А буквы подождут! О новых стандартах дошкольного образования.

  пн., 01.07.2013
Фото: Сергей Михеев/РГ
Осенью детские сады должны начать работать по новому стандарту. Подобный документ для дошкольных образовательных учреждений в России разрабатывается впервые. Что же ждет малышей и их родителей? Об этом рассказывает один из разработчиков проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, директор Института социологии образования, академик Российской академии образования, профессор Владимир Собкин.

Владимир Самуилович, так что изменится?

 

Владимир Собкин: Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере со всеми кризисами трех и семи лет, с проявлением негативизма. В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравственных норм. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.

Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию. Для каждого занятия есть свой возраст, в детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков. По такому принципу работают уже сейчас многие воспитатели. Теперь же будет единый документ, который обяжет распространить эту практику. Новый стандарт сделает так, что вся система общественного дошкольного воспитания будет работать на ребенка, строиться вокруг его интересов.
В моем детстве садик был этапом подготовки к школе. Именно там нас учили, как вести себя на уроке, поднимать руку, рассказывали про треугольники и буквы. Теперь этого не будет?

Владимир Собкин: Я против сколяризации дошкольного образования. Пусть детей учит учитель начальных классов. Для педагога на самом деле не слишком важно, чтобы ученики уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового.

Когда все это у ребенка есть, то он готов к школе, его легко и интересно учить. Но эта готовность не формируется за партой. Дети так устроены, что для них главный способ познания мира - игра. Игра с образами - надели ребята маски, и Ларочка стала Белочкой, а Алешка - Мишкой. И Мишка обращается к Белочке, а не к Ларочке. Казалось бы, что тут важного? Но потом, чуть позже, когда они уже в школе начнут изучать буквы, будет проще понять, как закорючка на бумаге может обозначать звук. Готовность к школе надо формировать не моделированием поведения ученика в классе, а вот такими играми.

В России появляется новая ступень образования - дошкольное. Оно встраивается в цепочку: садик-школа-вуз-работа. Как вы считаете, воспитатели готовы стать базисом такой пирамиды?

Владимир Собкин: На мой взгляд, это неверная установка. Как будто живут только взрослые, а дети все время готовятся к жизни. Студенты - работать, школьники - поступать в вузы, детсадовцы - учиться в школе. Но жизнь начинается от самого рождения, и человек должен быть счастливым и успешным на всех этапах.

В детском саду - райском саду, если вспомнить, откуда пошло название - надо заниматься одним, в школе - другим.

Разве так важно, как и чем с детьми будут заниматься в садике? Лишь бы были все здоровы...

Владимир Собкин: Когда один воспитатель работает с группой из 30 малышей, от него сложно требовать какого-то развития своих подопечных. В лучшем случае он поможет всем раздеться-одеться, проследит, чтобы все поели и днем легли спать. И если в такой ситуации педагог пытается играть с детьми, то получается очень странная картина. Воспитатель оказывается игроком, а дети - фишками или кубиками, объектом игры. Это неправильно. Ребята должны сами играть, а взрослый - только направлять их действия, ввести правила, объяснить их, быть арбитром. В огромных группах воспитатель физически не в состоянии уделить внимание каждому, проследить за его развитием и здоровьем. Хотя воспитатель, как профессионал, может и должен обращать внимание родителей на психические проблемы, трудности с речью, посоветовать обратиться к психологу или логопеду. Причем эти специалисты должны быть в каждом садике.

Но в садик ходят не все. Многие "сидят" с бабушками, с мамами. Кто имеет больше шансов на то, что проживет полноценное детство - домашний ребенок или "детсадовец"?

Владимир Собкин: Семья - великое благо для ребенка. И родители, безусловно, могут дать и дают для своего малыша гораздо больше, чем любой другой взрослый. Но тут есть одно большое "но". Точнее, даже два. Во-первых, дома дети лишены опыта общения со сверстниками. И добрать его практически негде. Раньше все малыши играли во дворе, летом - на улицах дачных поселков. Сейчас этого нет. Родители боятся отпускать маленького человека на улицу одного. Сами все время сопровождать его тоже не могут. Поэтому домашние дети даже у самых замечательных мам и пап оказываются лишены опыта жизни в коллективе, опыта общения. Они не вырабатывают важные социальные навыки.

И второй очень важный момент. Мы провели исследования и выяснили, что каждый день играют со своими малышами или читают книги меньше половины родителей. К пяти-семи годам того или другого оказываются лишены около 60 процентов детей. Почему родители позволяют себе не уделять время ребенку - отдельный вопрос. Но компенсировать дефицит тепла и внимания можно только в детском саду.

Насколько стандарт ограничивает право семьи на воспитание собственного ребенка?

