Совместный проект с родителями «Цветочная и лекарственная фантазия»

  вт., 14.02.2012

Конкурсанты:

Бакланова Галия Сафиевна,

воспитатель высшей категории

Плешкова Елена Валерьевна,

воспитатель

МБДОУ центр развития ребёнка

детский сад №81 «Мальвина»,

город Сургут

«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит

безопасность всего большого человечества

Феликс Адлер

Совместный проект с родителями

«Цветочная и лекарственная фантазия»

 

Цель проекта.

С участием детей, родителей, воспитателей создать условия для ознакомления с миром целебных трав, правилами сбора, применения для оздоровления организма.

Задачи проекта.

  • Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, о практическом применении.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.   
  • Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
  • Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада.

Проект познавательно-исследовательский, где дети и родители узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.

Участники проекта.

Дети подготовительной группы, родители и воспитатели.

Сроки выполнения проекта.

Май-август.

Методы исследования.

  • Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения.
  • Наглядные: тактильно-мышечная наглядность.
  • Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
  • Ароматерапия.
  • Слушание музыки.

Ожидаемый результат.

  • Осознанное правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
  • Сформированные знания о лекарственных растениях, ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
  • Сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развивать  взаимопонимание  и  взаимопомощь  между  детьми, педагогами, родителями,  потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры. Желание поделиться с коллективом своими знаниями и умениями.

Взаимодействие семьи и родителей детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий и от педагогов, и от родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Общение педагогов с родителями всегда было и остаётся актуальным вопросом.  Результатом работы является создание единого инновационного пространства, интерактивных форм работы, объединяющих педагогов и родителей. Родители становятся помощниками педагогов, не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

И здесь удачной находкой оказался метод проекта, направленный на работу с родителями детей. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями разработали экологический проект «Цветочная и лекарственная фантазия». Этот проект:

Во-первых, позволяет детям почувствовать себя исследователем.

Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

На территории нашего детского сада произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства…..

Всё лето участники проекта изучали растительный мир лекарственных растений, не только в детском саду, но и выезжая с родителями на природу. В ходе работы над проектом под руководством воспитателей и родителей дети научились находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках лекарственных растений, использовали Интернет вместе с родителями, собирали и обобщали информацию о растениях. Эту информацию дети, родители и воспитатели использовали для изготовления игр, пособий, выпуска мини-энциклопедий, газет, буклетов, и всё это, несомненно, пополнило эколого-развивающую среду своей группы.

1 этап  подготовительный

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап исследовательский

  • Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3 этап обобщающий

  • Обобщение результатов работы.

Работа с детьми.

  • Беседы «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Что где растёт, когда цветёт». Цель: обогащать детей знаниями, побуждать в детях желание беречь природу.
  • Опыты, эксперименты. «Ищем полезные растения», «Где лучше посадить растения?»  Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путём.
  • Наблюдения «Наблюдаем как растёт подорожник», «Высадка мяты»
  • Дидактические игры «Узнай по описанию», «Найди, о чём расскажу», «Садовник у нас на участке», «Бал цветов», «Мама, папа и я – цветочная семья». Цель: уметь находить лекарственное растение по описанию.

Игры с ИКТ «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом»

«Съедобное - несъедобное». Цель: закрепить знания о съедобных и ядовитых растениях.

«Чудесный мешочек». Цель: узнать лекарственное растение по запаху.

  • Чтение сказок, легенд, стихов, загадок, пословиц о лекарственных растениях.

«Сказка о лекарственных растениях» с применением ИКТ.

  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на другую планету».Проходили обследовательские действия на планете. Всё живое погибло на планете: необходимо найти воду, землю, посадить растения.
    • Сюжетно-ролевая игра «Поможем тому, кто в этом нуждается». Цель: уточнить представление о знакомых лекарственных растениях.
  • Открытие зелёной аптеки в группе. Цель: знакомство с правилами сбора лекарственных трав.
  • Викторины

Работа с родителями

  • Консультации, беседы
  • Составление гербария
  • Выпуск буклетов «Зелёный доктор», «Берегите Землю», «Растения – наши лекари».
  • Выпуск газет «Жалобная книга природы», «Прикоснись к природе сердцем».
  • Плакат
  • Составление кроссвордов.
  • Книги о лекарственных растениях. Дети совместно с родителями собирали информацию во время выезда на природу.
  • Рисунки совместно с детьми.
  • Викторина «Зелёная аптека».
  • Презентация проекта.

Опыт работы показал: Используя активные и интерактивные методы работы с родителями нам удалось затронуть все виды работы проводимые с родителями. В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании.

