Образовательная зона «Тайны космоса»

Участники выставки-конкурса:

Коллектив Исетского детского сада «Солнышко»

филиала МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка»

руководитель автоского коллектива:

старший воспитатель Пахомова Елена Николаевна

Возрастная категория – средний и старший дошкольный возраст

Цель пособия:Формирование у дошкольников элементарных представлений о космическом пространстве.

Задачи пособия:

Обучающие

  1. Мотивировать дошкольников к использованию разных источников информации
  2. Формировать и обогащать знания о Вселенной.

Развивающие

  1. Развивать познавательные интересы детей о солнечной системе.
  2. Расширять знания детей о покорителях Космоса
  3. Активизировать словарь по теме «Космос».

Воспитательные

  1. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
  2. Воспитывать любовь к своей планете.

Принципы построения предметно-развивающей среды

Образовательная среда, созданная руками педагогов детского сада, соответствует современным требованиям построения РППС. 

1) Насыщенность среды - соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. В средней группе детей знакомим с темой «День космонавтики. Звездолёты»; в старшей группе – работаем над темой «День космонавтики. Космонавты»; в подготовительной группе  - «День космонавтики. На космических орбитах - далёкие планеты»

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (Зоны «Созвездия», «Солнечная система», «Покорители космоса», бизиборды, «Звездолёты»). Она обеспечивает:

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (воздушные шарики);

-двигательную активность, участие в подвижных играх и соревнованиях, т.к. расположена в широком коридоре, где можно собрать детей и провести познавательные беседы и спортивные игры; для проведения «Веселых стартов» можно пройти в рядом расположенный с зоной «Тайны космоса» - спортивный зал.

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением – дети с удовольствием рассматривают и занимаются созданную образовательную среду;

-возможность самовыражения детей – во время организованных бесед с детьми, они делятся уже имеющимися знаниями о космосе, которые получили из мультфильмов, книг, телепередач и интернета.

 2) Трансформируемость и полифункциональность- созданная образовательная зона, предполагает возможность изменений размещенных материалов в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей.

Например, когда дети хорошо запомнят размещенные созвездия, можно будет оформить другие; можно разместить зодиакальные созвездия в соответствии со временами года. Свободную площадь в образовательной зоне, можно изменить, используя лэпбук «Космические эксперименты», мягкие  модули – для создания ракеты или лабиринтов на других планетах.

3)Вариативность образовательной зоны:

- наличие различных зон для образования детей (дидактические игры, конструирования из плоскостных геометрических фигур, экспериментирования с шариками), дети по желанию могут выбрать понравившуюся игру, используя бизиборды изучить ракету, скафандр, солнечную систему;

- Используемая интеграция образовательных областей в работе с детьми

Познавательное развитие:

  • обогащение и расширение знаний детей о космосе, а именно, летчиках -космонавтах, слаженности, аккуратности в их работе;
  • знакомство с названиями инструментов, оборудования необходимых для работы в на космодроме;
  • Организовать познавательные проекты, рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”, наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной: новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние;  эксперимент  с глобусом и лампой «День и ночь».

Речевое развитие:

  • умение делового и игрового общения с воспитателем и сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
  • использование диалогической речи, умение развивать диалог в различных познавательных ситуациях; умение делиться собственных опытом, полученным ранее;
  • Проведение совместной деятельности с детьми «Покорение космоса», заучивание стихов о космосе, отгадывание загадок, сочинение рассказов  на тему «Космические истории»

Художественно-эстетическое развитие:

  • формирование и активизация у детей проявлений эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях, к разным объектам, небесным явлениям;
  • развитие творческих способностей детей в свободной и организованной художественной деятельности.
  • Организация творческого рисования «Инопланетяне, какие они?»,  «Космонавты», «Тренировка космонавтов», «Северное сияние», аппликация «Звездное небо», «Ракета», лепка «Ракета», «Инопланетянин»

Социально-коммуникативное развитие:

  • Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Космос»;
  • Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  • Проведение тематических бесед и НОД  «Поможем жителям  грустной планеты», «Что случится с нашей планетой, если…», коммуникативные игры, интеллектуальная игра  «Путешествие к далеким планетам»

Физическое развитие:

  • гармоничное физическое развитие детей;
  • двигательная активность;
  • физические качества у детей: общую выносливость, быстрота, сила, координация, гибкость, ориентировка в пространстве.
  • Проведение подвижных игр, тематических физкультурных занятий «Тренировка будущих космонавтов», развлечение «Дорога в космос».

