«Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи в старших группах»

  вт., 14.02.2012

Конкурсант:

Ярос Лилия Михайловна

учитель – логопед,

I – квалификационная категория

МБДУ Центр развития ребенка –

детский сад «Снежинка»

 ЯНАО, г.Муравленко

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем успешного обучения в школе.

Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, педагоги и родители действуют согласовано. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа   педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей. Родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима, что все усилия без их помощи будут недостаточны, а иногда безрезультатны.

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обратную связь.

В нашем детском саду работа с родителями по речевому развитию проводится в разных формах. Одна из них – проведение речевых театрализованных праздников в логопедической гостиной.

Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как  правильно формировать речь детей, разъяснить  им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого и как важны партнерские взаимоотношения родителей со своими детьми.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Основным моментом творческой театрализованной  игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Поэтому мы обратились к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. А со стороны родителей -  увидеть проблемы ребенка, поддержать его, стать равным участником деятельности, получить максимальные результаты в коррекции речи детей и  подготовить к школьному обучению.

Театрально-игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка.                               

 Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, небольшого рассказа, сказки, задания, где соревнуются между собой родители и дети.

Этому предшествует работа на группах – используется одна из форм работы с родителями – создание «игротеки-копилки».

По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель – расширить словарь ребенка: объяснить лексическое значение слов.

Один раз в неделю, родители «дарят» ребенку новое для него слово. Слова самые разные: «сладкие» (мармелад, конфеты, щербет, джем), «тяжелые» (гиря, штанга), «легкие» (пух, снежинка, облака…), «сказочные», «зимние» и т.д.

Дети «приносят» в группу подаренные дома слова  и знакомят с ними своих друзей.

Воспитатели на своих листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне – имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки складываются в коробочку- «копилку». Периодически воспитатели достают копилку и проводят разнообразные игры.

Например:

Бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он получает фишку. Выигрывает тот, кто больше собрал фишек. Эту игру можно организовать и по-другому. Воспитатель по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Дети, которые правильно называют  слова, получают фишку.

Один раз в месяц в группе вывешивается благодарственное письмо, в котором указываются те семьи (родители), чьи дети принесли в копилку много интересных слов, принимали участие в речевых праздниках логопедической гостиной. Такая форма поощрения является хорошим стимулом, как для детей, так и для родителей. А благодаря играм, праздникам, организованным таким образом, родители оказываются вовлеченными в образовательный процесс, превращаются из сторонних наблюдателей в его участников.

Вашему вниманию предлагается конспект речевого праздника в логопедической гостиной с участием родителей  с элементами театрализации, построенного на сюжетах русских народных сказок.

Тема: «Сказочный город красивой речи»

Цели:

Образовательные:

- обогащение и расширение активного словаря детей;

- закрепление умения использовать в речи уменьшительно-ласкательных форм существительных, антонимов и относительных прилагательных;

- обучение построению связного речевого высказывания;

Коррекционно – развивающие:

- формирование умения активно вступать в речевое взаимодействие;

- обучение передаче образа персонажа средствами интонационно-эмоциональной выразительности;

-тренировка памяти, внимания, мышления и творческого воображения;

- совершенствование функций фонематического слуха;

Воспитательные:

- формирование позитивного чувства партнерства  и сотрудничества детей с родителями;

- воспитание культуры межличностных отношений между детьми и родителями.

Материал:

Ширма, куклы Би-Ба-Бо, макет «репки», макет «теремка», костюмы персонажей сказки «Репка», предметные картинки, клубок ниток,

Предварительная работа:

Разучивание пальчиковой гимнастики «Замок», физкультминутки «Медвежата в чаще жили», домашнее чтение сказки «Три медведя», семейная игра «Я дарю тебе словечко».

                                       Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте ребята и взрослые, я Фея, а зовут меня Анна. Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук в моем имени Анна. Давайте хором повторим это имя. Какой первый звук в слове Анна? (А). Давайте споем этот звук. Представьте себе, что у вас в руках длинная ниточка, намотайте ниточку на клубок пропевая звук «А» - тихо, громко. (Фея показывает клубок). Вот какой большой клубок получился. А клубок этот волшебный и приведет он вас в сказочный город красивой речи. Вы готовы попасть в этот город? Вспомним наше заветное правило:

Каждый день, всегда, везде.

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Основная часть

Фея. В городе красивой речи вас ожидают ваши любимые сказки и игры. И я надеюсь, что ваши ответы будут четкими, выразительными, без ошибок. Удачи вам!

(выходят скоморохи – дети)

1 ребенок   Сказку дети очень ждали,

                   Сказку дети в гости звали

                  Сказка здесь, уже друзья!

                  Сказка вновь пришла сюда.

                  Сказки мы сейчас расскажем.

2 ребенок   И расскажем и покажем

                            Сказка эта – «Колобок»!

                            Знаете ее?......Молчок!

(кукольная инсценировка измененной сказки «Колобок», роли исполняют дети)

Дед.            Все прощает всем она,

                   По сусекам помела,

                   Деду что-то испекла (на ширме появляется баба)

Баба.          Он усталый, молчаливый,

                   Иногда слегка ворчливый,

                   Ходит с длинной бородой,

                   Угадайте, кто это такой? (дед)

Дед.            Был у нас круглый да удаленький

                   Росточком очень маленький.

Баба.          Побежали по дорожке

                   Его коротенькие ножки.

                   (дед с бабой уходят, появляется колобок)

Колобок.  Здравствуйте, ребята! Помогите мне. Если вы правильно отгадаете мои загадки и ответите на мои вопросы мне никто не встретится на моем пути, и я вернусь к дедушке и бабушке, ведь я их очень люблю!