Родители активно участвовали в

- озеленении оформлении участка детского сада

- регулярно участвуют в конкурсах и мероприятиях детского сада и группы

Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада. 

И завершилась работа над проектом презентацией. В группе был открыт фитобар «У Мухи-Цокотухи».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФИТОБАРА "У  МУХИ - ЦОКОТУХИ»

Цель.

Развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых.

 

Задачи.

  • Уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях.
  • Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.
  • Учить вежливо общаться, развивать умение употреблять слова приветствия, благодарности.
  • Активизировать родителей на участие в совместных играх и конкурсах.
  • Развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.
  • Воспитывать любовь и уважение друг к другу и окружающим людям, чувство коллективизма, умение дружить.

Материал.

  • Электронное учебное пособие
  • Мешочки с сухими лекарственными травами
  • Иллюстрации с изображением лекарственных трав
  • Оборудование для приготовления салата, чая, посуда.

 

В группу входят гости-родители, их встречают дети.

Дети - Здравствуйте, гости дорогие, мы вас очень ждали, проходите, пожалуйста. Рассаживайтесь, всем хватит места.

 Муха–Цокотуха - Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости. Вы узнали меня? Совершенно верно, я Муха – Цокотуха, которая однажды по полю пошла и … правильно, денежку нашла. Хорошее было время…  Но с тех пор мне как – то ничего не попадается. Вот я с детьми решила собственный бар открыть, да не простой, а фито! Кто знает. Что это значит? Даю подсказку: «фито – означает   растение»  Так что в моём баре будут разные напитки из целебных трав. Нынче это модно. А ещё модно проводить презентации. Нужно начинать именно  с этого мероприятия. А ещё нужна реклама.

 Муха–Цокотуха - И сейчас я объявляю  -

Конкурс « Лучшая реклама фитобара»

 - Пожалуйста, гости дорогие, как бы вы прорекламировали в устной форме наш фитобар? 

  • «Посещайте  фитобар, будете здоровы».
  • «Кто попил напитков в фитобаре – тот никогда не заболеет».
  • «От болезней и мучений нас спасут плоды растений!»
  •  «Царство лекарственных растений».

- Молодцы. Хорошая реклама нашего фитобара. 

Муха–Цокотуха - Отлично! А теперь приглашаю всех посетить наш фитобар.

Позвольте начать нашу презентацию.

Появляется клоун  в марлевой повязке, обвешанный чесноком.

Клёпа - Где, где президент?

Муха-Цокотуха - К нам едет президент?! Это весьма кстати! Хотя ничего удивительного – такой замечательный детский сад, какая красивая группа, такой великолепный фитобар! Такая приятная хозяйка. Прихорашивается.

 - Так, где же твой президент?

Клёпа. - Почему мой? Это ж вы  только что сказали – «президент».

Муха-Цокотуха - Фу, какой глупый, я-то думала… А говорила я о презентации. Так в наше время называется праздничное открытие  чего угодно, например, фитобара!

Клёпа - А разве разрешается открывать бар в детском саду?

Что-то я сомневаюсь. Ребята, а вы как думаете?

Муха-Цокотуха - Такой – можно. Здесь взрослые и дети смогут насладиться чашечкой целебного чая, чтобы укрепить своё здоровье.

Клёпа - Ой, тогда я с вами дружу! Всем известно, как я забочусь о здоровье. Вот повязку ношу, чтобы никто не начихал на меня, и чеснок - он всех убивает, то есть микробов я хочу сказать. Так что обязательно пойду на эту вашу, как её …ну, которая на президента похожа.

Муха-Цокотуха (с сомнением) - Я, конечно, любому гостю рада, но всё же не мог бы ты представиться?

Клёпа - Я – Клёпа, клоун славный,

              Весёлый и забавный,

              Всех ребят я веселю,

              С ними песенки пою.

              Ни за что не отвечаю.

              Наливайте фиточаю!

 Муха-Цокотуха - Подожди, Клёпа, не торопись. До чаю ещё дело не дошло.

Для проведения нашей презентации не хватает важных гостей –  бабушки Дарьюшки и деда Матвея. Это они нам травы целебные из своего леса поставлять будут.

Клёпа - А где они живут? Может оттуда долго ехать?

 Муха-Цокотуха - Да уж не близко, на лесной опушке. И мы решили, в поход идём, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки-травницы.

Задание 1. Проблемная ситуация. Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. И вот задание для родителей: Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).

Для детей: Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).

Молодцы! Помощь оказать вы сможете.

 

Задание 2. Из предложенного материала (живые растения) отобрать съедобные виды растений и разложить в соответствии с карточками-символами: салатника – травы, из которых готовят салат, чайника – травы, из которых заваривают чай.

