Ранняя профориентация, как компонент социально-коммуникативного развития дошкольников (произвольность)

  сб., 11.02.2023

Автор-составитель:

Нигматуллина Светлана Марсельевна

заместитель заведующего

МБДОУ "Светлячок" ЯНАО, город Губкинский

За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми.

Исследования многих отечественных психологов (Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной и др.) указывают на то, что в этот период происходит интенсивное развитие мотивационной сферы личности. Именно это главное новообразование является основой формирования мотивов, связанных с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением и желанием быть похожим на них. Следовательно, интерес к содержанию и процессу новых видов социально-коммуникативной деятельности, в том числе и трудовой, становится для ребенка наиболее значимым.

Мы с вами знаем, что в старшем дошкольном возрасте у детей формируется  произвольность поведения, это один из основных целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного детства. Однако педагогическая практика показывает, что очень часто трудности в обучении первоклассников связаны с тем, что дети не могут постоянно удерживать себя в определённом состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

Эти причины ведут к ПРОБЕЛАМ в знаниях и не усвоению школьной программы. Даже, казалось бы,  дети с хорошими интеллектуальными  способностями зачастую начинают демонстрировать весьма ПОСРЕДОВАННЫЕ достижения в учебе, т.к.  имеют низкий уровень развития произвольности.

Произвольность формируется через развитие психических процессов головного мозга и социально-коммуникативных предпосылок поведения. Основным показателем произвольности поведения становится осознанность действий.

Произвольность что это? Это способность человека управлять собственным поведением, действовать осознанно и целенаправленно, самостоятельно планировать собственную деятельность и контролировать ее.

СВОЕВРЕМЕННОЕ формирование произвольности необходимо не только для учебы, но и для успешной адаптации  в социуме, потому что в обществе существуют негласные социальные правила, нарушение которых приводит к неприятию в нем. Поэтому уже с дошкольного возраста, необходимо уметь контролировать и направлять свои поступки согласно нормам морали в обществе.

Да, ранняя профориентация в дошкольном образовании формирует у ребенка предпосылки выбора будущей профессии, но при этом одномоментно  формирует у него ценностно-смысловые компетенции, которые запускают механизм, обеспечивающий успешное вхождение в социум.

(Слайд 4) Cмирнова Елена Олеговна - отечественный специалист по возрастной психолoгии, говорит нам о том, что существуют традиционные рекомендации для взрослых по формированию у детей дошкольного возраста  предпосылки произвольности, но при этом как это сделать, какие приемы использовать научная педагогика  не поясняет.

 Елена Олеговна  доказывает в своем научном труде  «Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах», эффективность игры с правилами в формировании произвольности у дошкольников.

Решение использовать этот прием в локациях нашего центра пришло само собой. Применяемые в нашем детском саду принципы М.Монтессори - свобода выбора, вера в естественные силы развития (сенситивные периоды), заложенные в ребенке, определили начало старта деятельности детей.  

Каким же образом происходит процесс формирования произвольности в центре ранней профориентации?

В действительности ребенок, начиная свою деятельность в центре, «продолжает играть», но только «по-взрослому». Он примеряет на себя роль мастера определённой профессии. Игра становится «Настоящей», потому что ребенок получает конечный продукт.

В локациях соблюдение правил - основа безопасной деятельности, ребенок это хорошо понимает и принимает.  Взрослый в этом случае может выступать и как участник процесса, и как организатор.

    Для формирования произвольности во время работы в локациях, педагоги используют разнообразные средства:

ü  Непосредственно сама речь

ü  Действие по инструкции

ü  Беседы

ü  Планирование и подведение итогов дня

ü  Связь прошлых событий с будущими

ü  Деятельность как школа произвольного поведения

Специально созданная предметно-пространственная среда центра провоцирует выполнение правил. Процесс освоения правил деятельности формируется в 4-е этапа. От включения в работу эмоционального интереса - до овладения правилом действия. (слайд)

Педагог осуществляет постоянную поддержку дошкольника, стимулируя тем самым его стремление продолжить свою деятельность до получения конечного результата. 

При выборе изготавливаемого продукта педагог придерживается требований представленных ФГОС ДО:

ü  возрастных особенностей детей

ü  принцип «от простого к сложному»

ü  анализ результатов деятельности

Для того, чтобы говорить о правильности выбора приема по формированию произвольности детей через социально-коммуникативное развитие в «Школе успеха Старт», нам нужен диагностический инструмент. Универсальные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предусматривает целый блок регуляторных проявлений произвольности.

