 15.02.2012 |
Конкурсанты: | |
Кадочникова Наталья Константиновна Учитель-логопед I – категория |
Семенова Марина Васильевна педагог-психолог II – категория |
МАДОУ муниципального образования город Нягань «детский сад № 1 «Солнышко» |
Пояснительная записка
На современном этапе развития образования одной из актуальных является проблема увеличения количества детей с дефектами речи. Соответственно возрастает необходимость предупреждения и преодоления различных форм речевой недостаточности. В многочисленных исследованиях сотрудников сектора логопедии АПН РФ доказано, что несформированность речевых функций занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей, затрудняет процесс школьного обучения и снижает его эффективность.
По данным Министерства образования РФ, 75% воспитанников дошкольных учреждений имеют проблемы речевого развития. Из них до 90% нуждаются в специализированной коррекционной помощи психолога и логопеда, поскольку у детей с нарушениями в речи наблюдаются психологические проблемы в эмоционально-личностной сфере: тревожность, агрессивность, гиперактивность, что негативно сказывается на усвоении ребенком речевого образовательного материала. Число детей в развитии речи с каждым годом возрастает.
В детском саду работает логопункт для детей с нарушениями речи. Логопед тесно сотрудничает с родителями. Не все родители старательно могут выполнять рекомендации логопеда. Это в первую очередь нерадивость со стороны родителей помочь своему ребенку, во вторых психолого-педагогическая безграмотность родителей.
В логопедической практике широко используются различные формы работы с семьей, но не всегда эта работа приносит желаемый результат.
Поэтому было принято решение создать новую форму работы с семьями, в которых воспитываются дети с проблемами в речевом развитии и эмоционально личностной сфере.
Содержание этой работы заключается в коррекционно-развивающих занятиях с элементами тренинга «ребенок + родитель», на которых логопед, занимаясь с детьми постановкой звука, одновременно информирует родителей о сложности, природе возникновения дефекта, обучает их способам его устранения и закрепления правильного произношения. Психолог обучает родителей и детей приемам релаксации, саморегуляции. На занятиях практикума совместно с родителями обсуждаются проблемы предшкольной подготовки, даются практические советы и рекомендации, предлагаются различные игры и упражнения для развития психических процессов и речи.
Цель проекта: устранение речевых дефектов и психологических проблем ребенка через совместную деятельность семьи.
Задачи:
- Сформировать у ребенка стойкие навыки правильной речи и социально-эмоциональную готовность к школьному обучению.
- Информировать родителей о речевом дефекте ребенка и сопутствующих ему проблемах.
- Обучить родителей методам и приемам коррекции дефекта и сопутствующих ему эмоционально-психологических проблем.
- Создать условия для совместной коррекционной работы специалистов и семьи.
Основное направление проекта - коррекционно-развивающее.
Участники проекта: дети из подготовительных групп и их родители (8 семей).
Деятельность по проекту:
Реализация проекта предполагает ряд психолого-педагогических мероприятий.
Этап 1. Проведение мониторинга состояния речевого развития и эмоционально-личностной сферы детей.
Этап 2. Разработка проекта «Скоро в школу».
Этап 3. Составление плана проведения занятий.
Занятия планируется проводить в вечернее время. С 17.30 до 18.00ч. периодичность 1 раз в месяц.
Этап 4. Проведение презентации для педагогов (знакомство с целями и задачами проекта, организацией деятельности по проекту).
Этап 5. Реализация проекта «Скоро в школу!».
Этап 6. Проведение мониторинга с целью выявления эффективности проекта.
ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ
№ п/п |
Тема мероприятия |
Срок исполнения |
1. |
Круглый стол «Роль игры в формировании личности ребенка дошкольного возраста». |
ноябрь |
2. |
Семейный конкурс «Грамотеи» |
декабрь |
3. |
Развивающее занятие «Времена года» |
январь |
4. |
Интегрированное занятие «Дикие и домашние животные». |
февраль |
5. |
Литературная викторина «В гостях у сказки» |
март |
6. |
Семинар-практикум «На пороге школьной жизни» |
апрель |
Ожидаемые результаты проекта:
В результате проделанной работы ожидается значительное улучшение сформированности правильной речи у детей и устранение психологических проблем через участие в реализации проекта.
Критериями эффективности работы по реализации проекта можно считать:
- Формирование мотивации родителей в оказании помощи детям по преодолению проблем в развитии.
- Психолого-педагогическая грамотность родителей.
- Овладение элементарными навыками коррекционного воздействия на ребенка с положительными результатами.
- Удовлетворение запроса родителей по воспитанию здорового ребенка.
Критерии эффективности проекта включают в себя оценку:
- Обследование состояния речи ребенка.
- Социально-эмоционального развития ребенка: тестирование тревожности, агрессивности, состояния эмоционально-волевой сферы, психологической готовности к школе.
- Уровня психолого-педагогической компетентности родителей:
- анкетирование информированности о проблемах своего ребенка, знание игр, упражнений, этюдов, способствующих устранению речевого дефекта и стабилизация эмоционального состояния.
- тестирование изучения удовлетворенности семьи работой по проекту «Скоро в школу!»
В работе с родителями и детьми использовались следующие методы и формы:
- использование интерактивной доски;
-методы и приемы ОТСМ ТРИЗ;
-авторское пособие «Путешествие пальчиков»;
-релаксация;
-пескотерапия;
-арт-терапия.
В результате работы в проекте был получен продукт Портфолио дошкольника «Портфельчик достижений», который имел следующие разделы:
-«Портре»;
-«Разрешите познакомиться!»;
-«Я люблю»;
-«Копилка»;
-«Мои достижения»;
-«Я хочу научиться!»;
-«Я умею!»;
-«Шпаргалки для родителей».
На начало и конец проекта было проведено обследование детей по развитию речи и эмоциональной сферы. У 87% детей речь исправлена, а у 13% ребенка речь значительно улучшилась. Значительно снизился уровень тревожности у 87% детей, а у 100% детей преобладают положительные эмоции. Результаты анкетирования родителей показали на конец проекта, что все родители удовлетворены развитием речи и эмоциональным состоянием детей и работой проекта психолога и логопеда.
Психолого-Логопедическое мероприятие для детей и родителей
семейный конкурс «Грамотеи»
Учитель-логопед – Кадочникова Наталья Константиновна
Педагог-психолог – Семенова Марина Васильевна
Образовательное учреждение – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Нягань «Детский сад №1 «Солнышко»
Направление – нравственное
Предмет – психолого-логопедическое мероприятие
Группа – подготовительная.
Тема – Семейный конкурс «Грамотеи»
Учебно-методическое обеспечение
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.
Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.
Дьяченко Л.В. Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста.
Время реализации занятия –28 - 30 минут
Авторский медиапродукт:
1. Среда – Notebook 10
2. Вид медиапродукта – интерактивные задания – 17 слайдов
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.
- Эффективность индивидуального подхода к работе с детьми.
- Использование интерактивной доски повышает качество обучения, дети дольше собранны и внимательны на занятии, работоспособность их ощутимо повышается.
- Актуальность внедрения информационных технологий в коррекционо – развивающий процесс.
- Формирование информационной культуры и компетентности дошкольников.
- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
Содержание проекта:
Конспект – пояснение к проведению мероприятия и методические рекомендации (на 18 стр.)
Психолого-Логопедическое мероприятие «Автоматизация звука Ш в предложении. Дикие и домашние животные» для детей и родителей
Проект психолого-логопедического сопровождения Скоро в школу!.doc (179.5 КБ)
Фотоприложение: