Проект «Скоро в школу!» психолого-логопедического сопровождения семей воспитанников с проблемами в речевом развитии и эмоционально личностной сфере

  ср., 15.02.2012
Конкурсанты:

Кадочникова Наталья Константиновна

Учитель-логопед

I – категория

Семенова Марина Васильевна

педагог-психолог

II – категория

МАДОУ муниципального образования город  Нягань «детский сад № 1 «Солнышко»

Пояснительная записка

На современном этапе развития образования одной из актуальных является проблема увеличения количества детей с дефектами  речи. Соответственно возрастает необходимость предупреждения и преодоления различных форм речевой недостаточности. В многочисленных исследованиях сотрудников сектора логопедии АПН  РФ доказано, что несформированность речевых функций занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации  детей, затрудняет процесс школьного обучения и снижает его эффективность.

            По данным Министерства образования РФ, 75% воспитанников дошкольных учреждений имеют проблемы речевого развития. Из них до 90% нуждаются в специализированной коррекционной помощи психолога и логопеда, поскольку  у детей с нарушениями в речи наблюдаются психологические проблемы в эмоционально-личностной сфере: тревожность, агрессивность, гиперактивность, что негативно сказывается на усвоении ребенком речевого образовательного материала. Число детей в развитии речи с каждым годом возрастает.

            В детском саду работает логопункт  для детей с нарушениями речи.  Логопед  тесно сотрудничает с родителями. Не все родители старательно  могут выполнять  рекомендации логопеда. Это в первую очередь нерадивость со стороны родителей помочь своему ребенку, во  вторых  психолого-педагогическая безграмотность родителей.

            В логопедической практике широко используются различные  формы работы с семьей, но не всегда эта работа приносит желаемый  результат.

            Поэтому было принято решение создать новую форму работы с семьями, в которых воспитываются дети с проблемами  в речевом развитии и эмоционально личностной сфере.

            Содержание этой работы заключается в коррекционно-развивающих занятиях с элементами тренинга «ребенок + родитель», на которых логопед, занимаясь с детьми постановкой звука, одновременно информирует родителей о сложности, природе возникновения дефекта, обучает их способам его устранения и закрепления правильного произношения.  Психолог обучает родителей и детей приемам релаксации, саморегуляции. На занятиях практикума совместно с родителями обсуждаются проблемы предшкольной подготовки, даются практические советы и рекомендации, предлагаются различные игры и упражнения для развития психических процессов и речи.

 

Цель проекта: устранение речевых дефектов и психологических проблем ребенка через совместную деятельность семьи.

Задачи:

  • Сформировать у ребенка стойкие навыки правильной речи и социально-эмоциональную готовность к школьному обучению.
  • Информировать родителей о речевом дефекте ребенка и сопутствующих ему проблемах.
  • Обучить родителей методам  и приемам коррекции дефекта и сопутствующих ему эмоционально-психологических проблем.
  • Создать условия для совместной коррекционной работы специалистов и семьи.

 

Основное направление проекта  - коррекционно-развивающее.

Участники проекта: дети  из подготовительных групп и их родители (8 семей).

Деятельность по проекту:

Реализация проекта предполагает ряд психолого-педагогических мероприятий.

Этап 1. Проведение  мониторинга  состояния речевого развития и эмоционально-личностной сферы детей.

Этап 2. Разработка проекта «Скоро в школу».

Этап 3. Составление плана проведения занятий.

Занятия планируется проводить в вечернее время. С 17.30 до 18.00ч. периодичность 1 раз в месяц.

Этап 4. Проведение презентации для педагогов (знакомство с   целями и задачами проекта, организацией деятельности по проекту).

Этап 5. Реализация проекта «Скоро в школу!».

Этап 6. Проведение мониторинга с целью выявления эффективности проекта.

ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

№ п/п

Тема мероприятия

Срок исполнения

1.

Круглый стол  «Роль игры в формировании личности ребенка дошкольного возраста».

ноябрь

2.

Семейный конкурс «Грамотеи»

декабрь

3.

