Занятие школы родительского мастерства «Диалог» Тема: Капризы и упрямство у детей дошкольного возраста

  пн., 23.01.2012

Конкурсант:

Малышева Наталья Леонидовна,

заместитель заведующего по воспитательной работе,

высшая квалификационная категория,

МБДОУ «Детский сад  №5 « Золотая рыбка»,  

Тюменская область, город Ханты-Мансийск

План занятия:

1.    Что такое капризы?

2.    Причины детских капризов

3.    Педагогическое руководство при работе с капризными детьми и основные пути предупреждения капризов

4.    Понятие об упрямстве

5.    Виды упрямства

6.    Причины появления упрямства

7.    Приемы работы с упрямыми детьми.

Ход занятия:

(звучит музыка из песни «Родительский дом»)

 

 

 

 

 

 Жестокость – это крайне суровый, беспощадный, грубый, резкий, бессердечный, лишенный чувства жалости поступок …(варианты ответов)

 

Микротравма головного мозга, наследственный фактор, подражание другим детям …(варианты ответов)

Вспыльчивостью, может ударить, не думая о последствиях, кричит, держится всегда в конфликте, быстро успокаивается…

(если родители затрудняются, направить на предполагаемый ответ)

Заинтересовать необычной интересной деятельностью. Обратить внимание  на проблему,  обратиться к врачу- невропатологу,

привлечь к решению вопроса педагога-психолога детского сада…

Дерутся…

Они не просто дерутся, их нельзя оттащить… вырываются из рук, долго отходят от гнева…

 

 

С такими детьми нужно больше разговаривать, читать книги, сказки. Говорить о добре, жалости. О том, что жестокость всегда .

 

 

Нет. Здесь уже нужно лечение у детского психиатра.

 

 

 
 

  1. предъявлять единые требования к ребенку дома и в детском саду;
  2. не обращать внимания на проявление детской агрессивности;
  3. переводить агрессию в игру («Пираты»);
  4. строго запретить агрессию;
  5. использовать сказки, чтобы ребенок переживал, разные ситуации и искал разные выходы;
  6. искать мирный выход из  такой ситуации;

 

Чтение бесед (1-2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители приводят примеры.

 

 

 

 

(если родители затрудняются, направить на предполагаемый ответ)

Прежде всего, научиться, внешне спокойно относиться к крику ребенка. Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдет это состояние.

 

Бурная сцена в этом примере рассчитана на зрителей. Если он будет постоянно убеждаться, что вопли ничуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику, постепенно исчезнет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте, уважаемые  родители! Мы рады видеть на нашем занятии всех тех, кому хочется быть осведомленным во всех вопросах такой сложной науки, как воспитание ребенка. Педагоги нашего детского сада помогут вам стать мудрыми, справедливыми, терпеливыми родителями. Итак, мы начинаем.

На прошлом занятии мы рассмотрели  причины детской агрессивности. Давайте вспомним, что такое жестокость?

 

Назовите предполагаемые причины детской жестокости

 

 

Чем может характеризоваться такой ребенок?

 

 

 

 

 

Как вы считаете, что должен делать родитель с таким ребенком?

 

Одной из причин   детской жестокости можно выделить заболевание под названием параксимальность – это судорожная готовность головного мозга к агрессии. Как может повести себя такой ребенок?

 

Какие приемы вы, как родители, можете использовать при работе с таким ребенком?

 

 Еще одной причиной  детской жестокости можно назвать врожденную патологию характера. Иначе она называется психопатия. Дети характеризуются мстительностью. Они не реагируют сразу на обиду, ссору. Они думают, что потом я сделаю обидчику еще больнее, и чтобы никто не видел. Дети очень изворотливые, хитрые. Как вы думаете, могут ли справиться  родители в данной ситуации самостоятельно?

Мы вспомнили причины, которые выделил профессор Гарбузов. Но есть еще причины детской жестокости и агрессивности. Это, если нежеланный ребенок, ребенок, находящийся под

гиперопекой, нахождение рядом

отрицательного образца, которому хочет соответствовать ребенок,

конфликтные взаимоотношения между родителями в семье,

агрессивность родителей по отношению к ребенку,

спорные отношения между братьями или сестрами.

Назовите ваши действия при общении с  агрессивными детьми.   

