«Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» Семинар-практикум в форме игры «Брейн–ринг»

  пт., 17.04.2020

Составители:

Кренева Светлана Юрьевна,учитель-логопед

Лучинина Регина Азатовна, учитель-логопед

МАДОУ детский сад №162 города Тюмени

Семинар-практикум «Дидактическая игра, как средство развития речи

детей дошкольного возраста»

Цель:

  1. Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
  2. Поделиться с педагогами своими разработками по данной теме.

Участники: педагоги

Форма проведения: игра «Брейн–ринг»

семинар презентация.pptx (2.74 МБ)

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые коллеги! Нам очень приятно видеть всех вас сегодня. Семинар хочется начать с таких слов:

«Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний»

К. Д. Ушинский.

Родное слово знакомит ребенка с природой, с характером людей, с обществом. Поэтому так важно знакомить ребенка с родным словом, развивать его речь.

Тема нашего семинара «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания по данной теме, продемонстрировать ваши многочисленные таланты.

Для начала проведем «Круг радости» с секретом. На полу по кругу расположены разноцветные круги (по количеству участников). Воспитатели становятся рядом с кругом.

–Возьмите каждый по 1 кругу, переверните его, и вы увидите этот секрет –вы поймете, как вам нужно поприветствовать друг друга (у кого-то нарисована улыбка – улыбнуться тому, кто стоит справа; у кого нарисована ладошка – пожать руку; у кого нарисовано сердечко – обнять.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья

Прошу отвечать громко «нет» или «да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на семинар вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ, детей вы любите? Да или нет? (да!)

Чтоб деткам своим во всем помогать вы новое что–то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет, мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух игры нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда вас прошу нам  во всем помогать, приветствие кончилось, можно начать! (участники садятся за столы)[2]

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. В ФГОС одними из образовательных областей выделяются: социально-коммуникативное развитие, включающее развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, а также речевое развитие, предполагающее развитие всех сторон речи:

•          Формирование словаря

•          Звуковая культура речи

•          Грамматический строй

•          Связная речь

 Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.[1]

Предлагаем вспомнить и освежить теоретические знания о развитии речи через викторину

«Что я знаю….»

На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай! (за правильный ответ педагог получает фишку)

  • Назовите виды речи (устная и письменная)
  • Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)
  • Назовите ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
  • Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (предложение)
  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, творческое рассказывание и рассказывание из опыта.)
  • Все слова языка (лексика)
  • Какой главный орган артикуляции у человека? (язык)
  • Слова, одной и той же части речи, имеющие противоположные значения (антонимы)
  • Слова одной и той же части речи одинаково звучащие, но различные по значению (омонимы)
  • Раздел науки изучающий звуки речи (фонетика)
  • Слова, разные по звучанию, но близкие по значению (синонимы)
  • Письменное или устное изложение своими словами чего-л. прочитанного или услышанного (пересказ)
  • Звук и буква – в чем отличие?
  • Какой вид деятельности детей является основным в дошкольном возрасте?(игра)

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.Какие виды игр вы знаете?(ответы педагогов)

- сюжетно-ролевые:

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.

Итог: подсчёт фишек

Все игры содержат в себе большие возможности в развитии, обучении и воспитании дошкольников.

А более подробно о дидактической игре поможет вспомнить игра конструктор.

Предлагаем вспомнить:

Дидактическая игра

— это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Виды дидактических игр

• игры с предметами;

• настольно-печатные;

• словесные.

Структура дидактической игры:

(расставить по порядку)

 

1. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду.

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

4. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

5. Подведение итогов - проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей, достижения каждого ребенка.

Методика организации дидактических:

  1. Подготовка
  2. Проведение.
  3. Анализ.

Вывод: Дидактическая игра может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Ребенок осваивает речь, начиная со звукового строя языка, поэтому не менее важно развивать фонематический слух у ребенка.

Для малышей предлагаем поиграть в игру«Вертись, крутись, на бочок ложись»

(демонстрация кубика)На гранях кубика (размером 10–15 см) наклеены картинки: малышка Аленушка, паровоз, пароход, жеребенок и др.