Владимир Собкин: Стандарт - это ориентир. Он на самом деле разумный и здравый. Но если родители хотят воспитывать своего малыша иначе, - никто им в этом мешать не будет. Хотя, я думаю, любой разумный родитель найдет в этом стандарте что-то полезное и важное для своей системы воспитания.

А смогут ли наши садики вот так взять и перестроиться из "камеры хранения" в "райский сад развития"?

Владимир Собкин: Переход на новый стандарт займет несколько лет. Где-то педагоги уже сейчас работают по похожим принципам. Там процесс пойдет быстрее. Но нам все равно нужны будут новые воспитатели. Причем счет идет на десятки тысяч специалистов. Их надо найти, выучить. Надо строить новые сады. Потому что важно не только количество квадратных метров на одного ребенка, но и соотношение взрослых и детей. Если в группах будет больше 15 воспитанников, вряд ли педагоги смогут корректно реализовать то, что прописано в стандарте. Поэтому вслед за нашим стандартом потребуется принять управленческие решения. Сделать работу воспитателя престижной, открыть новые сады. Это забота властей, тут потребуется политическая воля.

Многие родители опасаются, что при введении нового стандарта под шумок садики резко повысят плату за посещение. Такая опасность есть?

Владимир Собкин: По закону все образовательные услуги в рамках стандарта государство обязано предоставлять бесплатно. А вот за питание, присмотр и уход платят родители. Некоторые чиновники, когда увидели наш стандарт, сразу почему-то решили, что теперь бюджету надо будет платить только за то время, пока воспитатель занимается с детьми чем-то развивающим. А все остальное можно смело переложить на плечи семей. Нам пришлось объяснять, что это не так.

Когда ребенок пришел в садик и воспитатель помогает ему переодеться - это присмотр или обучение? Я считаю, обучение. Потому что малышу объясняют, как и что снимать, как складывать, что одевать взамен. Воспитывать на занятиях вообще очень трудно, воспитывать можно только своим поведением и примером. Очень важно, чтобы ребенка в садике встречал позитивно настроенный взрослый. Это тоже воспитательный момент. Поэтому мы настаиваем, что любые действия педагога с детьми - это образовательная услуга в рамках стандарта. А вот работа повара, кастелянши и все остальное - это уже не образование, это те самые присмотр и уход. Эту часть расходов, возможно, придется оплачивать родителям.

