Коммуникативная психологическая игра «Путешествие на необитаемый остров»

  пн., 17.03.2014

Автор:

Кудряшова Наталья Владимировна,

педагог - психолог

МБДОУ "Детский сад №1 "Колокольчик"

г. Ханты-Мансийска

Цель –  сплочение педагогического коллектива

Задачи:

- развитие навыков эффективного общения и умений действовать сообща;

- осознание участниками своих целей и ценностей;

-проявление социометрической структуры группы и социальных позиций ее членов;

- снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов;

- улучшение эмоционального состояния педагогов.

Продолжительность игры: 120 - 150 минут

Оборудование: ватман, цветные карандаши, краски, музыкальное сопровождение: шум моря, релаксационная музыка.

ХОД ИГРЫ:

1. Приветствие

Игра «Давайте поздороваемся».

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечами;

3 хлопка – здороваемся спинами.

Опрос самочувствия

2. Создание игровой ситуации.

Некое туристическое агентство предложило  вашей группе сменить обстановку и отправиться в захватывающее путешествие на один из предлагаемых агентством островов  по вашему выбору. Насколько это путешествие будет захватывающим и чем оно закончится также зависит от вас. Агентство гарантирует вам только доставку на выбранный остров и, спустя месяц, возвращение обратно.

КАРТА ОСТРОВОВ

Итак, вашему вниманию представлены:

Остров Один – Ок

Климат: умеренный.

Условия проживания: отдельный уютный домик.

Местные жители: отсутствуют.

Особенности: средства связи (телефон, телевизор, радио, Интернет, почтовые голуби и т.д.) на острове отсутствуют.

Девиз: «Вы – и больше никого!»

Остров Мечталия

Климат: мягкий, теплый.

Условия проживания:  уютный коттедж в прекрасной местности.

Местные жители: добрые, милые, симпатичные люди.

Особенности: на этом острове ваши мечты имеют привычку сбываться.

Девиз: «Все к вашим услугам!»

Остров Дикорост

Климат: умеренный, ближе к теплому.

Условия проживания:  дикая природа

Местные жители: пара племен местных туземцев (на юге и на севере острова).

Особенности: горячие источники, богатый животный и растительный мир, очень теплая вода.

Девиз: «Станьте последним героем!

     

Как видите, здесь есть острова на любой вкус, и все они замечательные и интересные. Но присмотритесь, прислушайтесь…

Возможно, в этой рекламе есть не только прямой, но и скрытый смысл. Думаю, люди обладающие интуицией и проницательностью, смогут вовремя заметить подвох и изменить решение.

Обратная сторона рекламы:

Между прочим у острова Один - Ок очень неудобное побережье: приплыть или отплыть можно только во время прилива. Кстати, несмотря на комфорт и уединение, еще никто не выдержал на острове дольше трех дней. А вы – выдержите?  

Возможности острова Мечталии не безграничны. Здесь сбываются все желания, кроме одного: чтобы все жители были счастливы одновременно. Ведь не все чужие желания могут быть вам по душе. Но они также сбываются! Остров двадцать девять раз был на грани уничтожения. Догадываетесь почему?

Между прочим на острове  Дикорост всем хорошо! И туристам, и туземцам, и комарам, и хищникам. Значит, вам придется с ними уживаться. Сможете? Да, там нет гостиниц, абсолютная дикая природа.

Итак, выбор сделан и прекрасное парусное судно ожидает нас, покачиваясь на мягких волнах. Мы поднимаемся по трапу, подгоняемые криками чаек и ласковым ветерком.

3. Упражнение «Качества»

         Итак, раз мы будем членами одного экипажа, то перед отплытием  нам необходимо узнать, кто чем может быть полезен в предстоящем плавании… Сейчас каждый по очереди встанет, назовет имя того, кого берет с собой на корабль, и назовет три качества, т.е. за что он берет его с собой. Затем проходит на корабль, тот, кого назвали, называет следующего и т.д.

4.Релаксационное упражнение «Спокойное место для размышлений»

Волшебное море, море необыкновенное. Оно обладает даром предвидения. Теперь я хочу, чтобы вы некоторое время поразмышляли и придумали вопрос, на который вам очень хочется узнать ответ.

У всех есть такие вопросы? Кто уже придумал такой вопрос, поднимите руку. Я хочу показать вам, каким образом вы сами с помощью Волшебного моря сможете ответить, полностью или частично, на свой вопрос.

Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия — такое место в душе, где тихо и спокойно.

Если вы хорошенько прислушаетесь, то можете услышать, как волны мягко накатываются на берег. Быть может, сначала шум моря слышится где-то далеко, однако постепенно шорох накатывающейся на берег волны становится все громче и громче. Затем волна откатывается обратно... Потом снова бросается на берег и снова отступает...

Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать ваш ум спокойным и ясным.

Солнце клонится к закату и окрашивает небо в золотые, красные, розовые и сиреневые тона. Вы чувствуете тепло вечернего солнца всей своей кожей и, бросая взгляд на воду, видите играющие на волнах блики.

Наберите всей грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя высоко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая во встречном потоке воздуха. Вы чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно.

Воспользуемся спокойствием и тишиной моря, чтобы задать себе важный вопрос. Найдите для своего вопроса простые и ясные слова. И пока вы будете тихо произносить свой вопрос, смотрите в морскую даль и будьте готовы к тому, что море даст какой-нибудь ответ.

Возможно, вы услышите этот ответ сквозь шум прибоя... Возможно, море покажет какую-нибудь картину, какой-то образ... Возможно, каждый из вас ощутит в себе какое-то чувство, которое поможет найти правильный ответ... Может быть и так, что море просто подскажет новые слова, чтобы вы смогли четко и ясно сформулировать свой вопрос

(пауза 30 секунд).

В любом случае теперь вы знакомы с этим тихим и спокойным местом в глубине души. И вы можете возвращаться сюда в любое время, когда захотите обдумать что-то важное.

Сейчас надо попрощаться с этим местом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежими и бодрыми.

 Между тем погода на море поменялась. Небо заволокли серые свинцовые тучи, поднялся резкий холодный ветер. Вспышки молнии озарили небосвод, раскаты грома потрясают наше суденышко. Спустилась непроглядная тьма.

Вы вдруг услышали стук.

Капитан сообщает вам, что произошла авария, корабль может продержаться на воде только два часа, но если начнется шторм, он перевернется раньше. 

5.Игра-дискуссия «Кораблекрушение».

Ваша лодка терпит кораблекрушение. У вас есть возможность спастись, на корабле оказалось несколько надувных лодок, но поместиться могут только три(4) человека. Шансы у всех разные. Первые три человека имеют 100%, вторые – 50%, третьи – 20%,  у всех остальных шансы на спасение уменьшаются. На лодке имеется пистолет с одним патроном.

  1. У каждого из вас есть 3 минуты, для того, чтобы составить индивидуальный план по спасению экипажа. Переговариваться и смотреть в чужой список нельзя. Время пошло.
  2. Теперь у вас есть 10 минут (если группа работает давно, то можно сократить время до 7-6 минут), чтобы спасти экипаж. Вам необходимо, проанализировав все варианты списков составить один, или принять чей-то за программу действий и начать план эвакуации.
  3. Решение должно быть принято единогласно. Если кто-то не согласен, то необходимо найти выход из ситуации или убедить в своей правоте.
  4. Тот, кто покидает круг, считается спасенным и не имеет право участвовать в дальнейшем обсуждении.

Примечание: если по окончании времени, в кругу остаются люди, то вы им сообщаете, что они погибли. Во время обсуждения стоит обратить внимание на то, чем руководствовались ребята при составлении списков, какие критерии использовали, какова была стратегия выработки общего решения, трудно ли брать на себя ответственность за жизнь или смерть другого человека?

Итак, вы теперь оказались в маленьких надувных лодках.  И вот вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, во всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не ненужных вещей - и доплыть до острова.

Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих островах, а сколько там жить никто не знает. Не выкинете ничего – утоните в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь – погибните.

Задание 1: перед вами список вещей, находящихся в лодке (приложение 1), необходимо оставить предметы не больше 90 кг. Что бы вы выкинули за борт?

Каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, то решение не принимается. При этом не тяните, можете погибнуть, у вас всего 5 минут.

Затем один из членов команды должен зачитать  список и доказать почему это они оставили.

Самыми необходимыми предметами являются те, которые служат для привлечения внимания и помогают выжить до прибытия помощи. Средства навигации в этих условиях имеют второстепенное значение, т.к. знание места кораблекрушения не может улучшить положение потерпевших.

Следовательно, самыми важными являются:

 - зеркало  (для сигнализации воздушным и морским спасателям)

-ракетница с сигнальными ракетами;

 - канистра с питьевой водой;

-медицинский спирт; (для дезинфекции и профилактики возможных болезней).