 

 

 

На прошлом занятии вы получили творческое задание: взять любую сказку и составить по ней беседу на тему добра и жестокости. Кто сейчас прочитает нам свою беседу? Пожалуйста.

  Спасибо. Остальные сдайте, пожалуйста, свои творческие работы для обсуждения на последующих занятиях. А сейчас продолжим обсуждать нашу большую тему: «Нравственное воспитание дошкольников», и сегодня мы поговорим о капризах и упрямстве. Запишите тему нашего занятия. Многих родителей и воспитателей беспокоят капризы и упрямство детей. На самое обычное предложение – готовиться ко сну, убрать игрушки – ребенок отвечает либо молчанием, либо бурным протестом. В психологическом словаре С.С.Степанова капризы – это лишенные разумных оснований действия ребенка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Прежде всего склонность к капризам связана с возрастными и психофизиологическими особенностями детей: неокрепшая нервная система, преобладание процесса возбуждения над торможением, высокой эмоциональной чувствительности и возбудимости. Чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность, которые выражаются в возбужденном эмоциональном состоянии ребенка, беспричинной смене желаний, крике, плаче и т.п. У ребенка, находящегося в колыбели, капризов как таковых нет. Сигналы о том, что ему пора сменить мокрое белье, или накормить, или уложить спать – это еще не есть капризы. Однако, если взрослые не умеют своевременно предвосхищать детский плач и ребенок постоянно напоминает о своих неудобствах, то у него возникает привычка криком добиваться удовлетворения своих потребностей. Частые  проявления отрицательных эмоций, становясь привычными, создают предпосылку для зарождения капризов. Капризы детей 2-го и 3-го года жизни чаще всего связаны с неудовлетворением естественных потребностей (голод, холод и т.п.); с ощущением физического дискомфорта (жмет обувь, давит резинка, колючая одежда и т.п.);

Капризы могут быть и предвестниками болезни. Малыш ощущает какие-то физические недомогания, но сказать об этом не умеет. Зачастую такое состояние он стремится подавить, требуя то одного, то другого, жаждет внимания взрослых.

Капризы могут быть и на этапе выздоровления ребенка. Когда он уже хочет принимать активное участие в подвижных играх, а ему еще нельзя, необходимо продолжать лечение. Он этого не осознает и начинает капризничать.

Могут возникнуть капризы и от переутомления, и от перенапряжения, и от перенасыщения впечатлениями. Детский ум и воображение нельзя нагружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку приятное.

Но чаще всего причины капризов исходят из неправильного воспитания:

  • безотказном выполнение желаний
  • жертвенной любви родителей
  • непоследовательности и крайностей в требованиях к ребенку – непосильное или чрезмерно легкие требования
  • избыток или недостаток внимания
  • протест против несправедливости взрослых. Приведите, пожалуйста, примеры капризов, с которыми вы сталкивались при общении с вашим ребенком.

Как нужно вести себя при общении с капризным ребенком?

Давайте рассмотрим

основные пути предупреждения капризов:

  1. рациональная организация жизни и всей системы воспитания в семье;
  2. соблюдение режима дня и достаточное распределение внимания потребностям ребенка, но не чрезмерное;
  3. последовательность поведения взрослых – за первоначальным отказом – не должна следовать уступка;
  4. спокойное игнорирование капризов, когда очевидно, что желания ребенка выходят за рамки дозволенного, разумного;
  5. проявление к детям достаточного внимания, любви, признания, так как капризы иногда носят демонстративный характер и имеют цель привлечь внимание взрослых;
  6. наполнение жизни ребенка познавательным интересным содержанием;

Капризы детей иногда сочетаются с упрямством. Упрямство – это также отрицательная реакция на требования, действия взрослых. У маленьких детей упрямство может выражаться в нежелательной настойчивости.

 

Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, и одновременно активных и энергичных от  природы детей, и у детей избалованных, привыкших к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.

Крайняя степень упрямства, так называемый негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребенка любым требованиям взрослых. Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, тогда, когда родители стараются уговорить ребенка, теряются перед непослушанием, с другой, когда взрослые без конца уговаривают ребенка, все ему запрещают, покрикивают на него. В этом случае упрямство является как бы защитной реакцией против потока воспитательных мер.

 

 

Бывает, что упрямство обусловлено особенностями билатеральной регуляции (особенностями соотношения правого и левого полушария головного мозга). Здесь речь идет о некотором доминировании правого полушария, при котором ведущей оказывается левая рука. У таких детей в 2 года более бурно протекает возрастной период самоутверждения.