4) Доступность использования образовательной зоны:

- т.к. образовательная зона, расположена в коридоре, то у детей есть свободный доступ, в том числе есть возможность у родителей вместе с детьми позаниматься, рассмотреть материалы, порисовать и полепить;

-исправность и сохранность материалов и оборудования – все материалы, используемые в лэпбуке или на стене – полностью заламинированы, поэтому их можно использовать в течение долгого времени,  воспитатели и родители могут взять карточки в группы / домой для свободной организации детской деятельности.

5) Безопасность – Все материалы, использованные в образовательной среде хорошего качества и соответствуют возрастным возможностям детей. Размещенные бизиборды, имеют сертификаты качества и безопасности их использования; образовательная зона находится в хорошо освещенном искусственным светом помещении.         

          

Описание практики работы с детьми в организованном пространстве

      Образовательная зона создана для организации образовательной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Образовательная зона «Тайны космоса» состоит из 3 развивающих центров- оформление на стене, лэпбук «Ракета СОЮЗ» и Небесное пространство.

Образовательная зона «Тайны космоса»

Оформленная на стене развивающая зона, состоит из 4 центров:

1 центрКомплект бизибордов «Космические чудеса» - состоит из «Ракеты», «Космонавта», «Солнечной системы» и «Спутника». Для работы с каждым бизибордом, педагогами детского сада, разработаны методические рекомендации.

Используемые в бизибордах разноцветные дверки, застежка и различные лабиринты помогаютдетям развивать мелкую моторику рук, учат логически мыслить и развивать познавательные навыки.

      Педагогами детского сад изготовлены макеты ракеты и космонавта, с отверстием для лица. Родители с удовольствием сфотографируют своих детей.

2 центр – «Покорители космоса» - помогает воспитателям рассказать, а детям познакомиться с первыми покорителями космоса Белкой и Стрелкой, а также с  летчиками – космонавтами совершившими знаковые полеты в истории космонавтики: Юрий Гагарин – первый летчик-космонавт; Герман Титов – второй летчик космонавт, он полетел в космос через 4 месяца в августе; Валентина Терешкова – первая в мире женщина космонавт; Георгий Гречко – 3 раза летал в космос; Алексей Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос; Светлана Савицкая – первая женщина космонавт, вышедшая в открытый космос.

3 центр – «Планеты Солнечной системы» - 9 планет, расположены в ряд, в соответствие с их расположением в солнечной системе.

Меркурий - самая ближайшая к солнцу планета,она движется по небу быстрее других планет;

Венера– является второй по удалённости от Солнца планетой Солнечной системы,  она очень похожа на Землю, поэтому ее считают сестрой Земли.

Земля - третья по удаленности от Солнца планета Солнечной системы. Самая плотная, крупнейшая среди планет земной группы.

Марс четвёртая по удаленности от Солнца,её часто называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности. Если на ней подует ветер, начнётся буря, которая может длиться несколько месяцев.

Эти 4 планеты – относятся к земной группе, потому что у них твердая поверхность.

Следующие 4 планеты – относятся к планетам гигантам.

Что обозначает слово гигант?  Но, они состоят из газа. Как вы думаете, можно по ним ходить, раз они состоят из газа?  Это планеты - Юпитер,Сатурн,Уран, Нептун.

Плутон  - самая дальняя от солнца планета, её называют карликовой, на ней очень холодно. Как вы думаете почему? Средняя температура на ней – 229 гр., а у нас в Сибири, когда холодно, температура опускается только до – 45 гр.

В этой зоне мы с детьми будем играть в дидактические игры

- «Узнай планету по описанию»

Дидактическая задача:учить воспринимать описание на слух

Игровая задача:угадай о какой планете идет речь.

- «Посели животное на планету»

Дидактическая задача: определять первый звук слова; называть представителей животного мира на заданный звук; развивать фразовую речь.

Игровая задача: предлагаю игру «Посели животное на планету». У кого по окончании слов остаётся мяч, определяет на какую букву начинается планета и вспоминает животных, которые начинаются на эту букву: Марс – Я поселю на Марс мышку и медведя, Сатурн – собака и т.д.

