Детско-родительский клуб как форма психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи в ДОУ |
чт., 26.01.2012 |
конкурсанты:
Гайдамака Людмила Леонидовна,
заведующий,
высшая квалификационная категория
Макарова Елена Григорьевна,
заместитель заведующего по воспитательно-методической работе,
высшая квалификационная категория
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Рябинка»
ЯНАО, Тюменская обл., г. Салехард
Основной целью сообщества является реализация уставной задачи по организации социального партнерства как новой формы взаимодействия детского сада и семьи, обеспечивающее целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи:
• Знакомство родителей с теоретическими основами психологии и педагогики, систематизации знаний о закономерностях в развитии ребенка.
• Оказание помощи в развитии разнообразных умений, важных во взаимодействии с детьми, помощь в развитии самого ребенка. Углубленное понимание собственного ребенка.
• Прогнозирование детско-родительских отношений, влияющих на социализацию ребенка.
Обобщение опыта по теме.
Многочисленные исследования по дошкольной педагогике и детской психологии доказывают важность сотрудничества педагогов с родителями дошкольников. Изменения в обществе повлекли за собой изменение официальной модели воспитания. Традиционными формами работы дошкольного учреждения и семьи не учитывался актуальный личностно-ориентированный подход во взаимодействии взрослого и ребенка. Поэтому перед ДОУ возникла потребность в поиске новых форм работы дошкольного учреждения с семьей.
Современные условия деятельности дошкольных образовательных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, путь к сотрудничеству двух социальных институтов в настоящее время осложнен тем, что произошла разбалансированность процесса воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении: воспитательные функции семьи отступают на второе место, а в дошкольном образовательном учреждении воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию мы пытаемся исправить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, использования таких форм и методов работы, которые позволяют решить актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Нетрадиционной организацией работы с родителями сталатакая форма, какдетско-родительский клуб «Огонек». Основной идеей явилось то, что членами клуба являются родители одной группы.
Цель - получение родителями индивидуальной информации о психическом и физическом состоянии ребенка, об особенностях воспитания и развития детей от специалистов ДОУ.
На данном этапе – это детско-родительское сообщество «Огонек», заседания которого проводятся в каждой группе 1 раз в два месяца и по необходимости. Такая веерная структура устраивает всех участников педагогического процесса.
Функции, которые выполняет клуб:
• Просветительская – предлагается «теория» для родителей по возникающим проблемам воспитания и развития.
• Коррекционная – педагоги в ходе проведения заседания индивидуально (или с подгруппой родителей) проводят беседы по коррекции возникающей проблемы.
• Консультативная – родителям предлагается консультация воспитателя или узкого специалиста (или назначается другое время).
• Развивающая(совместная деятельность) – длязанятий подбираются игры и игровые упражнения познавательного и развивающего характера, а также родители привлекаются к организации вечеров музыки, гостиных, конкурсов, экскурсий, проектной деятельности и семейных праздников.
• Диагностическая – оценка взаимодействия родителей и ребенка, процесс деятельности педагога с родителями и детьми. В ходе мониторинга присутствует механизм обратной связи, который позволяет выявить недостатки и скорректировать дальнейшие действия.
• Прогностическая - по итогам «клуба» педагоги обсуждают положительные и отрицательные стороны мероприятия. Намечают пути, если имеется, решения возникшей проблемы.
Организация деятельности детско-родительского клуба «Огонек»
Деятельность детско-родительского сообщества осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность МАДОУ.
• Состав детско-родительского сообщества определяется из детей посещающих МАДОУ, родителей и педагогов;
• Руководит работой детского сообщества воспитатель или специалист;
• Заседания сообщества проходят 1 раз в два месяца в группе, музыкальном, хореографическом или спортивном зале.
• Продолжительность заседания – 1-2 часа;
• Темы заседаний определяются уставными задачами и запросом родителей, через анкетирование, или предлагается воспитателем смежная годовой задаче МАДОУ.
Сущностьклуба основывается в тесном сотрудничестве с родителями:
• Не на массовой просветительской деятельности, а на совместном детско-родительском взаимодействие под руководством педагогов;
• Ориентировка не на общий контингент, а возможность дифференцированного подхода к семье;
• Не принцип принудительного участия, а добровольное участие родителей;
• Родитель не пассивный, а активный слушатель;
• Мероприятия проводятся не разово и бессистемно, а планомерно и
последовательно.
