Этапы и ориентировочные показатели речевого развития детей в раннем возрасте

  чт., 17.10.2019

Составитель:

Гусакова Наиля Фаритовна,

учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад «РУЧЕЁК»

ЯНАО, г. Новый Уренгой

 

Показатели нервно-психического и речевого развития

(возраст)

Раннее речевое развитие

0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Длительно улыбается, когда с ним разговаривает взрослый.

2 – 3 месяца. Гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.

В ответ на обращенную к нему речь взрослого проявляет радость улыбкой, звуками и оживленным движением рук и ног.

4 месяца. По звуку определяет местоположение предмета и находит взрослого, слыша его голос  - отыскивает источник звука. Во время бодрствования много радуется: улыбается, издает громкие звуки, двигает выпрямленными руками, выпрямляет и сгибает ноги.

5 месяцев. Узнает близких ему лиц, по-разному реагирует. Различает тон голоса, с которым к нему обращаются. Подолгу певуче гулит.

Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него

6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.

7 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».

8 месяцев. Громко повторно произносит различные слоги. По просьбе взрослого повторяет заученное движение, например «Ладушки».

9 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых, повторяя за ним разнообразные звуки и слоги. При назывании взрослым отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Выполняет по просьбе взрослого некоторые движения: «Дай ручку». «До свидания». Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».

10 месяцев. Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. Знает по имени нескольких взрослых и детей. По просьбе находит и дает названную игрушку. Отвечает на заигрывание «догоню-догоню», «идет коза», играет в прятки – сам натягивает на лицо платочек.

11 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». По слову взрослого выполняет знакомые ему действия.

12 месяцев. ПОНИМАНИЕ. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.

Способность подражать речевым звукам

 Легко подражает произносимым взрослым знакомым словам. Можно вызвать подражание и новым элементарным звукосочетаниям.

Словарь

Произносит несколько слов в пределах 10 осмысленно, т.е. обозначая ими определенные лица, предметы, действия.

Пользование

Много лепечет, будучи в хорошем настроении или состоянии, выражает просьбу.

Интонация

Лепечет эмоционально-выразительно.

Артикуляция

В лепете много разнообразных звуков и их сочетаний.

Формирование предпосылок коммуникативной речевой деятельности

Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. — мир так богат для тренировки чувства осязания!

Слух. Давайте как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте ним всегда и обо всем. Речью сопровождать любые действия: озвучивать пеленание, кормление, купание, укладывание. Называйте предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, вы «поддерживаете разговор»: отзывайтесь на звуки, которые издает кроха, повторяйте их и знакомьте его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.

Зрение.Заинтересовывать малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.

Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.

Формирование   речевой деятельности

ü  Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.

ü  Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня.

ü  Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.

ü  Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.

ü  Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.

ü  Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.

ü  Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).

ü  Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.

ü  «Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, вовремя и после события.

ü  Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.

ü  Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.

ü  Ставьте малышу детские песенки и сказки.

 

От 1 года до 1,6 месяцев

Понимание.Словарь понимаемых слов растет – установление связей между предметами, действий и их словесным обозначением.

Выполняет простые словесные поручения.

Способность подражать речевым звукам

Легко подражает звукосочетаниям. В лепет отражает речь взрослых – 2монологи».

Словарь. Приближен от 20 к 50.

Грамматика. Говорит отдельными словами, имеющие значение предложения.

Пользование. Много лепечет эмоционально, общаясь со взрослыми и во время деятельности. Словами пользуется в основном в момент сильной заинтересованности, удивления, радости и др. 

Интонация. Слова и предложения дополняются эмоционально-выразительными жестами, мимикой интонацией.

От   1,6 месяцев до 1 года 10 месяцев – 2-ух лет

Понимание. Понимает значение и смысл целых предложений о событиях и явлениях из его личного опыта.

Способность подражать речевым звукам.

Легко повторяет произносимыми взрослыми слова, фразы, понимая их и «механически».

Словарь увеличивается до 300 слов. Слова произносит правильно, не используя звукоподражания.

Грамматика. Пользуется простыми 2-3 словные предложения, к 2 годам и 4-5 словные. В словах появляются грамматические изменения.

Пользование. Речь становится средством общения. Просьба, желание, впечатления передаются словами.

Интонация. Речь эмоциональна выразительна.

 

Формирование предпосылок коммуникативной речевой деятельности

Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов — сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?

Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги). Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.

Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!

Формирование   речевой деятельности

ü  Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.

ü  Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.

ü  Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».

ü  Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.

ü  Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».

ü  Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).

ü  Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.

ü  Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».

От 2 лет до 2 лет 6 месяцев

Понимание.Дальнейшее развитие понимания смыслового содержания речи окружающих.

Способность подражать речевым звукам

Легко повторяет фразы короткие стихи.

Словарь. Услышанные незнакомые слова и целые фразы становятся достоянием его словаря. Появляются вопросы где? когда? почему?

Грамматика. Появляются сложные предложения. Грамматическое оформление не всегда правильное.

Пользование. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Интонация. В речи отражаются все большее разнообразие эмоций.

От   2 лет 6 месяцев до 3 лет

Понимание. Может понимать смысл речи взрослого о событиях, при котором ребенка не имел возможности учувствовать.

Способность подражать речевым звукам.

Легко воспроизводит услышанные (ранее слышанные) стихи и песенки.

Словарь. В словаре имеются все части речи (кроме причастия и деепричастия). Количество до 1200-1500 слов.

Грамматика. Говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения. Имеются аграмматизмы.

Пользование. рассказывает о виденном несколькими предложениями, хотя и отрывочными. По вопросам может передать содержание. 

Артикуляция. Произношение в основном правильное за исключением соноров и шипящих

Формирование предпосылок коммуникативной речевой деятельности

Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. выполняйте упражнения, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.

Формирование   речевой деятельности

ü  Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!

ü  Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.

ü  Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.

ü  Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.

ü  Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.

ü  Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.

ü  Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.

ü  Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

ü  Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.

ü  И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

 

 

Интернет-ресурсы:

https://shpargalum.ru/gosudarstvennyij-ekzamen-po-speczialnosti-psixologiya-lichnosti-(bakalavriat)/vozrastnaya-psixologiya/osobennosti-psixicheskogo-razvitiya-mladenczev-i-detej-rannego-vozrasta.html

https://studopedia.ru/15_112236_periodizatsiya-rechevogo-razvitiya-harakteristika-posledovatelnih-etapov-rechevogo-razvitiya-v-detskom-vozraste.html

https://logoznanie.ru/roditelyam/etapy-rechevogo-razvitiya/15-etapy-rechevogo-razvitiya.html

https://puzkarapuz.ru/content/1817

https://open-lesson.net/4349/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/10/22/diagnostika-rechevogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0006063

Поделиться
Просмотров: 949
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.