«Вертись, крутись, на бочок ложись»– проговаривают дети, в то время как воспитатель переворачивает куб с грани на грань. Вниманию детей предлагается одна из картинок, а малыши хором или индивидуально исполняют соответствующую песенку (если на картинке самолет – дети произносят в-в-в; водопроводный кран – с-с-с ; комар – з-з-з). Грани куба заполняются картинками постепенно, по мере знакомства детей с новыми звуками. К концу года  используются (поочередно) 2–3 кубика.

Игра «Песня-песенка»(педагоги выходят и разбирают игрушки-персонажи.Проигрываем)

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, по­буждать детей произносить звуки и звукосочетания по подра­жанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягуш­ку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.

Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.

- Теперь ты, петушок, пой!

- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.

- Ты спой, Мурка!

- Мяу, мяу, - спела кошка.

- Твоя очередь, уточка!

- Кря-кря-кря, - затянула утка.

- И ты. Мишка!

- Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.

- Ты, лягушка, спой!

- Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.

- А ты, кукла, что споешь?

- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!

Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звуко­подражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.[3]

Динамическая пауза. Игра «Насос и мяч»

Одна команда – «насосы», другая – «мячи». «Мячи» стоят, обмякнув всем телом, ноги согнуты, руки и шея расслаблены, корпус немного наклонен вперед, голова опущена (наши мячи еще не наполнены воздухом). «Насосы» активно надувают «мячи», произнося с- с-с-с-с Начали! «Мячи» надули, но если шланг «насоса» выдергивается, то из «мяча» с сильным шипением выходит воздух ш- ш-ш –ш –ш. А сейчас меняемся ролями.

Игра «Что можно купить?»   (Проигрываем. 1- команда отправляется в отдел игрушек, 2-продуктовый,3-мебельный, 4-школьных  принадлежностей)

Отправляемся в магазин. Что можно купить?

Задание: назвать продукты, названия которых начиналось бы на звуки «Л», «Р», «П», «Б».[3]

Игра «Что звучит?»(слайд)

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

ИграИгра «Замени звук»(слайд)                                                                                                                               

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Ход игры:Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).[3]

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

«Третий лишний»(слайд)                                                                                                                               

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

Вывод:Данные игры способствуют развитию звуковой культуры речи детей, развивают речевой слух, речевую активность, побуждают детей произносить звуки, звукосочетания. Развивают умение слышать и определять заданный звук в потоке речи, т.е. развивают фонематический слух.

Следующая серия игр на активизацию словаря и развитие грамматического строя речи.

Игра «Подскажи слово»(с места)

Участники становятся в круг ведущий бросает мяч и говорит фразу, участник, возвращая мяч говорит нужное слово:

  • У голубя перья, а у лисы …
  • Цыпленок желтый, а курица….
  • У кошки котята, а у слонихи …
  • У ребенка рука, а у куклы…
  • Сокол летает, а страус…
  • У белки дупло, а лисы…
  • У лошади хвост лошадиный, а у собаки…
  • Соль в солонке, а масло…
  • Кошка мяукает, а воробей…
  • У зайчихи зайчонок, а у индейки…

Игра «Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

  • Отгадай предмет по названию его частей.
  • Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
  • Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
  • Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
  • Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
  • Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
  • Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
  • Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
  • Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
  • Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
  • Пол, стены, потолок (комната).
  • Подоконник, рама, стекло (окно).

У дошкольников тяжело идёт процесс словообразования.Следующие игры направлены на решение данной проблемы.

Игра «Магазин посуды»(проигрываем)

Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания.

Материал: Игрушечная или настоящая посуда.

Ход игры:Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница.

Посуда для салата — салатница;

посуда для хлеба — хлебница;

посуда для молока — молочник;

посуда для масла — маслёнка;

посуда для конфет — конфетница;

посуда для сухарей — сухарница;

посуда для соли — солонка;

посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

На следующем этапе игру можно усложнить, использовать предлоги.

Игра «Куда положим»

Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.

Ход игры:

Хлеб кладут в … хлебницу.

Мыло кладут в … .мыльницу.