Поделиться
Комментарии 16
Ирина 10.08.2013 19:36 #
Хорошая статья про дошкольное образование, Владимир Самуйлович я согласна с вами что одному воспитателю с 30 детьми очень трудно а при этом на плечах педагога лежить отвественность за жизнь этих 30 детей, но наши депутаты, руководители закрывают глаза и хотят чтобы в группах было по 38 человек и что делать педагогу.
Екатерина 23.10.2013 12:43 #
Статья хорошая и много пищи для размышления родителям. Однако, где академики с красивыми теориями и где правда жизни... В опросе "на что должно быть направлено дошкольное образование" подавляющее большинство родителей ответили: "на формирование ЗУН для успешного обучения в школе". А тот факт, что чрезмерно раннее развитие дезадаптирует детей - дело десятое. Далее, в группах, вопреки нормативам, по 40 детей в помещениях, рассчитанных, максимум, на 25. Кроватей не хватает, шкафов тоже, в группе духота, запредельный шум, воспитатель вынужден постоянно наводить порядок криком. Решили проблему нехватки мест за счет здоровья детей.
наталья 01.11.2013 01:58 #
очень хочется верить, что, наконец-то, дети будут ходить не в "камеру хранения" или "мини-школу", а именно в "райский сад". Пусть у нынешних малышей будет детство, ну, хотя бы до 6-7- летнего возраста....
конечно, огорчает, что пока в опросе большинство родителей кликают на "ЗУНы", но со временем ситуация должна измениться: ДАЁШЬ ДЕТЯМ ДЕТСТВО!!!
ужасает ситуация с новшевством "ребенок-квадратный метр": Это ж каким, извините, осьминогом трехголовым надо быть воспитателю, чтобы хотя бы приглядывать за 35-тью сорванцами! Так нельзя!!! ДАЁШЬ КАЖДОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ НЕ БОЛЕЕ 15 ВОСПИТАННИКОВ!!!
И в заключении, спасибо за статью: она вселила в меня оптимизм, что ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!!!
Галина 08.12.2013 15:46 #
Очень понравилась статья. Работаю воспитателем уже 30лет и всегда считала, что детей должны учить в школе, а не в детском саду. Такое ощущение, что мы лишали детей детства. Хотя учителя считают наоборот, им нравится, что дети идут в школу и знают буквы, читают, пишут... очень хочется верить, что все изменится.
Елена 04.01.2014 00:08 #
Хорошо если со стандвртами придет и методическое обеспечение для образовательного процесса. А так опять одна утопия...
Наталья 25.01.2014 12:18 #
Я считаю что детский сад это детство и дайте ребенку им насладиться, а всему остальному научат в школе.
Ангелина Кыргызакова 18.10.2014 00:27 #
Наш сад является пилотным по внедрению ФГОС, но расхождения с требованиями ФГОС и реальностью остаются огромными. Никакого методического обеспечения, количество детей в группе только возрастает, 3 воспитателя на две группы, выделенное финансирование на реализацию ФГОС только сокращается. А идея, конечно, хорошая и мысли правильные.
Светлана 11.11.2014 01:38 #
Все придумали теоретики, а на практике все по другому. Полнейшее безобразие. На камнях должно вырости дерево!Где препдметная среда, где 2 воспитателя, забирают физкультурные залы для открытия новой группы. А все для детей! Только на бумаге......
Ирина 15.11.2014 17:01 #
Я. рада, что в группа в далеком будущем будет 15 детей, а не 43 ребенка, и один воспитатель, он и жнец, и кузнец.Говорят одно, а на практике другое, .Мы же должны уплотнятся вот и уплотняемся до 40 детей в одгой группе.
Ольга 31.12.2014 17:10 #
Требования по факту разные - школа просит выпускников детского сада, умеющих читать, считать, писать, по ФГОС - воспитатель не должен учить детей в прямом смысле, требуется только заложить навыки. Когда же руководство решит этот вопрос и уравняет требования и к садам и к школам?
диана 25.04.2015 03:01 #
на деле денег не на что нет ни игрушек , ни бумаги для творчества, не методической литературы если и появляется какие то методички заставляют покупать за свои деньги, зарплату платят чтобы содержать семью "а не детский сад"
Ольга 03.06.2015 21:57 #
Статья очень хорошая и правильная, но в приморском крае все очень сложно в детских садах и перейти на работу по Фгосу очень тяжело!
Наталья 11.10.2015 13:13 #
Абсолютно поддерживаю мнения коллег, представленные выше. Убеждена, что реализация требований ФГОС возможно лишь про количественном составе детей в группе не более 15. Только в правильно организованной модели ребенок-родитель-педагог появится психологический комфорт и желание педагога качественно работать с удовольствием. Всем удачи.
Оксана 09.09.2018 19:46 #
Такое впечатление, что автор совершенно не знает о требованиях ФГОС для дошкольников. А если знаком (как-бы), то сам себе же и противоречит говоря о том, что "Пусть школа учит". Да ребёнка не примут в первый класс или отправят в класс для отстающих не оответствуй он этому огромному перечню ФГОС. И здесь начинается самое интересное, а именно: платные занятия по подготовки детей к школе. Так, совершенно легально, идёт прямое нарушени закона о доступном и бесплатном образовании.В моём детстве были нулевые классы в детстком саду...после окончания детского сада и класса, мы шли сразу во второй класс. Что мешает внедрить эту систему снова?...правда для этого нужно думать о детях, а не просто о дньгах...а у нас в стране с этим тухляк (парон)!
Светлана 07.11.2018 04:14 #
Бла- бла- бла. Вместо того чтоб адаптировать совершенствуя, единственную рабочую систему образования (советскую) мы изобретаем "велосипеды" которые не едут, и экспериментируем на подрастающем поколении. В подготовительной группе, мы теперь в место того чтоб готовиться к школе, играем. А в школе учителя в шоке, потому что: мало того что программа обучения сжата до невозможности, дети не успевают освоить материал, так ещё и устают быстро, потому что они ни морально, ни физически не готовы высиживать столько времени и воспринимать изучаемый материал в таком разнообразии и количестве. Вместо изучения материала ребенок большую часть времени направляет силы на привыкание к дисциплине и усидчивости. А это, видимо, не издевательство над детьми... Я понимаю что там наверху надо создавать видимость работы, но во многих отраслях, в данном случае образования, получается что за свои деньги налогоплательщик получает экспериментирование над своим ребенком, который приводит лишь к естественному отбору. То есть: вундеркинд закончит и садик, и школу, и вуз без посторонней помощи; за среднестатистического ребенка будьте добры платите отдельно-репетитору... Если раньше знания ребенка были показателем работы учителя, то сейчас прирожденным талантом или размером кошелька родителя..... Вопрос: а наши чиновники прежде чем принимать все эти нововведения про Конституцию РФ вспоминают? Или права человека уже не в счёт?
Иван 10.09.2019 11:39 #
Это бред. Вот сейчас вынуждены думать, как быть забирать из садика и отдавать в частное обучения!!! А ранее ребенок ходил в частный садик где их обучали, сейчас отдали в государственный , ребенок плачит мне там не интересно мы только играми, идти туда не хочу....
Почему очередной раз происходит вредительство? Вы кого хотите вырастить ?
Мало уже идиотов выкормили своими идея!!!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 11598
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.