Детско-родительский клуб как форма психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи в ДОУ

  чт., 26.01.2012

конкурсанты:
Гайдамака Людмила  Леонидовна,
заведующий,
высшая квалификационная категория
Макарова Елена Григорьевна,
заместитель заведующего по воспитательно-методической работе,
высшая квалификационная категория
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Рябинка»
ЯНАО, Тюменская обл., г. Салехард

Основной целью сообщества является реализация уставной задачи  по организации социального партнерства как новой формы взаимодействия детского сада и семьи, обеспечивающее целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Задачи:
•    Знакомство родителей с теоретическими основами психологии и педагогики, систематизации знаний о закономерностях в развитии ребенка.
•    Оказание помощи в развитии разнообразных умений, важных во взаимодействии с детьми, помощь в развитии самого ребенка. Углубленное понимание собственного ребенка.
•    Прогнозирование детско-родительских отношений, влияющих на социализацию ребенка.

Обобщение опыта  по теме.
Многочисленные исследования по дошкольной педагогике и детской психологии доказывают важность сотрудничества педагогов с родителями дошкольников. Изменения в обществе повлекли за собой изменение официальной модели воспитания. Традиционными формами работы  дошкольного учреждения и семьи не учитывался актуальный личностно-ориентированный подход во взаимодействии взрослого и ребенка. Поэтому перед  ДОУ   возникла потребность в поиске новых форм работы  дошкольного учреждения с семьей.
Современные условия деятельности дошкольных образовательных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, путь к сотрудничеству двух социальных институтов в настоящее время осложнен тем, что произошла разбалансированность процесса воспитания в семье и дошкольном  образовательном учреждении:  воспитательные функции семьи отступают на второе место, а в дошкольном образовательном учреждении воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию мы пытаемся исправить за счет  включения семьи в образовательное пространство ДОУ, использования таких форм и методов работы, которые позволяют решить актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Нетрадиционной  организацией  работы с родителями  сталатакая форма, какдетско-родительский клуб «Огонек». Основной  идеей явилось то, что членами клуба являются родители одной группы.  
Цель - получение родителями индивидуальной  информации о психическом и физическом состоянии ребенка, об особенностях воспитания и  развития детей  от  специалистов   ДОУ.
На данном этапе – это детско-родительское сообщество «Огонек», заседания которого проводятся в каждой группе 1 раз в два месяца и по необходимости. Такая веерная структура устраивает всех  участников педагогического процесса.
    
Функции, которые выполняет клуб:
•    Просветительская – предлагается «теория» для родителей по возникающим проблемам воспитания и развития.
•    Коррекционная – педагоги в ходе проведения заседания индивидуально  (или с подгруппой родителей) проводят беседы по коррекции  возникающей проблемы.
•    Консультативная – родителям предлагается  консультация     воспитателя или узкого специалиста (или  назначается другое время).
•    Развивающая(совместная деятельность) – длязанятий подбираются игры и игровые упражнения познавательного и развивающего характера, а также родители привлекаются к организации вечеров музыки, гостиных, конкурсов, экскурсий, проектной деятельности и семейных праздников.
•    Диагностическая – оценка взаимодействия родителей и ребенка, процесс деятельности педагога с родителями и детьми. В ходе мониторинга присутствует механизм обратной связи, который позволяет выявить  недостатки и скорректировать дальнейшие действия.
•    Прогностическая - по итогам «клуба» педагоги обсуждают положительные и отрицательные стороны мероприятия. Намечают пути,  если  имеется, решения возникшей проблемы.

Организация деятельности детско-родительского клуба «Огонек»

Деятельность детско-родительского сообщества осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность МАДОУ.

•    Состав детско-родительского сообщества определяется из детей посещающих МАДОУ, родителей  и педагогов;
•    Руководит работой детского сообщества  воспитатель или специалист;
•    Заседания сообщества проходят 1 раз в два месяца   в  группе, музыкальном, хореографическом или спортивном зале.
•    Продолжительность заседания – 1-2 часа;
•    Темы заседаний определяются уставными задачами и запросом родителей,  через анкетирование, или предлагается воспитателем смежная годовой задаче МАДОУ.

Сущностьклуба основывается в тесном сотрудничестве  с  родителями:

•    Не на массовой  просветительской деятельности, а на совместном детско-родительском  взаимодействие под руководством педагогов;
•    Ориентировка не на общий контингент, а возможность дифференцированного подхода к семье;
•    Не принцип  принудительного  участия, а  добровольное участие родителей;
•    Родитель не пассивный, а активный слушатель;
•    Мероприятия проводятся не разово и  бессистемно, а планомерно и
последовательно.

    В детском саду создана модель конструктивного диалога с семьей с целью осуществления индивидуального подхода в подборе методов и приемов эффективного общения с родителями.