4 центр – «Созвездия» - В этой зоне дети познакомятся с небесной вселенной и узнают о множестве разнообразных созвездий в ней.

На 1 этапе – размещены самые известные всем людям созвездия Большой и малой медведицы, Кассиопея, Лебедь, Рыба.

Со временем, созвездия будут меняться на другие, например на созвездия по знакам зодиака.

В этой зоне мы с детьми будем играть в дидактические игры

- «Мое созвездие»

Дидактическая задача: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.

Игровая задача: Я вам приготовила схемы созвездий. Для начала рассмотрите карту схему, затем с помощью маркера нарисуйтесоздездия на своих схемах.

По каждой описанной зоне, педагоги детского сада, в апреле -  планируют провести проектную деятельность.

Лэпбук «Ракета Союз». Лэпбук представляет собой раскрывающуюся папку, изготовленную в виде ракеты. На боковых стенках имеются 2 иллюминатора. Лэпбук можно переносить  в группы, для проведения игр, рассматривания фото изнакомства с различной дополнительной информацией по теме «Космос»:

- фотографии космонавтов на орбите и в космическом корабле,

загадки и стихи о космических объектах,

дидактическая игра «Найди ракету пришельцев» -  К нам пришельцы прилетели

На какой ракете сели?

Ты внимательно смотри

И ракету ту найди.

Дидактическая задача: закрепить с детьми геометрические фигуры.

Игровая задача: Внимательно рассмотри картинки с пришельцами и определи, на какой ракете прилетел каждый пришелец.

- дидактическая игра «Динозаврики» - Динозаврик потерялся

Он совсем один остался

Где он жил, найди планету

Ведь друзей у него нету.

Дидактическая задача: закрепить с детьми цвета и понятия большой, средний, маленький.

Игровая задача: Ребята, у вас есть большие, средние и маленькие динозавры. Поселите больших динозавров на большой планете, средних – на средней планете, а маленьких — на маленькой.

дидактическая игра «Подбери скафандр по размеру» - Космонавтам для полета

Нужен всем скафандр

Ну-ка быстро посмотрите

И скафандр подберите.

 Дидактическая задача: закрепить с детьми понятия высокий - низкий / большой-маленький.

Игровая задача: Чтобы космонавт мог выйти в открытый космос ему нужен скафандр. Перед вами три космонавта. Покажите самого высокого, самого низкого. Давайте подберём им скафандры по размеру.

- дидактическая игра «Найди одинаковые ракеты» - 

Две ракеты, две сестрицы

 Сходство есть…..

Найди отличие.

  Дидактическая задача: научить детей находить картинки похожие друг на друга.

 Игровая задача: Посмотри, как много ракет прилетело к нам, давай рассмотрим их и найдём одинаковые ракеты.

- настольная игра познавательное лото «Солнечная система»-

Вот лото передо мной

«Солнечная система»

Выстроить планеты в ряд

Будет не проблема.

Дидактическая задача: научить детей распознавать по картинкам и называть планеты. Усложнение: давать краткое описание планет

     Игровая задача: Предлагаю поиграть в лото. Я буду называть и показывать картинку планеты, а вы внимательно рассматриваете её и ищите у себя, если она у вас есть, то сообщаете мне, а я отдаю вам карточку.

- дидактическая игра «Выложи ракету» -

Мы с друзьями из фигурок

Выстроим ракету

Жаль не сможем полететь

Топлива ведь нету.

Дидактическая задача:развивать фантазию и творческие способности у детей; закреплять геометрические фигуры и цвета.

Игровая задача: Белка и Стрелка, опять собрались в полёт, но их ракета уже совсем старая, давай сложим им новую ракету.

«Нарисуй ракету» -

А над радугой ракета

Взмыла к небесам

Я такую же ракету

Нарисую сам.

Дидактическая задача: учить поэтапно, с использование пошаговых инструкций  рисовать ракету.

Игровая задача: Если ты хочешь научиться рисовать разные ракеты, то возьми в этом кармашке, карточку с понравившейся ракетой. Смотри на цифры и рисуй, начинай с цифры 1.

- «Слепи ракету» -

Вылеплю из пластилина –

Космонавта, а потом

Полечу с ним на ракете

Прямо в небо – Высоко!

Дидактическая задача: учить поэтапно, с использование образца, лепить ракету.