При выборе диагностического инструментария мы опирались на те качества произвольности, которые необходимы ребенку для успешного обучения в школе:

  • концентрация, устойчивость и переключаемость внимания;
  • уровень работоспособности (степень утомляемости во время работы);
  • стремление довести начатое до логического завершения (проявление силы воли);
  • умение действовать по образцу, по наглядным ориентирам в заданной последовательности (ориентировка в пространстве, соблюдение правил).

С целью выявления уровня сформированности произвольной сферы детей были использованы методики: «КОРРЕКТУРНАЯ проба» Б.Бурдона и

                                     «Полянки»  Л.А. Венгера и Р.И. Бардиной.

В начале учебного года мы провели первичную диагностику 55-ти «подготовишек», с целью определения уровня сформированности произвольности наших воспитанников. При этом мы понимали, что произвольность находится на стадии становления.  

Методика «КОРРЕКТУРНАЯ проба» позволяет оценить уровень концентрации ребенка, его внимательность, усидчивость, способность быстро выполнять письменные задания.

 При выполнении заданий ребенок действует, ориентируясь на наглядный или вербальный образец, что позволяет наблюдать умения  ребенка действовать по образцу и соблюдать правила.

Методика «Полянки» определяет уровень сформированности наглядно-образного мышления, умение действовать по наглядным ориентирам в заданной последовательности.

Полученные данные по методикам мы разделили на уровни развития произвольности: низкий, средний, высокий.  Представили их  в виде диаграмм, которые вы видите на слайдах.

Для того, чтобы повысить уровень произвольности наших воспитанников, используя центр ранней профориентации, мы изучили предложенные современные инновационные технологии. Выбрали на наш взгляд технологии  мотивирующие детей на деятельность.

 Это технология «веб-квест» и технологии предложенные Гришаевой Натальей Петровной: «Гостевой день» и «Рефлексивный круг». Работу по ним сейчас активно применяют в своей работе все педагоги -  как в центре, так и в группе.

Поиск мотивации деятельности детей в центре ранней профориентации привел педагогов к разработке интегрированного проекта «Финансист детского сада».

В этом году мы его начали внедрять в работу. Юные финансисты по договоренности посещают любую локацию центра, выполняют определенные расчеты, которые необходимы «мастерам» данной локации в работе. Проект позволяет расширить круг компетенций юных финансистов, мотивирует их деятельность, формирует самоконтроль.

Резюмируя свое выступление, хочу отметить, что в настоящее время пройден первый этап работы; освоены основные технологии социализации и коммуникации дошкольников, создан коллектив единомышленников из родителей и педагогов.

Итак: дошкольное детство является важным временем для создания базы произвольности. Нужно понимать, что формирование волевых качеств осуществляется в разноплановой, систематической деятельности. Эта деятельность имеет разные названия – игра, общение, воспитание, обучение, в том числе ранняя профориентация.

Формирование произвольности, является неотъемлемой частью социально-коммуникативного развития через раннюю профориентацию дошкольника.

Литература:

Антонова, М. В. Ранняя профориентация как элемент социально коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Антонова // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — № 2. — С. 93–96.

Выготский, Л. С. Психология развития человека. [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Смысл; Эксмо, 2004. –1136 с.

Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. — М., 1998. — 156 с.

Комарова, Т. С. Информационно — коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. С. Комарова. — МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 170 с.

Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно- методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во Николаев, 2004.

Корнилова М. Н., Николаева А. В. Изучение проблемы ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста// Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 4–1. — С. 87–90;URL: https://science- pedagogy.ru/ru/article/view?id=2070 (дата обращения: 24.12.2020).

Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: система работы с детьми 3–7 лет [Текст] / Л. В. Куцакова. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 127 с.

Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей [Текст] / Т. А. Шорыгина. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — С. 54–56. 30.

Хаймовская Н. А., Бочарова А. Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. C. 105–113.

Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие — Самара: Изд-во ЦПО, 2013. — 45 с. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) — Пятое издание. — Project Management Institute, Inc., 2013.

Интернет-ресурсы:

Понимание специфики ранней профориентации / С. П. Разумовская, А. В. Скрипникова, Е. Е. Шатохина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97179/

https://edu54.ru/upload/iblock/b57/Sidorova.pdf

https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2022/11/09/model-formirovaniya-predposylok-professionalnogo

https://infourok.ru/innovacionnie-pedagogicheskie-tehnologii-v-socializacii-detey-rannego-vozrasta-3616325.html

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/03/23/formirovanie-proizvolnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

http://dou9.edunoskol.ru/images/Poditeli/psixolog/povedenie.pdf

http://dou-raduga.minobr63.ru/?page_id=11893

 

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010177

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 654
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.