Программа психолого-педагогического образования родителей в системе взаимодействия детского сада и семьи

  вт., 14.02.2012

Разработчик программы:

Корнилова Елена Леонидовна,

воспитатель,

руководитель методического объединения

МДОАУ "Детский сад №8"

г Нефтеюганск

 Паспорт программы

 

 

Наименование программы

 

Программа психолого-педагогического образования родителей в системе взаимодействия детского сада и семьи

 

 

Правовое обоснование для разработки программы

 

1.Закон Российской федерации «Об образовании».

2.Концепция дошкольного воспитания.

3.Устав Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Центр развития ребёнка –детский сад № 8» г. Нефтеюганска.

 

Разработчик программы

 

Корнилова Е.Л. – воспитатель (высшая квалификационная категория), руководитель методического объединения по сотрудничеству с родителями.

 

 

Исполнители

программы

 

 

 

Педагогические работники

 

Цель программы

 

Выстроить систему взаимодействия дошкольного образовательного автономного учреждения и семьи в вопросах воспитания ребёнка.

 

 

Задачи

 

1 .Разработать нормативно - правовую базу для обеспече-ния функционирования программы.

 

2.Обосновать влияние программы на повышение психоло-го - педагогической компетенции родителей.

 

3.Сконструировать систему взаимодействия детского сада и семьи.

 

4. Разработать диагностические процедуры, содержащие критерии и показатели, инструментарий измерения системы взаимодействия, направленной на повышение педагогической компетентности.

 

5.Определить комплекс педагогических и методических условий, обеспечивающих взаимодействие детского сада с семьей.

 

6.Оформить     методические     наработки     по   психоло-го - педагогическому сопровождению родителей.

 

 

Объекты

программы

 

 

Семьи воспитанников, посещающих муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 8»

г. Нефтеюганска, семьи неорганизованных детей

13 микрорайона г. Нефтеюганска.

 

 

Механизм реализации задач

 

Механизм реализации задач программы осуществляется через:

  • мониторинг и определение перспектив;

 

  • установление    партнерских    взаимоотношений    педагогических   работников, родителей, создание единого социокультурного  пространства;
  • определение интерактивных форм работы с семьей;

 

  • определение эффективных способов взаимодействия;

 

  • психолого-педагогическое     сопровождение     педагогического     образования родителей, вовлечение родителей в педагогическое образование;

 

  • привлечение родителей к активному участию на заседаниях родительских  клубов.

 

 

Механизм реализации программы и контроль  за ходом её реализации

 

Общее руководство реализации программы осуществляет руководитель методического объединения совместно с родительскими  комитетами  групп

 

  • обеспечивает реализацию программных мероприятий;

 

  • осуществляет деятельность по повышению квалификации педагогических кадров, методическое и программное обеспечение;

 

  • предоставляет информацию в Департамент образования  г. Нефтеюганска о ходе реализации программы;

 

  • проводит мониторинг результативности программы, осуществляет корректировку.

 

 

 

 

Сроки  реализации программы

 

 

 

 

 

 

Программа  реализуется  в  период  с  2008  –  2011г.г.

 

Этапы реализации программы

 

1 этап – предварительный   (2008 – 2009 учебный год)

 

  • изучение имеющегося опыта по данной проблеме;

 

  • разработка программы повышения квалификации педагогических работников по взаимодействию с семьей (познавательный блок, мотивационный блок, практический блок, контрольно-оценочный блок);

 

  • анализ исходного состояния;

 

  • разработка плана реализации программы.

 

2 этап – основной (ключевой) (2009 – 2010 учебный год)

 

  • разработка диагностической процедуры (мониторинга), содержащего критерии, показатели и инструментарий измерения по определению результативности программы;

 

  • конструирование системы взаимодействия детского сада с семьей;

 

  • апробация внедрение способов взаимодействия детского сада с семьёй.

 

3 этап – заключительный  (2010 – 2011учебный год)

 

  • подведение итогов, обобщение опыта;

 

  • оформление методических наработок.

 

 

Разделы программы

 

  • Педагогическое образование отцов.

 

  • Психолого-педагогическая помощь матерям при воспитании детей в неполных семьях.

