«Интеллектуальный клуб для родителей «Успешные родители», как форма психолого-педагогической поддержки семьи»

  ср., 25.01.2012
Конкурсант:
Казанцева Наталья Сергеевна,
педагог – психолог
I квалификационная категория
МАДОУ детский сад №10 города Ишима

Воспитание представляется сложным и
трудным делом до тех пор, пока мы хотим,
не воспитывая себя, воспитывать своих детей.
Л.Н. Толстой



        Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать  без учета того, что маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится. Искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.
Работая в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №10 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей» города Ишима педагогом-психологом мы заметили, что у родителей детей посещающих детский сад возникают проблемы и вопросы  в области воспитания детей. Одной из основных задач нашего детского сада является  психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей дошкольного возраста. Поэтому мы предположили о необходимости создания психологического клуба для родителей, задачей которого будет являться психологическое просвещение родителей в области воспитания и формирования детско-родительских отношений.
С целью выявления пробелов у родителей в вопросах воспитания детей и формирования детско-родительских отношений мы организовали анкетирование родителей. В ходе анкетирования родителей, общения  с родителями на мероприятиях, проводимых с родителями и детьми выяснилось, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с детьми.
Причинами этого, на наш взгляд, являются:
- педагогическая и психологическая безграмотность;
- неумение взрослых слушать, слышать ребенка, быть к нему внимательным;
- нежелание обратиться за помощью в решении возникшей проблемы к специалистам;
- личные проблемы.
         Нами замечено, что такие формы работы с родителями как индивидуальные консультации для родителей детей, родительские собрания, где родители совместно со специалистами могут решать  задачи связанные с проблемами воспитания детей, стендовая информация для родителей  (психолого-педагогического просвещения родителей) не дают должного эффекта. Поэтому мы решили создать на базе нашего детского сада интеллектуальный клуб для родителей «Успешные родители».
        Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.
        Цель: Формирование гармоничных детско-родительских взаимоотношений.
        Задачи:
•    Формирование положительного самосознания;
•    развитие адекватной родительской позиции;
•    выбор оптимального стиля воспитания;
•    оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания.
        Предполагаемый результат: обогащение запасом психолого-педагогических знаний в области воспитания детей.
        Контингент участников: родители детей средней, старшей и подготовительной групп.
       Состав группы: 15-20 человек.
       Форма проведения: тренинговые занятия.
       Время проведения: 40 - 50 мин
       Срок реализации: 3 года

Перспективное планирование занятий родительского клуба.doc (31 КБ)


Работа клуба организовывалась в 3 этапа:
1. Подготовительный:
- определение потребностей родителей с помощью анкетирования (Приложение №1).
2. Организационный:
- составление перспективного плана работы клуб;
- подбор материала для составления конспектов занятий.
3. Непосредственная работа с родителями:
-  проведение занятия (Приложение №2).
        В работе с родителями мы использовали  активные формы работы:
- дискуссия;
- обсуждение и разыгрывание ситуаций;
- обучающий эксперимент;
- деловая игра;
- арт-терапия;
- просмотр видеороликов;
- анализ поступков детей и др.
         С целью выявления эффективности работа интеллектуального клуба для родителей, мы провели повторное контрольное анкетирование родителей. Оно показало, что родители, посещающие родительский клуб «Успешные родители», стали больше внимания уделять детям, общаться с ними на равных выбирая конструктивные приемы (беседы, совместные игры, совместная деятельность). Родители стали больше времени уделять детям, играя в настольные развивающие игры, читая различного рода детскую литературу.  Стоит отметить, что родители отказались от физического наказания, сочтя это за «неэффективный способ воспитания», родители стали обращаться за помощью с возникающими проблемами в воспитании детей к специалистам.
      Таким образом, считаю, что предложенная нами психолого-педагогическая поддержка семей в форме интеллектуального клуба  «Успешные родители» несет в себе положительную динамику совместной работы детского сада и родителей в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Тема: Я как родитель

Цель: Формирование адекватной положительной позиции «Я - родитель»

Задачи:
1.    Обогатить родителей психолого-педагогическими знаниями, необходимыми в процессе общения с ребенком.
2.    Развивать положительное самосознание.
3.    Воспитывать самокритичность.

.
Оборудование:
1.    Мультимидийная установка, презентация.
2.    Визитки (листы, карандаши).
3.    Плакат с изображением дерева.
4.    Карточки в форме яблок.
5.    Прозрачная емкость с водой
6.    Краски, кисточка
7.    Губка.
8.    Аудиозапись.


Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Правила группы.
1.    Конфидициальность.
2.    Активность.
3.    Искренность, откровенность.
4.    Право на поддержку.
5.    Право на свое мнение.
6.    Здесь и теперь.
7.    Правило «стоп».
8.    Постоянное участие в работе группы.
9.    Слушать говорящего, не перебивать.
10.    Использовать обращение «ты» во время работы.

4.    Упражнение  «Знакомство».

Ведущий. В начале нашей работы каждый из Вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое имя. Вы справе взять любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, реального политического деятеля, литературного героя и т.п. Предоставляется полная свобода выбора. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятия мы будем обращаться друг к другу по этим именам.

