Использование в музыкальной деятельности проектного метода, как активную форму взаимодействия с родителями |
ср., 25.01.2012 |
Конкурсант: Адамова Ольга Афанасьевна, |
Создание проекта «Ах, эта прекрасная шляпка!» для детей старшей и подготовительной групп детского сада и их родителей.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление; моделирование проблемных ситуаций; экспериментирование; опытно-исследовательская деятельность; решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении являетсяразвитие свободной творческойличности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в будущем к изменившейся ситуации школьного обучения.
Задачи развития детей в проектной деятельности:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Этапы |
Деятельность педагога и родителей |
Деятельность детей |
1 этап |
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется продукт проекта. |
1. Вхождение в проблему. |
2 этап |
4. Помогает в решении задачи. |
5. Объединение детей в рабочие группы. |
3 этап |
7. Практическая помощь (по необходимости). |
7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап |
9. Подготовка к презентации. |
8. Продукт деятельности готовят к презентации. |
С этой целью в ДОУ был организован проект: «Ах, эта прекрасная шляпка»!
Тип проектной деятельности: Творческий.
Цель: Расширить знания детей старшего дошкольного возраста о разнообразии головных уборов.
Задачи: Продолжать знакомить детей с названиями головных уборов и материалами, из которых они изготовлены. Дать детям элементарные сведения об образе жизни людей в древности (как одевались люди, какие головные уборы носили, как, какую социально – знаковую роль они имели в обществе). Развивать потребность в творческой деятельности, совершенствовать умение изготавливать головные уборы по памяти и с натуры. Развивать у детей представление об истории появления шляпы.
Участники проекта: Дети, педагоги, родители.
Предполагаемый результат: Создание мини – музея шляп, с целью ознакомления детей с историей шляпного искусства и использования шляп в качестве атрибутов на праздниках, утренниках и досугах.
Сроки реализации проекта: Долгосрочный.
Актуальность: Проект посвящён укреплению эмоционально – позитивных межличностных отношений детей и родителей в процессе изготовления шляпы, формированию представлений об истории моды головных уборов.
Предметно – развивающая среда: Наличие центров в группах: «Игровой центр», «Центр книги», «Центр искусства», «Центр математики» и др.
Гипотеза: Люди всегда будут носить головные уборы.
Проблема: Дети не понимают для чего нужно такое разнообразие головных уборов.
Процесс |
Совместная деятельность педагога и детей |
Деятельность педагога. |
I этап – Подготовительный. |
||
Организационная работа |
-Работа с художественной литературой: Чтение произведений на заданную тематику: Н.Носов «Живая шляпа», Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка»; В.Степанов «Профессии». - Продуктивная деятельность: Рассматривание журналов мод головных уборов; Совместный просмотр мультфильмов «Незнайка в солнечном городе», «Под дождём»; Проведение опытов на тему: «Какой материал прочнее?» Экскурсия с детьми в бутик головных уборов. - Беседы: Проведение этической беседы на тему: «Что означает поговорка «По Сеньке и шапка». - Дидактические игры: «Подбери герою шляпу»; «Из какого материала изготовлена шляпа». - Занятия: Лепка по сказке «Кот в сапогах»; Решение с детьми логической задачи: «Удобна ли бумажная шляпа?» Составление рассказов на тему: «Если бы у меня была шапка - невидимка». |
- Изучение литературы, составление беседы на тему: «Какие бывают шляпы»; - Составление викторины по сказкам; - Подбор и изготовление дидактических игр на тему: «Побери Золушке шляпу», «Угадай героя по шляпе», «Найди одинаковые шляпы», «Запомни узор на шляпе»; - Подбор атрибутов для настольного театра «Стойкий оловянный солдатик». |
Работа с родителями |
Создание информационного листа для родителей, с целью объявления конкурса «Шляпа своими руками». В информационном листе проинформировать о начале конкурса, об условиях и сроках реализации «Парад шляп». |
|
II этап - Основной |
||
Систематизация информации |
Создание «Центров активности» и совместная деятельность с детьми по «Центрам». «Центр искусства» Оригами - изготовление шляп из бумаги (выполняют воспитатели в группе с детьми). Коллективная работа – рисуем шляпу для «фотостудии». «Центр строительства» Сооружение из строительного материала и подручных средств (коробок, картона, пластилина) шляпной мастерской. Изготовление витрин, полочек для выставочного зала. «Центр естествознания» Проведение опытов с тканью, перьями, бусинками, кожей в уголке экспериментирования. С целью выбора подходящего материала для шляпы. «Центр математики» Использование изготовленных из бумаги шляп для счёта, измерение изготовленных шляп и сравнение размера. Находить среди разнообразия шляпы разных геометрических форм. «Психологический центр» Для стимуляции творческой активности заниматься по методу «разноцветных шляп» (Э.деБоно). Дети делятся на команды по цветам шляп и решают разные поставленные задачи, с учётом цвета шляпы. |
Систематизация, обобщение, распределение запланированного материала по центрам активности.