1-я загадка. Неуклюжий, косолапый,

                     Кто всю зиму сосет лапу? (медведь)

2.  Длинное ухо,

     Комочек пуха,

     Прыгает ловко,

     Любит морковку? (заяц)

3.                  Пушистый хвост, рыжий мех,

                     Ступает мягко, хитрее всех? (лиса)

4. Кто зимой холодной,

    Ходит злой, голодный? (волк)

( при отгадывании каждой загадки на ширме появляются звери)

Фея. Это дикие или домашние животные? Почему, вы так думаете? (ответы детей). Назовите детенышей этих животных.

Медведь.  Я, медведь, а у меня кто детеныши? (медвежата)

Лиса.        Я, лиса, а у меня кто детеныши    (лисята)

Заяц.        Я, заяц, а у меня кто детеныши? (зайчата)

Волк.        Я, волк, а у меня кто детеныши? (волчата)

Колобок.  Спасибо ребята, вы своими ответами помогли мне

                  вернуться домой.

Фея.     Мы рады за тебя колобок!

Фея.           Раз, два, три, четыре, пять –

                   Вы хотите поиграть?

                   Называется игра

                   «Разминка театральная»!

                         (игра со зрителями)

Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему свой волшебный клубочек и, например, попрошу: «Саша, изобрази медвежонка». Саша должен поймать клубок и сказать: «Я медвежонок, я радуюсь, когда…». Саша расскажет, когда медвежонок радуется, изобразит нам его, а затем передаст клубок кому-нибудь из вас и, назвав по имени, в свою очередь скажет: «Изобрази…» и назовет любое животное, или человека, или растение, или птицу или предмет.

Фея.           Загадаю, ребятки, загадку

                   Попробуйте ее отгадать

                   Если верной будет отгадка,

                   К нам сказка придет опять:

                   В этой сказке дедка есть,

                   Бабушка и внучка.

                   Вместе с ними жили кошка,

                   Мышка, песик  Жучка.

                   Мирно жили, не тужили,

                   Не было заботы.

                   Дружно, весело с охотой

                   Делали работу.

(инсценировка детьми сказки «Репка»)

Фея. Ребята, вспомним с вами, кто за кем приходил помогать дедушке, тянуть репку (дети вспоминают последовательность появления персонажей).

(за дедом выходят остальные персонажи, выстраиваясь в колонну)

Фея. Скажите, кто стоит впереди внучки, Жучки, мышки? Кто стоит за бабушкой, кошкой? Кто стоит между бабушкой и внучкой? Жучкой и кошкой? Дедом и мышкой?

Фея. Глаза все дружно закрывайте,

        Кого не стало, угадайте.

(один из персонажей прячется за ширму, дети отгадывают, кого не стало)

Фея. Посмотрите на репку и расскажите о ней, какая она: по форме,

      по цвету, по вкусу, где растет, что можно приготовить из репки?

     -      сколько слогов в слове «репка»

      -     назовите, 1-й звук в слове «репка», последний.

                          (на ширме декорация леса, терем)

Фея.           Что за дом такой стоит?

                            На дверях замок висит.

                         (пальчиковая гимнастика)

Дети.         На двери висит замок

                   Кто открыть его бы смог

                   Потянули, покрутили.

                   Постучали и – открыли.

 (появляются  три медведя: роли играют родители, медвежонка- ребенок)

Фея. Кто из вас догадался, о какой сказке пойдет речь?

(«Три медведя»)

- наши медведи предлагают нам поиграть.

(физ. минутка со зрительным залом «Медвежата в чаще жили»)

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так,

Дружно лапы поднимали.

Фея. Скажите, как звали маленького медвежонка? (Мишутка).

       - как звали самого большого медведя? (Михаил Потапович)

       - как звали медведицу, маму Мишутки? (Настасья Петровна)

Фея. А теперь минуточку – поиграем в шуточку.

                Игра «Скажи наоборот»

- папа Медведь большой – а Мишутка…(маленький)

- мама Медведица спит на широкой кроватке – а Мишутка на…(узкой)

- у папы высокий стульчик – а у Мишутки…(низкий)

- мама съедает много каши  - а Мишутка…(мало)

Фея. Наши гости приготовили вам интересное задание.

Мишутка. Я назову предмет, а вы назовите его ласково (персонажами предлагаются предметные картинки)

               Яблоко – яблочко

               Мяч – мячик

               Куст - кустик

Мама.        Гриб – грибочек

                   Цветок – цветочек

                   Лист – листочек

Папа.    Стол – столик

              Чашка – чашечка

              Дом – домик.

  - если стол сделан из дерева, значит он…(деревянный)

  - если чашка из фарфора, значит она…(фарфоровая)

 - если дом из кирпича, значит дом …(кирпичный)

Фея.       Интересные задания предлагали вы нам

               И огромное спасибо, говорю всем вам.

Фея. Наше путешествие в сказочный город красивой речи подошло к концу. Аплодисментами пригласим всех, кто играл роли в нашем театре.

(выходят все участники и представляются, называют имя и фамилию)

Фея.           Артистами ребята побывали

                   И сказки вы, ребята показали.

                   Артисты, зрители – все были хороши

                   Похлопаем, друг другу от души!

Фея. Наш волшебный клубок помог побывать в сказочном городе красивой речи. Сейчас каждый из вас отмотает от клубочка нитку и скажет другим добрые слова. (дети называют добрые слова)

Ваши добрые слова я смотаю в один клубок и отдам в группу, чтобы он хранился у вас, а добрыми словами вы пользовались.

Фея прощается с детьми и всех благодарит за участие.         

 

Поделиться
Просмотров: 3054
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.