 

Задание 3. Расшифруй лекарственное растение. Перед вами на доске зашифрованы названия лекарственных растений – они состоят из первых букв предметов изображённых на картинках.

- Апельсин. Мяч. Танк. Якорь.  (МЯТА)

- Обруч. Экскаватор. Лопата. Акула.  (Алоэ)

Молодцы! Все справились с заданием! Давайте все вместе отправимся в гости.

 

Муха-Цокотуха - Что за гости в лес спешат?

Десять маленьких ребят!

Становитесь вот сюда: « Все на месте?»

Дети отвечают -  да, да, да.

Встали друг за другом, руки положили на плечи.

 

Игра « Сороконожки» (Фото1).

Шла сороконожка

По сухой дорожке (все идут паровозиком пружинящим шагом, держась за плечи друг друга).

 Вдруг закапал дождик Кап!

Ой, промокнут сорок лап. (Останавливаются)

 Насморк  нам не  нужен

Обойду я лужи ( Идут высоко поднимая колени)

 Грязи в дом не принесу (Остановка и трясут правой ногой)

Каждой лапкой потрясу (Трясут левой ногой)

 И потопаю потом

Ой, какой от лапок гром (Идут топающим шагом)

 Включается запись звуков природы: шум ветра, голоса птиц.

 

Подходят к избе Дарьюшки и деда Матвея.

Муха-Цокотуха - Ну вот мы и пришли, смотрите, к нам навстречу идут и бабушка Дарья и дедушка Матвей.

(Из избы выходят бабушка Дарья, дед Матвей, с  лекарственными травами).

Бабушка - Дарьюшка

          - В нашей лесной аптеке

Нет йода и касторки   

Зато есть мёд пчелиный

И мятная настойка.

          Приходите все, кто болен

          Вам я травки подберу,

          От любой болезни, хвори

          Моментально излечу.

 Дед Матвей

- Есть листики, травинки

  На дне моей корзинки.

  Здесь зверобой и мята, 

  Всех вылечу, ребята.

Бабушка Дарьюшка и дед Матвей  (Фото2)

- Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, наши внучата и внученьки! Здравствуйте гости дорогие! И вас, Муха – Цокотуха и Клёпа приветствуем в своей избушке. С чем пожаловали, гости дорогие?

Муха-Цокотуха - Дорогая, бабушка Дарьюшка, дедушка Матвей,  мы ведь вас на  презентацию - открытие нашего фитобара приглашаем. Наслышаны о волшебстве ваших лекарственных трав, которые людям силу и здоровье дарят.

  Бабушка Дарьюшка - За приглашение  спасибо. А в гости придём.

А наш лес так и манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок…

Клёпа - А я вот так не думаю. Красота, прохлада – это, верно, только никаких загадок нет. Всё давно известно: кусты, цветы, деревья.

Муха-Цокотуха - А мы приготовили  ЗАГАДКИ (Приложение)

- Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?

 Под сугробом он растёт.

Снеговую воду пьёт (Ландыш)

  • Он и мачеха, и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха)

  • Если я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня

И шепнёт мне: «Не забудь

Про родимые края!»

Голубой цветочек хрупкий,

Он зовётся …             (Незабудкой)

  • Прячет цветок сладкий.

И в названье мёд таится

Узнаёте?          Медуница)

  •  В белой шапке стоит дед,

Если дунешь – шапки нет!     (Одуванчик)

  •  На каком цветке гадают

Лепесточки обрывают? (Ромашка)

  • Вдоль дороги у межи

В золотистой спелой ржи,

Словно синий глазок,

Смотрит в небо…(Василёк)

  • Золотист, красив на вид –

Для коровок ядовит… (Зверобой)

  • Только тронь  -  отдёрнешь ладонь.

Обжигает травка прямо, как огонь.   (Крапива)

Бабушка Дарьюшка – Молодцы! Знаете лекарственные травы. Мои волшебные лекарственные растения дают силу только тем, кто любит природу.

Тренинг

           Встанем в круг, поднимем руки к солнышку. Оно согревает наши ладошки, как будто иголочки дотрагиваются до окончания пальцев. Давайте скажем волшебные слова: « Небо, солнце, природа! Дайте здоровья мне, мои друзьям и родным – нашим дорогим родителям, бабушкам и дедушкам.

А теперь закроем глаза и представим, что мы на разноцветном лугу. Постоим так немножко, подышим свежим воздухом - сделаем глубокий вдох.

Молодцы, детки, вы стали здоровее.