Масло кладут в …

Сахар насыпают в …

Салфетки ставят в …

Масло кладут в …

Игра «Чьё, чьё? – Моё»(слайд)

Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.

Материал: Мешочек с детскими вещами и игрушками.

Ход игры:Воспитатель показывает детям мешочек с детскими вещами и игрушками и говорит.

- Это сорока – воровка насобирала разных вещей в нашей группе, которые плохо лежали. Смеётся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё! Давайте рассмотрим что чьё?

Это что? (Туфля). Чья туфля? И т.д. (чья, чьё, чьи, чей).

Хозяин получает вещь и убирает на место.[3]

Игра «Скажи ласково»(слайд)

Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции. 

Материал: Мяч.

Ход игры:Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.

Стол - столик, ключ - ключик.

Шапка - шапочка, белка - белочка. 

Книга - книжечка, ложка - ложечка. 

Голова - головка, картина - картинка. 

Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце. 

Кукла - куколка, свекла - свеколка. 

Коса - косичка, вода - водичка. 

Жук - жучок, дуб - дубок. 

Вишня - вишенка, башня - башенка.

Платье - платьице, кресло - креслице.

Перо - перышко, стекло - стеклышко.

Часы - часики, трусы - трусики. 

Можно использовать   всем известные игры :

«Один много»,«Карлики великаны», игры с предлогами.

Вывод:представленные игры направлены на обогащение словаря, его активизацию, способствуют развитию умения согласовывать слова, знакомят с разными способами словообразования, учат правильно употреблять предложно-падежные конструкции, т.е. совершенствуют грамматический строй речи.

Важной задачей в дошкольном  детстве является развития связной речи. При выпуске в школу ребенок должен достаточно хорошо овладеть устной речью, выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения.

Предлагаем вашему вниманию различные виды игр и упражнений по развитию связной речи.

  • Пересказ текстов
  • Сочинение по серии сюжетных картин
  • Придумывание начала рассказа
  • Придумывание конца рассказа
  • Сочинение другого конца сказки
  • Сочинение по опорным словам
  • Сочинение описательных рассказов
  • Сочинение рассуждения( что было бы….)
  • Сочинение загадок

При составлении загадок, составлении описательных рассказов, заучивании стихотворения можно использовать приём мнемотехника(слайд)

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи

«Выгляни в окошко» (метод ассоциации). В раскрашенную рамочку – «окошко» с закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю участникам 1 команды «выглянуть в окошко» — пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за жёлтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Показываю предмет, например, стеклянный стакан. Одна команда ищет у него достоинства (чем он хорош, а другая –недостатки. Одни говорят: «Стакан красивый, на нем яркая наклейка –это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости –это хорошо. А другая команда утверждает: «Стакан хрупкий, его легко разбить –это плохо. У него нет ручки и горячий чай трудно держать –это плохо».[3]

Вывод: Эти игры развитию диалогической речи, учат участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их, описывать предмет, т.е. способствуют развитию связной речи детей.

Задание на развитие выразительной речи.

Важным этапом в структуре дидактической игры является оценка деятельности. Как вы оцениваете свою работу?

Предлагаю похвалить себя, похвалить свою команду.

Подведем итоги с помощью Метода шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ. 

 Мы организуем 4 шляпы.

Белая шляпа-Что нового вы узнали?

Черная шляпа –Минусы дидактической игры?

Жёлтая шляпа- достоинство дидактической игры?

Синяя шляпа- Что вы возьмёте в свою педагогическую копилку?

Педагог также должен развивать речь детей, включать ребенка в активную речевую деятельность, наблюдать, слышать и исправлять ошибки, давать грамотный образец речи, создавать условия для развития речи. В предметно-развивающей среде должен быть речевой уголок, который наполняется материалом, который направлен на развитие всех сторон речи.

Наше выступление хотелось бы закончить словами выдающегося педагога:

«Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Список литературы

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-refleksivnye-tehniki-v-dou.html
  3. https://infourok.ru/kartoteka-na-temuigri-po-razvitiyu-rechi-i-rechevie-uprazhneniya-1355376.html

 

«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А №  0007633 - 0007634

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5153
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.