 

  • Коррекционная программа  для семей с «балующим» типом воспитания.

 

  • Психолого-педагогическое образование родителей будущих первоклассников.

 

 

Объёмы и источники финансирования

программы

 

  • Бюджетное финансирование.
  • Дополнительное бюджетное финансирование.
  • Внебюджетное финансирование.

 

Ожидаемые  (конечные)

результаты реализации программы

 

  • Создание нормативно – правового обеспечения.

 

  • Создание системы взаимодействия детского сада с семьёй.

 

  • Создание механизмов внедрения взаимодействия детского сада с семьёй.

 

  • Создание комплекса педагогических и методичес-ких условий, обеспечивающих взаимодействие детского сада с семьёй.

 

  • Повышение педагогической компетенции родителей (на 80%).

 

 

Контроль исполнения программы

 

  • Департамент образования и молодежной политики администрации города Нефтеюганска.

 

  • Родительские комитеты групп.

 

  • Наблюдательный совет учреждения.

 

 

Конечный продукт

 

  • Программа «Психолого – педагогическое образование родителей в системе взаимодействия детского сада и семьи»;

 

  • Методические наработки по внедрению Программы «Психолого – педагогическое образование родителей в системе взаимодействия детского сада и семьи».

 

Потребности, из которых исходит программа и

проблемы, которые она призвана решить.

 

          Состояние современной семьи обусловлено рядом негативных фак-торов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне благополучных семьях наших воспитанников от-сутствовали взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

         Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемствен-ность педагогических традиций. Родители наших воспитанников нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания собственного ребенка.

          Причинами семейных проблем становятся не только социальные труд-ности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значимый вред духовному и психоло-гическому развитию становления личности ребенка.

         Влияние этих факторов усугубляется стремлением молодых семей жить отдельно от "старших", утерей традиций семейного воспитания - все это приводит к серьезным проблемам воспитания ребенка в семье. Среди них -уменьшение продолжительности и формализация общения матери и отца с ребенком, дефицит с их стороны внимания и душевного тепла, недостаток практического взаимодействия взрослых с ребенком, неумение разобраться в мотивах его поведения, незнание методов воспитания детей дошкольного возраста. Все эти проблемы не только затрудняют личностное развитие дошкольников, но и могут стать основой нервно-психических заболеваний.

          Проведенные педагогическими работниками исследования показали, что большинство родителей чувствуют себя неуверенно в роли воспитате-лей собственных детей. Большинство родителей не осознают своих проблем, не понимают значения последствий своего влияния, влияния семьи на ребенка в дошкольном детстве.

          Наш детский сад, являясь образовательным институтом и осуществляя политику в области образования, в общей стратегии своего развития имеет как составляющую стратегию взаимодействия с родителями. Многие задачи дошкольному образовательному учреждению в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания, предупреждения асоциального поведения воспитанников.

          На наш взгляд, взаимодействие педагогических работников и родителей может быть успешным только тогда, когда родители настроены на взаимодействие и могут выступать как его равные партнеры.

          Одним из направлений работы педагогических работников по повыше-нию педагогической компетентности родителей, развитие у них партнерской позиции при взаимодействии с педагогическими работниками дошколь-ного образовательного учреждения с родителями является психолого – педа-гогическое образование родителей. Необходимость создания программы психолого - педагогического образования родителей была обусловлена  этими    факторами. Считаем    невозможным      промедление в решении обозначенных проблем.

          Перед нами встал важный вопрос:  каким по содержанию должно  быть

психолого-педагогическое просвещение родителей? С учетом наших семей оно должно стать дифференцированным в содержании и формах работы, с учетом типа семьи, отношении родителей к воспитанию ребенка, их педагогических возможностей, общей культуры и образования.

          Программа психолого-педагогического образования родителей выстро-ена на основе изучения потребностей каждой семьи, как гарантия выбора психолого-педагогического образования.

 

Теоретическая и практическая значимость программы

 

          Систематизированы и расширены имеющиеся теоретические представ-ления о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи. Выявлены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические усло-вия, позволяющие эффективно планировать, организовать и контролировать ход и результаты взаимодействия образовательного процесса в дошкольном    учреждении.