В другом варианте упрямство проявляется беспричинным негативизмом, сочетающимся с агрессивностью. Ребенок не отдает себе отчета в таком поведении, не испытывает чувства вины, уговорить его удается с трудом и лишь на короткое время. Это психопатическая форма упрямства и здесь уже требуется психиатрическое вмешательство.

Чаще всего наблюдается невротическая форма упрямства, определяемая как «дух противоречия». В отличии от психопатического, оно сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но несмотря на это оно возникает вновь и вновь, т. к. носит непроизвольный, болезненный характер, являясь одним из выражений общего функционального расстройства высшей нервной деятельности, возникающего под воздействием длительно действующего и неразрешимого для ребенка эмоционального стресса.

  1. Основная и главная причина упрямства– это взаимоотношения между родителями и детьми;
  2. Нежеланный ребенок (хотели девочку, родился мальчик)
  3. Конфликты между родителями
  4. Требования беспрекословного послушания
  5. Перестановка или инверсия семейных ролей (бабушка - мама, мама – папа, папа устраняется от воспитания или его нет вообще);

Упрямство может проявляться по-разному.

Виды проявления упрямства:

  • Пассивный протест (обида, молчание) и активный протест (возмущение) против ущемления чувства собственного достоинства и жизненно важных потребностей;
  • Настойчивое желание выразить свое собственное мнение;
  • Нервное переутомление с возбудимостью или заторможенностью и неспособностью своевременно отвечать на требования взрослых;
  • Фазовые состояния мозга при неврозах;
  • Уклонение от необходимости принять решение или игнорирование просьб взрослых с эгоцентрической фиксацией на своих интересах и агрессивно-негативная (психопатическая) трактовка происходящих событий и отношений других людей.

Главное – это  смотреть на детей непредвзятыми глазами.

  • Увлечь интересным заданием, игрой, всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы;
  • Представить себя на месте ребенка;
  • Сопоставить поведение ребенка дома и в детском саду;
  • Чаще играть с детьми;
  • Общаться «лицом к лицу»;
  • Проигрывать конфликтные ситуации в иносказательной форме с переменой ролей по возрасту.

Как вы думаете, а младенцы капризничают?

В чем же причины детских капризов?

Попробуйте привести собственные примеры  капризов, которые возникали у ваших детей.(Обсуждение предполагаемых ответов)

Предложить родителям обсудить примеры (пример№1, пример№2). Зачитать.

Как воспитателю или родителям следует реагировать на капризы ребенка? Зачитать и  обсудить пример №3.

Скажите, а упрямство это каприз? Почему?

Зачитать и обсудить пример №4.

Чем обусловлено появление упрямства?

Зачитать и обсудить пример№5.

Каковы причины появления упрямства у детей? Запишите.

Какие приемы мы можем использовать в работе с упрямыми детьми? Отметьте.

Давайте сделаем вывод:

Упрямство и капризы,  проявляются в негативном поведении детей, направленном против действий и требований взрослых. Основной причиной их появления является неправильное воспитание. Для того, чтобы уметь правильно воздействовать на таких детей существуют специальные методы и приемы, которые мы с вами записали в тетрадях.

Запишите домашнее задание:

  1. сделать сравнение понятий капризы и упрямство. Их сходство и различие.
  2. Подобрать примеры капризов и упрямства и способы выхода из них.

Наше занятие подходит к концу. Сейчас за чашечкой чая мы сможем обсудить эффективность нашего занятия, подвести итоги.

Спасибо всем, кто принял активное участие.

(Под музыку песни «Мамины глаза» приглашаем родителей на чаепитие).

Приложение к занятию.

Пример №1

Часто Сережа остается вечером вдвоем с бабушкой. Основное его занятие в это время – смотреть телевизор. Только поздно вечером, когда родители возвращаются домой,  его укладывают спать. Мальчик перевозбудившись, долго не засыпает, хнычет. Ночью спит очень неспокойно, утром с трудом встает. В детский сад приходит хмурым, невеселым, ест плохо, капризничает, с детьми ссорится.

 

Пример№2

Маша постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний: купить куклу, одеть красивое платье и др. и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у ребенка формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незаметно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.

 

Пример№3

Трехлетняя Наташа громко требует:

-Хочу на улицу! Еще гулять! Хочу прыгать через веревочку!..

