Семинар-практикум с родителями: «Дорого яичко ко Христову дню»

  вс., 12.02.2012

Конкурсант:

Бундакова Елена Михайловна,

Воспитатель 1 категории

МБДОУ «Детский сад №2 «Дюймовочка»

город Ханты – Мансийск

Цель:
  • оказать практическую помощь в изготовлении пасхального сувенира, для последующей организации совместной деятельности родителей и детей дома.

Задачи:

  • познакомить родителей и детей со славянскими традициями пасхального праздника; обучить практическому приему украшения пасхальных яиц в технике декупаж;
  • воспитывать уважение к народным традициям.

План мероприятия:

        Рассказ педагога о празднике Пасхи и его традициях:

       Показ иллюстраций пасхальных яиц К. Фаберже, писанок, выполненных

       в различных стилях ДПИ;

       Знакомство с техникой декупаж;

       Практическая часть: украшение пасхального яйца;

       Игра « Пасхальные салочки»

       Оформление выставки в групповой комнате.

Зрительный ряд:

  • иллюстрации пасхальных яиц К.Фаберже
  • писанки, выполненные в различных стилях ДПИ

Музыкальное оформление:

  • русские народные мелодии
  • колокольные перезвоны.

Материалы и оборудование (на каждого участника):

  • яйцо вареное, полое или деревянная заготовка
  • ножницы
  • кисть клеевая, емкость с клейстером
  • декоративные бумажные салфетки

Список литературы:

  1. Как научить детей любить Родину. Авт.- сост. Ю.Е. Антонов и др. – М.: АРКТИ, 2003, стр.145 –156.
  2. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина... – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника), стр.30.
  3. Лыкова И.А. Миниатюры на яйце. – М.: ИД «Карапуз», 2003. (Растем и развиваемся)
  4. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003, стр. 64.
  5. Соловьева Л.Н. Пасхальные яйца. Альбом. Серия «Русский сувенир». – М.: Интербук - бизнесс, 2997
  6. Тейлор Т. Узоры для пасхальных яиц: новые идеи оформления. – М.: Изд. дом «Ниола 21-й век», 2005.
  7. Черутти П. Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров: практическое руководство/ пер. с итал. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007.
  8. Васюк Т.П., Репина Т.В., Сафронова С.А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на занятиях детского объединения школа раннего развития детей «Знай и умей»//http://festival/ 1 september.ru/2005-2006
  9. Кудейко М. Дорого яичко к Петрову дню.//Дошкольное образование - 2004, № 6 – стр. 30.

10. Мировое яйцо. Эскиз – 2003, № 4, стр.

11. Пасхальные забавы для детей. Рудакова Н.// Дошкольное образование - 2000, № 13-14 – стр. 23.

12. Писанка символ солнца и добра. Стець М.//Обруч 2004, №3 – стр.23

13. Пасхальные сюрпризы К.Фаберже. Онуфриева И., Миронова Е.//Юный художник – 1990, № 7, стр.37.

14. Рудакова Н. Снесла курочка яичко.//Дошкольное образование – 2000, № 13-14, стр.30.

15. Что такое писанка. //Эскиз – 2006, № 4, стр.16

16. Весенние традиции. Е. Иванова. // Квартирный ответ, 2006, апрель – стр. 102.

Ход мероприятия:

1.Рассказ педагога о празднике Пасхи и его традициях.

Педагог:

Добрый вечер ребята и уважаемые родители. Наша встреча проходит в преддверии самого доброго светлого праздника. А кто из вас знает, какой праздник скоро наступит? (Ответы детей)

Да, это прекрасный весенний праздник, который называется Пасхой, его отмечают на Руси уже тысячу лет. Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.

А как в ваших семьях готовятся к Пасхе? (Ответы детей: украшают дом, пекут куличи, красят яйца.)

Педагог:

Да, все верно. Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Вот какие расписные яйца было принято дарить в этот праздник (зрительный ряд). А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то, как бы забываешь про все плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.

А почему красят именно яйца и дарят их, а не другие подарки? Пасхальное яйцо это символ надежды, новой вечной жизни, чистой, светлой, которую дает нам своим Воскресением Христос Бог. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь, человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.