          Определены эффективные способы, направленные на реализацию совместных усилий педагогических работников и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии. Эффективность способов заключается в совместном с родителями воспитании и развитии дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогических работников с родителями, вовлечение  родителей в образовательный процесс     дошкольного образовательного учреждения. 

           Данная программа построена на основе приоритетных задач личност-ного развития ребенка в различные периоды дошкольного детства.

Таким образом:

  • разработана нормативно-правовая база;
  • обосновано влияние программы на повышение психолого - педагогичес-кой компетенции родителей;
  • сконструирована система взаимодействия детского сада и семьи;
  • разработаны диагностические процедуры, содержащие критерии и

          показатели, инструментарий измерения системы взаимодействия,                       

          направленной на повышение педагогической компетентности;

  • определен комплекс педагогических и методических условий,

          обеспечивающих взаимодействие детского сада с семьей;

  • подготовлены методические наработки по психолого - педагогическому

          сопровождению родителей.

 

          На основе данной программы педагог может выстраивать взаимодей-ствие с семьей с учетом специфики дошкольного образовательного учреж-дения, особенностей педагогических работников и родителей, так как она ориентирована на потребности семьи, реальные проблемы, с которыми родители сталкиваются в жизни. Достоинством программы является ее ориентированность на запросы родителей разного возраста, с разным уровнем образования, педагогической компетентностью, имеющих разную установку по отношению к воспитанию ребенка.

          Концепция программы - это система стратегических, философских, ор-ганизационных, методических и педагогических целей, которые мы должны реализовать. Иными словами - это идеальный образ взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.

         Одним  из  важных моментов в разработке  программы является  осмысление стратегии, основных направлений и задач по переходу данной работы в детском саду в новое, качественное состояние, т.е действий дет-ского сада по работе с родителями.

          Программа устанавливает приоритеты проблем, ресурсы и последо-вательность шагов для достижения стратегической цели. Мы понимаем, что дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогических работников на наш взгляд, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

          В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Важнейшим условием является  установление  доверительного  делового  контакта  между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется  воспита-тельская   позиция родителей   и педагогов". Определяя стратегию взаимо-действия детского сада и семьи, мы сформировали исходные идеи, ключевые позиции в этом направлении:

 

  1. Взаимодействие детского  сада с  семьей  не должно  быть  источ-ником конфликтов и оппозиции детского сада и родителей, а, напро-тив, должно стать стимулом педагогической рефлексии, самоэкспер-тизы достижений детского сада, поисков новых путей развития.

 

  1. Возможность современных родителей выбирать детский сад опреде-ляяет в качестве одной из ключевых позиций в стратегии   взаимодей-ствия формирования имиджа детского сада, его авторитета среди родителей. Опираясь на собственный опыт  можно утверждать, что одним из важных мотивов  выбора детского сада в микрорайоне, как  показали наши собеседования и анкетирования, являлся положи-тельный отзыв о детском саде  других  родителей, чьи  дети  являются его воспитанниками или выпустились из него в 1 класс.

 

  1. Взаимодействие детского сада с семьей - это существенный признак образовательной ситуации. Ее новизна проявляется так же и в том, что часть родителей активно стремится   к педагогическому самообра-зованию, пытаясь разобраться в вопросах воспитания ребенка -  дошкольника.

 

          Таким образом, взаимодействие детского сада с родителями выстроено на системе педагогических идей, которые являются ключевыми для нашего дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие детского сада с семьей - это многомерная педагогическая проблема, это система, объеди-нившая усилия большого количества людей: педагогического коллектива, родителей, социальных партнеров дошкольного образовательного учрежде-ния, администрации - для решения конкретных задач.

Ожидаемые (конечные) результаты реализации программы:

 

  • создание нормативно-правового обеспечения;

 

  • создание системы взаимодействия детского сада с семьей;

 

  • создание механизмов внедрения взаимодействия детского сада с семьей;

 

  • создание комплекса педагогических и методических условий, обеспечивающих взаимодействие детского сада с семьей;

 

  • повышение педагогической компетенции родителей (на 80%).