А у нас есть к вам ещё задание. Узнайте лекарственное растение по запаху и найти его на карточке-картинке или в гербарии. В мешочек заглядывать нельзя!

Игра «Чудесный мешочек»

Бабушка Дарьюшка и дед Матвей - Мы вам на открытие  фитобара дарим травы:

«Каждая наша травинка, цветочек, листик вобрали в себя силы целебные Земли - Матушки, Солнышка Красного. Берите их, заваривайте чай и пейте на здоровье».         

( Дают мешочки с травами)

Родители с детьми дарят рисунки.

Муха-Цокотуха - Спасибо вам, Дарьюшка, дедушка Матвей.

Давайте отдохнём, ведь путь обратный далёкий. Пока отдыхаем, выполним задание.

Викторина «Зелёная аптека» (Приложение)

  1. 1.     Ты натёр ногу в пути. Какое растение может облегчить боль? (ПРИЛОЖИТЬ ЛИСТ ПОДОРОЖНИКА)
  2. 2.     Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах и укусе насекомых? (ПОДОРОЖНИК)
  3. 3.     Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха?

(ОТВАР ИЗ СУХИХ ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ – ХОРОШЕЕ СРЕДСТВО ОТ КАШЛЯ)

  1. 4.     Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания (ЧИСТОТЕЛ)
  2. 5.     Какое растение помогает от кашля? (РОМАШКА)
  3. 6.     Какие растения помогут укрепить волосы?

(КРАПИВА, ЛОПУХ)

- Да, вы знакомы с названиями лекарственных трав, умеете различать, много знаете об их свойствах, способах применения с целью оздоровления организма. Но самое главное, вы научились бережно относиться к природе родного края, видеть его красоту. Я рада, что у «растений-целителей» есть такие заботливые и верные друзья, как вы ребята.

- Мы ещё приготовили письма лекарственным растениям: «Давай дружить». Дети читают письма.

  • Мне мама сказала, что ты подорожник лечебный, можешь лечить раны, а я очень люблю всем помогать. Ты будешь помогать мне, лечить болячки всем, а я буду тебя поливать.

СТАРОВОЙТОВА ЕВА

 

  • Ландыш, ты очень красивый цветок. Я очень хочу с тобой дружить. Ты не бойся, я не буду тебя топтать, а буду только смотреть глазками, а ещё буду тебя поливать.

ИГНАТЕНКО  СОФИЯ

 

  • Очень-очень хочу дружить с тобой, ромашка. Ты такая красивая. Я никогда не буду тебя рвать, потому что тебе будет больно»

САРЫЧЕВ  АЛЕКСАНДР

 

  • Одуванчик, ты очень похож на солнышко, а оно очень тёплое и ты тёплый. Давай с тобой будем друзьями? Каждое утро я буду с тобой здороваться. Мама моя с тобой тоже будет здороваться. И она хочет с тобой дружить.

ГОЛУБЕВ  АЛЁША

 

- Бабушка и дедушка обязательно передадут ваши письма лекарственным растениям. Спасибо вам за такие трогательные слова.

 

Муха-Цокотуха - День сегодня необычный,

           День сегодня непростой.

           Собрались на праздник дети,

           Самовар здесь золотой

 

Ребёнок - Лучше доктора любого

                Лечит скуку и тоску,

                Чашка вкусного крутого,

                 Самоварного чайку.

                                     

Ребёнок - Хорошо чайку попить,

                 Обо всём поговорить.

 

Муха-Цокотуха - У нас открылся фитобар

             У нас открылся фитобар

Дети - Закипел наш самовар, проходите в фитобар.

  

 Муха-Цокотуха -  Ну что же, наша презентация прошла отлично, правда. Клёпа

Клёпа - Правда- то, правда, но когда же мы по-настоящему чай пить будем?

 Муха-Цокотуха - Сейчас, сейчас, всех обслужим. И не только сегодня. Добро пожаловать в наш фитобар, в любой день и в любой час.

 

Дети заходят в фитобар, обслуживают всех гостей по правилам этикета в общественных местах.

(Чай, напитки из трав, морсы  -  печенье, фрукты)

 

Давайте пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй!» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- Давайте всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашего края. Приглашаем вас к столу!

 

Во время чаепития посмотреть презентацию «Цветочная и лекарственная фантазия» (Приложение).

Приложение 

фотографии

Презентация «Цветочная и лекарственная фантазия».

Презентация Открытие фитобара «У Мухи-Цокотухи».

Викторина «Зелёная аптека» Викторина зелёная аптека (Приложение).pptx 

«Отгадай загадки»


Поделиться
Просмотров: 12515
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.