Яйца красят в разные цвета, но чаще всего в красный, пурпурный. Поскольку существовал обычай подолгу хранить в доме пасхальные яйца, иногда до следующей Пасхи, то народные умельцы стали делать яйца из дерева и расписывать их разными узорами. Затем появились очень красивые яйца из фарфора и серебра с эмалями, бисером (показ иллюстраций). Такие яйца делали в специальных мастерских. Мастера знаменитой в XIX веке российской ювелирной фирмы Фаберже делали яйца из драгоценных камней, золота, серебра с “секретом”. Это были самые настоящие произведения искусства. Чаще всего их дарили царской семье, а сейчас они хранятся в музеях.

В нашей коллекции представлены разные виды пасхальных яиц, Вот это красивое белое яйцо с голубыми узорами – фарфоровое, сделано мастерами какого города? (Ответы детей, родителей: из города Гжель) Это желтое со сказочными цветами изготовили мастера Городца. Мастера какого промысла изготовили это золоченое яйцо? (показ Хохломского яйца)

Раньше было несколько видов украшенных яиц: крашенки, писанки, капанки, драпанки. Все эти виды представлены в нашей коллекции, как вы думаете, какое яйцо соответствует названным видам, в чем их различия? (Ответы детей, родителей) Крашенки – просто цветные яйца, писанки – расписанные орнаментом, капанки – изготавливаются с использованием воска, драпанки – крашенное яйцо, на котором процарапывают узор. Любую писанку можно “прочитать”, учитывая символику ее цвета и рисунка. Узоры писанок исполнялись в стилизованной форме, они наделялись глубоким смыслом, были символичны.

Символика разделяется на несколько групп: солнечные символы; геометрические символы; растительные и животные символы; христианская символика.

Розеты (восьмилучевые звезды, иногда с круглыми концами) - символ женственности.

Треугольник – символ триединства семейного (мать, отец, дитя), божественного (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), стихийного (огонь, вода, земля)

Кольцо – символ материнства и знания.

Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.

Сосна – долголетие и здоровье.

Сливы, яблоки – символ любви.

Животные символы помогают владельцу писанки обрести наилучшие качества зверей, крепкое здоровье, силу, отвагу, смелость, доброту.

Голубки – счастье в доме. Конь – сила, трудолюбие.

Олень – долгая жизнь и выносливость в трудах праведных.

Мотылек – радость, беззаботное детство, а также переход души к вечной счастливой жизни.

Паук – трудолюбие и терпеливость.

Девочкам в старину дарили писанку с изображением яблоньки – символ чистоты, красоты, нежности и плодовитости. Мальчикам – писанку с дубовыми листьями, чтобы рос таким же сильным, крепким и могучим как дуб. Цветы – символы неродившихся душ. Женщина, которая хотела иметь детей, писала много писанок с цветами и дарила их детям.

А знакомы ли вы с символикой цвета? Например, знаете ли вы, что означает белый, голубой, зеленый цвета писанок? (Ответы детей, родителей)

Белый цвет – основной цвет яйца – цвет чистоты, божественного начала.

Голубой – цвет небесной Богоматери, божественного духовного знания.

Зеленый – символизирует здоровье, жизнь.

Бордовый или коричневый – принадлежность к земле.

Синий – связь с небом и ночью.

Черный – неизвестность, бесконечность.

2. Практическая часть. Знакомство с техникой декупаж. Украшение пасхального яйца

Педагог:

Существует множество техник украшения пасхальный яиц. В наши дни красить пасхальные яйца очень просто: для этого продаются специальные яркие пищевые красители и даже различные наклейки

На нашем мастер - классе мы изготовим пасхальный сувенир в технике декупаж. Что же такое декупаж? От фр. dekouper – «вырезать» – это очень древняя декоративная техника. Изначально появлением этой техники мы обязаны мебельной промышленности. Появилась техника декупаж еще в Средневековье, но своей популярности достигла в XVII веке в Венеции, где в особой моде были предметы мебели, украшенные инкрустациями в китайском стиле. Это было дорогое и не всем доступное увлечение. В результате изобретательности венецианских мебельщиков, путем аппликации на мебели, удалось достичь великолепной имитации восточных инкрустаций, что было значительно дешевле. Эта оригинальная техника получила широкое распространение в Англии, затем во Франции, где стал любимым занятием королевы Марии Антуанетты.