Развивающее занятие «Времена года»

январь

4.

Интегрированное занятие «Дикие и домашние животные».

февраль

5.

Литературная викторина «В гостях у сказки»

март

6.

Семинар-практикум «На пороге  школьной жизни»

апрель

 

Ожидаемые результаты проекта:

            В результате проделанной работы ожидается значительное улучшение сформированности правильной речи у детей и устранение психологических проблем  через  участие в реализации проекта.

Критериями эффективности работы  по реализации проекта можно считать:

  • Формирование мотивации родителей в оказании помощи детям по преодолению проблем в развитии.
  • Психолого-педагогическая грамотность родителей.
  • Овладение элементарными навыками коррекционного воздействия на ребенка с положительными результатами.
  • Удовлетворение запроса родителей по воспитанию здорового ребенка.

Критерии  эффективности проекта включают в себя оценку:

  1. Обследование состояния речи ребенка.
  2. Социально-эмоционального развития ребенка: тестирование тревожности, агрессивности, состояния эмоционально-волевой сферы, психологической готовности к школе.
  3. Уровня психолого-педагогической компетентности родителей:

- анкетирование информированности о проблемах своего ребенка, знание игр, упражнений, этюдов, способствующих устранению речевого дефекта и стабилизация эмоционального состояния.

- тестирование изучения удовлетворенности семьи работой по проекту «Скоро в школу!»

            В работе с родителями и детьми использовались следующие методы и формы:

- использование интерактивной доски;

-методы и приемы ОТСМ ТРИЗ;

-авторское пособие «Путешествие пальчиков»;

-релаксация;

-пескотерапия;

-арт-терапия.

            В результате работы в проекте был получен продукт Портфолио дошкольника «Портфельчик достижений», который имел следующие разделы:

-«Портре»;

-«Разрешите познакомиться!»;

-«Я люблю»;

-«Копилка»;

-«Мои достижения»;

-«Я хочу научиться!»;

-«Я умею!»;

-«Шпаргалки для родителей».

            На начало и конец проекта было проведено обследование детей по развитию речи и эмоциональной сферы. У 87%  детей речь исправлена, а у 13%  ребенка речь значительно улучшилась. Значительно снизился уровень тревожности у  87% детей, а у 100% детей преобладают положительные эмоции. Результаты анкетирования родителей показали  на  конец проекта, что все родители удовлетворены развитием речи и  эмоциональным состоянием детей и работой проекта психолога и логопеда.

Психолого-Логопедическое мероприятие для детей и родителей

семейный конкурс «Грамотеи»

Учитель-логопед Кадочникова Наталья Константиновна

Педагог-психолог – Семенова Марина Васильевна

Образовательное учреждение – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Нягань «Детский сад №1 «Солнышко»

Направление – нравственное

Предмет – психолого-логопедическое мероприятие

Группа – подготовительная.

Тема –  Семейный конкурс «Грамотеи»

Учебно-методическое обеспечение

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.

Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.

Дьяченко Л.В. Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста.

Время реализации занятия –28 - 30 минут

Авторский медиапродукт:

1. Среда –  Notebook 10

2. Вид медиапродукта – интерактивные задания – 17 слайдов

 Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

 

  1. Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.
  2. Эффективность индивидуального подхода к работе с детьми.
  3. Использование интерактивной доски повышает качество обучения, дети дольше собранны и внимательны на занятии, работоспособность их ощутимо повышается.
  4. Актуальность внедрения информационных технологий в коррекционо – развивающий  процесс.
  5. Формирование информационной культуры и компетентности дошкольников.
  1. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

Содержание проекта:

Конспект – пояснение  к  проведению мероприятия и методические рекомендации (на 18  стр.)

Психолого-Логопедическое мероприятие «Автоматизация звука Ш в предложении. Дикие и домашние  животные» для детей и родителей

Проект психолого-логопедического сопровождения Скоро в школу!.doc (179.5 КБ)

Фотоприложение:



Поделиться
Просмотров: 4712
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.