Создание для детей проблемно – поисковой ситуации в соответствии с работой разных «Центров активности». |
Работа с родителями |
Оформление конкурса - выставки шляп, изготовленных родителями и детьми дома, на тему: «Парад шляп». |
|
III этап - заключительный |
||
Итог |
Проведение развлечения «Парад шляп», демонстрация конкурсных моделей. Фотографирование экземпляров, которые победили в конкурсе, для оформления фоторепортажа с конкурса. |
Подведение итогов конкурса – выставки, награждение победителей. |
Задачи, поставленные перед детьми по центрам активности.
Игровая деятельность.
Побуждать детей к развитию творчества и фантазии при развёртывании сюжетно-ролевых игр «Семья», «Шляпный салон». Развивать творческое воображение, способность перевоплощаться при надевании той или иной шляпы. Побуждать к проведению режиссёрских игр, игр – фантазий. Развивать умение двигаться под музыку в соответствии с одетой шляпой.
Речевое развитие.
Познакомить детей с названиями головных уборов и материалами, из которых они изготовлены. Закреплять умение детей рассказывать о шляпах. Обогащать словарь детей.
Изобразительная деятельность.
Развивать потребность в творческой деятельности, совершенствовать умение изображать головные уборы по памяти и с натуры, развивать способность замечать характерные особенности шляп и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции). Развивать умение составлять узоры и композиции для украшения шляп (из растительных элементов, бросового материала, природного материала). Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Формирование элементарных математических представлений
Активизировать мыслительную деятельность детей: умение выделять характерные признаки разных шляп и сравнивать их – чем похожи, чем отличаются, например, по форме – треугольная, продолговатая, круглая, сравнивать их по размеру, по цвету. Уточнить представление о времени (шляпы прошлого, настоящего, будущего).
Конструирование.
Познакомить детей с назначением разных деталей, способами их соединения в разных конструкциях. Учить детей различать геометрические объёмные фигуры (куб, цилиндр, конус). Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, различными материалами, используемых для украшения шляп.
Формирование представлений об истории культуры.
Развивать у детей представление об истории появления шляпы. Дать детям элементарные сведения об образе жизни людей в древности (как одевались люди, какие головные уборы носили, как, какую социально – знаковую роль они имели в обществе).
Реализация проекта.
Работа по центрам активности, реализуя план проекта в течение месяца.
Центр искусства.
Объявление конкурса по изготовлению шляп из разнообразных материалов – домашнее задание для родителей и детей.
Выставка конкурсных экспонатов.
Оригами - изготовление шляп из бумаги (выполняют воспитатели в группе с детьми).
Коллективная работа – рисуем шляпу для фотостудии.
Последним этапом проекта является защита — это всегда зрелищное мероприятие. На защиту нашего проекта «Ах, эта прекрасная шляпка!» были приглашены дети и родители, принимавшие участие в проекте.
Используемая литература:
- Веракса Н.Е., А.Н.Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
- Буренина А.И., Л.И.Колунтаева Проектирование интегративной программы предшкольного образования: Методическое пособие. – МПб.: ЛОИРО, 2007. – 168с.
- Первое сентября – ежемесячная газета, В. №4 (16). (приложение с.2-8). Муллаева Н. «Шляпное сражение».
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А. Данилина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96с.
- Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997.
- Ребёнок в детском саду - иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений, №1, 2007. с.77-82.
- Управление дошкольным образовательным учреждением - научно-практический журнал 2009г. №1. – 127с.
- Управление дошкольным образовательным учреждением - научно-практический журнал№4, 2004.
- Чем развлечь гостей – журнал, зарегистрированный в федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, г.Курган, №2, 2007, ст. «Шапочное знакомство» - 21-23с.
10. Чем развлечь гостей – журнал,зарегистрированный в федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, г.Курган, №12, 2006. – Ст. «Шляпный бал» - 50-51с.