Игровая задача: К нам в гости, прилетели пришельцы – на летающей тарелке. Им очень интересно увидеть наши ракеты, но до космодрома нам ехать очень далеко. Давайте слепим ракеты. Чтобы слепить ее правильно, ты можешь взять карточку и начиная с цифры 1 – поэтапно слепить ракету.

- «Запускаем ракету» -

Используя обратный счет

Ракету ты отправь в полёт.

Дидактическая задача: учить дошкольников обратному счету.

Игровая задача: Чтобы отправить ракету в полёт, на космическом полигоне ведется обратный отсчет – это когда цифры, называют наоборот, от 10 до 1. Давай попробуем.

«Небесное пространство» - Верхняя часть зоны /навесной  потолок/ украшен лёгкой голубой тканью / небо/, на его фоне размещены космические ракеты, изготовленные дошкольниками совместно с родителями.

   Работая с детьми в этой зоне, можно отрабатывать навыки счета и сравнения.

Вывод: Созданная образовательная среда пробуждает у детей активность, даёт им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и, вместе  с тем, окружающая обстановка, когда это необходимо, даёт возможность отдохнуть, расслабиться, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности и способствует интеллектуальному развитию.

Видеоролик с фрагментом педагогического мероприятия с детьми:

 

Совместная образовательная работа с детьми в образовательной зоне «Тайны космоса»

Ведущий – голос за кадром

- Дети, стоят в зоне Космос – фоном звучит стих-е, посвященное юбилею – камера медленно снимает всю стену

День сегодня не простой,
Это в мире знает каждый.
Впервые в космос полетел
Человек с Земли отважный.

Нынче праздник космонавтов! –
Поздравляем с этим днём.
Нам открыл его Гагарин.
Много сказано о нём.

Ведущий: 60 лет назад 12 апреля 1961 года в космос поднялся первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин - через 2 недели, мы будем отмечать юбилей. Ребята, я вам предлагаю, сегодня отправиться в путешествие. Посмотрите вокруг и попробуйте догадаться, в какое путешествие? (космическое)

Как вы думаете, зачем люди летают в космос?

Что делают космонавты на космическом корабле? Космонавты работают. Перед полетом в космос ученые космонавтам дают задания. Космонавты их выполняют, проводят опыты, все записывают, когда возвращаются на Землю, записи передают ученым.

Чтобы отправиться в космическое путешествие, космонавты очень долго готовятся.

1 – Отгадайте загадку…. Распустила алый хвост,

                                            Улетела в стаю звёзд.

                                            Наш народ построил эту

                                            Межпланетную … (ракету).

 Для чего нужна ракета? Ракеты наши готовы.

2 – А вы знаете, что космонавты носят специальную одежду, как она называется? – Скафандр. Рассмотрите его, он нужен, чтобы выйти в открытый космос. А вы знаете, что скафандр очень тяжелый на земле, он весит 150 кг, он защищает космонавтов от высоких температур и  перегрузок. Скафандры мы одели. У нас все готово, занимайте места на космической ракете, к запуску ракеты приготовиться!

Дети: Есть приготовиться!

Ведущий: Пристегнуть ремни!

Дети: Есть пристегнуть ремни! (Имитируют движение.)

Ведущий: Соединить контакты!

Дети: Есть контакты! (Хлопок в ладоши 1 раз.)

Ведущий: Завести моторы!

Дети: Есть завести моторы! (Имитируют движение.)

Ведущий: К старту готовы?

Дети: Готовы! (Стоят на месте.)

Ведущий: Начать обратный отсчет… 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – пуск!  - указкой показывать цифры на лэпбуке – таинственная музыка.

Ведущий: - 10 секунд – полет нормальный, 30 секунд – полет нормальный, 3 минуты – полет нормальный. Поздравляю – мы в открытом космосе.  В космической ракете, люди ходить не могут, они  летают.

Дети имитируют невесомость.

 - А вы знаете, почему взлетает ракета? (Предположения детей).

- Давайте посмотрим, как это происходит. (Саша Надуй шарик и  отпусти его).

- Почему шарик улетел? (Дети: его толкает воздух).

- Вывод: вот так и ракету толкает сила и поднимает ее в космос.

 

     Космосом называется бесконечное пространство, которое окружает нашу Землю и всё, что существует в космосе – называется  Вселенная.