Это такие виды деятельности как: обмен  информацией,впечатлениями, игры: подвижные (спортивные), сюжетные с элементами драматизации, настольно-дидактические, релаксационные.
Викторины, соревнования, просмотры видеоматериалов, деловые игры и проблемные задачи с поиском ответа  в книгах, журналах и др.

Сообщество  проводится по трем направлениям:

1.    Школа родительской грамотности (педагогическое просвещение
родителей и педагогов).

Родители получают информацию по проблемам воспитания, развития и здоровья детей. Основы по правам ребенка и др. (теория не более 7 мин.).
Тематика заседаний:«Ты и твое имя» (портфолио);  «Праздник Нептуна»игры с водой; «День потехи»юмористические игры; «Шарик» – верный друг»фото-представление; «В гостях у сказки»театрализованные игры;  «День вежливости»игры для коррекции поведения и решения конфликтов; «По дороге в школу»игры для подготовки к школе и др.

2.    Развивай-ка(вовлечение родителей в педагогический процесс
МАДОУ).

Второе направление – основное, которое направлено на развитие игр, упражнений для  детей и родителей.
Цель  таких игровых занятий – одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации. Участник знает, что играет, и в то же время ведет себя так же, как в условиях реальной деятельности. Поэтому игра служит не только задачам обучения, но и коррекции. Проводя время вместе с ребенком, играя с ним, взрослый тем самым находится на территории его интересов. Игра увлекательна сама по себе, да и кто откажется от такого «несерьезного» занятия? Работа в группе, подчинение взрослых и детей единым правилам дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.
В ходе игровых занятий: ребенок и взрослый видят себя во взаимодействии с другими и глазами других. Ребенок учится правильно оценивать свои возможности, что способствует  формированию адекватной самооценки.
Участвуя в совместных играх, родители  обращают внимание наотличительные стороны своего малыша, которые в обыденной жизни часто ускользают. Они начинают по-другому воспринимать себя, учатся сотрудничать, понимать друг друга пусть пока в игре, а в последствие и в жизни, учатся способам решения задач, помогающим взаимодействовать в семье.  Родители,   осваивая игры,  получают  возможность в организации и проведении семейных праздников, другие родительские проекты которые реализуются за пределами МАДОУ (в тесном семейном кругу).  


3.    «Сладкая гостиная»(изучение семьи, знакомство и общение).

Сладкая гостиная- завершающий блок встречи.
В совместной доброжелательной обстановке во время чаепития   проводятся беседы с обсуждением наиболее понравившегося  момента и отрицательные стороны мероприятия,  консультации, беседы  с педагогами.
Такое общение позволяет родителям одной группы  ближе познакомиться между собой, с сотрудниками детского сада, с деятельностью  детского сада, дает возможность понаблюдать за собственным ребенком, объединяет общим видом деятельности.
Такие встречи позволяют  изменить возможные неэффективные родительские установки  и укрепить свою уверенность в собственных возможностях  в   воспитании и развитии своего ребенка.

       Вывод.Такая форма взаимодействия с родителями устраивает как педагогов, так и родителей нашего детского сада. Основные  положительные моменты нашего «Огонька» в том, что он способствует повышению статуса:
    ребенка в глазах педагогов и родителей;
    педагогов в глазах родителей;
    родителей в глазах педагогов и ребенка.


Все это позволяет подготовить педагогов к восприятию семьи, как системы, учитывать уникальность и неповторимость семей, пересмотреть основы взаимоотношений с родителями, понять, что только ребенок может стать основой сближения души и разума людей, сопричастных его жизни.

Приложение.
Презентация опыта работы. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КЛУБ.pps (10 МБ)

Список литературы
1.    Алоева М. А., Бейсова В.Е. Родительские собрания.- Ростов н/Д: изд – «Феникс», 2004.-352с.
2.    Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1./ Под.ред. Е.Н. Спепанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 144с.
3.    Дошкольное учреждение и семья-единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко – М.: Линка-Пресс, 2001.-224с.
4.    Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.


Спонсоры конкурса:

   

Издательский центр «Вентана-Граф».  Крупнейший издатель учебной литературы.

Сфера деятельности – выпуск федеральных учебников для школ, учебно-методических комплектов по всем  предметам школьной программы; пособий по дошкольной  и предшкольной подготовке детей.

Адрес: 127422 г.Москва, Тимирязевская ул. д.1, корп.3, 6 этаж.
Тел.: 8 (495) 234-07-53, 611-46-74, 611-15-74
E-mail: info@vgf.ru
 

ООО «Торговый дом Карусель» 

Оптовый магазин развивающих игрушек, сюжетно-ролевых игр и мебели для дошкольных учреждений

Адрес: г.Тюмень, ул.Новаторов, д.13/2
тел./факс: /3452/520-615, 60-80-59
Сайт: www.tdkarusel.ru       e-mail: info@tdkarusel.ru
Поделиться
Просмотров: 6116
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.