Мониторинг результативности программы психолого - педагогического просвещения

родителей воспитанников МДОАУ "Детский сад № 8".

 

Мониторинг  -  сбор  данных  об  уровне    удовлетворенности  качеством сотрудничества   всех   субъектов   образовательного   процесса, отслеживание запросов родителей, уровня их педагогической компетентности.

Любая форма сотрудничества с родителями должна иметь обратную связь -необходимо отслеживать, как влияет взаимодействие ДОУ и семьи на раз-витие обеих сторон. Реализуя программу, мы исключаем субъективные оценки, так как сложно проследить динамику развития субъектов и спроектировать дальнейшие действия.

Цель мониторинга обеспечения качества взаимодействия с семьей: Выявление эффективности реализации программы педагогического просве-щения родителей, вскрытие проблем, определение причин их появления, проведение корректирующих воздействий, направленных на проведение промежуточных и итоговых исследований полученных результатов в соот-ветствии с намеченными целями и задачами.

Объект:  родители (законные представители) воспитанников.

  1. Социально - соотносимая норма:

      данная программа реализуется на базе муниципального дошкольного    

      образовательного автономного учреждения «Центр развития ребенка –

      детский сад № 8».

 

  1. Индивидуально  -  соотносимая   норма:

      повышение  уровня   психолого - педагогических знаний родителей

      (законных представителей) воспитанников по сравнению с  преды-  

      дущим учебным годом.

 

  1. Целевая соотносительная норма:

      сопоставление полученных результатов с поставленной целью и

      задачами.

Принципы:

  • оптимальность;
  • соответствие показателей его базовым значениям (которые принимаются за основу при измерении и оценке);
  • достоверность и объективность формируемых показателей.

          В приложении № 1 представлены методы изучения результативности программы, а в приложениях № 2, 3 даны формы осуществления мониторинга.

         Для  самооценки участников  используются  опросные листы,  представленные приложениях  № 4, 5. Данные  листы,  не  только  выявляют реальный  уровень компетентности родителей, но и служат, на наш взгляд, своеобразным толчком к рефлексивному осмыслению взаимоотношений со своим ребенком.

         Уровень достижений отслеживается и фиксируется руководителем родительского клуба (или ведущим заседание родителем) по определенным ранее показателям дважды: в начале и в конце учебного года.

        Обработанная информация доводится до сведения участников с разъяс-нениями и конкретными рекомендациями.

 

Методы изучения результативности психолого-педагогического просвещения

родителей (законных представителей) воспитанников  ДОУ.

          Для     изучения     результативности     психолого – педагогического образования родителей (законных представителей) воспитанников мы использовали такие методы как:

  • опрос (анкетирование);
  • наблюдение;
  • тестирование.

 

Применив эти методы, мы изучили:

  • уровень педагогической компетентности родителей;
  • стиль взаимоотношений родителей и ребенка;
  • удовлетворенность  родителей  организацией психолого - педагоги-ческого просвещения;
  • удовлетворенность родителей взаимоотношениями с ребенком;
  • активность родителей на заседаниях родительского клуба.

 

          По результатам проведенных исследований мы пришли к заключению о том, что наиболее эффективным методом изучения результативности психолого-педагогического просвещения родителей является метод анкетирования, так как помогает получить ответы на все выше указанные вопросы. А также такие методы как наблюдение и тестирование, которые тоже помогают выявить: стиль взаимоотношения родителей и ребенка; удовлетворенность родителей взаимоотношениями с ребенком.

Приложение

 

Опросный талон для систематического мониторинга отношения  членов родительских клубов к обучению.

 

Таблица к опросному талону  для систематического мониторинга

 отношения членов родительских клубов к обучению

 

Организация проведения родительских клубов.

 

Активность участников.

 

Опросный листок результативности психолого-педагогического просвещения

 

Таблица к опросному листку результативности психолого - педагогического просвещения  Май 2009

 

Диагностика уровня педагогической компетентности родителей

 

Диагностика уровня педагогической  компетенции родителей Октябрь 2009

 

Диагностика уровня педагогической  компетенции родителей Май 2010

 

Сводная таблица диагностики уровня педагогической  компетенции родителей

(октябрь 2009 - май 2010)

 

Оценка родителями изменения характера  взаимодействия с ребенком

 

Характер взаимодействия родителей с детьми

 

Сводная таблица диагностики характера взаимодействия родителей с детьми.

