Использование в музыкальной деятельности проектного метода, как активную форму взаимодействия с родителями

  ср., 25.01.2012
 

Конкурсант:

Адамова Ольга Афанасьевна,
Музыкальный руководитель,
высшая квалификационная категория.
МБДОУ «Детский сад №22 «Синяя птица»,
ЯНАО, г. Салехард, Тюменской области

Создание проекта «Ах, эта прекрасная шляпка!» для детей старшей и подготовительной групп детского сада и их родителей.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление; моделирование проблемных ситуаций; экспериментирование; опытно-исследовательская деятельность; решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении являетсяразвитие свободной творческойличности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в будущем к изменившейся ситуации школьного обучения.
Задачи развития детей в проектной деятельности:
1.    Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2.    развитие познавательных способностей;
3.    развитие творческого воображения;
4.    развитие творческого мышления;
5.    развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В старшем дошкольном возрасте – это:
•    формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
•    развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
•    формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
•    развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Этапы
проекта

Деятельность педагога и родителей

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность, привлекает к деятельности родителей
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

С этой целью в ДОУ был организован проект: «Ах, эта прекрасная шляпка»!

Тип проектной деятельности: Творческий.

Цель: Расширить знания детей старшего дошкольного возраста о разнообразии головных уборов.

Задачи: Продолжать знакомить детей с названиями головных уборов и материалами, из которых они изготовлены. Дать детям элементарные сведения об образе жизни людей в древности (как одевались люди, какие головные уборы носили, как, какую социально – знаковую роль они имели в обществе). Развивать потребность в творческой деятельности, совершенствовать  умение изготавливать головные уборы по памяти и с натуры. Развивать у детей представление об истории появления шляпы.

Участники проекта:  Дети, педагоги, родители.

Предполагаемый результат: Создание мини – музея  шляп, с целью  ознакомления детей с историей шляпного искусства и использования шляп в качестве атрибутов на праздниках, утренниках и досугах.

Сроки реализации проекта:  Долгосрочный.

Актуальность: Проект посвящён укреплению эмоционально – позитивных межличностных отношений детей и родителей в процессе изготовления шляпы, формированию представлений об истории моды головных уборов.

Предметно – развивающая среда: Наличие  центров в группах: «Игровой центр», «Центр книги», «Центр искусства», «Центр математики»  и др.

Гипотеза: Люди всегда будут носить  головные уборы.

Проблема: Дети не понимают для чего нужно такое разнообразие головных уборов.

Процесс

Совместная деятельность

педагога и детей

Деятельность педагога.

I этап – Подготовительный.

Организационная работа

 -Работа с художественной литературой:

Чтение произведений на заданную тематику: Н.Носов «Живая шляпа», Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка»; В.Степанов «Профессии».

- Продуктивная деятельность:

Рассматривание журналов мод головных уборов;

Совместный просмотр мультфильмов «Незнайка в солнечном городе», «Под дождём»;

 Проведение опытов  на тему: «Какой материал прочнее?»

Экскурсия с детьми в бутик головных уборов.

- Беседы:

 Проведение этической беседы на тему: «Что означает поговорка «По Сеньке и шапка».

- Дидактические игры:

«Подбери герою шляпу»; «Из какого материала изготовлена шляпа».

- Занятия:

Лепка по сказке «Кот в сапогах»;

Решение с детьми логической задачи: «Удобна ли бумажная шляпа?»

Составление рассказов на тему: «Если бы у меня была шапка - невидимка».

- Изучение литературы, составление беседы на тему: «Какие бывают шляпы»;

- Составление викторины по сказкам;

- Подбор и изготовление дидактических игр на тему: «Побери Золушке шляпу», «Угадай героя по шляпе», «Найди одинаковые шляпы», «Запомни узор на шляпе»;

- Подбор атрибутов для настольного театра «Стойкий оловянный солдатик».

Работа с родителями

Создание информационного листа для родителей, с целью объявления конкурса «Шляпа своими руками». В информационном листе проинформировать о начале конкурса, об условиях и сроках реализации «Парад шляп».

II этап - Основной

Систематизация

информации

Создание «Центров активности» и совместная деятельность с детьми по «Центрам».

«Центр искусства»

Оригами - изготовление шляп из бумаги (выполняют воспитатели в группе с детьми).

Коллективная работа – рисуем шляпу для «фотостудии».

«Центр строительства»

Сооружение из строительного материала и подручных средств (коробок, картона, пластилина) шляпной мастерской. Изготовление витрин, полочек для выставочного зала.

«Центр естествознания»

 Проведение опытов с тканью, перьями, бусинками, кожей в уголке экспериментирования. С целью выбора подходящего материала для шляпы.

«Центр математики»

Использование изготовленных из бумаги шляп для счёта, измерение изготовленных шляп и сравнение размера. Находить среди разнообразия шляпы разных геометрических форм.

«Психологический центр»

Для стимуляции творческой активности заниматься по методу «разноцветных шляп» (Э.деБоно). Дети делятся на команды по цветам шляп и решают разные поставленные задачи, с учётом цвета шляпы.