В детском саду создана модель конструктивного диалога с семьей с целью осуществления индивидуального подхода в подборе методов и приемов эффективного общения с родителями.
Это такие виды деятельности как: обмен информацией,впечатлениями, игры: подвижные (спортивные), сюжетные с элементами драматизации, настольно-дидактические, релаксационные.
Викторины, соревнования, просмотры видеоматериалов, деловые игры и проблемные задачи с поиском ответа в книгах, журналах и др.
Сообщество проводится по трем направлениям:
1. Школа родительской грамотности (педагогическое просвещение
родителей и педагогов).
Родители получают информацию по проблемам воспитания, развития и здоровья детей. Основы по правам ребенка и др. (теория не более 7 мин.).
Тематика заседаний:«Ты и твое имя» (портфолио); «Праздник Нептуна»игры с водой; «День потехи»юмористические игры; «Шарик» – верный друг»фото-представление; «В гостях у сказки»театрализованные игры; «День вежливости»игры для коррекции поведения и решения конфликтов; «По дороге в школу»игры для подготовки к школе и др.
2. Развивай-ка(вовлечение родителей в педагогический процесс
МАДОУ).
Второе направление – основное, которое направлено на развитие игр, упражнений для детей и родителей.
Цель таких игровых занятий – одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации. Участник знает, что играет, и в то же время ведет себя так же, как в условиях реальной деятельности. Поэтому игра служит не только задачам обучения, но и коррекции. Проводя время вместе с ребенком, играя с ним, взрослый тем самым находится на территории его интересов. Игра увлекательна сама по себе, да и кто откажется от такого «несерьезного» занятия? Работа в группе, подчинение взрослых и детей единым правилам дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.
В ходе игровых занятий: ребенок и взрослый видят себя во взаимодействии с другими и глазами других. Ребенок учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.
Участвуя в совместных играх, родители обращают внимание наотличительные стороны своего малыша, которые в обыденной жизни часто ускользают. Они начинают по-другому воспринимать себя, учатся сотрудничать, понимать друг друга пусть пока в игре, а в последствие и в жизни, учатся способам решения задач, помогающим взаимодействовать в семье. Родители, осваивая игры, получают возможность в организации и проведении семейных праздников, другие родительские проекты которые реализуются за пределами МАДОУ (в тесном семейном кругу).
3. «Сладкая гостиная»(изучение семьи, знакомство и общение).
Сладкая гостиная- завершающий блок встречи.
В совместной доброжелательной обстановке во время чаепития проводятся беседы с обсуждением наиболее понравившегося момента и отрицательные стороны мероприятия, консультации, беседы с педагогами.
Такое общение позволяет родителям одной группы ближе познакомиться между собой, с сотрудниками детского сада, с деятельностью детского сада, дает возможность понаблюдать за собственным ребенком, объединяет общим видом деятельности.
Такие встречи позволяют изменить возможные неэффективные родительские установки и укрепить свою уверенность в собственных возможностях в воспитании и развитии своего ребенка.
Вывод.Такая форма взаимодействия с родителями устраивает как педагогов, так и родителей нашего детского сада. Основные положительные моменты нашего «Огонька» в том, что он способствует повышению статуса:
ребенка в глазах педагогов и родителей;
педагогов в глазах родителей;
родителей в глазах педагогов и ребенка.
Все это позволяет подготовить педагогов к восприятию семьи, как системы, учитывать уникальность и неповторимость семей, пересмотреть основы взаимоотношений с родителями, понять, что только ребенок может стать основой сближения души и разума людей, сопричастных его жизни.
Приложение.
Презентация опыта работы. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КЛУБ.pps (10 МБ)
Список литературы
1. Алоева М. А., Бейсова В.Е. Родительские собрания.- Ростов н/Д: изд – «Феникс», 2004.-352с.
2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1./ Под.ред. Е.Н. Спепанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 144с.
3. Дошкольное учреждение и семья-единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко – М.: Линка-Пресс, 2001.-224с.
4. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.