 (октябрь 2009 - май 2010)

 

Выявление мнения родителей о психолого - педагогическом просвещении.

 

Определение результативности занятий по программе.

 

Выявление уровня результативности посещения родительских клубов.

 

Состояние семей в МДОАУ "Детский сад № 8"

Перспектива распространения Программы.

        Программа позитивно повлияла на повышение качества образования. Мониторинг, включающий в себя проведение исследований по изучению запросов родителей, предполагает вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведения занятий в родительских клубах. Результаты текущего и итогового мониторинга в конце учебного года позволяют оценить значимость дифференцированного подхода во взаимодействии.

          Анкетирование   родителей      показало,   что   если   до   начала      занятий   с  психологом   хорошие   психологические   знания   по   проблеме   воспитания ребенка имели 25% родителей, то после   проведенных занятий показатель  увеличился до 93%.

 

         Родители отметили в своих анкетах, что занятия в родительских клубах дали  им возможность лучше понимать своего ребенка (85%),

расширили области их знаний (39%), повысили уверенность в вопросах взаимодействия с детьми (37%).

 

         В результате реализации программы   у 93% родителей   появилось больше  доверия к педагогическим работникам, они отметили, что готовы обратиться  за помощью при возникновении семейных проблем.      

        МДОАУ "Детский сад №8" отличает открытость. Безусловно, программа разработана конкретно для муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад №8", однако мы уверены, что идеи программы помогут педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений переосмыслить и изменить содержание и формы работы с семьей, выстроить свою систему взаимодействия с учетом возможностей и интересов каждой семьи, ее прав и обязанностей. Программа подтолкнет кого-то к поиску новых решений, к размышлению, рефлексии, созданию своей системы взаимодействия с семьей.  

Меры по распространению полученных

результатов в перспективе.

          Программа" Психолого-педагогическое образование родителей в системе взаимодействия детского сада и семьи" утверждена экспертным советом по экспериментальной инновационной и поисковой работе образовательных учреждений комитета образования города Нефтеюганска, протокол № 1 от 27.09.2009г.

Особенность развития  дошкольного образовательного  учреждения в условиях становления рыночной экономики, демократизации общества заключается в необходимости привлечения к решению проблем образования и воспитания различных социальных институтов, главным образом, семьи.

              Органом общественного самоуправления в нашем дошкольном учреждении является Наблюдательный совет.

На муниципальном совете был заслушан вопрос о деятельности общественно-государственного управления  -  наблюдательного совета в МДОАУ "Детский сад № 8" и вынесено решение муниципального совета от 15.01.2011 г. п1.1. Обобщить имеющийся опыт деятельности МДОАУ «Детский сад №8» по взаимодействию органа самоуправления и соуправления.

         Данная программа в рамках августовского совещания была представлена широкой публике. Это достаточно новая, но показавшая свою эффективность форма обмена мнениями всех участников образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений.

В ходе работы секции «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания как условие формирования личности ребёнка» 29.08.2011 г. была определена многоаспектность сотрудничества детского сада и семьи, осознания направления этой деятельности и своё собственное место в ней. На секции были представлены механизмы включения семьи в образовательное пространство дошкольного образовательного автономного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 8», предъявлен опыт по взаимодействию детского сада с семьёй, диагностический инструментарий, разработанный в рамках программы «Психолого- педагогическое образование родителей в системе взаимодействия детского сада и семьи».

Решение заседания секции: п.3. Рекомендовать к внедрению опыт работы по взаимодействию с семьёй в вопросах воспитания ребёнка муниципального дошкольного  образовательного автономного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 8».