Посмотрите в иллюминатор, так называется окно в ракете. В небесной вселенной мы пролетаем звездные созвездия – Большая медведица, Рыба, Кассиопея, Малая медведица.

    Поздравляю, мы с вами совершили один виток вокруг земли. И сейчас мы с вами пролетаем в нашей солнечной системе. У нашего солнца своя семья. Сосчитайте, сколько планет в Солнечной системе? – 9. Какие вы знаете планеты?

Сейчас я вам расскажу о каждой планете. 

Меркурий - самая ближайшая к солнцу планета, она движется по небу быстрее других планет

 Венера – является второй по удалённости от Солнца планетой Солнечной системы,  она очень похожа на Землю, поэтому ее считают сестрой.

Земля - третья по удаленности от Солнца планета Солнечной системы. Самая плотная, крупнейшая среди планет земной группы.

Марс   4 по удаленности от Солнца  ее часто называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности. Если на ней подует ветер, начнётся буря, которая может длиться несколько месяцев. Эти 4 планеты – относятся к земной группе, потому что у них твердая поверхность.

Следующие 4 планеты – относятся к планетам гигантам, что обозначает слово гигант?огромные, большие /  но они состоят из газа. Как вы думаете, можно по ним ходить, раз они состоят из газа? - нет

Юпитер, Сатурн,  Уран и Нептун.

Плутон   - самая дальняя от солнца планета, ее называют карликовой, на ней очень холодно. Как вы думаете почему? Средняя температура на которой – 229 гр.

    Наш корабль завершил 2 виток вокруг земного шара.

    На третьем витке, мы с вами познакомимся с нашими космонавтами.

Скажите пожалуйста, а вы знаете, кто самый первый побывал в космосе? – (подсказка - это был не человек) конечно, это собачки – Белка и Стрелка.

12 апреля 1961года -  день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина. Этот день стал большим всенародным праздником. В этом году исполняется 60 лет с этого знаменательного дня.

    Второй космонавт – это Герман Титов, он полетел в космос через 4 месяца после Юрия Гагарина.

    А это Валентина Терешкова – она первый космонавт женщина.

    Георгий Гречко – совершил 3 полёта в космос.

    Светлана Савицкая – первая женщина, совершившая выход в открытый космос.

   3 витка вокруг Земли мы совершили, пора нам возвращаться домой. Куда мы полетим? На Землю.

Воспитатель: К приземлению приготовиться!

Дети: Есть приготовиться! ( Дети встают.)

Воспитатель: Приглушить моторы!

Дети: Есть приглушить моторы!

Воспитатель: Разъединить контакты!

Дети: Есть разъединить контакты! (Хлопок в ладоши.)

Воспитатель: Отстегнуть Ремни!

Дети: Есть отстегнуть ремни! (Имитируют движение.)

Воспитатель:  начинаем обратный отсчет для приземления  ….

10 – 9 – 8 – 7 – 6 - Пять, четыре, три, два, один! (Дети хлопают в ладоши.)

Воспитатель: Полет окончен!

 Наш космический полет закончился. Каждый из вас теперь может стать космонавтом и полететь на планеты, к которым мы сегодня долететь не смогли.

Уважаемые конкурсанты и гости!
С 12 по 14 апреля 2021года состоялось онлайн-голосование за приз зрительских симпатий региональной методической выставки-конкурса «Современная образовательная среда детского сада». Результаты голосования >>>.

Победителей, занявших Гран-при, I, II, III призовые места определило профессиональное жюри по сумме полученных баллов. Все участники конкурса, не занявшие призовых мест, награждаются дипломами участника. Подробнее >>>

Подведение итогов, объявление победителей конкурса состоится на интернет-площадке «Детские сады Тюменской области» 19 апреля 2021 года:
http://tmndetsady.ru/vyistavki/metodicheskaya-vyistavka-sovremennaya-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada/2021/

О времени и месте награждения победителей выставки- конкурса будет объявлено организатором мероприятие дополнительно.

Поделиться
Комментарии 4
Марина 13.04.2021 10:16 #
Молодцы! Успехов вам!
Солнышко 13.04.2021 10:29 #
Спасибо, мы старались, детям очень нравится!
Татьяна 13.04.2021 21:25 #
Молодцы! Успехов вам!!!
Нина 16.04.2021 10:40 #
Молодцы так держать
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 7957
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.