- винтовка с запасом патронов.

Р.S.  Приведенная классификация является приблизительной и допускает изменения при   условии достаточной аргументации.

И, наконец-то, мы оказались на острове, но какой он? Что же нас ждет впереди?

Задание 2:  Выборы вождя.

Необходимо решить, такой серьезный вопрос, как выборы вождя. Кто, на ваш взгляд, лучше всех справится с ролью вождя? Кого   бы вы хотели видеть в роли  вождя? Задумайтесь над этим.

 А теперь на счет «три» каждый покажет пальцем на того человека, которому он мог бы доверить свою судьбу. Это может быть и он сам.

 На счет «три» все выбрасывают пальцы в сторону самого достойного.

Задание 3:

Ваша задача – создать для себя условия, в которых Вы могли выжить. Вы должны освоить остров, организовать хозяйство. И придумать 5 основных правил проживания.

У вас на все 15 минут.

(рисование на ватмане)

Защита своего проекта вождями.

Задание 4: (для острова Дикороста)

Недалеко от вашего лагеря стали появляться туземцы. Они вооружены и, кажется, относятся к вам очень настороженно. А может и враждебно. При  этом никаким другим языком, кроме собственного, они не владеют.

Придумайте условные обозначения для письма, продумайте процедуру знакомства.

Задание 5 (для острова  Мечталия)

Ваши соседи каждую  ночь устраивают шумные праздники с песнями, с плясками. Они и вас приглашают каждый вечер, но после дневных работ (добычи еды, устройства жилья) у вас уже нет сил. Отдохнуть бы! Но за  окном опять грохот барабанов  и оглушительная музыка. Отказать им и не прийти смертельная обида….

Задание 6 (для острова Один-Ок)

         Вы посетили традиционный туземный карнавал и победили в конкурсе на лучший костюм! Но теперь, по обычаям острова, вам надо целую неделю носить его каждый день. Туземцы рады за вас! А вот вам уже жмут карнавальные туфли, и голова под маской начинает болеть….

Задание 7: Вы увидели корабль и должны дать сигнал, но нет ракетницы. Как вы поступите?

Ура вы наконец-то спасены!!!

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Игра проходит следующим образом: вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает. Он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.

Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбрать еще одного. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Рефлексия педагогами

Резюме ведущего

Сегодня вы узнали что-то новое о своих коллегах, вы почувствовали обратную связь от своих коллег, сегодня вы были одной командой, вспоминайте об этом в трудную минуту и смело обращайтесь за помощью друг другу, взаимопомощь в нашем совместном деле необходима.

Прощание

Общее объятие, с покачиванием.

Список литературы:

 

1.Громова Т. «Незаконченный сценарий для свободного плавания» - Метод в теории и на практике. / «Школьный психолог» - №23 июнь 2004 г.

2.Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.

3.Саканова И.Н. Социальный педагог МОУ "Еласовская средняя общеобразовательная школа" Горномарийского района Республики Марий Эл. http://elasy-rme.narod.ru/work/sakanova/index.html

4. Образцова Т. "Психологические игры для детей". Часть 1/ Образцова Т.Н.; Лада, 2010 г.

 

Приложение 1

 

 1             Канат                                                                                  50 м

 2             Аптечка с медикаментами                                                      5 кг

 3             Компас гидравлический                                                         6 кг

 4             Консервы мясные и рыбные                                                  20 кг

 5             Секстант для определения местонахождения по звёздам          5 кг

 6             Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов             25 кг

 7             Шоколад                                                                             20 кг

 8             Спальные мешки (по 1 на каждого члена экипажа)                10 кг

 9             Ракетница с комплектом сигнальных ракет                            8 кг

 10           Палатка 10 - местная                                                            20 кг

 11           Баллон с кислородом                                                             50 кг

 12            Комплект географических карт                                             25 кг

 13           Канистра с питьевой водой                                                    20 л

 14           Собака                                                                                55 кг

 15           Лодка резиновая надувная                                                     25 кг

16.          Туалетное зеркало, шило, мыло                                               3кг.

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002448

Штрих код (№ квитанции) 62502671067394  Дата отправки 19 марта 2014 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 2
Аяна 27.11.2015 13:56 #
спасибо очень интересно
Анна 08.04.2016 22:17 #
интересно, надо провести
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 18158
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.