Она не слышит уговоров, что уже пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Мать, стараясь казаться спокойной, уходит в комнату и плотно закрывает дверь. Наташа остается одна в прихожей. Вскоре крик прекращается. Но как только открывается дверь снова, крик возобновляется с новой силой.

  Затем мать говорит спокойным голосом, как бы рассуждая вслух: « Сейчас вымою пол в прихожей, там грязно».

 Услышав это, Наташа сразу садится: ведь на ней новое платье, которое она надела в первый раз! Все еще всхлипывая, она спрашивает сквозь слезы:

-А платье можно выстирать?

-Можно. Только после стирки оно уже не будет таким красивым.

Наташа постепенно встает с пола, бежит в комнату.

-Мама, сними платье!

-Вот это правильно! Сейчас переоденемся, наденем халат, вымоем руки, лицо и – обедать! Уже пора…

 

Пример№4

Полуторагодовалый малыш упорно хочет завладеть привлекшим его внимание предметом. Никакие «нельзя» его не останавливают. Когда же предмет отбирают, убирают, скажем, в ящик письменного стола, ребенок пытается его открыть, стучит кулачками по крышке стола и упорно повторяет: «Дай!». Подобные сцены обычно заканчиваются слезами.

Пример№5

Девочка 3 лет, когда мать требовала поднять что-либо, бросала, не вставала, а садилась и т.д. Девочка «наоборот» - так звала  ее мать, но сама, обладая властным , настойчивым и не в меру решительным характером, насильно ее кормила, одновременно запрещая бегать, шуметь и вести себя «неприлично». Постоянный стресс у девочки в связи с таким отношением матери привел вначале к повышению возбудимости, подвижности, непоседливости, разбросанности и временами расторможенности, что явилось уже признаком перенапряжения нервной системы. Затем появились раздражительная слабость, неустойчивость настроения и хныканье (столкновение процессов возбуждения и торможения) перешедшие в вялость, повышенную утомляемость, беспокойный сон ночью. Девочка все делала медленно, отвлекалась и не могла сосредоточиться на задании (преобладание процессов торможения). Одновременно девочка становилась все менее непосредственной в выражении чувств. Не могла долго успокоиться, пребывая в состоянии возбуждения, часто плакала, что матерью расценивалась как истерика. При нахождении в незнакомом месте не проявляла интереса и любопытства, а испытывала скорее чувство напряжения и страха. Вскоре слово «нельзя» она стала воспринимать как «можно» и делала все наоборот. Все это происходило непроизвольно, неосознанно с навязчивым болезненным оттенком, а не на зло матери. Но именно мать была главным патогенным раздражителем, источником возникновения невротического состояния дочери. В детском саду девочка адаптировалась не сразу, медленно ела, долго не засыпала. Воспитатель, увидев это, посоветовала матери обратиться к специалисту. На приеме у специалиста, без матери девочка играла, как все дети, но как только вошла мать, она стала напряженной. Потребовалось провести рад игровых занятий, чтобы уменьшить конфликтность между матерью и дочерью, состояние девочки стало улучшаться, а вместе, с зтим ушло и упрямство.


Литература

1.    Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128с.
2.    Островская Л.Ф. Почему ребенок не слушается. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1987. – 94 с.
3.    Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. М.: Изд. Центр – Академия, 1996. – 160 с.
4.    Мухина Н.Е.   Детская психология,



Спонсоры конкурса:

   

Издательский центр «Вентана-Граф».  Крупнейший издатель учебной литературы.

Сфера деятельности – выпуск федеральных учебников для школ, учебно-методических комплектов по всем  предметам школьной программы; пособий по дошкольной  и предшкольной подготовке детей.

Адрес: 127422 г.Москва, Тимирязевская ул. д.1, корп.3, 6 этаж.
Тел.: 8 (495) 234-07-53, 611-46-74, 611-15-74
E-mail: info@vgf.ru
 

ООО «Торговый дом Карусель» 

Оптовый магазин развивающих игрушек, сюжетно-ролевых игр и мебели для дошкольных учреждений

Адрес: г.Тюмень, ул.Новаторов, д.13/2
тел./факс: /3452/520-615, 60-80-59
Сайт: www.tdkarusel.ru       e-mail: info@tdkarusel.ru
Поделиться
Просмотров: 6709
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.