Работа с родителями детей младшего дошкольного возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей». |
вт., 14.02.2012 |
Конкурсант: Чубанова Людмила Александровна, Воспитатель детского сада, I квалификационная категория; Структурное подразделение МАОУ Шевыринская СОШ Шевыринский детский сад "Зёрнышко" Абатский район |
Родительское собрание
Тема: «Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста»
Уважаемые родители! Перед нами стоит серьезная задача развития детей младшего дошкольного возраста, в частности сенсорное воспитание. Что такое сенсорное воспитание? Это возможность помочь ребенку получить первые представления о различных материалах и их основных свойствах, совершать открытия новых свойств материалов, т.е. экспериментировать, различать основные цвета спектра, геометрические формы, величину предметов. Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении разных манипуляций с предметами.
Как вы думаете, уважаемые родители? Какие материалы являются самыми доступными в решении данного вопроса? (ответы родителей) Действительно, таким доступным материалом сенсорного развития детей являются песок, вода и строительный материал.
Игры с песком и водой – это не только развлечение, но и естественный способ укрепления здоровья. Такие игры благотворно влияют на психику детей, успокаивают, создают умиротворенное настроение.
Играя с природным материалом, с кубиками, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению, они развивают мелкую моторику, координацию движений, получают представления о понятиях «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий» и т.д.
Малыши также начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги.
Развитие игр с природным и строительным материалами не может быть осуществлено одинаковыми, раз и навсегда установленными приемами и способами, однообразными дидактическими играми, не продуманной развивающей средой, без учета индивидуального развития каждого ребенка. Развивающие занятия также не могут проводиться без игровой мотивации, без обновления игрового материала, без новизны и неожиданности.
Поэтому вместе с вами мы создали в группе соответствующую предметно-развивающую среду, оборудовали центр песка и воды, дидактический столик с нанизывающимися на стержень кольцами, кубиками, шариками, пирамидками, с деревянными грибами разной высоты на подставках, другой строительный материал.
Дети с удовольствием играют на песочном столике, где разместилась «Киндер-страна» со своими жителями – маленькими песочными человечками.
В емкости с водой «прячутся» водяные человечки, на остальной территории хозяйничают тряпичные игрушки с секретом «Кругленок», «Квадратенок» и «Треугольничек».
Я предлагаю сейчас обратить внимание на материал, сделанный из бросового материала, который развивает у детей знания о цвете, форме, величине предметов: погремушки из бутылок, игры с магнитом, игры с красками, волшебный мешочек, игры с бумагой, а так же игры по определению формы, цвета, величины. Своими руками мы сделали игры для развития зрения:
- Цветовые пятна – кляксы различной формы;
- Картинки – штриховки (на картинке основной контур заштрихован);
- Разноцветные полупрозрачные шарфы;
- Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти).
Для развития слуха:
- Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы (кваканье лягушек, стрекотание кузнечиков), звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т.д.), звуки грозы, шелест листьев и т.д;
- Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистульки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.
Для осязания:
- Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной фактурой;
- Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда);
- Разные по форме мелкие предметы;
- Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Для обоняния:
- Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки) в разнообразных емкостях.
Развитие вкусовых качеств:
- Лимоны, бананы, леденцы, чеснок, овощи, пряники, баранки и т.д. (вносимые по мере необходимости).
Я благодарна за то, что вы изготовили цветные коврики, сенсорную ширму, сделали корабль, автобус, объемные дидактические игрушки. Для каждого ребенка в нашей группе найдется занятие по душе, интересный предмет, яркая игрушка.
Я предлагаю вам организовать в домашних условиях игровую зону, где дети будут лепить из песка, играть с водой.
Как играть с песком и водой – рекомендации на стенде (приложение №1). В какие игры можно поиграть в домашних условиях (приложение №2).
Таким образом, дети на каждом возрастном этапе достигают определенного уровня развития. Каким будет уровень сенсорного развития у наших детей? Это будет зависеть от того, насколько совершенно ребенок услышит, увидит, почувствует окружающее, насколько чувственный опыт и восприятие послужат основой познания мира.
Приложение:
Презентация «Сенсорное развитие детей». Работа с родителями.ppt