 Управление программой психолого-педагогического образования

родителей в системе взаимодействия детского сада и семьи

муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад № 8"

        Общее руководство программой осуществляет руководитель методического объединения с  родительскими  комитетами групп - органами общественного самоуправления:

 

  • обеспечивают реализацию программных мероприятий;
  • осуществляют деятельность по повышению квалификации   педагогических  кадров, методическое и программное обеспечение;
  • предоставляют информацию в Департамент Образования о ходе реализации  программы;
  • проводят мониторинг результативности программы.

       Основой правовых условий организации деятельности родительских комитетов являются:

  • Закон РФ «Об образовании». Статьей 35 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления.
  • Типовое  положение  «О  дошкольном  образовательном  учреждении», утвержденным постановлением Правительства  РФ от12.09.2008 г. № 666.
  •  Устав МДОАУ «Детский сад №  8».  В Уставе отражен порядок выбора Родительского комитета и разграничение компетенции между  администрацией, педагогическими работниками и органом общественного  самоуправления.        

Направления деятельности родительских комитетов групп

  • Повышение уровня родительской компетентности в области воспитания и развития детей (помощь родительского комитета в проведении анкетирования родителей  (законных  представителей) воспитанников, выявление и изучение лучшего опыта семейного воспитания, с дальнейшей трансляцией опыта на Общем родительском собрании,    помощь администрации, педагогическому коллективу в работе с неблагополучными семьями (посещение Родительским комитетом неблагополучных семей, индивидуальные беседы).
  • Актуализация и активизация роли родителей (участие в заседаниях родительских клубов, выбор ведущего родительского клуба, оказание адресной  помощи  родителям, организация конкурсов, совместных мероприятий, участие в аттестации педагогических работников    (удовлетворенность родителей комфортностью пребывания детей) в группе, в которой работает соискатель.

         Взаимодействие субъектов управления и соуправления сегодня обеспечивается на всех уровнях и этапах работы по реализации программы. Итогом тесного взаимодействия администрации и органа общественного самоуправления по реализации программы являются следующие результаты:

  1. Взаимодействие административного управления с органами общественного самоуправления стало эффективным, так как все участники наделены конкретными и посильными полномочиями, четко определено содержание их управленческой деятельности.
  1. Созданы благоприятные организационно-правовые условия для органичного, оптимального сочетания административного управления и общественного самоуправления. У меня, как руководителя методического объединения, появилась возможность - вырабатывать и принимать более оптимальные управленческие решения, способствующие повышению качества образовательного процесса.
  1. Разработан реальный механизм  гармонизации   взаимоотношений
    педагогического коллектива с родителями воспитанников. Администрация освободилась от решения многих повседневных вопросов, делегировав их органу общественного самоуправления. Мы считаем, что основа разумного правления  -  это взаимодоговоренность и  взаимодействие  с родителями воспитанников.
  1. Родители воспитанников через орган общественного самоуправления обрели реальную возможность влиять на положение дел в детском саду, участвовать вместе с детьми во всех мероприятиях, получать белее полную информацию о состоянии развития, воспитанности своих детей, участвовать в управлении детским садом.

         Взаимодействие субъектов управления  и  соуправления обеспечивается на всех уровнях и этапах образовательного процесса.

 Приложение

Повышение квалификации педагогических работников по взаимодействию с семьей.

Механизм управления программами психолого-педагогического образования родителей  2009 – 2011 учебный год

Совместная деятельность родителей и педагогических работников, направленная на получение конечного результата – психолого-педагогической компетенции.

Этапы взаимодействия педагогических работников с родителями (законными представителями) воспитанников.

Программа психолого – педагогической помощи матерям при воспитании детей в неполных семьях.

Коррекционная программа для семей с «балующим» типом воспитания.

Программа педагогического образования отцов

Программа психолого-педагогического образования родителей   будущих первоклассников.

 

Заключение

 

          По мнению педагогических работников МДОАУ "Детский сад №8" нет двух одинаковых дошкольных образовательных учреждений, как нет двух похожих педагогических коллективов, тем более - двух одинаковых семей. Каждый год в дошкольное учреждение приходят "новые " родители, которые требуют иного отношения.

         Успех реализации программы во многом, на наш взгляд, зависит от согласованности действий всего педагогического коллектива и наличия обратной  связи с родителями.

 

 


 

 


Поделиться
Просмотров: 8340
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.