Систематизация, обобщение, распределение запланированного материала по центрам активности.

 

Создание для детей проблемно – поисковой ситуации в соответствии с работой разных «Центров активности».

Работа с родителями

Оформление конкурса - выставки шляп, изготовленных родителями и детьми дома, на тему: «Парад шляп».

III этап - заключительный

Итог

Проведение развлечения «Парад шляп», демонстрация конкурсных моделей. Фотографирование экземпляров, которые победили в конкурсе, для оформления фоторепортажа с конкурса.

Подведение итогов

конкурса – выставки, награждение победителей.

 

Задачи, поставленные перед детьми по центрам активности.

Игровая деятельность.

Побуждать детей к развитию творчества и фантазии при развёртывании сюжетно-ролевых игр «Семья», «Шляпный салон». Развивать творческое воображение, способность перевоплощаться при надевании той или иной шляпы. Побуждать к проведению режиссёрских игр, игр – фантазий. Развивать  умение двигаться под музыку в соответствии с одетой шляпой.

Речевое развитие.

Познакомить детей с названиями головных уборов и материалами, из которых они изготовлены. Закреплять умение детей рассказывать о шляпах. Обогащать словарь детей.

Изобразительная деятельность.

Развивать потребность в творческой деятельности, совершенствовать  умение изображать головные уборы по памяти и с натуры, развивать способность замечать характерные особенности шляп и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции). Развивать умение составлять узоры и композиции для украшения шляп (из растительных элементов, бросового материала, природного материала). Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Формирование элементарных математических представлений

Активизировать мыслительную деятельность детей: умение выделять характерные признаки разных шляп и сравнивать их – чем похожи, чем отличаются, например, по форме – треугольная, продолговатая, круглая, сравнивать их по размеру, по цвету. Уточнить представление о времени (шляпы прошлого, настоящего, будущего).

Конструирование.

Познакомить детей с назначением разных деталей, способами их соединения в разных конструкциях. Учить детей различать геометрические объёмные фигуры (куб, цилиндр, конус). Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, различными материалами, используемых для украшения шляп.

Формирование представлений об истории культуры.

Развивать у детей представление об истории появления шляпы. Дать детям элементарные сведения об образе жизни людей в древности (как одевались люди, какие головные уборы носили, как, какую социально – знаковую роль они имели в обществе).

Реализация проекта.

Работа по центрам активности, реализуя план проекта в течение месяца.

Центр искусства.

Объявление конкурса по изготовлению шляп из разнообразных материалов – домашнее задание для родителей и детей.

Выставка конкурсных экспонатов.

Оригами - изготовление шляп из бумаги (выполняют воспитатели в группе с детьми).

Коллективная работа – рисуем шляпу для фотостудии.

Последним этапом проекта является защита — это всегда зрелищное мероприятие. На защиту нашего проекта «Ах, эта прекрасная шляпка!» были приглашены дети и родители, принимавшие участие в проекте.

 

    Используемая литература:

 

  1. Веракса Н.Е., А.Н.Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
  2. Буренина А.И., Л.И.Колунтаева Проектирование интегративной программы предшкольного образования: Методическое пособие. – МПб.: ЛОИРО, 2007. – 168с.
  3. Первое сентября – ежемесячная газета, В. №4 (16). (приложение с.2-8). Муллаева Н. «Шляпное сражение».
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А. Данилина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96с.
  5. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997.
  6. Ребёнок в детском саду - иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений, №1, 2007. с.77-82.
  7. Управление дошкольным образовательным учреждением -  научно-практический журнал 2009г. №1. – 127с.
  8. Управление дошкольным образовательным учреждением - научно-практический журнал№4, 2004.
  9. Чем развлечь гостей – журнал, зарегистрированный в федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, г.Курган, №2, 2007, ст. «Шапочное знакомство» - 21-23с.

10. Чем развлечь гостей – журнал,зарегистрированный в федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, г.Курган, №12, 2006. – Ст. «Шляпный бал» - 50-51с.

Спонсоры конкурса:

   

Издательский центр «Вентана-Граф».  Крупнейший издатель учебной литературы.

Сфера деятельности – выпуск федеральных учебников для школ, учебно-методических комплектов по всем  предметам школьной программы; пособий по дошкольной  и предшкольной подготовке детей.

Адрес: 127422 г.Москва, Тимирязевская ул. д.1, корп.3, 6 этаж.
Тел.: 8 (495) 234-07-53, 611-46-74, 611-15-74
E-mail: info@vgf.ru
 

ООО «Торговый дом Карусель» 

Оптовый магазин развивающих игрушек, сюжетно-ролевых игр и мебели для дошкольных учреждений

Адрес: г.Тюмень, ул.Новаторов, д.13/2
тел./факс: /3452/520-615, 60-80-59
Сайт: www.tdkarusel.ru       e-mail: info@tdkarusel.ru
Поделиться
Просмотров: 3758
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.