5.    Упражнение  «Дерево Родительской Мудрости» (часть 1)
Задумывались ли вы о том, какой вы родитель? Сегодня я предлагаю немного поразмышлять над этим вопросом. Предлагаю вам записать на листах в форме яблок  ответ на вопрос: «Какой я родитель». Обсуждение.

6.    Упражнение  «Болото»
Все становятся в круг и берутся за руки. Один (тонущий) становится в середину. Он должен доказать, что он достоин быть родителем и не утонуть в болоте. Доказательства продолжаются до тех пор, пока кто-то не разъединит руки и не выпустит «тонущего». Обсуждение.


7.    Упражнение  «Поведение моего ребёнка»
 Возьмите ручку и листок бумаги и выполните, пожалуйста, следующее задание. Напишите основные качества своего ребенка. И что бы вы хотели  изменить в поведении ребенка?»

8.    Упражнение  «Я - родитель»
Сядьте удобно, закройте глаза.
Настрой на работу в группе.
Каждый из вас родитель. Что значит для вас это слово?
У каждого из вас есть свои представления о том, каким должен быть родитель.
Родители могут быть разными: они могут быть строгими, а могут быть и мяг¬кими, всё позволяющими. У каждого из вас были ситуации, когда ваш маленький, любимый вами ребёнок радовал вас, но бывали и такие ситуации, когда он огорчал вас, злил, раздражал. В жизни могут быть ситуации, которые огорчают вас и радуют. Вам может быть радостно и весело, горько и обидно. Вы можете чувствовать отчая¬ние и свою беспомощность в решении, каких - либо проблем, но вы родители. Вы любите своего ребёнка. Вам может быть трудно, интересно, беззаботно и хлопотно. Иногда вам может не хватать терпения, а иногда вы с достоинством можете решить проблему. Вы родитель....
У каждого родителя есть свои ожидания относительно своего ребёнка. Чего вы хотите от него? Что вы чувствуете по отношению к нему? Что вас беспокоит? У каж¬дого из нас есть свои достоинства и недостатки, во всём и во всех есть что - то хоро¬шее и плохое, доброе и злое.
Ваш ребёнок - это частица вас, отражение вас. Все мы родители, родители сво¬их детей...

9.    Упражнение «Губка»
Эксперимент. Психолог показывает  прозрачную емкость с водой. Это – мы родители. В каждом из нас есть что-то хорошее, чем мы можем гордиться (добавляем в воду яркую краску) и что-то плохое, о чем нам не очень хочется говорить (добавляем темную краску). Это смесь наших качеств.  Губка - это ребенок. Опускаем, и он впитывает все подряд хорошее и плохое.

10.    Упражнение  «Дерево Родительской Мудрости» (часть 2)
Так вот есть одна притча «Человек, который, захотел изменить мир»
Мораль проста – что ты готов изменить в себе, для то, чтобы люди вокруг тебя изменились. Подумайте, что вы готовы изменить в себе, для того, чтобы ваш ребенок изменился? Запишите это на «яблоке». Обсуждение.
 Оформление дерева Родительской Мудрости

11.    «Центр спокойствия»
Любую проблему при взаимодействии с ребёнком необходимо решать в спокойном, расслабленном состоянии, потому что когда вы чувствуете себя обеспокоенными, расстроенными, сердитыми, то, скорее всего, ведёте себя импульсивно и делаете прямо противоположное тому, чего действительно хотите. Для начала научимся успокаиваться
    Локти в ладонях.
    Кулаки.

    12. Рефлексия «Я хочу сказать…»

     «Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть»
                                                 Л. Н. Толстой


Список используемой литературы
1.    Конецкая В.П.  «Социология коммуникации».
2.    Корепанова В.М., Харламова Е.В.  «Диагностика развития и воспитания дошкольников».
3.    Куницина Н.В., Казаринова Н.В., Погольша В.М.   «Межличностная аттракция»
4.    Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи…- и М.: Новая школа.1996
5.    Шагаева О. А.  «Детская психология». Отношения. Виды отношений. Характер отношений.
6.    Шагаева О. А.«Детская психология».«Детская психология». Развитие гуманных отношений в группе сверстников в онтогенезе),
7.    Шаркунова Ю.В. Психология здоровья образовательных учреждений. Учебное пособие. Тюмень 2010.
8.    Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога».
9.    Школьный психолог. Методическая газета для педагогов-психологов.
10.    http://socpedagogika.narod.ru

Приложение
Анкета для родителей.doc (23 КБ)
Я родитель.pps (2.33 МБ)

Спонсоры конкурса:

   

Издательский центр «Вентана-Граф».  Крупнейший издатель учебной литературы.

Сфера деятельности – выпуск федеральных учебников для школ, учебно-методических комплектов по всем  предметам школьной программы; пособий по дошкольной  и предшкольной подготовке детей.

Адрес: 127422 г.Москва, Тимирязевская ул. д.1, корп.3, 6 этаж.
Тел.: 8 (495) 234-07-53, 611-46-74, 611-15-74
E-mail: info@vgf.ru
 

ООО «Торговый дом Карусель» 

Оптовый магазин развивающих игрушек, сюжетно-ролевых игр и мебели для дошкольных учреждений

Адрес: г.Тюмень, ул.Новаторов, д.13/2
тел./факс: /3452/520-615, 60-80-59
Сайт: www.tdkarusel.ru       e-mail: info@tdkarusel.ru



Поделиться
Просмотров: 7278
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.