Сегодня эта техника снова в моде. Для освоения техники декупаж необходимо три главные вещи: декоративные бумажные салфетки с радующим глаз изобразительным мотивом, специальный лак и предмет которому желаете придать необыкновенный вид. Как вы уже могли догадаться декупаж, в общем – то - это самая настоящая аппликация.

Я предлагаю вам использовать этот способ для украшения натуральных вареных яиц. У вас на столах есть салфетки, яйцо, а по причине того, что украшать мы с вами будем натуральное вареное яйцо, вместо лака возьмем клейстер, приготовленный на картофельном крахмале.

Технология работы следующая:

  • вы вырезаете понравившийся элемент рисунка из многослойной салфетки;
  • осторожно отделяете верхний красочный слой;
  • теперь клейстером промазываете яйцо и располагаете на нем рисунок;
  • когда клей высохнет можно украсить рисунок цветными блестками.

Дети с родителями украшают яйца.

*Пока украшенные яйца сохнут, дети играют с предварительно приготовленными педагогом пасхальными яйцами.

Педагог:

На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру «Пасхальные салочки»: Посередине круга лежат разноцветные пасхальные яйца, их на одно меньше, чем игроков. Под музыку вы будете двигаться по кругу, как только музыка закончится, вы должны быстро взять яйцо и выйти из круга, игрок которому не хватило яйца, выбывает. (Звучит любая народная музыка)

Дети возвращаются за столы и продолжают украшать яйцо цветными блестками.

3.По окончании работы:

Педагог:

– Ребята, вам понравилось украшать яйца? Сегодня вы познакомились с новой декоративной техникой, как она называется? Какими картинками вы украшали пасхальное яйцо? Почему выбрали именно этот рисунок?

- Друзья мои, вам понравилось наше занятие? А что вам особенно понравилось? (Ответы детей: что мы украшали яйца вместе с мамами)

Да, и это на нашей встрече самое главное. Такой праздник как Пасха духовно сплачивает и объединяет семью. Члены семьи пусть хоть на короткое время, собираются вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством.

Для детей же важно не только понимание сути значения этого светлого праздника, но и его атмосфера, совместные переживания радостного момента с родными людьми. Думаю, что воспоминания об этом они сохранят на всю жизнь.

Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.

После мероприятия дети совместно с родителями оформляют выставку расписными яйцами.

 Приложение                                

фотографии выставки

Анкета для родителей 

 

Уважаемые родители,

 

для построения наиболее эффективной работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в художественном воспитании детей прошу Вас ответить на нижеследующие вопросы (выбранный ответ подчеркните или  допишите свой вариант).

 

1. Любит ли ваш ребенок заниматься изобразительной деятельностью?
да
нет
не знаю

2. Какой из видов изобразительной деятельности предпочитает ваш ребенок?
рисование 
 лепку 
аппликацию

3. Делится  ли ваш ребенок своими впечатлениями о занятиях по изобразительной деятельности, проводимых в детском саде? Если да, то отметьте, какие впечатления преобладают
положительные
отрицательные
нейтральные
4. Коллекционируете ли Вы работы своего ребенка?                 да                     нет
 
5. Посещает ли ваш ребенок какую-либо городскую детскую творческую студию, если да то какую?                  да                                 нет
6. Есть ли у Вас свои домашние хитрости и интересные находки в художественном воспитании ребенка, которыми вы можете поделиться с другими родителями, педагогами?

7.Какую информацию по художественному воспитанию Вы сочли бы для себя полезной и интересной:
#   приобщение ребенка к искусству (живопись, графика, народное декоративно-прикладное искусство)
#   как научить ребенка рисовать
#   художественный труд (лепка, аппликация)
#   нетрадиционные способы рисования или др. 

8. Какие формы работы с родителями вы бы предпочли:
#   информации в папках-передвижках и на информационных стендах
#   практические консультации
#   мастер – классы с участием детей и родителей
#   круглые столы (обмен опытом в вопросах воспитания и обучения детей)
#   индивидуальные беседы с педагогом?
 

Поделиться
Просмотров: 4948
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.